Обрести Бога

1.jpeg

Афанасий Зоитакис, кандидат исторических наук

XIX век ознаменовал отход значительной части греков от Православия. Зачарованные сиянием культуры «цивилизованной Европы», греческие интеллигенты открыли страну иноземным влияниям. С Запада пришли материализм, теософия, марксизм, рационализм, скептицизм и нигилизм. В городах Греции возникла мода на все иностранное, а «культурное» становилось синонимом «технологичного» и «западного».

Во второй половине XIX столетия греческие города переживают глубокий нравственный кризис. С одной стороны, были бедные труженики и нищие, с другой – знать и богачи, имевшие множество слуг и ведущие аристократический образ жизни. Вошли в моду заморские привычки и одежда, расточительные приемы и праздная жизнь. Высшие слои общества с явным пренебрежением отзывались о консервативном Православии и насмехались над народной религиозностью. 

Иерархия Элладской Церкви, оказавшаяся под контролем государства, практически безмолвствовала. Монастыри с трудом оправлялись после антимонашеской кампании властей. Приходские священники были погружены во множество материальных проблем и не всегда находили время, чтобы позаботиться о своей пастве.

В этих условиях на защиту Православия встали миряне. Множество интеллигентов нашли дорогу к Богу и повели за собой соотечественников. 

Сегодня мы поговорим о трех выдающихся представителях греческого искусства: писателе, архитекторе и художнике. В условиях дехристианизации они показали, что современная светская культура может зиждиться на традиции и сохранять православные черты.


5.jpeg
Александрос Пападьямандис (1851-1911) 

Крупнейший греческий прозаик нового времени. Его сочинения пользуются заслуженным признанием на родине и переведены на многие европейские языки (в том числе русский).

Пападьямандис родился на острове Скиафос в семье священника. Он поступил на филологический факультет Афинского университета, но финансовые трудности заставили его прервать учебу и самостоятельно зарабатывать на жизнь. Так появились его первые рассказы, статьи и переводы.

Пападьямандис был добрым и скромным человеком. Попав в чуждую ему атмосферу столичной жизни, писатель пережил острый нравственно-психологический кризис. Выход из него он нашел в православной вере. Писатель вел аскетическую жизнь «монаха в миру», уединившись в молитве и своих размышлениях. 

Пападьямандис писал стихи и богослужебные тексты, но известным его сделали короткие рассказы. Он обладал уникальным даром в каждом частном случае видеть глобальный смысл происходящего. 

Более двухсот рассказов, написанных Пападьямандисом, – это энциклопедия нравов и обычаев тех, кто населял остров Скиафос с его многочисленными церквями и монастырями, это своеобразная летопись жизни крестьян и рыбаков других районов Греции, бедных кварталов Афин. В них вся Эллада с ее красотой, радостью и печалями. 

Подобно Достоевскому (любимый писатель Пападьямандиса), он явил собой действенную любовь к каждому своему герою. Призыв Александроса – быть милосердным к униженным и оскорбленным – сквозная тема большинства его рассказов.

4.jpeg

Поведение Пападьямандиса, похожего, как он сам любил писать, на «бедного, намокшего, продрогшего голубя», было подчеркнуто аномально с точки зрения безбожного мира. Он раздает свои гонорары нищим и едва сводит концы с концами. Может отказаться от части своего вознаграждения со словами: «Нет, я столько не заслужил». В отличие от очарованных Западом греческих интеллигентов, Пападьямандис обращается к простому народу и народной традиции, презираемой рафинированными интеллектуалами. 

Пападьямандис сострадает грешникам, а не вершит нравственный суд над людьми. Это не значит, что писатель был идеалистом – он ясно видел проблемы современного ему общества и умел отразить их в своих произведениях: «Здесь явно обожествляется мамона. В тысячу раз лучше было бы, если бы здесь сохранилось древнее идолопоклонство. Сейчас же господствующей религией является грязный и животный материализм. Христианство используется только для прикрытия».

Творчество Пападьямандиса самобытно в контексте не только греческой, но и мировой литературы. В его произведениях не только запечатлены типичные для греческой провинции нравы, быт, характеры, но и нашли свое отражение история страны, народные традиции и православная вера. Во всем этом, по мнению Пападьямандиса, и кроется неисчерпаемый источник духовной силы греческого народа.

