Главная страница Новости
Митрополит Волоколамский Иларион: Великий пост – это&nb…

Митрополит Волоколамский Иларион: Великий пост – это не только время покаяния, но и школа целомудрия

[gallery]

7 марта 2011 года, в понедельник первой седмицы Великого поста, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион совершил в храме в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» Великое повечерие с чтением покаянного канона преподобного Андрея Критского.

По окончании канона владыка Иларион обратился к верующим с архипастырским словом:

«В Великом покаянном каноне преподобного Андрея Критского, который читается в течение первых четырех дней Великого поста на повечерии, мы слышим такие слова: "Гряди, окаянная душе с плотию твоею, Зиждителю всех исповеждься". Эти слова напоминают о том, что человек согрешает и душою, и плотью, следовательно, и душа его, и плоть нуждаются в покаянии. И сегодня я хотел бы сказать несколько слов о той добродетели, которая важна для каждого человека, - и женатого, и неженатого, и для замужней женщины, и для незамужней, ибо во плоти каждого действует, как говорит Великий покаянный канон, тот страстный помысел, который приводит к плотским грехам.

В молитве преподобного Ефрема Сирина, которая читается в течение всего Великого поста, мы просим у Бога, чтобы Он дал нам дух целомудрия, смиренномудрия, терпения и любви. Целомудрие - добродетель, в которой нуждается каждый человек, ее нужно в себе воспитывать, ее нужно просить у Бога. Славянское слово "целомудрие" означает целостное мудрование, указывает на внутреннюю духовную мудрость и целостное восприятие мира, которое должно помогать каждому человеку идти по своему жизненному пути. Это целостное мудрование предполагает, прежде всего, ориентированность человека во всех его делах и поступках, а также помыслах на Господа и на божественные заповеди. Только человек, живущий в гармонии с Богом, будет жить в гармонии с самим собой и с окружающими людьми. Целостное мудрование означает, что человек должен везде ощущать присутствие Божие - и в окружающем мире, и в окружающих людях, и в своей собственной душе. Если Бог будет для человека главным духовным и нравственным ориентиром, то все остальное в его жизни будет выстраиваться вокруг этого неколебимого стержня, на котором должна созидаться вся духовная и нравственная жизнь.

Человек не может жить без Бога, иначе он теряет самое главное и необходимое – живую связь со своим Создателем, а вместе с тем и духовно-нравственные ориентиры, без которых невозможно, пройдя по жизненному пути, достичь Царствия Небесного. Для людей, не живущих по божественным заповедям, достижение целомудрия составляет особую проблему, потому что все человеческое естество после грехопадения противится этой добродетели: и в плоти, и в душе, и в уме человека живет страстный помысел, мешающий ему быть целомудренным. Там живет возбуждение, названное в Великом каноне "запалением", которое сравнивается с содомским пламенем и мешает человеку быть целомудренным. Для стяжания целомудрия от каждого из нас требуется внутренняя собранность, внутренний духовный подвиг и решимость следовать божественным заповедям.

Целомудрие требуется от всякого человека, как  состоящего, так и не состоящего в браке. Господь говорит, обращаясь к мужчинам: Всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с ней в сердце своем (Мф. 5. 27-28). Те же самые слова могут быть отнесены и к женщинам, которые смотрят с вожделением на мужчин. Женщина имеет право смотреть с вожделением только на одного мужчину – на своего мужа. И мужчина имеет право смотреть с вожделением только на собственную жену. Причем супружеские отношения не должны иметь исключительно плотский характер: мужчину и женщину в браке должны связывать узы любви, не позволяющие смотреть с вожделением на кого-нибудь другого. Супружеская верность заключается в этом добровольном подвиге, который берут на себя супруги при вступлении в брак, и обещание верности означает, что не только делом, но и мыслью супруги не должны согрешать друг против друга.

Однако человеческое естество слабо и удобопреклонно ко греху. Именно поэтому никто из людей, состоящих в браке, не застрахован от того, чтобы увлечься посторонними и чуждыми помыслами. Господь говорит, что нельзя мужчине даже смотреть с вожделением на женщину, потому что всякий нецеломудренный взгляд может оскорбить и нарушить чистоту брака, чистоту семейного очага и брачного ложа. А если этому греховному помыслу дать укорениться в своей душе и своем уме, то он может привести и к прелюбодеянию, и к другим плотским грехам, тем самым разрушив семью.

