Митрополит Иларион: важно, чтобы межэтнический конфликт не превращался в межрелигиозный
16 октября 2021 года в передаче «Церковь и мир», выходящей на канале «Россия 24» по субботам и воскресеньям, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион ответил на вопросы ведущей Екатерины Грачевой и телезрителей.
Е. Грачева: Это время вопросов программы «Церковь и мир» на телеканале «Россия 24», которые мы каждую неделю адресуем председателю Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополиту Волоколамскому Илариону. Здравствуйте, владыка!
Митрополит Иларион: Здравствуйте, Екатерина! Здравствуйте, дорогие братья и сестры!
Е. Грачева: На днях завершилась трехсторонняя встреча духовных лидеров Русской Православной Церкви, Армянской Апостольской Церкви и Духовного управления мусульман Кавказа. В чем смысл таких встреч? Что духовные лидеры обсуждали в этот раз? Что они могут добавить к тому, что решают политики?
Митрополит Иларион: Конфликт в Нагорном Карабахе длился более тридцати лет. До сих пор остаются нерешенные проблемы между двумя сторонами. Несмотря на то, что был подписан мирный договор и основная часть Нагорного Карабаха отошла Азербайджану, часть еще продолжает контролироваться Арменией, но на временной основе, остается целый ряд гуманитарных проблем. Самое главное, что остается – это неизжитая вражда между двумя народами, особенно в приграничных районах.
Конечно, религиозные лидеры не могут вмешиваться напрямую в решение политических проблем. На политическом уровне до сих пор существуют очень серьезные разногласия. Например, армяне говорят, что в Азербайджане остаются военнопленные, а азербайджанцы – что никаких военнопленных нет, а есть только люди, которые уже после подписания мирного договора были арестованы на азербайджанской территории.
Очень важно, во-первых, чтобы межэтнический конфликт никогда не превращался в межрелигиозный, то есть чтобы конфликт, который существовал на протяжении более тридцати лет, не привел к вражде между христианами и мусульманами. Во-вторых, важно, чтобы этот конфликт не стал причиной ненависти, эскалации недоброжелательных чувств между двумя народами, которые обречены жить рядом и строить добрососедские отношения. Вот, собственно, о чем говорили духовные лидеры.
Конечно, во многом их оценка ситуации расходится, но при посредничестве Патриарха Московского и всея Руси, как и в предыдущих случаях, когда встречались духовные лидеры, удалось достичь понимания по целому ряду проблем. Прежде всего по тем, которые были озвучены Патриархом в его заключительном слове. Есть общее понимание того, что недопустимы призывы к решению существующих проблем при помощи оружия, что необходимо изживать ненависть между двумя народами, решать гуманитарные проблемы, в том числе вопросы, связанные с обменом военнопленными.
Е. Грачева: Владыка, в начале октября Вы побывали в Ватикане, где принимали участие в экологическом совещании представителей мировых религий и ученых. Среди участников был и Патриарх Константинопольский Варфоломей. Интересно, общались ли Вы с ним лично? Что витало в воздухе в Ватикане в эти дни?
Митрополит Иларион: Какого-либо содержательного общения между мною и Патриархом Варфоломеем не было, оно и не предполагалось. Но так как мы вместе участвовали в двух организованных Папой Франциском мероприятиях, посвященных темам изменения климата и образования, то сидели через одно место [друг от друга]. В одном случае между нами сидел архиепископ Кентерберийский, а в другом – представитель иной религиозной традиции. Оба раза, приходя на заседания, мы здоровались, этим, собственно, и исчерпалось наше общение.
Если говорить о сведениях, которые стали распространять СМИ по поводу готовящейся встречи между Папой Франциском и Патриархом Кириллом, то эти сведения основаны на интервью, которое я дал в ходе пребывания в Ватикане крупнейшей итальянской газете Corriere della sera. Как всегда, мне был задан вопрос: состоится ли визит Папы в Россию и возможна ли встреча между Папой и Патриархом? Я сказал, что условия для визита Папы в Россию в настоящий момент отсутствуют. Это же не так давно заявил и государственный секретарь Ватикана Пьетро Паролин.