Пападьямандис первым из своего поколения обратился к Православию и к традиционной народной культуре как источнику вдохновения. Его пример и опыт оказали заметное влияние на новогреческое общество.

6.jpeg
Архитектор и художник Димитрис Пикионис 

Родился в 1887 году в Пирее. Изучив гражданское строительство на родине, он продолжил обучение в Париже и Мюнхене.

Вернувшись в Грецию, он стал профессором Технического университета и начал активно воплощать свои архитектурные проекты в жизнь. Строил начальные школы, летние театры, дома и детские площадки.

Все, кто хоть раз бывали в Афинах, сталкивались с работой Пикиониса: шедевральный план пешеходных зон в районе археологического участка Афинского акрополя – одна из главных работ мастера.

В отличие от большинства современников, Пикионис считал архитектуру не ремеслом, а искусством. Он и сам был не только архитектором, но философом и мыслителем, открывшим для греческого искусства новые эстетические горизонты.

Искусство Пикиониса было самобытным и новаторским. Он вдохновлялся византийским и древнегреческим искусством, архитектурными школами народов мира. Но при этом избегал подражания, найдя собственный уникальный стиль.

7.jpeg

Православие стало для Пикиониса главным источником вдохновения. Несмотря на то что семья и работа отнимали много времени, он посвящал Богу все свободное время. Ночи великий архитектор проводил в изучении «Добротолюбия», писаний святых отцов и молитве. «Пикионис был новым Иоанном Лествичником, смиренным отшельником и мыслителем, воплощавшим свои духовные прозрения в архитектурные формы», – писал о нем один из современников.

3.jpeg
Этнограф и издатель Фотис Кондоглу 

Уникальной фигурой, вернувшей уважение к православной традиции в различных слоях греческого общества, был литератор, иконописец, этнограф и издатель Фотис Ко́ндоглу (1897-1965). 

Он был родом из Малой Азии, пять лет жил и учился в Европе, где прославился за свой уникальный талант живописца и опубликовал свои первые литературные труды. В 1922 году Кондоглу вернулся в Грецию и обосновался в Афинах. Повальное увлечение Западом и отсутствие духовных интересов в среде столичной интеллигенции поразили Фотиса. Надрывным исканиям коллег он противопоставил христианское мировоззрение. Защита, сохранение и распространение православной и народной традиции становятся смыслом его жизни. Кондоглу не просто художник и литератор, но и полемист, борец и миссионер. 

8.jpeg

В живописи Кондоглу – один из наиболее выдающихся иконописцев нового времени – был приверженцем византийской традиции. Он не только вернул ее в православные храмы, но и решал в этой технике произведения, казалось бы, далеких от нее жанров – портрета, пейзажа, натюрморта. Кисти Кондоглу принадлежат фрески, мозаики и иконы многих православных храмов Греции. Он работал реставратором в Афинском музее византийского искусства, монастырях Афона, Коптском музее в Каире.

Творчество мастера не было подражательным, а представляло собой переосмысление византийского наследия. Чуть раньше Кондоглу в этом же стиле начали работать другие художники, стремившиеся к воспроизведению византийских образцов, что придавало их творениям вид музейных экспонатов. В отличие от них Кондоглу сделал православное искусство живым и современным. 

Не менее известен Кондоглу и как литератор. Он использовал народный язык, обогащая его элементами местных диалектов. Произведения писателя отличала высокая художественность и глубокое знание жизни. Кондоглу был пламенным сторонником изучения народных обычаев и духовности и способствовал активизации этнографических исследований. Кроме того Фотис вернул интерес соотечественников к житийной литературе и возродил византийское искусство украшения рукописей миниатюрами.

9.jpeg

Значительна роль Кондоглу как популяризатора византийского наследия. С 1950 года он помещал в газетах свои рассказы о православных традициях и праздниках. Кроме того выпускал ежемесячный альманах «Ковчег», призывающий к борьбе за православные ценности. Разнообразная деятельность Фотиса Кондоглу послужила катализатором обращения греческого общества к православной традиции во всех ее формах. В храмы благодаря Кондоглу вернулась традиционная православная и́конопись, а византийское пение вытеснило западный парте́с.

