Главная страница Новости
В ОВЦС прошла III Международная конференция «Попеч…

В ОВЦС прошла III Международная конференция «Попечение Церкви о душевнобольных»

26-27 ноября 2021 года в Отделе внешних церковных связей Московского Патриархата состоялась III Международная конференция «Попечение Церкви о душевнобольных. Церковь и психиатрия: грани сотрудничества».

Конференция была организована по инициативе Комиссии по церковному просвещению и диаконии Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви. Соорганизаторы конференции - Отдел внешних церковных связей (ОВЦС) Московского Патриархата, Воронежская митрополия Русской Православной Церкви, Секция по клинической психиатрии, религиозности и духовности Российского общества психиатров, Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет и ФГБНУ «Научный центр психического здоровья» (НЦПЗ). Поддержку в проведении встречи оказал международный фонд «Помощь Церкви в нужде».

В конференции приняли участие представители разных христианских конфессий из Испании, Италии, Нидерландов и России – священнослужители Русской Православной Церкви и Римско-Католической Церкви, имеющие опыт окормления душевнобольных, преподаватели и студенты богословских факультетов и духовных школ, сотрудники НЦПЗ, богословы и эксперты.

Работу конференции возглавил митрополит Воронежский и Лискинский Сергий, руководитель экспертной группы по разработке проблематики «Пастырское попечение о душевнобольных» профильной комиссии Межсоборного присутствия. Сомодератором конференции выступил Каледа В.Г., заместитель директора НЦПЗ и руководитель Секции по клинической психиатрии, религиозности и духовности Российского общества психиатров. С приветственным словом к участникам конференции обратились директор НЦПЗ. Клюшник Т.П., сотрудник благотворительного фонда «Помощь Церкви в нужде» Гуменюк П.В., а также генеральный секретарь Всемирной психиатрической ассоциации, вице-президент Российского общества психиатров Морозов П.В.

Митрополит Воронежский и Лискинский Сергий выступил с докладом «Попечение Церкви о душевном здоровье», в котором отметил широкое распространение психических расстройств среди разных возрастных групп населения, а также то обстоятельство, что пациенты и члены семьи заболевшего человека в случае утраты психического здоровья в первую очередь обращаются именно к представителям духовенства. Он подчеркнул важность сотрудничества священников и врачей-психиатров, сделав акцент на необходимости изучения врачами психологии религии и основ вероисповедания: «Это именно те знания, которые должны помочь врачам-психиатрам понять роль духовности и религиозности в жизни их верующих пациентов… Диалог Церкви и психиатрического сообщества осуществляется давно. Однако на пути такого диалога имеются трудности, которые не преодолены до сих пор. Вместе с тем в последние годы увеличилось количество научных исследований, «демонстрирующих пользу для душевного здоровья молитвы, религиозного покаяния, участия в церковной жизни, культивирования в себе таких христианских добродетелей, как смирением и прощение. Современная медицина заново открывает, что существует глубокая связь между верой и состоянием души». Подобные конференции являются площадкой для диалога и видимым выражением сближения представителей Церкви и медицины.

 Каледа В.Г., заместитель директора НЦПЗ, раскрывая в своем выступлении тему «Клиническая психиатрия, религиозность и духовность», отметил, что во многих странах доля верующих среди пациентов психиатрических клиник выше, чем в обществе в целом. Но среди психиатров доля верующих меньше, чем среди врачей других специальностей. Это одно из препятствий для привнесения в психиатрическое сообщество христианской истины. Докладчик отметил, что в мае 2021 г. была создана секция «Клиническая психиатрия, религиозность и духовность» в составе Российского общества психиатров. В ее задачу входит совершенствование оказания помощи верующим пациентам с психиатрическими заболеваниями. Для этого необходимы научные исследования особенностей психических расстройств с религиозным содержанием; повышение информированности психиатрического сообщества об особенностях психической патологии с религиозным содержанием и особенностях религиозной жизни у психически больных; организация психообразовательной работы среди представителей религиозных конфессий с целью сотрудничества в выявлении психической патологии и повышении комплаентности психически больных. В ряде духовных школ Русской Православной Церкви и на образовательных курсах для духовенства уже введен предмет «Основы пастырской психиатрии», появились учебник и руководства. В будущем предстоит распространить это начинание во всех епархиях Церкви, а также во всех духовных учебных заведениях различных конфессий.

