Доклад митрополита Волоколамского Илариона на конференции «Церковь и пандемия»
Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Уважаемые господа! Дорогие отцы, братья и сестры!
Пандемия коронавируса стала огромным и в значительной степени неожиданным испытанием для всего мира. Это глобальное бедствие выявило целый ряд острых международных и социальных дисбалансов, для преодоления которых как никогда важно не только совместное свидетельство, но и совместные действия христиан. Сегодня мы призваны осмыслить стоящие перед нами вызовы – с тем, чтобы в предстоящие месяцы общими усилиями способствовать выработке адекватных решений обостряющихся проблем и быть в состоянии представить то видение путей их преодоления, которое разделяют крупнейшие христианские Церкви.
В связи с этим важно подчеркнуть, что даже в новых условиях своё значение сохраняют общие принципы, приверженность которым Предстоятели наших Церквей совместно засвидетельствовали пять лет тому назад. В пункте 17 Гаванской декларации Папа и Патриарх заявляют: «Наш взгляд обращен к людям, находящимся в тяжелом положении, живущим в условиях крайней нужды и бедности в то время, когда материальные богатства человечества растут… Растущее неравенство в распределении земных благ увеличивает чувство несправедливости насаждаемой системы международных отношений». Справедливость этих слов стала еще более очевидной в условиях глобального бедствия, которое лишь ярко показало необходимость солидарности перед лицом всеобщего испытания.
На государственном уровне неравенство между бедными и богатыми странами проявилось в степени жесткости вводимых карантинных мер: в то время, как обладающие значительными финансовыми ресурсами страны могли позволить себе введение ограничений, несмотря на сопутствующий ущерб для экономики, бедные и развивающиеся государства подчас были лишены такой возможности даже тогда, когда это было необходимо с точки зрения здравоохранения. Одновременно существенно усугубилась проблема бедности и социального расслоения: в связи с ускоренным переводом деловой активности и образовательной работы в режим онлайн часто не имеющие полноценного доступа к современным технологиям беднейшие слои населения оказались в ущемленном положении, в то время как массовая безработица затронула многие миллионы людей по всему миру.
В межгосударственных отношениях ярко проявил себя национальный эгоизм, неоднократно в тяжелые моменты пандемии затмевавший соображения солидарности. На этом фоне озабоченность вызывают попытки найти «козлов отпущения» как внутри, так и вне пределов границ отдельных государств, так же как и значительная политизация темы борьбы с пандемией и преодоления кризиса систем здравоохранения.
Затронувшие общество проблемы не обошли стороной и христианские Церкви во всем мире. Драматичная ситуация весны прошлого года и вводившиеся жесткие ограничения на любые формы собраний потребовали безотлагательного принятия целого ряда мер со стороны Священноначалия Русской Православной Церкви.
Так, уже 11 марта на заседании Священного Синода Русской Православной Церкви было принято специальное Заявление в связи с распространением коронавирусной инфекции, в котором, в частности, подчеркивалось: «Во времена эпидемий Русская Православная Церковь всегда несла свое свидетельское служение, не отказывая никому в духовном окормлении и полноценном участии в Ее Таинствах. Мы призываем к сдержанности, сохранению трезвомыслия и молитвенного спокойствия, обращаем внимание на то, что верующему человеку не следует поддаваться панике и страхам… Вместе с тем, недопустимо легкомысленно относиться к коронавирусной инфекции, пренебрегать врачебными предписаниями, игнорировать профилактические меры, подвергая опасности заражения себя и окружающих».
17 марта Святейший Патриарх Кирилл утвердил «Инструкцию настоятелям приходов и подворий, игуменам и игумениям монастырей Московской епархии в связи c угрозой распространения коронавирусной инфекции», в дальнейшем рекомендованную Синодом к применению во всех епархиях, приходах и монастырях Русской Православной Церкви. Данный документ вводит ряд противоэпидемических мер. Эти меры, с одной стороны, несколько изменили на время чрезвычайной ситуации привычные для православных верующих практики причащения Святых Христовых Тайн и почитания икон и других священных предметов. С другой стороны, они не являются беспрецедентными и опираются на авторитетные высказывания святых отцов, на устойчивую практику восточно-христианской традиции в целом и, в частности, на богатый исторический опыт Русской Православной Церкви.
К числу этих мер относится обтирание после каждого причастника лжицы пропитанным спиртом платом, протирка Евангелия и иконы после каждого лобзания с использованием дезинфицирующего раствора, использование гигиенических перчаток для раздачи антидора и просфор, рекомендация причастникам воздерживаться от лобзания Чаши после Причастия. Одновременно в инструкции подчеркивалось, что «принесение Бескровной Жертвы ни в коем случае не может быть отменено, ибо там, где нет Евхаристии, нет церковной жизни».
