Главная страница Новости
Выступление митрополита Волоколамского Илариона на …

Выступление митрополита Волоколамского Илариона на открытии онлайн-семинара «Эффективная организация работы епархиальных судов»

29 марта 2021 года в Общецерковной аспирантуре и докторантуре имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия начался онлайн-семинар для судей епархиальных судов, который будет проходить до 2 апреля. С приветственным словом перед участниками семинара выступил председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, ректор Общецерковной аспирантуры митрополит Волоколамский Иларион.

Ваши Высокопреосвященства!
Дорогие отцы, братья и сестры!

Сердечно приветствую вас на открытии первого семинара для судей церковных судов. Семинар организован и проводится Общецерковной аспирантурой и докторантурой имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия совместно с Управлением делами Московской Патриархии и Высшим общецерковным судом. Благодарю владыку Дионисия и владыку Германа за готовность провести повышение квалификации церковных судей при участии Общецерковной аспирантуры и докторантуры.

Реализация краткосрочных обучающих семинаров для различных категорий епархиальных специалистов входит в число важных направлений работы Общецерковной аспирантуры и докторантуры. Я рад, что в число тем наших семинаров теперь входят и вопросы церковного судопроизводства.

Церковный суд имеет богатую многовековую традицию. В рамках предстоящего семинара у вас будет возможность углубить свои знания в области истории и практики церковного судопроизводства. В своем же выступлении я бы хотел остановиться на нескольких моментах, понимание которых, на мой взгляд, является принципиально важным для церковного судьи.

Служение церковного судьи является одним из древнейших церковных служений. Из текстов Нового Завета мы узнаем о существовании в раннехристианской общине конфликтных ситуаций, разрешение которых требовало участия третьей стороны, обладающей авторитетом. В частности, апостол Павел так пишет об этом в Первом посланием к Коринфянам (1 Кор. 6:1-6): «Как смеет кто у вас, имея дело с другим, судиться у нечестивых, а не у святых? Разве не знаете, что святые будут судить мир? Если же вами будет судим мир, то неужели вы недостойны судить маловажные дела? Разве не знаете, что мы будем судить ангелов, не тем ли более дела житейские? А вы, когда имеете житейские тяжбы, поставляете своими судьями ничего не значащих в церкви. К стыду вашему говорю: неужели нет между вами ни одного разумного (σοφός), который мог бы рассудить между братьями своими? Но брат с братом судится, и притом перед неверными».

В приведенной цитате апостол Павел относит к компетенции «разумного» (σοφός), который должен выступить третьей стороной в конфликте, не только церковную дисциплину, но и разрешение споров, которые могли бы быть решены в светском суде. Рассмотрение «светских» вопросов внутри христианской общины неизбежно предполагало обращение к опыту светского права того времени. Таким образом, слова апостола Павла задают одну из центральных тем для понимания природы церковного суда: с самого начала церковный суд не существует изолировано от светского права и светского суда. На протяжении всей истории Церкви церковный суд так или иначе взаимодействовал со светским правом, пусть характер этого взаимодействия и менялся с течением времени.

Так, в самом начале существования Церкви церковный суд представлял собой сочетание суда по внутрицерковным дисциплинарным вопросам и суда по вопросам «светским». Новый этап в истории развития церковного суда наступил при Константине Великом, который признал авторитет церковного (епископского) суда, инкорпорировав его в светскую судебную систему. По воле императора церковный судья мог рассматривать дела не в строгом соответствии с действующими законами, а согласно «закону христианскому» (lex Christiana). Авторитет церковного мнения в светских делах император принимал на том основании, что — согласно епископу Евсевию Кесарийскому (Памфилу) — «священники Божьи опытнее и надежнее всякого [светского] судьи» (Евсевий Кесарийский. Жизнь Константина. IV 27. 2).

Церковный суд в православной традиции с момента признания его авторитета в рамках государственной судебной системы находил решение разнообразных светских конфликтов и, несомненно, испытывал влияние светского права, воспринимая формы и порядок светского судебного процесса той или иной эпохи.

Вместе с тем, именно благодаря деятельности церковного суда происходила гуманизация жестких норм светского права, касающихся, в том числе, положения женщин и детей. Защиту слабых, бедных, притесняемых, которые не могли отстоять свои права в светском суде, должны были осуществлять епископ, священнослужитель, церковные должностные лица. «Печалование» перед светскими властями, составляющее обязанность власти церковной (Правила Карфагенского собора. 75 (86), 97 (109-110)), представляет собой уникальную концепцию правозащиты.

Современный церковный суд не может существовать вне рамок этой многовековой традиции разрешения внутрицерковных разногласий, урегулирования гражданских споров, церковной деятельности по защите прав человека. Церковный судья должен хорошо разбираться в том, как светское и церковное право влияют друг на друга на современном этапе, каковы механизмы этого влияния и как их можно использовать на благо Церкви и для совершенствования церковного судопроизводства.