Целомудрие требуется от всякого человека. Для того, кто не состоит в браке, оно заключается в воздерживании своей плоти, своего взгляда, чтобы не обольщаться многими искушениями, которые подстерегают каждого. Сегодня окружающий нас мир не целомудрен. Мы не услышим проповедь супружеской верности ни с телевизионного экрана, ни из других средств массовой информации, наоборот, многие телепередачи и фильмы приучают людей к разврату и пропагандируют отнюдь не супружескую верность, не целомудренную любовь между мужем и женой, но так называемую свободную любовь, которая на христианском языке называется блудом.

Это блудное разжение, против которого предостерегают вся святоотеческая литература и такие богослужебные тексты, как Великий покаянный канон преподобного Андрея Критского, является движущей силой современной культуры. Оно развращает наших детей и молодежь через СМИ, через различные развлечения и увеселения, с которыми неразрывно связана молодежная культура. Вся эта культура наполнена духом блуда и нечистоты, противоположным идеалу целомудрия, к которому призывает святая Церковь».

Митрополит Иларион в своей проповеди указал и на другой порок, оскверняющий жизнь и не способствующий возрастанию человека в целомудрии, – алкоголизм:

«Алкоголизм – это не просто болезнь, от которой нужно лечиться. Это еще и прямой путь к утрате целомудрия. Не случайно апостол говорит: Не упивайся вином, в нем же есть блуд (Еф. 5. 18). Между чрезмерным употреблением алкоголя и блудными помыслами или деяниями существует прямая связь, что известно многим современным людям по собственному горькому опыту. Опыт этот действительно горький, а сладость порока только внешняя, как сладость запретного плода: горечь, которую он оставляет в душе, в сердце, уме и теле человека бывает невозможно изжить в течение многих лет».

Архипастырь подчеркнул, что от христианина требуется особое целомудрие в поведении по отношению к другим людям, а также целомудрие в словах:

«Мы знаем, каким страшным пороком является для многих мужчин, а также женщин и даже молодых девушек матерная ругань. А что это, как не нарушение целомудрия в словах, которое рано или поздно неизбежно приводит к нарушению целомудрия в делах? Ведь не случайно на протяжении многих веков вся история человечества свидетельствовала о том, что сфера сексуальной жизни должна охраняться особым образом, она не должна быть предметом поругания, осмеяния. А чем, как не поруганием супружеской верности, поруганием собственно человеческого естества и священных отношений между мужем и женой, осквернением всей сферы половой жизни человека, является матерная ругань? Христианин или христианка не имеют права ругаться матом. Нужно понимать, что, произнося скверные и гнусные слова, мы нарушаем целомудрие и нарушаем заповедь Божию».

Владыка Иларион подчеркнул, что каждый человек должен работать над собой, и Великий пост предоставляет нам возможность, исследовав себя, проанализировав свою жизнь, вдумавшись в поступки людей, о которых рассказывает Священное Писание, пересмотреть свою жизнь и вступить на путь целомудрия, ведущий к Царствию Небесному:

«Великий покаянный канон приводит нам в пример праведного Иосифа как плод чистоты и как человека, который обладал целомудренным умом. Перечитав его историю в Книге Бытия, мы увидим, насколько она прекрасна и трогательна. Она научает нас, что человек, сохраняющий веру в Бога и любовь к ближним (даже к тем, которые не верны ему, не любят его, предают и желают его смерти), уподобляется в своей жизни Христу. Потому богослужебный текст и называет его целомудренным, что человек, уподобившийся в жизни своей Христу, в подлинном смысле слова стяжал целостную мудрость и то отношение к жизни, отношение к Богу и своим ближним, которое должно быть у всякого христианина.

Великий канон приводит нам и другой пример – царя Давида, не сумевшего сохранить целомудрие, прельстившегося чужой женой. Он взял эту жену себе, а ее мужа предал незаслуженной смерти, присовокупив к прелюбодеянию беззаконное убийство. Царь Давид оплакал свой грех и принес в нем покаяние после того, как его посетил пророк Нафан. Он оставил покаянный псалом, о котором в Великом каноне, прочитанном сегодня, говорится, что он подобен иконе: царь Давид "списав яко на иконе песнь". Эта икона является образом всякого человека, который грешит, в том числе, и против целомудрия.

