Архив

Что мы знаем о Боге из Библии

Бог Сам свидетельствовал людям о Себе, и это свидетельство заключено в Библии. В библейских текстах содержатся высказывания, отдельные определения, выражения, фразы, помогающие понять то, что Бог поведал людям о Себе.

У пророка Осии мы встречаем вот какое определение Бога: “Я Бог, а не человек” (Ос. 11. 9). Если Бог, имеющий разум и волю, о чем ясно свидетельствует Библия (3 Цар. 3. 28. Иов. 12. 13, 16. Притч. 3. 19–20. Сир. 1. 1, 5; 15. 18; 42. 21. Ис. 11. 2; 28. 29. Лк. 11. 49. Рим. 11. 33; 14. 26. 1 Кор. 1. 21, 24; 2. 7. Воля Божия: Пс. 106. 11. Прем. 6. 4. Мк. 3. 35. Лк. 7. 30. Деян. 20. 27. 1 Пет. 2. 15; 3. 17; 4. 2, 19. 1 Ин. 2. 17. Рим. 1. 10; 8. 27; 12. 2. 1 Кор. 1. 1. 2 Кор. 8. 5. Еф. 5. 17; 6. 6. 1 Фес. 4. 3; 5. 18. Евр. 10. 36. Откр. 17. 17), не является человеком, то, значит, Он — существо иного порядка, находящееся по Своей природе вне нашего мира. Он, как говорят философы и богословы, трансцендентен по отношению к миру. Эта трансцендентность, то есть природная отличность Бога от физического мира, описывается в Библии словом “Дух”. “Бог есть дух” (Ин. 4. 24. Ср.: Быт. 1. 2; 6. 3; 41. 38. Исх. 15. 10; 31. 3. Числ. 11. 29; 23. 6; 24. 2. Суд. 3. 10; 6. 34; 11. 29; 13. 25; 14. 6, 19; 15. 14; 1 Цар. 10. 6, 10; 11. 6; 16. 13; 19. 20, 23; 2 Цар. 23. 2; 3 Цар. 18. 12. 1 Пар. 15. 1. 2 Пар. 15. 1; 20. 14; 24. 20. Неем. 9. 20. Иф. 16. 14. Иов. 4. 9; 26. 13; 33. 4. Пс. 32. 6; 50. 13; 103. 30; 138. 7; 142. 10. Прем. 1. 7; 9. 17; 12. 1. Ис. 11. 2; 32. 15; 34. 16; 42. 1; 44. 3; 48. 16; 61. 1; 63. 10–14. Иез. 11. 1, 5. Агг. 2. 5. Зах. 4. 6; 7. 12; 3 Езд. 6. 37. Мф. 1. 20; 3. 16; 4. 1; 10. 20; 12. 31–32; 28. 19. Мк. 1. 10, 12; 3. 29; 13. 11. Лк. 1. 35, 67; 2. 26; 3. 22; 4. 1, 18; 11. 13; 12. 10, 12. Ин. 1. 32–33; 3. 5–6, 8, 34; 6. 63; 7. 39; 14. 17, 26; 15. 26; 16. 13; 20. 22. Деян. 1. 2, 5, 8, 16; 2. 4, 17–18, 33, 38; 5. 3, 9; 7. 51; 8. 29; 9. 31; 10. 19; 11. 12, 28; 13. 2, 4; 15. 28; 16. 6–7; 19. 6; 20. 22–23, 28; 21. 11; 28. 25. 1 Пет. 1. 2, 11–12, 22; 5.5; 8. 9, 11, 14–16, 23, 26–27; 11. 8; 14. 17; 15. 13, 16, 19, 30; 1 Кор. 2. 10–14; 3. 16; 6. 11, 19; 12. 3–4, 8–11, 13; 15. 45. 2 Кор. 1. 22; 3. 3, 17–18; 5.5. Гал. 3. 5, 14; 4. 6; Еф. 1. 13, 17; 2. 18. 22; 3. 5, 16; 4. 30; 5. 9. Флп. 1. 19. 1 Фес. 1. 5–6; 4. 8. 2 Фес. 2. 8, 13. 1 Тим. 3. 16; 4. 1. 2 Тим. 1. 14. Тит. 3. 5. Евр. 2. 4; 3. 7; 6. 4; 9. 8, 14; 10. 15. 29. Откр. 2. 7, 11, 17, 29; 3. 6, 13, 22; 14. 13; 22. 17).