Кондоглу удалось воспитать значительное число учеников, которые продолжили начатое им дело: музыковед С. Каррас, пробудивший у современников интерес к изучению византийской музыкальной церковной и светской традиции; А. Хадзимихали, начавшая первые серьезные исследования греческого народно-прикладного искусства; А. Орландос и А. Захос, занимавшиеся возрождением византийской архитектуры; иконописцы и живописцы С. Папалукас, С. Василиу, Р. Копсидис, П. Вамбулис, Я. Терзис, Д. Ксинопулос, Н. Эггонопулос, продолжившие дело реабилитации византийского искусства и возвращения его в православные храмы. 

2.jpeg

Некоторые аспекты истории Христианской Церкви до сих пор изучены недостаточно. В частности, гораздо меньше по сравнению с духовенством и монашеством мы знаем о духовной жизни простых мирян. Современная эпоха значительно расширила возможности хранить и собирать информацию. Стало очевидно, что именно миряне часто играли важную роль в сохранении православной культуры и передаче ее последующим поколениям.

10.jpeg

О некоторых из таких эпизодов рассказывает наша статья. Важно подчеркнуть, что участие интеллигенции в защите православного предания не было уникальным греческим феноменом. Достаточно упомянуть религиозное пробуждение в Российской империи XIX-XX столетия. Небольшой монастырь – Оптина пустынь – собрал вокруг себя лучшие интеллектуальные силы русского общества. Подобные эпизоды были в истории всех православных народов. Во времена кризиса именно представители культуры находили в себе силы взглянуть на окружающую действительность не с точки зрения выгоды и сиюминутных интересов, а с точки зрения вечности и непреходящих идеалов. Не исключено, что и в наше время мы увидим такое религиозное пробуждение. Быть может оно уже зарождается на наших глазах…


Автор статьи
Афанасий Зоитакис
Поделиться:
Святейший Патриарх Кирилл совершил в Троице-Сергиевой лавре малую вечерню с чтением акафиста преподобному Сергию

17 июля в 21:05

Патриаршее соболезнование в связи с кончиной Б.А. Нелюбова

14 июля в 19:40

Святейший Патриарх Кирилл возглавил в Тихвине торжества по случаю 20-летия возвращения Тихвинской иконы в Россию

09 июля в 17:10

Поздравление Святейшего Патриарха Кирилла М. Пезешкиану с избранием на пост Президента Исламской Республики Иран

06 июля в 19:28

Поздравление Святейшего Патриарха Кирилла Святейшему Патриарху Болгарскому Даниилу с избранием и возведением на Патриарший престол

30 июня в 17:18

Святейший Патриарх Кирилл возглавил работу очередного заседания Высшего Церковного Совета

26 июня в 12:00

Святейший Патриарх Кирилл встретился с освобожденным митрополитом Тульчинским и Брацлавским Ионафаном

25 июня в 18:10

Патриарх Кирилл возглавил принесение иконы Святой Троицы, написанной преподобным Андреем Рублевым, в Троице-Сергиеву лавру

22 июня в 23:50

Митрополит Тульчинский и Брацлавский Ионафан получил свободу

22 июня в 21:45

Святейший Патриарх Кирилл вручил митрополиту Сингапурскому и Юго-Восточно-Азиатскому Сергию орден святителя Иннокентия Московского

22 июня в 20:40

В День памяти и скорби Предстоятель Русской Церкви возложил венок к могиле Неизвестного солдата у Кремлевской стены

22 июня в 20:00

Святейший Патриарх Кирилл встретился с главами российских протестантов

18 июня в 21:00

Поздравление Патриарха Кирилла Н. Моди с переизбранием на должность главы Правительства Индии

12 июня в 20:00

Патриаршее поздравление по случаю 100-летия освящения храма равноапостольных Константина и Елены в Кламаре (Франция)

10 июня в 10:00

Святейший Патриарх Кирилл встретился со слушателями Высших дипломатических курсов

