Выступление митрополита Волоколамского Антония на конференции «Религиозное многоголосие и национальное единство»
Служба коммуникации ОВЦС, 24.11.2022.Организованная Валдайским клубом конференция прошла 24 ноября в Казани. председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Антоний выступил с докладом на сессии «Религиозное взаимодействие между странами как одна из основ мира и развития».
Со внешними обходитесь благоразумно,
пользуясь временем (Кол. 4:5).
Уважаемые участники!
Ни для кого не секрет, что мы с вами сейчас живем в переломную эпоху человеческой истории. Уже не одно поколение людей сменилось с момента окончания Второй мировой войны, много десятилетий назад закончился Карибский кризис, но сегодня нам выпал жребий вновь слышать «о войнах и военных слухах» (Мф. 24:6). Наше Отечество фактически противостоит по многим вопросам – прежде всего, мировоззренческого характера – группе наиболее развитых и могущественных государств мира.
Мне бы хотелось предложить осмысление происходящего с точки зрения верующего человека, представителя Русской Православной Церкви, которая свыше тысячи лет оказывала большое воздействие на духовный образ жизни нашей страны. Этот религиозный выбор был сделан князем Владимиром и по воле народа сохраняется по сей день.
Культура народов России – одна из самых многообразных в мире, и каждый народ, проживающий на ее территории, традиционно исповедует ту или иную религию. Мы сумели построить, не побоюсь этого слова, образцовую модель сотрудничества между традиционными религиями нашей страны – православием, исламом, иудаизмом и буддизмом. Народы России понимают, что нужно знать и уважать традиции и культуру друг друга. В этом наше ключевое отличие от доминирующей в некоторых странах идеи о собственной исключительности.
В качестве эпиграфа к своему выступлению я выбрал слова апостола Павла: «Со внешними обходитесь благоразумно, пользуясь временем» (Кол. 4:5). Слова эти, на мой взгляд, определяют наиболее существенные черты характера нашего многонационального народа, позволяющие нам и сегодня поддерживать добрые отношения с людьми разных вероисповеданий и культур.
Русская Православная Церковь не один десяток лет поддерживает диалог с религиями Востока, главным образом, с исламом. И я могу констатировать, что с мусульманами мы нередко находим куда больше взаимопонимания, чем с нашими же единоверцами на Западе. Почему так?
Потому что вера занимает важнейшее место в жизни многих людей на Востоке. Приверженность наших обществ Богом данным ценностям личной и общественной нравственности и духовности определяет нашу близость. Московский Патриархат уже 25 лет на регулярной основе ведет диалог с мусульманскими организациями Ирана. Нужно отметить весьма высокий уровень взаимопонимания и доверия, достигнутый в ходе данного общения. Помимо прочего, это общение способствовало тому, что сегодня Россия и Иран имеют прочные дружественные связи. Подобное можно сказать и об отношениях России со многими странами исламского мира. Не так давно в столице Казахстана Нур-Султане я встречался с Верховным имамом главного мирового центра исламской мысли – университета «Аль-Азхар». Могу свидетельствовать, что в настоящее время со стороны мусульманского мира имеется особый интерес к межрелигиозному диалогу с Россией, ибо они хорошо понимают, что сегодня Россия противостоит, по сути, самому образу жизни, который направлен на поклонение человеку, а не Богу. Восток не приемлет такой парадигмы и, думается, именно поэтому у нас оказалось там немало единомышленников, несмотря на беспрецедентное давление со стороны сильнейших держав мира.
В этом контексте мне вспоминаются оказавшиеся пророческими слова Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, сказанные шесть лет назад в проповеди в неделю Торжества Православия: «Сегодня идея жизни без Бога распространяется с новой силой уже в масштабах целой планеты. Мы видим, как во многих процветающих странах предпринимаются усилия утвердить на законодательном уровне право выбора любого пути, в том числе самого греховного, идущего вразрез со словом Божиим. Это опасное явление в жизни современного человечества получило название "дехристианизация". Наверное, подобные философские взгляды нельзя было бы назвать ересью, если бы многие христиане их не приняли и не поставили права человека выше, чем слово Божие. Поэтому мы говорим сегодня о глобальной ереси человекопоклонничества – нового вида идолопоклонства, исторгающего Бога из человеческой жизни. Ничего подобного в глобальном масштабе никогда не было. Именно на преодоление этой главной ереси современности, которая может привести к апокалиптическим событиям, Церковь должна направить сегодня силу своего слова и мысли»[1].