Тот же пророк Осия, вещая от имени Бога и обращаясь к избранному народу, говорит: “Я Бог, а не человек; среди тебя — Святый” (Ос. 11. 9). Бог Сам так определяет Себя, и это означает, что святость — одно из важнейших определений Бога (Ср.: Лев. 11. 44–45; 19. 2; 20. 3, 7, 26; 21. 8; 22. 2, 32. Нав. 24. 15, 19. 1 Цар. 2. 2, 10; 6. 20. 2 Цар. 22. 7. 4 Цар. 19. 22. 1 Пар. 16. 10, 27, 35; 29. 16. 2 Пар. 6. 2; 30. 27. Тов. 3. 11; 8. 5, 15; 12. 12, 15. Иф. 9. 13. Иов. 6. 10. Пс. 2. 6; 3. 5; 5. 8; 10. 4; 14. 1; 15. 10; 17. 7; 19. 7; 21. 4; 23. 3; 26. 4; 27. 2; 32. 21; 42. 3; 45. 5; 46. 9; 47. 2; 50. 13; 64. 5; 67. 6; 70. 22; 76. 14. 77. 41, 54; 78. 1; 88. 19; 97. 1; 98. 3, 5, 9; 101. 20; 102. 1; 104. 3, 42; 105. 47; 110. 9; 137. 2; 144. 13, 21. Притч. 9. 10. Прем. 1. 5; 9. 8, 10, 17; 10. 20. Сир. 4. 15; 17. 8; 23. 9–10; 43. 11; 47. 9, 12; 48. 23. Ис. 1. 4; 5. 16, 19, 24; 6. 3; 8. 13; 10. 17, 20; 11. 9; 12. 6; 17. 7; 29. 19, 23; 30. 11–12, 15; 31. 1; 37. 23; 40. 25; 41. 14, 16, 20; 43. 3, 14–15; 45. 11; 47. 4; 48. 17; 49. 7; 52. 19; 54. 5; 55. 5; 56. 7; 57. 13, 15; 58. 13; 60. 9, 14; 63. 10–11; 65. 11, 25; 66. 20. Иер. 23. 9; 31. 23; 50. 29; 51. 5. Вар. 2. 16; 4. 22, 37; 5. 5; 20. 39–40; 28. 14; 36. 20–22; 39. 7, 25. Иез. 43. 7–8. Дан. 3. 52–53; 4. 5–6, 10, 14–15, 20; 5. 11; 9. 16, 20, 24. Иоил. 2. 1; 3. 17. Ам. 2. 7. Авд. 1. 16. Ион. 2. 5, 8. Мих. 1.2. Авв. 1. 12; 2. 20; 3. 3. Соф. 3. 11–12. Зах. 2. 13. 2 Мак. 8. 15; 14. 36; 15. 32. 3 Мак. 2. 2, 11, 16; 5. 8; 6. 1–2, 4, 17, 26; 7. 8. 3 Езд. 14. 22. Мф. 1. 18, 20; 3. 11; 12. 32; 28. 19. Мк. 1. 8, 24, 29; 12. 36; 13. 11. Лк. 1. 15, 35, 41, 49, 67, 72; 2. 25–26; 3. 16, 22; 4. 1, 34; 11. 13; 12. 10, 12. Ин. 1. 33; 7. 39; 14. 26; 17. 11; 20. 22. Деян. 1. 2, 5, 8, 16; 2. 4, 33, 38; 3. 14; 4. 8, 25, 27, 30–31; 5. 3, 32; 6. 3, 5; 7. 51, 55; 8. 15, 17–19, 39; 9. 17, 31; 10. 38, 44–45, 47; 11. 15–16, 24; 13. 2, 4, 9, 35, 52; 15. 8, 28; 16. 6; 19. 2, 6; 20. 23, 28; 21. 11; 28. 25. 1 Пет. 1. 12, 15–16. 2 Пет. 1. 21. 1 Ин. 2, 20; 5. 7. Иуд. 1. 20. Рим. 5. 5; 9. 1; 14. 17; 15. 13, 16. 1 Кор. 2. 13; 3. 17; 6. 19; 12. 3. 2 Кор. 6. 6; 13. 13. Еф. 3. 5; 4. 30. 1 Фес. 1. 5–6; 4. 8. 2 Тим. 1. 14. Тит. 3. 5. Евр. 2. 4; 3. 7; 6. 4; 9. 8, 14; 10. 15. Откр. 3. 7; 4.8; 6. 10; 15. 3–4; 16. 5).