 Венсеслао Доминго Виал Мена, профессор Университета Святого Креста (Италия, Рим) в докладе «Зачем нужна духовность для психического здоровья?» говорил о о целостности человека в единстве его физической, душевной и духовной составляющих. Он подчеркнул, что поиск смысла жизни – глубокая потребность души. Верная духовная ориентированность порождает здоровые привязанности, здоровый ум, чувство радости, любовь. Врач обязательно должен учитывать духовные аспекты состояния своих пациентов: «Духовные явления, включая трансценденцию и религиозность, влияют на жизнь, здоровье и болезни. Вот почему они должны учитываться в психиатрии», - подчеркнул проф. Виал.

 Клирик больничного храма при НЦПЗ протоиерей Алексий Бабурин в докладе «Вера как требование предельно развитого разума» на примерах высказываний апостолов, отцов Церкви, богословов, философов и психологов рассматривал вопрос о влиянии веры на здоровье человека. «Приводя множество высказываний авторитетных ученых, я счёл необходимым показать, насколько важно понимать значимость крепкой разумной веры, деятельной любви, молитвенного обращения к Богу для посвятивших себя окормлению душ, страждущих различными телесными и душевными недугами», - отметил отец Алексий.

 Мартин Федерико Эчаваррия Анавитарте (Барселона, Испания), декан факультета психологии университета Абат Олиба СЕУ в докладе «Психическое здоровье по Фоме Аквинскому» отметил, что в трудах авторитетного католического учителя Церкви содержатся размышления о причинах душевных расстройств, значительная часть которых связана с нарушением нравственных устоев. Так, некоторые болезни являются следствием чревоугодия, садизма, жестокости и других грехов. По мнению Мартина Эчаваррии, идеи и рассуждения Фомы Аквинского о душевном здоровье человека сохраняют свою актуальность и сегодня, и обращение к религиозным источникам прошлого может во многом облегчить современным специалистам психиатрам задачу постановки правильного диагноза.

 Священник Хосе Вегас, преподаватель Католической Высшей семинарии «Мария - Царица Апостолов» (Санкт-Петербург), лиценциат теологии и философии Папского Григорианского Университета (Рим) в своем выступлении на тему «Отцовство и его роль в зрелых межличностных отношениях и в формировании религиозного сознания» рассуждал о фундаменте религиозного опыта, о правильном понимании веры, которая предполагает достижение человеческой зрелости, самостоятельности, ответственности и установление зрелых межличностных отношений.

Двойнин А.М., доцент департамента психологии факультета социальных наук Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» (Москва) в докладе «Бог как ментальный ресурс личности» остановился на вопросе о психологической зрелости личности в связи с верой, о религии как возможности обрести ресурс деятельности и как о сильном ментальном ресурсе личности.

 Шаньков Ф.М., научный сотрудник лаборатории консультативной психологии и психотерапии ФГБНУ «Психологический институт РАО», волонтер Фонда «Духовное наследие митрополита Антония Сурожского» (Москва) в выступлении на тему «Многообразие и единство духовных ресурсов совладания с критическими ситуациями, на материале скрининга населения в начале пандемии COVID-19» рассказал о результатах научного исследования. Скрининга показал, что духовные ресурсы помогают человеку выбраться из «воронки утраты» (утраты работы, здоровья близких, чувства контроля, безопасности). Важную роль играют человеческие отношения: «Похоже, своим подопечным через простое человечное отношение мы можем дать самое большое, и это будет наибольшое приобретение: чувство связности, безопасности, умиротворенности, самоэффективности (что Бог в меня верит), надежды», - отметил выступающий.

 Владимирова Т.В., старший научный сотрудник отдела юношеской психиатрии НЦПЗ выступила с докладом «Особенности ценностно-смысловой сферы личности психически больных и религиозных копинг-стратегий». Она обратила внимание участников конференции на то, что «психическая болезнь фактически не разрушает основу структуры иерархии ценностей у пациентов с религиозным мировоззрением», в то время как у неверующих больных «отсутствие здоровья влечет за собой потерю базовых ценностей и утрату смысла жизни».

