Архив

Авраам. Ветхий Завет
Священная история выделяет тему взаимоотношений человека и Бога, описывая реальные события и в то же время обнажая религиозный смысл исторического факта. Все эпизоды Священной истории, о которых говорилось ранее, свидетельствуют о действенности первородного греха в природе человека. Однако непосредственно вслед за грехопадением и осуждением Адама Бог дает обетование о грядущем спасении рода человеческого. Он не только наказывает Адама и Еву, но и, обращаясь к ним, говорит о том времени, когда семя жены сотрет главу змия. Таково первое обетование о Спасителе мира, который, родившись от женщины, одержит победу над диаволом и спасет от его власти род людской.

Заметим, что Бог не говорит: “Я сотру главу змия”, — но говорит: семя жены сотрет главу змия. Это означает, что в битве с мировым злом и в новом обретении человечеством рая будет участвовать не только Бог, но и человек своим личным усилием.

Другими словами, соучастие людей в деле спасения так же необходимо, как и действие Божественного всемогущества. Дабы зримо явить людям эту истину, Бог избирает человека по имени Авраам, жившего в Месопотамии, в городе Уре Халдейском на территории современного Ирака. Об этом городе известно не только из Библии, но и из других исторических источников.

Авраам жил за две тысячи лет до Рождества Христова, то есть примерно четыре тысячи лет назад, во времена глубокой древности. Бог, избирая Авраама, желает восстановить религиозную связь с людьми, разрушенную грехопадением Адама и Евы и преступлениями последующих поколений, вновь обнаруживая Свое присутствие в человеческой истории. Он обращается к Аврааму с призывом и обещанием:

“Иди в землю, которую Я укажу тебе; и Я произведу от тебя великий народ, и благословлю тебя, и возвеличу имя твое” (Быт. 12. 1–2).

И Авраам совершает на первый взгляд весьма нелогичный поступок: он оставляет насиженное место, свой дом и вместе со всем семейством, скотом и иным достоянием отправляется в трудное путешествие через пустыню в землю Ханаанскую, которую указал ему Господь.

Ханаан — это приблизительно нынешняя Палестина. Авраам следует туда, не имея для того никаких иных причин и оснований, кроме доверия к Богу. И в ответ на эту веру, на это сыновнее послушание Господь дает Аврааму великое обетование. Он заключает с Авраамом завет — первый союз человека с Богом, получивший наименование Ветхого, или древнего, завета. Бог обещает Аврааму благоденствие и многочисленное потомство (в то время у Авраама не было детей), а в ответ требует от Авраама веры и послушания. И Авраам верит Богу.

Господь же испытывает веру Авраама, и весьма сурово. Однажды в семье Авраама происходит радостное событие: наконец-то рождается ребенок. Авраам дает ему имя Исаак. Ребенок возрастает, подавая своей семье радость и надежду, что через него действительно осуществятся Божественные обетования. Но когда Исаак достигает отрочества, Бог призывает Авраама принести Ему в жертву сына. Можно себе представить, сколько надежд Авраам связывал с Исааком. Ибо ведь и самый завет — союз Бога с человеком — основывался на том, что Авраам станет родоначальником многочисленного народа. И вдруг Бог, словно забыв о завете с Авраамом, искушает его, говоря: “Возьми сына твоего, единственного твоего, которого ты любишь, Исаака; и пойди в землю Мориа и там принеси его во всесожжение...” (Быт. 22. 2).

Как же отвечает Авраам на этот призыв Бога? Он берет своего отрока, седлает осла и поднимается на высокую гору. Там складывает жертвенник, приготовляет дрова для всесожжения, разводит огонь и, связав Исаака, возводит его на жертвенник. И когда Авраам заносит над головой сына своего нож, готовясь нанести смертельный удар, Бог останавливает его руку.

Итак, Авраам явил всецелую верность Богу — вплоть до готовности отдать на смерть долгожданного своего сына. И Бог благословляет Авраама потомством, на котором почило особое Божие благословение, ибо в наследниках Авраама надлежало жить вере в единого Бога.

Кто же он, Авраам, — праведник, мудрец, ученый, философ? Нет, он был простой кочевник, ничем не выделявшийся из среды людей, живших в одно с ним время, ни культурой, ни языком, ни знаниями, ни обычаями. Даже с точки зрения этической Авраам мало чем отличался от своих соплеменников и современников, ибо жил по законам выпавшего ему времени: у него были жена и наложница, рабы и скот. До того, как он был отмечен Богом, это был человек не лучше и не хуже других, один из многих. Но Бог избирает именно этого человека. И Авраам оказывается способным ответить на Божественный призыв.

