Найди в себе Адама
Андрей Чупрасов, автор портала
Про Афон сложно снять видеоряд, который удивит искушенного зрителя. А неискушенный его, скорее всего, никогда не посмотрит. Те, кто интересуются историей Святой Горы, бывали там неоднократно, вдоль и поперек прошли своими ногами монашеские тропки в горах и лесах, слышали все легендарные истории из жития святых, все они с радостью посмотрят любой фильм про Афон. Где-то улыбнутся, где-то узнают знакомые места или даже лица монахов, которые мелькали на службе. Простой обыватель вряд ли пойдет так далеко. Ведь ему времени не хватает даже на очередной сериал. Такой стереотип существует. И создатели фильма «Где ты, Адам» явно хотят его разрушить самим кинопродуктом и многочисленными интервью. И отчасти это им удается.
Смотреть трейлер "Где ты, Адам"
Оговорюсь, что мне довелось много раз бывать и на Афоне, и в монастыре Дохиар, в котором проходит действие фильма. На первых кадрах знаменитое лимонное дерево у входа в монастырь. Урожай с него снимают перед Пасхой и еще осенью. Толстая кожура содержит столько эфирных масел, что после того, как почистишь лимон, руки покрываются благоухающей пленкой. А аромат точно продержится много часов. Но рвать с дерева нельзя, только брать падший плод. Все это быстро прокручиваешь в голове и вспоминаешь и мысли уносят тебя в тенистую беседку под охраной архангелов у входа в монастырь. Все как всегда, настраиваешься на приятный просмотр. И тут – абсолютный когнитивный диссонанс. Монах в окружении собак. Царство собак. Тут и большие собаки и облезлые бродячие и совсем гламурные малютки. Афон – это царство кошек! Это все знают. Что-то тут не так. Оговорюсь, что кошки и их царство появятся к середине фильма. А пока абсолютно выворачивающая наизнанку сцена с хромой покалеченной собакой, которая не может взобраться на три ступеньки, старается изо всех сил и монах ее подталкивает. Он физически дает возможность собаке побежать к миске с едой, а своим словом дает нам шанс прикоснуться к мудрости афонских старцев, к мудрости вековых традиций и веры.
Режиссер Александр Запорощенко и продюсер отец Александр Плиска хорошо понимают Афон и хорошо знают мировой документальный кинематограф. Они позиционируют свое кино как общеправославное творение, у которого нет границ. Они устроили показы в разных уголках России, Украины и Беларуссии. В том числе и в Крыму. Как бы сразу говоря, что мы не про какое-то государство, не про теологические споры, не про политическую конъюнктуру. Мы снимаем про души людей, про базовые ценности православного человека — про воскресение, про покаяние. Когда-то Жан-Люк Годар сказал, что кино — это правда 24 кадра в секунду. Какую же правду ищут авторы фильма? Ответ на этот вопрос не совсем линейный и он лежит в головах, речах и взглядах главных героев фильма — монахов монастыря Дохиар.
Считается, что Богородица собственным покровом укрывает Афон от бед и несчастий. Посмотрев этот фильм, ты четко понимаешь, что этот покров соткан из судеб тысяч монахов за многие годы, молившихся на Святой горе. Каждая нить – это душа. Вот режиссерская камера выхватывает монаха-пасечника, потом рыбака, иконописца, пекаря, хирурга. И ты понимаешь, что Богородица лишь наблюдает, а покров ткут сами монахи. Своим трудом и молитвой. Но у каждого покрова есть орнамент, особый рисунок, придающий ему особую сакральную ценность. И красная нить в этом орнаменте – это игумен старец Григорий (Зумис). На беседе с ним построены основные смысловые акценты фильма.
Как истинные документалисты, авторы говорят в интервью, что они «ничего не выдумывали. Геронда Григорий не любил, когда приукрашивают монашескую жизнь и сочиняют церковные сказки. Ему не нравилось, что в некоторых житиях образы святых очень «причесаны», а человеческая сторона их жизни скрыта. Так создается впечатление, что они просто по небу ходят. Это действительно иногда поражает в фильме. Игумен показан очень искренним человеком. Он плачет во время рукоположения нового монаха (душераздирающая мощная сцена), говорит о рае и предназначении человека такими понятными категориями, что сначала удивляешься, а потом постепенно начинаешь понимать, что слышишь исповедь. Как говорит отец Александр, даже сами монахи Дохиара, посмотрев фильм, признавались, что узнали игумена с совершенно новой стороны.
Нужно сказать и про художественную составляющую фильма. Украинское документальное кино сейчас переживает своеобразный бум. Много молодых режиссеров и отличные устоявшиеся мастера. «Адам»– это умеренный авторский монтаж. Но монтаж интерактивный и интеллектуальный. Режиссер не хочет ничего навязывать зрителю. Выводы сделает каждый сам для себя. Главное действие развернется в голове зрителя. Это фильм о людях, которые ищут себя, фильм для людей, которые ищут себя. Большинство сцен снято одним дублем, да и какие дубли, если все это чистый лайф с сиюминутными эмоциями и переживаниями. При просмотре вспоминается «документальный» фильм Вернера Херцога «Колокола из глубины» про народную веру (Чумак, Виссарион и др.) российских 90-х. Я сознательно «документальный» поместил в кавычки, потому что для Херцога грань между игровым кино и документальным нередко полностью размывалась. В фильме есть кадр, где паломники на коленях ползают по льду озера, в молитвенном экстазе пытаясь разглядеть Китеж-град. Сцена полностью постановочная. Херцог не найдя ни одного паломника на месте съемок, заплатил бродягам, чтобы они показали все, как ему было надо. Вот такая «документалка».
В «Адаме» такого нет и в помине. Потрясла сцена с потасовкой монахов. Сначала думаешь, что это шутливая игра, но потом понимаешь, что все по-настоящему. Возможно ли?
«Да, все возможно. Если каждый пристально посмотрит вглубь себя, то он увидит всю духовную проблематику, которая одинаково актуальна и в афонском монастыре, и в городской квартире», — отвечает нам продюсер Александр Плиска.
Но что роднит стиль Запорощенко с Херцогом — это внимание к пейзажу как к отправной точке. Гладь и шум моря, текстура коры дерева и камня на брусчатой дорожке под музыку Шопена и Куперена, которую играет монах на старом вековом монастырском пианино. Откуда оно там? Почему монах так прекрасно играет? На все эти вопросы мы можем поискать ответы только внутри себя. Возможно, мы приблизимся к правильным ответам, всматриваясь в кадры с дельфином, который так близко подплыл к монастырской пристани.
Просветительская история в фильме есть, но она ненавязчива. Вот отец Григорий говорит, что «если взять нашу жизнь за 100 шагов, то только 3 или 5 — это наши шаги, остальные делает за нас Господь, но эти 3 или 5 мы должны сделать сами». Возможно, один из этих шагов приведет вас к покаянию? Ведь «почему Бог звал Адама? Не потому, что он не знал, где тот находится. Он призывал его к покаянию». Так заканчивается эта прекрасная история.
И вот, что еще кажется важным. В греческом мире часто подозревают славян в желании перехватить «первенство» в православном мире. Приведу тут цитату из рецензии на фильм одного неизвестного мне автора, которая в полной мере отражает то чувство, что посетило меня при просмотре.
«Это фильм о греке, на которого мы все хотим быть похожи. Это греческое православие, которое мы лобызаем. Это фильм о человеке с большой буквы, который создан членами нашей (Русской) церкви во свидетельство того, что мы не гоняемся за первенством, мы стоим за чистоту веры, как стоял за оную великий сын греческого народа — старец Григорий Зумис».