 Немцев А.В. (Томск), заведующий кафедрой общепрофессиональных дисциплин ОГБПОУ «Томский Государственный Педагогический Колледж», доцент Томской духовной семинарии в докладе «Духовные смыслы и ценности: постнеклассическое понимание» представил экскурс в историю развития психологии с точки зрения понимания ею религиозных переживаний, а также свои размышления об использовании новых научных подходов в клинической психологии при оказании психологической помощи верующим людям, страдающим психическими расстройствами.

 Лебедева А.А., доцент департамента психологии, факультета социальных наук и Витко Ю.С., стажер Международной лаборатории позитивной психологии личности и мотивации «Высшей школы экономики» сделали совместный доклад на тему «Роль и место религиозного опыта в переживании духовного кризиса». Они поделились результатами эмпирического исследования, целью которого была систематизация с психологической точки зрения состояний, в которых оказываются люди, переживающие некоторую ситуацию невозможности в отношениях с трансцендентным. Исследователи составили типологию четырех видов кризиса, критерием разделения которых стали признаки наличия или отсутствия религиозного опыта и мифологемы. «Проведенное исследование показывает, что граница между психологией, психиатрией и богословием может быть тонка там, где речь идет о переживаниях человеком духовного кризиса», - заключили выступающие.

 Ежи Войцех Навоевский (Испания, Авила), генеральный секретарь Международного центра исследований святой Терезы Авильской и святого Хуана де ла Крус посвятил свое выступление теме мистицизма и здоровья св. Терезы Авильской. Он пояснил, что мистицизм, понимаемый как знание Бога и божественных энергий, полученное в единении с Ним, причём скорее через "переживание" Его реальности, чем через её понимание, является одновременно процессом глубокой гуманизации человека. И хорошее здоровье, и отсутствие физического или психического здоровья могут быть важными факторами в процессе мистического единения с Богом..

 Франсиско Гарсия Мартинес (Испания, Саламанка), профессор Папского университета Саламанки в докладе «"Ранами Его мы исцелились" [Ис. 53:5]. Исцеляющая сила немощи» рассказал о духовном опыте Хуана де ла Крус, Дитриха Бонхёффера, евангельского «благоразумного разбойника» и других людей, переживавших кризис.

 Кириллин В.М., заведующий кафедрой филологии Московской духовной академии в своем выступлении остановился на феномене юродства в духовном, культурном и в историческом аспектах. Он отметил, что юродство, как особый род аскезы, возникло на Востоке примерно в IV в., а в России его расцвет пришелся на XIV—XVII вв., и даже в советское время оно было достаточно широко распространено. «Юродивых обычно воспринимали как обличителей неправедной власти и глашатаев Божией воли. Именно поэтому их нередко почитали ещё при жизни и, разумеется, после их отшествия ко Господу». В Синодальный период Русская Православная Церковь стала осторожно относиться к этому подвигу, поскольку при сходстве внешних проявлений юродство могло иметь разные причины. Говоря о проблеме подлинности подвига юродства, выступающий предложил ряд критериев, которые могли бы помочь отличить истинное юродство от ложного.

 Дробашенко Т.Г., заведующая отделением по изучению особых форм психической патологии НЦПЗ также посвятила своем выступление феномену юродства и представила патографический анализ личности Иоанна Яковлевича Корейши (1789-1861). Она отметила, что «юродство Христа ради рассматривается как форма пророческого служения, соединенная с крайней аскезой, постоянной молитвой, дарами прозорливости и исцеления. Пародоксия подвига и ее проявления всегда затрудняли понимание и оценку». Этот сложный и многоликий феномен выступающая проанализировала на примере Иоанна Яковлевича Корейши, который еще при жизни пользовался широким почитанием и помощь которого испытали многие люди, и который 43 года был пациентом психиатрической больницы и оттуда совершал свое служение.

 Протоиерей Владимир Шмалий, доцент НИЯУ МИФИ, доцент ОЦАД в своем выступлении «Практики осознанности и христианская жизнь» представил свое видение «медитации осознанности», получившей распространение в последнее время, и поставил вопрос о возможности ее использования христианами.