Авраам вошел в общение с Богом, тем самым как бы совершив деяние, обратное поступку Адама. Ибо если Адам отказался от Бога и от союза с Ним, то Авраам заключил союз с Богом. Адам решил строить свою жизнь помимо Бога в стремлении самостоятельно достичь Его славы, уповая при этом на магическую силу природы, символом которой стал запретный плод. Авраам же во имя верности своему завету с Богом нашел в себе силы пожертвовать единственным сыном. Разумеется, в Аврааме не в полной мере восстанавливается то, что было разрушено в Адаме. Авраам — это человек, унаследовавший греховную человеческую природу. Его праведность соседствует со слабостью. И тем не менее, несмотря на свои слабости и грехи, именно он вступил на путь Богообщения и на этом пути достиг истинного величия, став праведником ветхозаветной Церкви, отцом всех верующих людей.

Бог, устанавливая завет-союз с людьми через Авраама, не нарушает при этом свободы человека. Свободою как Божественным даром продолжает владеть каждый смертный. Однако участие в завете-союзе предполагает соблюдение совершенно конкретных условий: Бог преподает свое благословение людям, дарует им поддержку и помощь в ответ на их веру в Него и на послушание Ему.

История Авраама впервые вводит читающего Библию в круг вопросов, связанных с очень важной религиозной проблемой, — проблемой веры. Вера есть непременное условие пребывания человека в завете-союзе с Богом. Человек может находиться в общении с Богом, может надеяться на Божию помощь, если имеет веру и послушание Богу.

Адаму выпало стать первым ослушником Божественной воли; Авраам свободно и сознательно подчинил себя воле Божией, пронеся верность Богу через самые суровые испытания. “Подвигом веры” называл святитель Василий Великий готовность человека без колебания и сомнения принимать всякое слово Божие, даже если оно на первый взгляд противоречит здравому смыслу. Именно этот подвиг совершил Авраам.

“Верою Авраам повиновался призванию идти в страну, которую имел получить в наследие, и пошел, не зная, куда идет... Верою Авраам, будучи искушаем, принес в жертву Исаака... Ибо он думал, что Бог силен и из мертвых воскресить” (Евр. 11. 8, 17, 19).

История Авраама весьма поучительна: она помогает понять каждому, что и его отношения с Богом, его личный завет-союз с Творцом также могут проходить полосу испытаний и трудностей, разочарования и недоумений. В самом деле, многим ли из нас удавалось прожить жизнь, ни разу не возроптав в сердце своем: “Господи, как же Ты попускаешь совершаться подобной несправедливости по отношению ко мне (или к моим ближним)?” И нередко в недоумении и бессилии восклицаем: “Где же Бог?”

Однако следует помнить, что даже в тяжких испытаниях и скорбях не должна помрачаться вера в Бога, ибо в ней — единственное наше спасение. И, быть может, история Авраама, чья покорность воле Божией простиралась до готовности принести в жертву возлюбленного своего сына, поможет и нам в испытаниях жизни сохранить доверие к спасительному Промыслу Божию, послушание Отцу Небесному и упование на Его неизреченную милость.

Святейший Патриарх Кирилл совершил в Троице-Сергиевой лавре малую вечерню с чтением акафиста преподобному Сергию

17 июля в 21:05

Патриаршее соболезнование в связи с кончиной Б.А. Нелюбова

14 июля в 19:40

Святейший Патриарх Кирилл возглавил в Тихвине торжества по случаю 20-летия возвращения Тихвинской иконы в Россию

09 июля в 17:10

Поздравление Святейшего Патриарха Кирилла М. Пезешкиану с избранием на пост Президента Исламской Республики Иран

06 июля в 19:28

Поздравление Святейшего Патриарха Кирилла Святейшему Патриарху Болгарскому Даниилу с избранием и возведением на Патриарший престол

30 июня в 17:18

Святейший Патриарх Кирилл возглавил работу очередного заседания Высшего Церковного Совета

26 июня в 12:00

Святейший Патриарх Кирилл встретился с освобожденным митрополитом Тульчинским и Брацлавским Ионафаном

25 июня в 18:10

Патриарх Кирилл возглавил принесение иконы Святой Троицы, написанной преподобным Андреем Рублевым, в Троице-Сергиеву лавру

22 июня в 23:50

Митрополит Тульчинский и Брацлавский Ионафан получил свободу

22 июня в 21:45

Святейший Патриарх Кирилл вручил митрополиту Сингапурскому и Юго-Восточно-Азиатскому Сергию орден святителя Иннокентия Московского

22 июня в 20:40

В День памяти и скорби Предстоятель Русской Церкви возложил венок к могиле Неизвестного солдата у Кремлевской стены

