«Царство земное – кратко и временно, а Небесное – на веки вечные»
Владимир Путятин, кандидат исторических наук, доцент кафедры истории южных и западных славян
Французский историк Ф. Мале, побывавший на территории Косово и Метохии в начале XX в., оставил следующие впечатления об увиденном: «Здесь ежегодно тысячи несчастных сербских крестьян исчезают, одни вынуждены эмигрировать, другие убиты. Здесь и в самом деле христианин чувствует, что смерть следует за ним по пятам. Это как какой-то уголок конголийского леса или кусок Средневековья, перенесенный в нашу Европу и забытый в нашем XX веке». Поразительно созвучны эти слова тому, что происходит в сербском крае и сегодня.
Сербский народ, прошедший тяжелейшую череду испытаний в XX в.: Балканские войны, Первую и Вторую мировую войну, кровавые межэтнические конфликты периода распада Югославии, вновь де факто утратил не только колыбель своего государства, но и как говорил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II о Косово и Метохии «отеческую святыню, землю, с рассыпанными по ней древними православными храмами и монастырями, имеющими непреходящее духовное и культурное значение». Всего на относительно небольшой территории было построено более тысячи православных храмов и монастырей, из которых церковь Богородицы Левишской, Грачаница, монастырь Печского патриархата и Высокие Дечаны входят в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО. Отдельно стоит сказать о последней обители и ее братии, широко празднующей 24 ноября день памяти великомученика короля Стефана Дечанского. Каждый год, несмотря на враждебное окружение, монастырь посещает несколько тысяч паломников из Боснии и Герцеговины, Македонии, Греции, Черногории и России. Это внимание неслучайно, поскольку Дечаны и его братия стали настоящим символом оплота Православия на протяжении нескольких столетий самых бурных исторических событий. Уместно вспомнить следующие слова святителя Николая (Велимировича): «Из Церкви, как из родника, источилась река истории сербской – иногда прозрачная, а иногда и кровавая, но всегда – глубокая».
Сам ктитор монастыря так и не дожил до времени окончания строительства храма в 1335 г., но его нетленные, святые мощи были перезахоронены и выставлены в киоте, и не только сербы, но и албанцы получили от них исцеление. В ночь перед битвой на Косовом поле 1389 г. князю (царю) Лазарю явился ангел и спросил об его выборе, на что князь ответил: «Царство земное – кратко и временно, а Небесное – на веки вечные». Сербы в ожесточенной битве потерпели поражение, а турки ворвались в Дечаны и разрушили иконостас. Окончательно под властью Османской имприи монастырь оказался после 1455 г., ему были предоставлены некоторые привилегии, но и они не могли защитить монахов от постоянный грабежей. Большим ударом для Косово и Метохии стало переселение многих сербов в пределы Габсбургской империи в конце XVII в., земли во многом опустели, а многие принимали ислам. Во второй половине XVIII в. в церкви проживал всего лишь один монах, а монастырь находился в разорении. Но обитель постепенно возрождалась. После первого сербского восстания сербские князья стали направлять средства на обновление монастыря. В 1862 г. в России было отлито 5 колоколов, переданных в дар Дечанам. К тому времени вблизи проживало лишь небольшое число православных сербов, а вокруг становилось все больше албанцев, нападавших и грабивших не только монахов, но и паломников, направлявшихся в Дечаны. Несмотря на непростую ситуациию русский консул Ястребов называл монастырь «сердцем Старой Сербии, задававшим направление как ее моральной, так и всей церковно-исторической жизни».
В 1878 г. албанцы создали Призренскую лигу с целью борьбы за независимую Албанию, что вызвало новую волну нападений на сербских жителей и братию монастыря (несколько монахов погибли). В 1902 г. Рашско-Призренский епископ Никифор обратился за помощью к братской Русской Православной Церкви с целью возрождения обители, претерпевавшей лишения и находившейся во враждебном окружении. На следующий год в монастырь прибыли русские монахи во главе с иеросхимонахом Кириллом (Абрамовым). Благодаря им духовная жизнь получила новый импульс: проводились ежедневные богослужения, была открыта больница и школа для местных детей. Тяжелой страницей в истории обители стало время Первой мировой войны, когда болгарские солдаты попытались увезти драгоценности и мощи св. Стефана Дечанского, но обоз так и не смог покинуть монастырские земли, и по промыслу Божию, они вернули их в храм. Духовная жизнь здесь возобновилась в 1918 г., церковь и постройки находились в страшном запустении. После Второй мировой войны и прихода к власти коммунистов последовала аграрная реформа, у монастыря конфисковали обширные землевладения, а в 1949 г. обитель была подожжена. В 1957 г. случилось знаковое событие для Сербской Православной Церкви, когда Священный Синод избрал Павла (Стойчевича) епископом Рашко-Призренским. Будущий Патриарх в течение долгих 33 лет на себе испытывал каждодневное давление и притеснением со стороны албанцев вместе со своей паствой, пытался вразумить равнодушные власти, и остановить сербов, покидающих родную землю. Однако это стало лишь началом дальнейших испытаний для Сербской церкви. В 90-е гг. Югославию потрясли кровавые межэтнические и религиозные конфликты. Не обошло это и косовскую землю, албанцы с оружием в руках стали бороться за отделение от Югославии и Сербии. Сербское население из-за постоянных угроз и расправ покидало край, в этих обстоятельствах Сербская Церковь стремилась всячески помочь и сберечь свою паству, так сербы стали селиться близ Дечан. После бомбардировок Югославии в 1999 г., Дечаны вновь стали охранять итальянцы из сил КФОР (во время Второй мировой войны монастырь входил в итальянскую зону оккупации). Однако даже это не останавливало албанцев: в 2002, 2004 и 2007 гг. монастырь обстреливался из гранатомета.
17 марта 2004 г. по всей территории Косово и Метохии прошли многочисленные и хорошо организованные нападения на сербов. В результате погрома 19 человек погибло, более 140 получили ранение, несколько тысяч сербов бежали из своих разрушенных домов. Также были осквернены, уничтожены или сожжены 35 храмов и монастырей. И все это происходило подчас при безучастных взглядах военнослужащих КФОР, призванных в край для обеспечения безопасности и сохранения мира на многострадальной земле.
В 2008 г. албанцы провозгласили независимость Косово, которую до сих пор не признали Россия, Китай и многие другие страны. Вот какими словами на это решение ответил Сербский Патриарх Павел в своем Пасхальном послании 2008 г.: «Сильные мира сего <…> хотят коллективно казнить православный сербский народ, хотят его сломить и стереть, чтобы сделать из него безликую массу, чтобы вырвать из недр его сердце... Покоряясь Христовой воле, мы свидетельствуем об их беззаконии, их лицемерии, напоминающих нам о том, как Пилат умыл руки, бывшие в крови Праведника».
Давление на местных сербов после этого лишь усилилось. Постепенно международные организации стали уходить из Косово, так с 2013 г. Дечаны остались единственным сербским монастырем, находящимся под охраной международного контингента КФОР. В 2020 г. в сербских СМИ появилась печальная новость о том, что скончался последний серб, живший в с. Дечаны. Несмотря на все гонения и притеснения сербы на Косово и Метохии своей жизнь словно подтверждают слова митрополита Волоколамского Илариона, обращенные к ним: «Не покидайте эту землю! До тех пор, пока вы здесь остаетесь, будет сохраняться на этой многострадальной земле православная вера, а Господь будет обильно вознаграждать вас Своею благодатью».