Его Святейшество тогда ясно указал на то, что человекопоклонничество, поставленное во главу угла, может привести к апокалиптическим событиям. Сегодня мы наблюдаем как раз такой вариант развития ситуации: что, если не игнорирование Бога и Его заповедей, привело к нынешней ситуации, когда проливается кровь людей и звучат угрозы глобального военного противостояния?
Здесь я хотел бы обратиться к мысли великого русского писателя, выходца из украинской земли – Николая Васильевича Гоголя. Автор героического эпоса «Тарас Бульба» немало размышлял о войне и мире, любви к Отечеству и вере. Очень актуальными сегодня являются его слова из «Авторской исповеди»: «Тому, кто пожелает истинно честно служить России, нужно иметь очень много любви к ней, которая бы поглотила уже все другие чувства, – нужно иметь много любви к человеку вообще и сделаться истинным христианином, во всем смысле этого слова»[2].
Можно вспомнить и высказывания Гоголя из писем к графу Александру Петровичу Толстому по поводу получения новостей о бедствиях в России: «Нам прежде всего нужно жить в Боге, а не в России. Ведь мы знаем, что без Божьей воли ничего не делается. А воля Божья разумна, воля Божья знает, что нам нужно. Будем исполнять закон Христа относительно тех людей, с которыми нам придется столкнуться (закон этот можно исполнять всюду), а о России Бог позаботится»[3].
Из этих слов следует ясный вывод: благополучие нашего народа и нашей страны напрямую зависит от того, какими ценностями мы живем. Залог сильного и сплоченного общества – это комплексная совместная работа религиозных общин и государственных институтов, направленная на воспитание в людях твердых понятий о нравственности. А это, прежде всего, предполагает работу в информационном и образовательном пространстве.
Чем выше будет уровень религиозности в российском обществе – тем больше мы приобретем союзников в современном мире и тем большее уважение станем вызывать у окружающих. Глядя на сегодняшние события, часто вспоминается ветхозаветная история иудейского народа, который, несмотря на технологическое отставание от других народов, умел побеждать превосходящие силы противника и брать неприступные города. Евреи преуспевали благодаря тому, что имели веру в Бога и старались хранить Его заповеди. Но как только люди теряли страх Божий, как только начинали процветать язычество, коррупция и беззаконие – народ отдалялся от Бога и оказывался порабощаем захватчиками. Об этом же свидетельствуют и исторические прецеденты падения всех до единой великих мировых империй – они рушились тогда, когда падала нравственность.
У нас в стране сформированы все условия для плодотворного соработничества: в России уже 25 лет работает Межрелигиозный совет, где представлены все крупнейшие традиционные общины. Подготовлена хорошая почва для сотрудничества с религиозным сообществом зарубежных стран.
Дай Бог нам всем в многообразии мнений найти верный путь, по которому мы призваны идти вместе для мирного и спокойного будущего в нашей любимой стране.
Благодарю всех за внимание.
[1] Слово Святейшего Патриарха Кирилла в праздник Торжества Православия после Литургии в Храме Христа Спасителя 20.03.2016. http://www.patriarchia.ru/db/text/4410951.html
[2] Гоголь, Н.В. Авторская исповедь // Сочинения. Полное собрание в 1 Т. СПб. Изд. Ф. Павленкова., 1902. С. 1201.
[3]Гоголь, Н.В.Толстому А. П., 2 августа н. ст. 1847 г. // Письма. http://gogol-lit.ru/gogol/pisma-gogolya/letter-1002.htm