Не каждый грешит так, как царь Давид, – некоторые ограничиваются тем, что грешат только в помыслах. Однако покаяние необходимо каждому человеку. Покаяние необходимо всем, несмотря на то, согрешили мы на деле или нет, ведь если мы не совершили грех своими делами, то непременно совершили его в своих помыслах. Покаяние – это врачевство, которое исцеляет не только душу и ум, но и наше тело. Не случайно в Великом посту даже супруги призываются воздерживаться от супружеской близости: не потому, что в этой близости есть что-то греховное, но потому, что каждый человек должен упражнять свою плоть, учиться контролировать свои эмоции, импульсы, желания, помыслы и страсти.

Великий пост – это не только время покаяния, но и школа целомудрия для каждого из нас. Будем работать над собой и неустанно просить Господа, чтобы Он дал нам дух целомудрия, смиренномудрия, терпения и любви, необходимый для того, чтобы войти в Царствие Небесное».

В дни Великого поста во время богослужений в храме иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» на Ордынке будет износиться для поклонения ковчег с частицами святынь, связанных со Страстями Господа нашего Иисуса Христа: частицы Ризы Господней, Ризы Пресвятой Богородицы, стола Тайной вечери, Гроба Господня, Тернового венца, страстной трости, столпа и вервия бичевания. Эти святыни были переданы в дар храму, и для их хранения изготовлен специальный ковчег.

Служба коммуникации ОВЦС

Поделиться:
Святейший Патриарх Кирилл вручил протоиерею Михаилу Протопопову орден преподобного Сергия Радонежского

17 сентября в 16:10

Послание Предстоятеля Русской Церкви Святейшему Патриарху Сербскому Порфирию в связи с кощунственной акцией на развалинах древней Ульпианы

14 сентября в 22:00

В праздник 300-летия перенесения мощей благоверного князя Александра Невского в Санкт-Петербург Святейший Патриарх Кирилл совершил молебен на площади Александра Невского в Северной столице

12 сентября в 16:36

Предстоятель Русской Церкви возглавил торжества по случаю 300-летия перенесения мощей благоверного князя Александра Невского в Санкт-Петербург

12 сентября в 14:55

Святейший Патриарх Кирилл посетил Никольское и Большеохтинское кладбища Санкт-Петербурга

11 сентября в 19:00

Святейший Патриарх Кирилл выступил на X Санкт-Петербургском международном форуме объединенных культур

11 сентября в 18:00

Обращение Святейшего Патриарха Кирилла в связи с обстрелом Белгорода

31 августа в 18:00

Состоялась встреча Святейшего Патриарха Кирилла с монашеской делегацией Коптской Церкви

27 августа в 23:40

В канун праздника Успения Пресвятой Богородицы Предстоятель Русской Церкви совершил всенощное бдение в Храме Христа Спасителя

27 августа в 21:00

Поздравление Святейшего Патриарха Кирилла председателю Управления мусульман Кавказа с 75-летием

26 августа в 12:15

Поздравление Святейшего Патриарха Кирилла председателю Духовного управления мусульман России муфтию Равилю Гайнутдину с 65-летием со дня рождения

25 августа в 14:14

Святейший Патриарх Кирилл обратился к религиозным деятелям и представителям международных организаций в связи с принятием Верховной Радой Украины законопроекта, направленного на ликвидацию Украинской Православной Церкви

24 августа в 20:00

Святейший Патриарх Кирилл встретился с послом России в Израиле А.Д. Викторовым

23 августа в 19:00

В праздник Преображения Господня Предстоятель Русской Церкви совершил Литургию в Храме Христа Спасителя и возглавил хиротонию архимандрита Феогноста (Ильницкого) во епископа Бронницкого

19 августа в 17:00

В канун праздника Преображения Господня Святейший Патриарх Кирилл совершил всенощное бдение в Храме Христа Спасителя

18 августа в 22:00

Состоялась встреча председателя ОВЦС с делегацией Высшего духовного совета езидов