Принадлежность церковного судьи к этой традиции делает его служение особенно почетным. Вместе с тем оно является и ответственным, требует специальных знаний и навыков, без которых церковное судопроизводство не будет достигать своих целей. Напомню, что, согласно Положению о церковном суде Русской Православной Церкви, принятом на пленарном заседании Архиерейского Собора Русской Православной Церкви 26 июня 2008 года, «церковные суды предназначены для восстановления нарушенного порядка и строя церковной жизни и призваны способствовать соблюдению священных канонов и иных установлений Православной Церкви». То, насколько качественно и эффективно церковный суд будет решать эти задачи, напрямую зависит от подготовленности лиц, осуществляющих церковное судопроизводство — от церковных судей, то есть — от вас. Из приведенной цитаты следует, что церковный судья должен хорошо разбираться в каноническом праве и современном церковном законодательстве, знать историю и современную практику церковного судопроизводства, иметь юридическую (правовую) культуру и нетерпимость к правовому нигилизму. Основные темы, знание которых необходимо для церковного судьи, мы совместно с Управлением делами включили в программу предстоящего семинара.

Важным аспектом профессиональной компетентности церковного судьи является следование нормам профессиональной этики. Остановлюсь на этом вопросе подробнее.

В светской судебной системе при подготовке судей значительное внимание уделяется тем качествам, которыми должен обладать судья. Речь здесь идет не только о профессиональных знаниях, но и о личных качествах. Нередко от решения судьи зависит жизнь и благополучие человека, поэтому высокие требования к личным качествам судьи должны гарантировать то, что принятое им решение будет наиболее правильным и объективным.

Эти требования к личным качествам светского судьи мы находим в статье 6 Кодекса судейской этики (утвержден VIII Всероссийским съездом судей 19 декабря 2012 года): «Судья должен следовать высоким стандартам морали и нравственности, быть честным, в любой ситуации сохранять личное достоинство, дорожить своей честью, избегать всего, что могло бы умалить авторитет судебной власти и причинить ущерб репутации судьи». Следование высоким нравственным стандартам, честность, забота о сохранении авторитета судебной системы — эти качества лежат в основе профессиональной этики светского судьи. Убежден, что все эти требования могут быть вполне отнесены и к деятельности церковных судей, но с одной значимой оговоркой. Наш суд — церковный, а поэтому над всеми этими профессиональными качествами должна довлеть христианская нравственность, основанная на евангельском призыве любить ближнего.

Этот евангельский призыв часто воспринимается абстрактно, как некая максима, следование которой является труднодостижимым идеалом. Но когда речь идет о церковном судопроизводстве, эта евангельская максима становится конкретным принципом при принятии решений по судебным делам — принципом человеколюбия («филантропии» — φιλανθρωπία, humanitas), понимаемым как стремление помочь человеку, наставить его на путь спасения. Нам хорошо известны из курсов канонического права принципы акривии и икономии. Человеколюбие продолжает этот ряд, имея свои основания в церковной правовой традиции.

Так, понятие «человеколюбия» упоминается в канонических правилах в связи с необходимостью смягчения применяемых норм. Принцип «икономии» мог в церковной традиции интерпретироваться в контексте концепции человеколюбия. Например, патриарх Николай Мистик полагал, что «икономия есть подражание Божественному человеколюбию» (Ep. 32).

Термин «человеколюбие» используется, в частности, в 11 и 12 правилах I Вселенского собора. В этих правилах допускается смягчение нормы (явление милости) со стороны правоприменителя, в случае искреннего раскаяния правонарушителей, «аще и не суть достойны человеколюбия» (Правила I Вселенского собора. 11).

Епископ, выступая как судья, может «человеколюбствовать» (φιλανθρωπεύσθαι) — смягчая наказание раскаявшегося нарушителя (Правила Анкирского собора. 5). Существенное смягчение правил допускается — «по человеколюбию» — и во втором правиле Неокесарийского собора.

Формирование описанных профессиональных качеств требует от церковного судьи времени и специальной работы, а умение рассматривать судебные дела и принимать правильные решения приобретается только с опытом. Проблема формирования всего комплекса профессиональных качеств судьи давно осознается в светской системе подготовки судей. С этой целью в ней действует институт наставничества, когда более молодые судьи в начале своей профессиональной деятельности работают под руководством опытных судей. Думаю, эта практика могла бы быть полезна и в деле подготовки церковных судей.

Эти и многие другие вопросы вам предстоит обсуждать на семинаре. Перед вами выступят представители Управления делами Московской Патриархии, Высшего общецерковного суда и синодальных отделов, преподаватели Общецерковной аспирантуры и докторантуры, действующие судьи, работающие в светской системе. Темы, которые будут вам представлены, охватывают основные теоретические и практические вопросы, актуальные для работы церковных судов в Русской Православной Церкви на современном этапе.

Желаю вам плодотворной и интересной работы.