22 июня в 20:00

Святейший Патриарх Кирилл встретился с главами российских протестантов

18 июня в 21:00

Поздравление Патриарха Кирилла Н. Моди с переизбранием на должность главы Правительства Индии

12 июня в 20:00

Патриаршее поздравление по случаю 100-летия освящения храма равноапостольных Константина и Елены в Кламаре (Франция)

10 июня в 10:00

Святейший Патриарх Кирилл встретился со слушателями Высших дипломатических курсов

04 июня в 13:40

Святейший Патриарх Кирилл совершил в Троице-Сергиевой лавре малую вечерню с чтением акафиста преподобному Сергию

17 июля в 21:05

Председатель ОВЦС встретился с послом Аргентины в Российской Федерации

16 июля в 12:30

Митрополит Волоколамский Антоний выразил соболезнования в связи с кончиной многолетнего труженика ОВЦС Б.А. Нелюбова

13 июля в 20:10

Председатель Отдела внешних церковных связей посетил Рим и Ватикан

12 июля в 15:10

Состоялось четвертое заседание Рабочей группы по взаимодействию Русской Православной Церкви и Управления по делам религий Турции

06 июля в 11:00

Председатель ОВЦС встретился с директором Департамента МИД России по работе с соотечественниками за рубежом

02 июля в 17:55

Председатель Отдела внешних церковных связей посетил Подворье Антиохийского Патриархата в Москве

27 июня в 15:00

Председатель ОВЦС встретился с епископом Бакинским и Азербайджанским Алексием

27 июня в 14:20

Митрополит Антоний встретился с исполнительным директором Отдела внешних церковных связей Маланкарской Церкви

27 июня в 13:50

Святейший Патриарх Кирилл возглавил работу очередного заседания Высшего Церковного Совета

26 июня в 12:00

Патриарх Кирилл возглавил принесение иконы Святой Троицы, написанной преподобным Андреем Рублевым, в Троице-Сергиеву лавру

22 июня в 23:50

В День памяти и скорби Предстоятель Русской Церкви возложил венок к могиле Неизвестного солдата у Кремлевской стены

22 июня в 20:00

Председатель ОВЦС встретился с новоназначенным представителем Патриарха Сербского при Московском Патриаршем престоле

20 июня в 18:00

Председатель ОВЦС встретился с заместителем председателя Комитета Совета Федерации по международным делам

20 июня в 13:00

Святейший Патриарх Кирилл встретился с главами российских протестантов

18 июня в 21:00

Председатель ОВЦС совершил Литургию в храме Покрова Пресвятой Богородицы в Рубцове

17 октября 2021 в 22:00

Митрополит Иларион: в день Покрова Пресвятой Богородицы мы прославляем небесное заступничество Матери Божией

14 октября 2021 в 22:00

Председатель ОВЦС совершил Литургию в престольный праздник московского храма свв. мучеников Михаила и Феодора на Черниговском подворье

03 октября 2021 в 20:00

Митрополит Иларион возглавил престольный праздник академического храма Общецерковной аспирантуры

11 сентября 2021 в 20:00

Митрополит Иларион: Очень многое в жизни человека зависит от веры

29 августа 2021 в 23:00

Митрополит Иларион: Святой Дух – главное сокровище христианской души

01 августа 2021 в 22:00

Митрополит Иларион: Святость – это постоянное стремление подражать Господу Иисусу Христу

27 июня 2021 в 23:00

Митрополит Иларион: Будем в любых обстоятельствах жизни сохранять верность Господу Иисусу Христу

19 марта 2021 в 15:56

Митрополит Иларион: Бог желает не осудить, а спасти нас

07 марта 2021 в 22:34

Митрополит Иларион: Встреча с Богом – главная цель в жизни человека

15 февраля 2021 в 20:00

Митрополит Иларион: Евангельская история о Закхее учит нас, как реагировать на присутствие Бога в нашей жизни

14 февраля 2021 в 19:34

Митрополит Иларион: Достоевский через все свое творчество проповедовал евангельский идеал – Христа

09 февраля 2021 в 19:02

Церковь прославляет всех мучеников и исповедников за имя Христово

07 февраля 2021 в 21:20

Митрополит Иларион: Без наших собственных усилий Бог не сможет нас спасти

31 января 2021 в 20:26

Митрополит Иларион: Господь всегда нам дает возможность проявить свои способности

24 января 2021 в 21:20

Обратная связь

Поля отмеченные * обязательны для заполнения

Отправить обращение
Рус Укр Eng Deu Ελλ Fra Ita Бълг ქარ Срп Rom عرب