04 июня в 13:40

Святейший Патриарх Кирилл совершил в Троице-Сергиевой лавре малую вечерню с чтением акафиста преподобному Сергию

17 июля в 21:05

Председатель ОВЦС встретился с послом Аргентины в Российской Федерации

16 июля в 12:30

Митрополит Волоколамский Антоний выразил соболезнования в связи с кончиной многолетнего труженика ОВЦС Б.А. Нелюбова

13 июля в 20:10

Председатель Отдела внешних церковных связей посетил Рим и Ватикан

12 июля в 15:10

Состоялось четвертое заседание Рабочей группы по взаимодействию Русской Православной Церкви и Управления по делам религий Турции

06 июля в 11:00

Председатель ОВЦС встретился с директором Департамента МИД России по работе с соотечественниками за рубежом

02 июля в 17:55

Председатель Отдела внешних церковных связей посетил Подворье Антиохийского Патриархата в Москве

27 июня в 15:00

Председатель ОВЦС встретился с епископом Бакинским и Азербайджанским Алексием

27 июня в 14:20

Митрополит Антоний встретился с исполнительным директором Отдела внешних церковных связей Маланкарской Церкви

27 июня в 13:50

Святейший Патриарх Кирилл возглавил работу очередного заседания Высшего Церковного Совета

26 июня в 12:00

Патриарх Кирилл возглавил принесение иконы Святой Троицы, написанной преподобным Андреем Рублевым, в Троице-Сергиеву лавру

22 июня в 23:50

В День памяти и скорби Предстоятель Русской Церкви возложил венок к могиле Неизвестного солдата у Кремлевской стены

22 июня в 20:00

Председатель ОВЦС встретился с новоназначенным представителем Патриарха Сербского при Московском Патриаршем престоле

20 июня в 18:00

Председатель ОВЦС встретился с заместителем председателя Комитета Совета Федерации по международным делам

20 июня в 13:00

Святейший Патриарх Кирилл встретился с главами российских протестантов

18 июня в 21:00

Председатель ОВЦС совершил Литургию в храме Покрова Пресвятой Богородицы в Рубцове

17 октября 2021 в 22:00

Митрополит Иларион: в день Покрова Пресвятой Богородицы мы прославляем небесное заступничество Матери Божией

14 октября 2021 в 22:00

Председатель ОВЦС совершил Литургию в престольный праздник московского храма свв. мучеников Михаила и Феодора на Черниговском подворье

03 октября 2021 в 20:00

Митрополит Иларион возглавил престольный праздник академического храма Общецерковной аспирантуры

11 сентября 2021 в 20:00

Митрополит Иларион: Очень многое в жизни человека зависит от веры

29 августа 2021 в 23:00

Митрополит Иларион: Святой Дух – главное сокровище христианской души

01 августа 2021 в 22:00

Митрополит Иларион: Святость – это постоянное стремление подражать Господу Иисусу Христу

27 июня 2021 в 23:00

Митрополит Иларион: Будем в любых обстоятельствах жизни сохранять верность Господу Иисусу Христу

19 марта 2021 в 15:56

Митрополит Иларион: Бог желает не осудить, а спасти нас

07 марта 2021 в 22:34

Митрополит Иларион: Встреча с Богом – главная цель в жизни человека

15 февраля 2021 в 20:00

Митрополит Иларион: Евангельская история о Закхее учит нас, как реагировать на присутствие Бога в нашей жизни

14 февраля 2021 в 19:34

Митрополит Иларион: Достоевский через все свое творчество проповедовал евангельский идеал – Христа

09 февраля 2021 в 19:02

Церковь прославляет всех мучеников и исповедников за имя Христово

07 февраля 2021 в 21:20

Митрополит Иларион: Без наших собственных усилий Бог не сможет нас спасти

31 января 2021 в 20:26

Митрополит Иларион: Господь всегда нам дает возможность проявить свои способности

24 января 2021 в 21:20

Page is available in the following languages
Обратная связь

Поля отмеченные * обязательны для заполнения

Отправить обращение
Рус Укр Eng Deu Ελλ Fra Ita Бълг ქარ Срп Rom عرب