Пресс-служба ОЦАД/Служба коммуникации ОВЦС

Поделиться:
Поздравление Патриарха Кирилла Н. Беннету с избранием на должность главы Правительства Государства Израиль

14 июня в 17:00

Поздравление Патриарха Кирилла Ухнаагийну Хурэлсуху с победой на выборах Президента Монголии

12 июня в 22:45

Поздравление Святейшего Патриарха Кирилла Раулю Кастро Рус с 90-летием со дня рождения

03 июня в 12:43

Завершил работу пленум Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви

28 мая в 18:00

Под председательством Святейшего Патриарха Кирилла проходят заседания второго дня работы пленума Межсоборного присутствия

27 мая в 12:55

В Москве открылся пленум Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви

26 мая в 13:30

Обращение Святейшего Патриарха Кирилла в связи с 75-летием Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата

24 мая в 19:20

Святейший Патриарх Кирилл встретился со спикером Парламента Южной Кореи

22 мая в 20:50

Выступление Святейшего Патриарха Кирилла на IX Парламентских встречах в Государственной Думе РФ

18 мая в 20:42

Предстоятель Русской Церкви принял участие в IX Парламентских встречах в Государственной Думе

18 мая в 20:40

Святейший Патриарх Кирилл встретился с епископатом Православной Церкви Молдовы

16 мая в 21:15

В Неделю святых жен-мироносиц Святейший Патриарх Кирилл совершил Литургию в Храме Христа Спасителя

16 мая в 17:00

Соболезнование Святейшего Патриарха Кирилла в связи с кончиной индонезийского христианского деятеля епископа Соритуа Набабана

10 мая в 23:50

Святейший Патриарх Кирилл поздравил Предстоятелей Древних Восточных Церквей, празднующих Пасху по юлианскому календарю

03 мая в 17:30

В праздник Светлого Христова Воскресения Патриарх Кирилл совершил Пасхальную великую вечерню в Храме Христа Спасителя

02 мая в 19:50

Митрополит Иларион: творческая активность является для меня «побочным продуктом» служения Церкви

14 июня в 15:00

Митрополит Иларион: Церковь – мой источник вдохновения

14 июня в 11:00

Митрополит Иларион сравнил законы о гендерной самоидентификации со сказкой о голом короле

13 июня в 12:00

Митрополит Иларион: творческая активность является для меня «побочным продуктом» служения Церкви

13 июня в 00:00

Соболезнование председателя ОВЦС в связи с кончиной архиепископа Бакинского и Азербайджанского Александра

12 июня в 15:45

Митрополиту Волоколамскому Илариону вручена Государственная премия Российской Федерации

12 июня в 14:45

Митрополит Иларион рассказал об уровне физподготовки военных священников

10 июня в 18:30

Митрополит Иларион: Всем в своей жизни я обязан Церкви

10 июня в 11:00

Митрополит Иларион: Проповедь Христа и Евангелия – это то, чему я посвятил жизнь

09 июня в 17:17

Митрополиту Волоколамскому Илариону присуждена Государственная премия Российской Федерации

09 июня в 13:20

Митрополит Иларион: пандемия не должна использоваться для извлечения выгоды

08 июня в 21:00

Митрополит Иларион: «ПЦУ» создана с целью вбить клин между русским и украинским народами на религиозном уровне

06 июня в 12:00

Митрополит Иларион: Россия и США ответственны за сохранение мира во всем мире

06 июня в 00:00

Митрополит Иларион рассказал о документах, которые будут вынесены на рассмотрение Архиерейского Собора

05 июня в 22:00

Вышла в свет книга митрополита Волоколамского Илариона «Евангелие Достоевского»

04 июня в 18:00

Митрополит Иларион: Будем в любых обстоятельствах жизни сохранять верность Господу Иисусу Христу

19 марта в 15:56

Митрополит Иларион: Бог желает не осудить, а спасти нас

07 марта в 22:34

Митрополит Иларион: Встреча с Богом – главная цель в жизни человека

15 февраля в 20:00

Митрополит Иларион: Евангельская история о Закхее учит нас, как реагировать на присутствие Бога в нашей жизни

14 февраля в 19:34

Митрополит Иларион: Достоевский через все свое творчество проповедовал евангельский идеал – Христа

09 февраля в 19:02

Церковь прославляет всех мучеников и исповедников за имя Христово

07 февраля в 21:20

Митрополит Иларион: Без наших собственных усилий Бог не сможет нас спасти

31 января в 20:26

Митрополит Иларион: Господь всегда нам дает возможность проявить свои способности

24 января в 21:20

Митрополит Иларион: Господь насытил воды Иордана Своим Божественным присутствием, чтобы в них омывались грехи человеческие

19 января в 20:53

В Крещенский сочельник митрополит Иларион совершил Божественную литургию в храме в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» на Ордынке

18 января в 19:17

Митрополит Иларион: Покаяться – значит изменить образ жизни

17 января в 20:05

В день своей архиерейской хиротонии митрополит Иларион совершил Божественную литургию в храме в честь мучеников и исповедников Михаила и Феодора Черниговских

14 января в 19:49

Митрополит Иларион: Бог прокладывает путь к сердцу человека, преодолевая его неверие и сомнение

10 января в 19:54

В праздник Рождества Христова митрополит Иларион совершил ночное богослужение

07 января в 19:41

Митрополит Иларион: Каждому человеку открыт путь ко Христу

06 января в 21:40

Обратная связь

Поля отмеченные * обязательны для заполнения

Отправить обращение