Святость противоположна злу, она есть полнота совершенства.  Основными составляющими совершенства являются правда и любовь. “Бог верен, и нет неправды в Нем; Он праведен и истинен”, — утверждает Ветхий Завет (Втор. 32. 4). По внушению Святого Духа в Новом Завете апостол Иоанн Богослов провозглашает: “Бог есть любовь” (1 Ин. 4. 16). Итак, согласно Слову Божию Правда и Любовь суть определения того, что есть Бог. Бог есть Дух, Абсолютная Святость, Любовь и Правда.
В другом библейском тексте, Книге Исхода, Бог говорит о Себе: “Я есмь Сущий” (Исх. 3. 14). В Библии также содержится древнееврейское имя Бога — Яхве, в другом произношении — Иегова, что и означает “Сущий”. Итак, каков же смысл этого удивительного выражения: “Я есмь Сущий”? Не тот ли, что Бог есть Абсолютное Бытие в его полноте, а все, что вне Бога, имеет ограниченное бытие или ограниченную жизнь? “Я есмь Сущий”, — то есть “Я Тот, Кто Существует”. Это означает, что все остальное существует постольку, поскольку Бог дает ему возможность существовать.

Из Библии мы узнаем и о том, что Бог — в начале всего. Если сравнивать Библию с другими религиозными книгами Востока, то разница между ними в первую очередь в том, что в Библии не содержится теогонии, то есть ничего не говорится о происхождении Бога.

В мифических представлениях человека о божествах нередко содержатся сведения об их рождении и происхождении. В Библии же ничего не говорится о происхождении Бога. Бог существует всегда, Бог существует до начала мира, Он вне времени. А если Бог вне времени, значит — Он вечен (Ис. 40. 28; Рим. 14. 25). Вечный Бог является Творцом мира. Если Бог — Творец мира и материи, то Он и Творец пространства. Ибо пространство есть категория, связанная с существованием материального мира: пространства вне материи быть не может. Но что значит — Бог вне пространства? Это значит, что Бог везде, что Он Вездесущий (Пс. 139. 7).

Слово Божие дает нам представление о Боге как о Вездесущем Духе, обладающем способностью творить мир. И поскольку Он этот мир создал, то обладает по отношению к нему абсолютной властью. Исходя из Слова Божия, мы можем утверждать, что Бог есть Дух не только Вездесущий, но и Всемогущий (Быт. 17. 1; 28. 3; 35. 11; 43. 14; 48. 3; 49. 25. Исх. 6. 3. Числ. 24. 4, 16. 1 Цар. 1. 11. Пс. 67. 15; 90. 1. Прем. 11. 18; 18. 15. Сир. 46. 8, 19. Ис. 10. 34; 13. 6. Иез. 1. 24; 10. 5. Иоил. 1. 15. 2 Мак. 1. 25; 5. 20; 6. 26; 7. 35, 38; 8. 11, 18, 24; 11. 13. 3 Мак. 5. 4, 8. 3 Езд. 13, 23; 16. 63).

Десять заповедей Божиих начинаются словами: “Я Господь, Бог твой... да не будет у тебя других богов пред лицем Моим” (Исх. 20. 2–3). Давайте вдумаемся в это самоопределение: “Я Господь, Бог твой”. Что означает “Я”? Это — личное местоимение. Но если Бог по отношению к Себе употребляет подобное местоимение, то это означает, что Бог есть Личность. Не абстрактная духовная субстанция, пребывающая вне нашего мира, но Личность, обладающая вполне конкретными качествами. Таким образом, Слово Божие учит нас, что Бог есть Личный Дух, Вечный, Всемогущий, Вездесущий, Праведный и Любящий.