 Копейко Г.И., заместитель директора по научной работе НЦПЗ в докладе «Религиозный фанатизм и религиозный бред» представил типичные черты религиозного фанатизма и рекомендовал священнослужителям научиться отличать религиозное мировоззрение от религиозного бреда, поскольку больные с бредовыми идеями могут причинять вред как себе, так и окружающим. В качестве примера он привел «пензенских сидельцев», поселившиеся в ожидании конца света в выкопанном ими же подземелье в одном из районов Пензенской области, а также людей, боровшихся с ИНН и сжигавших паспорта. Их асоциальное поведение сродни поведению членов тоталитарных сект и террористических группировок, одержимых различными сверхидеями. Они конфликтуют с общиной, не слушают духовников и нуждаются в лекарственной терапии.

Борисова О.А., ведущий научный сотрудник группы по изучению особых форм психической патологии НЦПЗ рассказала о типологии патологической псевдорелигиозности у больных с психическими заболеваниями.

 Протоиерей Павел Великанов (Москва), доцент кафедры богословия Московской духовной академии выступил с докладом «Токсичная религиозность и неклиническая психокоррекция в рамках внебогослужебной деятельности прихода». Он описал критерии для различения здоровой религиозности от патологической (токсичной), а также предложил использовать новейшие психолого-педагогические технологии и методы во внебогослужебной деятельности прихода для помощи людям с выраженной невротической религиозностью: «Наиболее перспективным видится использование некоторых социально-педагогических моделей работы с применением арт-терапевтических подходов. Необходимо разработать технологические протоколы с описанием последовательности основных этапов и технических действий на каждом этапе при использовании педагогической модели системной арт-терапии с разными категориями прихожан», - заключил отец Павел.

 Гедевани Е.В., старший научный сотрудник группы по изучению особых форм психической патологии НЦПЗ и Смирнова Е.В., аспирант этой группы рассмотрели тему «Психопатологические особенности религиозного бреда греховности у больных депрессией». Переживания здорового верующего человека и человека больного депрессией с религиозным бредом греховности сильно различаются; это, в первую очередь, относится к пониманию покаяния и к чувству вины. Выступающие отметили, что чувство вины, переживаемое человеком с религиозным бредом греховности, «не ведет человека к покаянию, к избавлению от тяжёлых душевных переживаний. Более того, в этом случае, чувство вины удаляет от Бога. Поскольку за внешним фасадом яркого религиозного чувства и стремления к покаянию в этих случаях скрываются проявления психической болезни, требующие обязательного медицинского вмешательства». Особенности душепопечительской работы с такими пациентами включают коррекцию «индивидуальной шкалой ценностей», подавление «необоснованного страха согрешения» и всякого начинающегося формирования бреда.

 Курасов Е.С., профессор кафедры психиатрии ФГБВОУ ВО «Военно-медицинской академии им. С.М. Кирова» Минобороны России в докладе «Душепопечительская работа в современной системе подходов к лечению психических расстройств» представил обзор развития психиатрии в мире и в России, эволюции современных (60-е годы XX века – по настоявшее время) целевых показателей терапии психических расстройств. Он особо отметил, что в настоящее время душепопечительская работа занимает важное место в системе лечебно-реабилитационных подходов психиатрии. Она имеет общую внешнюю форму с психологическим консультированием (позитивный диалог в поиске решения проблемы), но отличающаяся от него по своей сути. В условиях Военно-медицинской академии душепопечительская работа всегда являлась неотъемлемой составляющей не только лечебного процесса, но и учебно-воспитательной работы со студентами.

 Воскресенский Б.А., доцент кафедры психиатрии и медицинской психологии факультета лечебного дела РНИМУ им. Н.И. Пирогова, преподаватель Свято-Филаретовского института выступил с докладом «"Патологическая мистика" как клиническая, психотерапевтическая и культурно-историческая проблема». Выступающий дал анализ понятий «мистика», «патологическая мистика», «ложная мистика», «сознание», «самосознание», выделив «сознание рефлексивное» – критичное по отношению к себе и одновременно созидательное, примером которого может быть христианское сознание. Важнейшее свойство психики – самопревосхождение (согласно С.С.Хоружию), которое имеет три направления: 1) духовные практики, возвышающие человека; 2) искусство, ведущее к катартическим переживаниям; и 3) “безумие”, т.е. психическое расстройство, ведущее к обеднению, разрушению психических душевных процессов. Докладчик остановился на некоторых моментах лечения и психотерапевтической работы с больными, одержимыми идеей воздействия на них мистических сил. В заключение он отметил, что «решение психотерапевтически-реабилитационных задач по отношению к рассматриваемому контингенту может осуществляться наиболее эффективно лишь при содружественной деятельности священнослужителя и врача».