Это замечание оказалось особенно актуальным в свете ужесточения в последующие недели ограничений на перемещения и собрания и общего усложнения эпидемической ситуации, в связи с чем 29 марта Святейший Патриарх Кирилл обратился к верующим с просьбой воздержаться от посещения храмов вплоть до особого благословения. Его Святейшество призвал всех «принять на себя часть подвига Марии Египетской» – святой пустынницы, память которой в Русской Церкви совершается в одно из воскресений Великого поста – «для того, чтобы сохранить себя, своих родных и близких, а, может быть, еще и для того, чтобы прочувствовать подвиг великой подвижницы, которая в уединении прожила большую часть своей жизни».
Именно в таких условиях в Первопрестольном граде Москве и целом ряде регионов России прошли богослужения Страстной седмицы и празднование Воскресения Христова. Службы совершались в основном без присутствия верующих, которые следили за их ходом посредством прямых трансляций.
Стоит отметить, что чрезвычайная ситуация способствовала ускоренному освоению соответствующих технологий, которые до пандемии использовались лишь в очень ограниченном масштабе. Конечно, «виртуальное» присутствие на богослужении никоим образом не может заменить реальное участие в нем, и в первую очередь в Таинстве Евхаристии. Однако в тех тяжелых условиях распространение трансляций не только было вызвано пастырской необходимостью и соображениями заботы об общем благе, но и предоставило Церкви в том числе определенные миссионерские возможности. На примере возглавляемого мной московского прихода могу засвидетельствовать, что во все время пандемии в прямых трансляциях богослужений участвуют десятки тысяч людей – много больше, чем даже физически могло бы поместиться в храме.
В подобной ситуации особое значение приобретает проповедь в широком смысле слова, а именно использование открывшихся перед нами в столь значительном объеме во время пандемии медийных площадок для передачи Благой вести и раскрытия перед людьми красоты богослужения с тем, чтобы по мере преодоления общественного бедствия все большее их число приходило в храмы осознанно.
С сожалением должен отметить, что, несмотря на однозначную и взвешенную позицию Святейшего Патриарха и Священноначалия Церкви, полностью избежать жертв коронавирусной инфекции среди духовенства и монашествующих не удалось. Отчасти это было обусловлено объективными причинами, отчасти – пропагандой отдельных ревнителей не по разуму, часть которых к настоящему моменту уже перешла в мир иной. В этом смысле пандемия указала на важность церковной дисциплины, особо очевидную в период чрезвычайной ситуации.
Среди священнослужителей, скончавшихся от коронавируса или его последствий, были некоторые выдающиеся иерархи, в разное время имевшие отношение к сфере внешних церковных связей. Среди них – почетный Патриарший экзарх всея Беларуси митрополит Филарет, митрополит Казанский и Татарстанский Феофан, митрополит Иов (Тывонюк), бывший Челябинский и Златоустовский.
Уже было сказано о новых миссионерских возможностях, данных нам в условиях пандемии. Примечательно, что это испытание также сделало возможным значительное расширение благотворительной деятельности Церкви. Об этом в своем докладе подробно расскажет владыка Пантелеимон, в то время как я бы хотел остановиться на одном эпизоде особой значимости, который может быть определен как пример развития проделанной нами за прошедшие со времени Гаванской встречи пять лет совместной работы.
Речь пойдет об оказании Русской Православной Церковью гуманитарной помощи итальянскому региону Апулия весной этого года. В условиях острейшей нехватки средств индивидуальной защиты и медицинского оборудования во время первой волны пандемии губернатор региона обратился к Святейшему Патриарху Кириллу с просьбой об оказании помощи во имя святителя Николая Чудотворца, частица мощей которого была принесена в Россию в 2017 году во исполнение Гаванских договоренностей. Такая помощь была оказана благодаря поддержке ряда благотворителей, усилиями которых гуманитарный груз объемом в 8 тонн медицинских материалов уже в апреле был доставлен в Бари.
Этот пример сотрудничества даже в сложнейших условиях закрытия границ и введения ограничений на перемещения позволяет нам еще раз оценить пророческий характер слов Папы и Патриарха, пять лет назад отметивших, что «христианские общины ведут широкую благотворительную и социальную деятельность, оказывая многообразную помощь нуждающимся. Православные и католики нередко трудятся бок о бок» (Совместное заявление, пункт 14).
На данном этапе нашей общей задачей является придание нового импульса сотрудничеству наших Церквей в сфере социального служения. По слову апостола Павла, «любовь никогда не перестает» (1 Кор.13:8). Эти слова должны стать нашим императивом, объясняющим безотлагательность развития сотрудничества, несмотря на трудные внешние и внутренние условия.
Надеюсь, что нынешняя конференция станет значимым шагом на пути осмысления тех вызовов, на которые мы призваны совместно отвечать в текущей ситуации, а также на пути выработки общего видения христианских подходов к их разрешению и обмена опытом. Благодарю участников за внимание и передаю слово Его Высокопреосвященству кардиналу Курту Коху.