С точки зрения библейского повествования Бог есть Источник Жизни. Он — Творец Вселенной, так как мир существует постольку, поскольку Бог определил ему быть.

Ученые утверждают, что любая существующая в физическом мире ограниченная система, вне зависимости от того, принадлежит ли она к живой или неживой природе, объективно стремится к небытию и распаду, если не получает извне энергетической поддержки. Эту зависимость очень ясно формулирует второй закон термодинамики.

Ну а если весь наш мир, весь космос представляют собой такую систему, то не следует ли из этого предположения, что мир может существовать лишь при условии энергетической поддержки извне? Весьма возможно, что не все ученые согласятся с этим предположением, хотя, несомненно, найдутся и те, кто признает логичность такого вывода. Если физический мир как система нуждается в энергии извне, то что можно сказать про человека?

Согласно Божественному Откровению Бог есть не только Творец мира, Источник и Податель Жизни, но и Промыслитель, поддерживающий бытие творения, “ибо мы Им живем и движемся и существуем” (Деян. 17. 28).

Что произойдет, если мир вознамерится отделить себя от Бога? То же самое, что и с человеком, сознательно отделившим себя от Творца, отпавшим от Бога — Источника Жизни и собственноручно воздвигшим преграду между собой и Им: Божественная энергия перестанет его питать. Такой человек духовно обречен. Система, существующая вне животворной связи с Богом, лишает себя исходящей от Него энергии бытия и погибает. Из этого следует: для того чтобы жить, нам необходима связь с Богом, требуется оживотворение Его Божественной энергией. Потому что Бог — Личный Дух, Вечный, Всемогущий, Вездесущий, Праведный и Любящий — есть также Творец, Источник и Податель Жизни как в нынешнем привременном существовании, так и в бытии вечном.

В пятницу Страстной седмицы Предстоятель Русской Церкви совершил вечерню с выносом Плащаницы Спасителя в Храме Христа Спасителя в Москве

18 апреля в 18:00

В четверг Страстной седмицы Предстоятель Русской Церкви совершил Литургию и чин освящения мира в Храме Христа Спасителя

17 апреля в 21:20

Патриарх Кирилл обратился к Предстоятелям Поместных Православных Церквей, христианским лидерам, руководителям государств и международных организаций в связи с принятием закона, направленного на запрет Эстонской Православной Христианской Церкви

11 апреля в 23:50

Святейший Патриарх Кирилл возглавил заседание Высшего Церковного Совета

10 апреля в 13:00

Предстоятель Русской Церкви возглавил торжества в Донском монастыре по случаю 100-летия преставления Патриарха Тихона

06 апреля в 20:00

Поздравление Святейшего Патриарха Кирилла Архиепископу Тиранскому и всей Албании Иоанну с интронизацией

29 марта в 12:00

Соболезнования Святейшего Патриарха Кирилла в связи с разрушительным землетрясением в Мьянме и Таиланде

28 марта в 22:00

Поздравление Святейшего Патриарха Кирилла Блаженнейшему Патриарху Иерусалимскому Феофилу с днем тезоименитства

22 марта в 11:00

Председатель ОВЦС поздравил Блаженнейшего Патриарха Иерусалимского Феофила с днем тезоименитства

22 марта в 10:59

Поздравление Святейшего Патриарха Кирилла председателю Духовного управления мусульман Республики Татарстан муфтию Камилю Самигуллину с 40-летием

22 марта в 10:00

Поздравление Святейшего Патриарха Кирилла главе МИД России С.В. Лаврову с 75-летием со дня рождения

21 марта в 10:00

Журналы Священного Синода от 20 марта 2025 года

20 марта в 13:00

Поздравление Святейшего Патриарха Кирилла президенту фонда «Призыв совести» раввину Артуру Шнайеру с 95-летием со дня рождения

20 марта в 12:00

Святейший Патриарх Кирилл возглавил первое в 2025 году заседание Священного Синода

20 марта в 11:50

Поздравление Святейшего Патриарха Кирилла Архиепископу Тиранскому и всей Албании Иоанну с избранием Предстоятелем Албанской Православной Церкви