 Попович У.О., старший научный сотрудник отдела юношеской психиатрии НЦПЗ в докладе «Особенности религиозности при эндогенных психических расстройствах в подростковом и юношеском возрасте» рассказала о результатах исследования, которое было направлено на выявление клинико-психопатологических особенностей, условий формирования религиозного бреда в юношеском возрасте, анализ взаимосвязи между религиозностью на доманифестном этапе и последующим манифестным психотическим приступом с религиозным бредом различного содержания. Она дала определение понятий нормальной и патологической религиозности, а также привела общепринятые критерии нормальной, здоровой религиозной веры.

 Питер Ферхаген, профессор Центра охраны психического здоровья г. Хардервейк, Нидерланды в докладе «Психотерапия и духовная жизнь» представил понятия «живой религии», «духовности» и «священных моментов», которые помогают «расчистить» пространство для многочисленных проявлений веры и духовности в психотерапии. Он также сформулировал ряд рекомендаций относительно того, каким образом следовало бы включить и учитывать религиозность пациента и его вероисповедные установки в психиатрическом и психотерапевтическом обследовании и лечении.

Шамрей В.К., заведующий кафедрой психиатрии ФГБВОУ ВО «Военно-медицинская академия им. С.М. Кирова» Минобороны России выступил с докладом «Душепопечение лиц с суицидальным поведением», в котором подробно рассказал возможностях, направлениях и формах сотрудничества Церкви, работников социальных и медицинских сфер в профилактике суицидального поведения. «Объединение усилий священнослужителей и медицинских работников в профилактике суицидального поведения предполагает учет всего исторического (христианского, клинического) опыта, а также использование единых методологических (прежде всего, терминологических) подходов и современных научных достижений в данной области», - отметил выступающий.

Рутковская Н.С., преподаватель кафедры психиатрии ФГБВОУ ВО «Военно-медицинская академия им. С.М. Кирова» Минобороны России в докладе «Особенности религиозности пациентов психиатрического стационара с различными формами суицидального поведения» представила результаты научного исследования, направленного на изучение особенностей религиозности у лиц с психическими расстройствами, совершивших суицидальные действия. Полученные данные «подтверждают «антисуицидальное» значение принадлежности пациентов к традиционной (в частности, православной) религии и степени их воцерковленности, а также указывают на негативную роль в этом отношении активных занятий оккультными практиками у психически больных. Кроме того, полученные результаты позволяют предположить, что пациенты православного вероисповедования реже совершают тяжелые и повторные суицидальные попытки, несмотря на то, что депрессивная симптоматика у них отмечается даже чаще, чем у «неправославных», так как сопровождается наличием критического отношения к своему состоянию. Однако повышенное чувство вины у пациентов православного вероисповедания требует, в большинстве случаев, дополнительной психотерапевтической коррекции», - отметила выступающая.

 Меринов А.В., профессор кафедры психиатрии РязГМУ прочитал доклад «Клиническая суицидология и Русская Православная Церковь: точки наиболее эффективного взаимодействия». Он отметил, что часто священнослужитель способен первым узнать о суицидальных намерениях человека и должен, по словам выступающего «иметь понятную и осязаемую схему реагирования... В этой связи, логичным видятся следующие пути оптимизации и содружественной работы с клинической суицидологией: повышение осведомлённости священнослужителей по вопросам общей и частной психиатрии; создание диагностического суицидологического минимума и формирование четкой логики реагирования в случае выявления суицидальных устремлений; возможно, создание в Русской Православной Церкви самостоятельной кризисной службы; информирование граждан об имеющихся антисуицидальных возможностях».