Между Папой и Патриархом уже состоялась встреча, с которой прошло более пяти лет – это встреча в Гаване 12 февраля 2016 года, во многих отношениях полезная и важная. Конечно, коль скоро состоялась одна встреча, то может состояться и другая, и третья. По мере необходимости лидеры христианских конфессий должны встречаться: почему Патриарх может встречаться с Армянским Патриархом, но не может, например, с Папой Римским? Но каких-либо конкретных действий по подготовке такой встречи пока не проводится. Ее дата и место не определены, тематика этой встречи пока еще находится в стадии проработки.
Е. Грачева: 4 октября Вы как раз были в этой командировке, когда по всему миру произошел сбой в работе мессенджера WhatsApp и социальных сетей Facebook и Instagram. Шесть часов специалисты IT не могли устранить неисправность. Вы заметили этот сбой? Вы вообще зависимы в своей ежедневной работе от американских социальных сетей или пользуетесь, например, Telegram? Или вообще ничем не пользуетесь?
Митрополит Иларион: Конечно, я заметил сбой, хотя лично я пользуюсь только WhatsApp, но мою страницу в Facebook, например, ведут мои сотрудники, как и мою страницу в Instagram.
Наша зависимость от социальных сетей, действительно, становится очень сильной, и это неслучайно. Я где-то читал, что в течение каждого часа, пока не работали эти социальные сети, Россия теряла по 70 миллионов рублей, а основатель Facebook Марк Цукерберг потерял по разным данным от 6-7 до 17 миллиардов долларов.
Мы все в какой-то степени сейчас зависим от американских социальных сетей, потому что очень многие коммуникации осуществляются при их посредстве. Я вспоминаю времена, когда для того, чтобы позвонить по телефону внутри города, не требовалось никаких денег, а любой междугородний, тем более международный звонок должен был оплачиваться. Такие звонки стоили очень дорого. Поэтому люди, которые жили в разных городах, а тем более в разных странах, общались крайне редко.
Уже буквально на моих глазах произошла очередная информационная революция: появились мессенджеры, которые позволяют людям общаться бесплатно. Конечно, очень многие люди, миллионы и миллиарды человек, «подсели» на эти мессенджеры. Соответственно, если происходит какой-то сбой, то он касается всех людей, которые подключены к этим средствам коммуникации.
Мне думается, какого-то однозначного решения этой проблемы на сегодня нет, но многие люди стараются пользоваться по крайней мере несколькими мессенджерами, которые подключены к разным системам. В случае сбоя одной системы они временно переходят на другую.
Е. Грачева: В России произошло грандиозное событие, по крайней мере, так его окрестили многие журналисты: в Санкт-Петербурге впервые за 120 лет венчался член императорской семьи Романовых великий князь Георгий Михайлович, которого некоторые монархисты считают прямым наследником российского престола. Как Русская Православная Церковь комментирует это событие?
Митрополит Иларион: Комментарий Церкви к этому событию вполне созвучен тому, что сказал пресс-секретарь президента: «Мы желаем счастья всем молодоженам». Великий князь Георгий Михайлович сочетался браком в Исаакиевском соборе, что само по себе было значимым событием, их венчал митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий. На венчание прибыли представители целого ряда царствующих и королевских домов Европы, включая царя болгар Симеона, который некоторое время занимал в Болгарии пост премьер-министра.
Думаю, что само по себе это событие было значимым в истории рода Романовых. К сожалению, династия Романовых, как мы знаем, прервалась трагически. Мы чтим последнего русского императора Николая II как страстотерпца: он был расстрелян вместе со всей своей семьей, в том числе с несовершеннолетними дочерями и наследником-цесаревичем. Это трагическое событие является одним из позорных пятен нашей российской истории.
Я не хотел бы вдаваться в детали спора о престолонаследии, поскольку, во-первых, императорского престола в России больше не существует, а во-вторых, прямая преемственность прервалась. Но я думаю, что событие, которое произошло в Исаакиевском соборе, тем не менее, само по себе значимо, потому что впервые за более чем сто лет представители династии, которая была правящей в России, обвенчались в Исаакиевском соборе.