18 сентября в 18:18

Приветствие председателя ОВЦС участникам конференции «Харбин – город дружбы России и Китая»

18 сентября в 13:45

Святейший Патриарх Кирилл вручил протоиерею Михаилу Протопопову орден преподобного Сергия Радонежского

17 сентября в 16:10

Митрополит Волоколамский Антоний встретился с делегацией Православной Церкви в Америке

16 сентября в 16:00

Святейший Патриарх Кирилл посетил Никольское и Большеохтинское кладбища Санкт-Петербурга

11 сентября в 19:00

Святейший Патриарх Кирилл выступил на X Санкт-Петербургском международном форуме объединенных культур

11 сентября в 18:00

Председатель ОВЦС совершил Божественную литургию в Свято-Троицком кафедральном соборе Парижа

08 сентября в 20:00

В Ницце состоялись торжества по случаю 50-летия со дня рождения и 14-й годовщины архиерейской хиротонии Патриаршего экзарха Западной Европы

06 сентября в 15:30

Председатель Отдела внешних церковных связей встретился с послом Словении в России

30 августа в 13:30

Председатель ОВЦС поздравил с 75-летием главу Управления мусульман Кавказа

26 августа в 17:30

Святейший Патриарх Кирилл встретился с послом России в Израиле А.Д. Викторовым

23 августа в 19:00

В праздник Преображения Господня Предстоятель Русской Церкви совершил Литургию в Храме Христа Спасителя и возглавил хиротонию архимандрита Феогноста (Ильницкого) во епископа Бронницкого

19 августа в 17:00

В канун праздника Преображения Господня Святейший Патриарх Кирилл совершил всенощное бдение в Храме Христа Спасителя

18 августа в 22:00

Председатель ОВЦС выразил соболезнования в связи с кончиной главы Координационного центра мусульман Северного Кавказа муфтия Исмаила Бердиева

07 августа в 17:17

Митрополит Волоколамский Антоний принял участие в престольном празднике Антиохийского Подворья в Москве

26 июля в 18:00

Председатель ОВЦС совершил Литургию в храме Покрова Пресвятой Богородицы в Рубцове

17 октября 2021 в 22:00

Митрополит Иларион: в день Покрова Пресвятой Богородицы мы прославляем небесное заступничество Матери Божией

14 октября 2021 в 22:00

Председатель ОВЦС совершил Литургию в престольный праздник московского храма свв. мучеников Михаила и Феодора на Черниговском подворье

03 октября 2021 в 20:00

Митрополит Иларион возглавил престольный праздник академического храма Общецерковной аспирантуры

11 сентября 2021 в 20:00

Митрополит Иларион: Очень многое в жизни человека зависит от веры

29 августа 2021 в 23:00

Митрополит Иларион: Святой Дух – главное сокровище христианской души

01 августа 2021 в 22:00

Митрополит Иларион: Святость – это постоянное стремление подражать Господу Иисусу Христу

27 июня 2021 в 23:00

Митрополит Иларион: Будем в любых обстоятельствах жизни сохранять верность Господу Иисусу Христу

19 марта 2021 в 15:56

Митрополит Иларион: Бог желает не осудить, а спасти нас

07 марта 2021 в 22:34

Митрополит Иларион: Встреча с Богом – главная цель в жизни человека

15 февраля 2021 в 20:00

Митрополит Иларион: Евангельская история о Закхее учит нас, как реагировать на присутствие Бога в нашей жизни

14 февраля 2021 в 19:34

Митрополит Иларион: Достоевский через все свое творчество проповедовал евангельский идеал – Христа

09 февраля 2021 в 19:02

Церковь прославляет всех мучеников и исповедников за имя Христово

07 февраля 2021 в 21:20

Митрополит Иларион: Без наших собственных усилий Бог не сможет нас спасти

31 января 2021 в 20:26

Митрополит Иларион: Господь всегда нам дает возможность проявить свои способности

24 января 2021 в 21:20

Page is available in the following languages
Обратная связь

Поля отмеченные * обязательны для заполнения

Отправить обращение
Рус Укр Eng Deu Ελλ Fra Ita Бълг ქარ Срп Rom عرب