 Иерей Иоанн Мельник, магистрант Сретенской духовной академии и Владимирова Т.В., старший научный сотрудник отдела юношеской психиатрии НЦПЗ посвятили свое выступление теме «Копинг-стратегии в пастырской помощи при утрате ближнего (по трудам митрополита Антония Блюма)». Они рассказали о пастырском опыте митрополита Сурожского Антония, который до своего рукоположения был врачом, и отметили несомненные параллели между копинг-стратегиями современных психиатров, и тем, как действовал митрополит Антоний, будучи духовно опытным пастырем и руководствуясь Священным Писанием и своими богословскими познаниями.

 Магай А.И., м.н.с. группы особых форм психической патологии НЦПЗ выступил с докладом «Интеграция психически больных в церковную жизнь: пастырское и медицинское сопровождение». Он отметил, что начиная с 2016 г. велась разработка технологии поддержки психически больных людей, объединяющая терапевтическую составляющую (для помощи в медучреждении) и реабилитационную (для работы на базе православного прихода). Сейчас эта технология успешно применяется. В 2021 г. начался новый проект, направленный на дальнейшую разработку этой технологии и описание духовно ориентированных подходов, которые могут быть использованы в работе с верующими, имеющими психические расстройства. Большое значение для широкого применения этой технологии имеет психообразовательная работа с духовенством, а также сотрудничество с общественными организациями.

 В заключительном слове митрополит Воронежский и Лискинский Сергий выразил удовлетворение тем обстоятельством, что за время работы экспертной группы по разработке проблематики «Пастырское попечение о душевнобольных» активизировался диалог между психиатрией и Церковью: специалисты-психиатры и представители духовенства, участвующие в этой работе, научились слушать и слышать друг друга; все больше специалистов из разных регионов России присоединяются к этой деятельности; интересным и взаимополезным представляется диалог с нашими зарубежными участниками – представителями Римско-Католической Церкви и протестантских конфессий.

Служба коммуникации ОВЦС

Поделиться:
Патриарх Кирилл: наш долг – актуализация православной веры в каждом конкретном жизненном контексте

25 мая в 10:00

Католикос-Патриарх всея Грузии Илия II поздравил Предстоятеля Русской Церкви с тезоименитством

24 мая в 23:20

В день памяти равноапостольных Мефодия и Кирилла Предстоятель Русской Церкви совершил Литургию в Храме Христа Спасителя

24 мая в 20:00

Предстоятель Сербской Церкви поздравил Святейшего Патриарха Кирилла с днем тезоименитства

24 мая в 19:50

Предстоятель Православной Церкви в Америке направил Святейшему Патриарху Кириллу поздравление с тезоименитством

24 мая в 16:00

Предстоятель Православной Церкви Чешских земель и Словакии поздравил Святейшего Патриарха Кирилла с тезоименитством

24 мая в 11:00

Поздравление Папы Римского Франциска Святейшему Патриарху Кириллу с днем тезоименитства

24 мая в 10:20

Поздравительный адрес членов Синода Русской Православной Церкви Патриарху Кириллу с днем тезоименитства

24 мая в 10:00

Святейший Патриарх Кирилл возглавил пленарное заседание XXХ Международных образовательных чтений

23 мая в 20:00

В день памяти святителя Николая Чудотворца Святейший Патриарх Кирилл совершил Литургию в Храме Христа Спасителя

22 мая в 18:33

Поздравление Святейшего Патриарха Кирилла участникам торжеств по случаю 1100-летия принятия ислама Волжской Булгарией

20 мая в 10:30

Патриаршее соболезнование в связи с кончиной митрополита Восточно-Американского и Нью-Йоркского Илариона

18 мая в 15:00

Патриарх Кирилл: Наша паства – и в России, и на Украине, и мы горячо молимся о восстановлении мира

18 мая в 00:00

Поздравление Святейшего Патриарха Кирилла В. Орбану по случаю переизбрания на пост Премьер-министра Венгрии

16 мая в 16:20

Обращение Святейшего Патриарха Кирилла к Патриарху Болгарскому Неофиту

13 мая в 12:10

Митрополит Иларион: во взаимоотношениях между Русской Православной Церковью и Римско-Католической Церковью мы должны пройти через этот сложный период