Е. Грачева: Владыка, не хотелось вновь возвращаться к коронавирусу в очередной программе, но, к сожалению, ухудшающаяся ситуация в России вынуждает это сделать. Цифры растут, в стране рекордная смертность. Минздрав официально подтвердил, что COVID-19 уменьшает шансы забеременеть даже с помощью ЭКО, у женщин снижается овариальный резерв. Не становится ли это еще одним поводом для вакцинации?
Митрополит Иларион: Мне кажется, что ситуация с коронавирусом в нашем Отечестве, к сожалению, является очень неблагополучной. Мне приходится путешествовать, и я наблюдаю, как борются с коронавирусом в других странах. Я вижу, что во многих странах процент вакцинированных уже приблизился к 70, а в некоторых – к 80 процентам населения. Это означает, что у населения сложился устойчивый иммунитет к коронавирусу, и пандемия в этих странах постепенно, а где-то и достаточно быстро сходит на нет. Эти страны отменяют ограничения, люди перестают носить маски, и в общем-то жизнь возвращается в нормальное русло. Мы от этого, к сожалению, очень далеки, несмотря на то, что именно в России была первой зарегистрирована вакцина от коронавируса, то есть мы справились с этим вызовом раньше, чем другие страны, но не воспользовались возможностями, которые предоставили нам наши специалисты, создавшие эти вакцины.
Вакцинация, действительно, идет очень медленно, цифра вакцинированных все еще держится на уровне 40 миллионов, что для страны со 145-миллионным населением, конечно, очень незначительный процент. Это означает, по всей видимости, что пандемия у нас будет длиться еще очень долго, мы потеряем много людей. Мы сейчас ежедневно теряем людей сотнями. Если поначалу это был вызов, который был нам брошен, мы не знали, как с ним справляться, то теперь-то мы знаем, как с ним справляться. У нас есть вакцины, есть возможность бесплатной вакцинации, но очень многие люди не только этим не пользуются, но еще и отговаривают других, распространяют всякие мифы про якобы опасность вакцинации или про то, что она не защищает от вируса. Действительно, вакцинация не может защитить стопроцентно, но она защищает на 90-96-99 процентов, и это очень высокий процент. Если же посмотреть, кто сейчас лежит в больницах и умирает в тяжелейших страданиях от коронавируса, то в подавляющем своем большинстве это люди непривитые, которые отказались от вакцины, или те, кому их близкие или друзья не дали вакцинироваться.
Я думаю, что в этой ситуации мы должны взывать к какому-то коллективному разуму. Я всегда говорю людям, которые не хотят прививаться: если не хотите это сделать для себя, сделайте это, по крайней мере, для других, а особенно для тех пожилых людей, которые находятся в вашем ближайшем окружении.
Мы, священники, с этим сталкиваемся ежедневно, и когда нам кто-то говорит, что вирус не опасен, что от ковида умирает столько же людей, сколько от гриппа, мы этому не верим, потому что верим своим глазам, а картина, которая предстоит нашим глазам, к сожалению, очень печальная. Поэтому я в полной мере присоединяюсь к призыву нашего президента, который многократно был обращен к нашим гражданам, – сделать прививку если не ради себя, то ради других.
Е. Грачева: Большое спасибо, владыка, что прокомментировали для нас эти новости.
Митрополит Иларион: Спасибо, Екатерина.
Во второй части передачи митрополит Иларион ответил на вопросы телезрителей, поступившие на сайт программы «Церковь и мир».
Вопрос: Очень рада, владыка Иларион, что Ваши призывы к вакцинации не возымели успеха. Очень многие люди показали свою рассудительность и не стали спешить с прививкой непроверенной вакциной. Понятно, что никто никаких гарантий не дает, а значит, никто не понесет ответственность за возможные негативные ужасные последствия – это бесплодие у женщин, импотенция у мужчин, уменьшение продолжительности жизни, а главное – чипирование. Лучше десять раз переболеть, чем один раз вакцинироваться.