16 марта в 20:15

В пятницу Страстной седмицы Предстоятель Русской Церкви совершил вечерню с выносом Плащаницы Спасителя в Храме Христа Спасителя в Москве

18 апреля в 18:00

В четверг Страстной седмицы Предстоятель Русской Церкви совершил Литургию и чин освящения мира в Храме Христа Спасителя

17 апреля в 21:20

Митрополит Волоколамский Антоний удостоен государственной награды

17 апреля в 21:00

Святейший Патриарх Кирилл возглавил заседание Высшего Церковного Совета

10 апреля в 13:00

Митрополит Волоколамский Антоний встретился с представителями научных кругов Сербской Православной Церкви

08 апреля в 20:00

Предстоятель Русской Церкви возглавил торжества в Донском монастыре по случаю 100-летия преставления Патриарха Тихона

06 апреля в 20:00

Председатель Отдела внешних церковных связей посетил Смоленск

04 апреля в 21:00

Митрополит Волоколамский Антоний посетил Воскресенский храм в Хакодате

31 марта в 11:00

Председатель ОВЦС принял участие в богослужении в Воскресенском соборе в Токио

30 марта в 11:00

Митрополит Волоколамский Антоний совершил Божественную литургию в Воскресенском храме в Сеуле

23 марта в 10:00

Председатель ОВЦС встретился с послом Российской Федерации в Республике Корея

22 марта в 15:30

Председатель ОВЦС поздравил председателя Духовного управления мусульман Татарстана с 40-летием со дня рождения

22 марта в 09:59

Председатель ОВЦС поздравил министра иностранных дел России С.В. Лаврова с 75-летием

21 марта в 09:59

Синод утвердил ряд кадровых решений, касающихся епархий и приходов Русской Православной Церкви за рубежом

20 марта в 17:45

На заседании Синода прозвучал доклад митрополита Волоколамского Антония о посещении Ливана, Албании, Италии, Сербии и Армении

20 марта в 17:30

Председатель ОВЦС совершил Литургию в храме Покрова Пресвятой Богородицы в Рубцове

17 октября 2021 в 22:00

Митрополит Иларион: в день Покрова Пресвятой Богородицы мы прославляем небесное заступничество Матери Божией

14 октября 2021 в 22:00

Председатель ОВЦС совершил Литургию в престольный праздник московского храма свв. мучеников Михаила и Феодора на Черниговском подворье

03 октября 2021 в 20:00

Митрополит Иларион возглавил престольный праздник академического храма Общецерковной аспирантуры

11 сентября 2021 в 20:00

Митрополит Иларион: Очень многое в жизни человека зависит от веры

29 августа 2021 в 23:00

Митрополит Иларион: Святой Дух – главное сокровище христианской души

01 августа 2021 в 22:00

Митрополит Иларион: Святость – это постоянное стремление подражать Господу Иисусу Христу

27 июня 2021 в 23:00

Митрополит Иларион: Будем в любых обстоятельствах жизни сохранять верность Господу Иисусу Христу

19 марта 2021 в 15:56

Митрополит Иларион: Бог желает не осудить, а спасти нас

07 марта 2021 в 22:34

Митрополит Иларион: Встреча с Богом – главная цель в жизни человека

15 февраля 2021 в 20:00

Митрополит Иларион: Евангельская история о Закхее учит нас, как реагировать на присутствие Бога в нашей жизни

14 февраля 2021 в 19:34

Митрополит Иларион: Достоевский через все свое творчество проповедовал евангельский идеал – Христа

09 февраля 2021 в 19:02

Церковь прославляет всех мучеников и исповедников за имя Христово

07 февраля 2021 в 21:20

Митрополит Иларион: Без наших собственных усилий Бог не сможет нас спасти

31 января 2021 в 20:26

Митрополит Иларион: Господь всегда нам дает возможность проявить свои способности

24 января 2021 в 21:20

Обратная связь

Поля отмеченные * обязательны для заполнения

Отправить обращение
Рус Укр Eng Deu Ελλ Fra Ita Бълг ქარ Срп Rom عرب