26 мая в 16:00

В день памяти равноапостольных Мефодия и Кирилла Предстоятель Русской Церкви совершил Литургию в Храме Христа Спасителя

24 мая в 20:00

Митрополит Иларион: отношения между Русской Православной Церковью и Римско-Католической Церковью будут развиваться

24 мая в 18:35

Митрополит Иларион: встреча Папы Римского с женами членов нацбатальона «Азов» и Петром Верзиловым* вызвала очень большой соблазн

24 мая в 18:15

Митрополит Иларион: раньше или позже будет найдено решение, которое позволит уврачевать нанесенные телу всемирного Православия раны

24 мая в 17:35

Митрополит Иларион: Архиепископ Кипрский Хризостом искренне хотел помочь, когда украинский раскол еще назревал

24 мая в 17:00

Участникам Православной предассамблеи ВСЦ рассказали о гуманитарной деятельности Русской Церкви в условиях конфликта России и Украины

24 мая в 16:00

Председатель ОВЦС встретился с руководством Всемирного баптистского альянса

23 мая в 20:33

Святейший Патриарх Кирилл возглавил пленарное заседание XXХ Международных образовательных чтений

23 мая в 20:00

Митрополит Иларион встретился с председателем Высшего исламского совета Ирака

23 мая в 16:00

В день памяти святителя Николая Чудотворца Святейший Патриарх Кирилл совершил Литургию в Храме Христа Спасителя

22 мая в 18:33

Митрополит Иларион выступил с открытой лекцией в Российской академии народного хозяйства и государственной службы

21 мая в 11:05

«Если Христос не воскрес, то вера ваша тщетна»

21 мая в 11:00

Состоялось XXV заседание Рабочей группы по взаимодействию Русской Православной Церкви и Министерства иностранных дел Российской Федерации

19 мая в 13:40

Митрополит Иларион: Церковь не откажется от представления о браке, которое заложено в Библии

17 мая в 21:00

Вечерню Великого Пятка с выносом Плащаницы совершил митрополит Волоколамский Иларион

22 апреля в 16:50

В Великий Четверг митрополит Волоколамский Иларион совершил вечерню и Литургию святителя Василия Великого

21 апреля в 18:00

Митрополит Иларион: суть религиозной жизни заключается в любви к Богу

16 января в 23:00

Митрополит Иларион: Пусть радость о пришествии в мир Господа Иисуса Христа всегда живет в наших сердцах

09 января в 22:00

В Рождественский сочельник митрополит Иларион возглавил богослужение в московском храме в честь иконы Пресвятой Богородицы «Всех скорбящих Радость»

06 января в 20:00

Митрополит Иларион: Господь призывает ко спасению каждого человека самыми разными способами

27 декабря 2021 в 09:00

Митрополит Иларион: Господь призывает нас любить ближних

05 декабря 2021 в 21:00

Митрополит Иларион: Мы верим, что ангелы присутствуют в нашей повседневной жизни

21 ноября 2021 в 22:00

В день памяти преподобного Варлаама Хутынского председатель ОВЦС совершил Литургию в храме в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость»

19 ноября 2021 в 20:30

Митрополит Иларион: Господь заповедал нам любить каждого человека

31 октября 2021 в 22:00

Председатель ОВЦС совершил Литургию в храме Покрова Пресвятой Богородицы в Рубцове

17 октября 2021 в 22:00

Митрополит Иларион: в день Покрова Пресвятой Богородицы мы прославляем небесное заступничество Матери Божией

14 октября 2021 в 22:00

Председатель ОВЦС совершил Литургию в престольный праздник московского храма свв. мучеников Михаила и Феодора на Черниговском подворье

03 октября 2021 в 20:00

Митрополит Иларион возглавил престольный праздник академического храма Общецерковной аспирантуры

11 сентября 2021 в 20:00

Митрополит Иларион: Очень многое в жизни человека зависит от веры

29 августа 2021 в 23:00

Page is available in the following languages
Обратная связь

Поля отмеченные * обязательны для заполнения

Отправить обращение
Рус Укр Eng Deu Ελλ Fra Ita Бълг ქარ Срп Rom عرب