Митрополит Иларион: Вот что пишет нам Мария. Что я могу на это сказать? Если это называется «рассудительностью», то я очень сильно сомневаюсь, что у человека все в порядке с мозгами. Вы просто повторяете самые нелепые мифы, которые существуют по поводу вакцины, озвучиваете совершенно непроверенные теории вопреки очевидным фактам. А факты свидетельствуют о том, что люди, которые вакцинировались, продолжают нормальную и полноценную жизнь. Таких людей вокруг миллионы, которые могут Вам рассказать: после вакцинации они не стали импотентами и не потеряли возможность рожать детей, не впали в слабоумие, у них не появились еще какие-то ужасные последствия, о которых Вы говорите. Зато действительно ужасные последствия бывают у людей, которые не вакцинируются и заболевают коронавирусом. Некоторые уже умерли, другие очень тяжело переболели, третьи болеют сейчас и подключены к аппаратам искусственной вентиляции легких, четвертым еще предстоит заболеть.
Сегодня каждый день умирает несколько сотен человек. Мы каждый день бьем рекорды смертности. Сколько Вам нужно, чтобы еще умерло? Сколько нужно, чтобы еще заразились для того, чтобы Вас убедить в том, что надо вакцинироваться?.. Сейчас это единственная существующая защита. Может быть, она не стопроцентная, недостаточно совершенная. Может быть, когда-то, через 20 или 30 лет, кто-то из вакцинировавшихся узнает о последствиях, но, во-первых, до этого времени можно не дожить, а во-вторых, существуют сотни вакцин, и все мы, в том числе, я думаю, и Вы когда-то были вакцинированы в детстве. Никто нас не спрашивал, за вакцину мы или против нее, только сейчас расплодились мифы вокруг вакцинации, а тогда нас никто не спрашивал. Нас вакцинировали и благодаря этому мы избежали многих очень серьезных болезней.
Мне искренне жаль, что Вы поверили во всю эту чепуху, и очень жаль Ваших близких, которые из-за Вашей глупости, беспечности и эгоизма могут стать жертвами коронавируса.
Вопрос: С какого Евангелия лучше начинать знакомство с Новым Заветом? Кто-то рекомендует сначала прочитать Евангелие от Иоанна, а кто-то – от Матфея. И как правильно читать Евангелие, необходимо ли обязательно изучать комментарии специалистов?
Митрополит Иларион: Я думаю, если Вы впервые берете в руки Евангелие, то, наверное, Вам стоит начать с Евангелия от Матфея. Прочитать его, потом Евангелие от Марка, а затем Евангелие от Луки. Вы увидите, что в этих трех Евангелиях очень много похожего материала, какие-то рассказы почти повторяются. Но когда Вы дойдете до Евангелия от Иоанна, то увидите, что там много нового материала, много новых сюжетов, и личность Иисуса Христа будет Вам открываться по-новому.
Чтобы понимать Евангелие, конечно, желательно читать толкования святых отцов Церкви и современных авторов, потому что не всё в Евангелии оказывается понятно с первого раза, а некоторые вещи непонятны и со второго, и с третьего раза. Специалисты, которые изучали евангельский текст, могут в своих книгах рассказать, какие существуют версии того или иного события, толкование того или иного изречения Иисуса Христа. Сейчас очень много литературы, которая позволяет правильно понимать евангельский текст.
Конечно, из всего многообразия толкований Вы можете выбирать то, которое Вам больше подходит, больше нравится, потому что иной раз одно и то же изречение Господа Иисуса Христа толкуется очень по-разному.
Мы, церковные люди, говорим о том, что легитимное толкование Евангелия – то, которое предлагает Церковь, потому что Церковь – это община последователей Господа Иисуса Христа. Собственно, внутри этой общины Евангелия и родились, а поэтому именно эта община и является наиболее авторитетной толковательницей евангельских текстов.
Я хотел бы завершить эту передачу словами из второго послания святого апостола Павла к Тимофею: «Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности» (2 Тим. 3.16).
Я желаю вам всего доброго. Берегите себя, берегите своих близких и да хранит вас всех Господь.
Служба коммуникации ОВЦС