Наш собеседник – епископ Барышевский Виктор, викарий Киевской епархии, глава Административного аппарата Киевской митрополии Украинской Православной Церкви, член Межсоборного присутствия, ведущий телепрограммы «Православный вестник». С мая 2017 года владыка несет послушание главы Представительства Украинской Православной Церкви при европейских международных организациях, принимает участие в заседаниях ОБСЕ, сессиях СПЧ ООН, мероприятиях в Европарламенте и Совете Европы, на которых в докладах и выступлениях доносит до ведома международной общественности сведения о религиозной жизни на Украине, акцентируя внимание на нарушении конституционных прав и свобод миллионов верующих канонической Украинской Православной Церкви.
– Владыка, в настоящее время во всех епархиях Украинской Православной Церкви проходит сбор подписей верующих под обращениями к президенту, премьер-министру и председателю Верховной Рады Украины. Как стало уже известно, в этих обращениях православные верующие массово выражают обеспокоенность в связи с принятием антиконституционных законов Украины № 2673-VIII и № 2662-VIII, направленных против УПЦ с целью лишить ее юридического и канонического названия «Украинская Православная Церковь», навесить ярлык «Церкви страны-агрессора» с вытекающими из этого последствиями. Почему именно сейчас собираются подписи под этими обращениями? Возможно, это нужно было делать еще раньше?
– Упоминаемые вами законы были приняты Верховной Радой и подписаны президентом П. Порошенко еще в начале 2019 года. Их содержание противоречит 35-й статье Конституции Украины, согласно которой Церковь отделена от государства. За прошедшие два года Предстоятель УПЦ Блаженнейший Митрополит Онуфрий и Священный Синод неоднократно заявляли о том, что эти законы являются антиконституционными, антицерковными и, следовательно, антинародными, так как направлены на ограничение религиозных прав и свобод миллионов верующих граждан Украины. Наши приходы, монастыри и епархии одним из этих законов лишены возможности проводить регистрационные процедуры, вносить изменения в учредительные документы, заниматься оформлением документов на земельные участки под строительство храмов, открывать счета в банках, вести хозяйственную деятельность, потому как регистраторы на местах требуют сначала провести переименование. Верующий народ надеялся, что новая власть обратит внимание на эту проблему и исправит ошибки своих предшественников, но этого до сегодняшнего дня так и не произошло.
Нужно сказать, что за последние пять лет было много событий дискриминационного характера против нашей Церкви. Это и принятие вышеупомянутых законов, и силовые захваты храмов, и систематическая риторика вражды, и открытая агрессия по отношению к нашим верующим. Но главное, что все это пережили не отдельные приходы, села или люди. Все это пережила вся наша Церковь, миллионы наших верующих, живущих в Закарпатье и Львове, Луганске и Донецке, Киеве и Чернигове, Одессе и в Крыму. И сегодня речь уже идет не о локальных проблемах украинского населения, а о людях, которых объединила общая беда. Вот поэтому верующий православный народ Украины не желает больше молчать. «Надо что-то предпринимать, нельзя сидеть на месте, если власть нас не замечает и не слышит», – такого рода сигналы стали поступать все чаще от простых верующих и сельских священников в адрес епархиальных архиереев и Предстоятеля Церкви.
Как результат – народная инициатива по сбору подписей под обращениями к первым лицам страны. Эта инициатива появилась «снизу», а сегодня реализовалась на общецерковном уровне. Люди устали от беззаконий и готовы защищать свою Церковь всеми возможными законными – подчеркиваю: исключительно законными – способами. А всем желающим заработать политические дивиденды на современном тренде «против УПЦ» следует почаще обращаться к истории и вспомнить, что украинский народ долготерпелив, но это терпение рано или поздно имеет свойство заканчиваться.
– Но, с другой стороны, такая готовность людей в нынешних украинских реалиях открыто возвышать свой голос в защиту Церкви не повлечет ли за собой новый виток современных гонений на христиан, как это происходит, например, в странах Ближнего Востока, Африки, Индии? И как, на ваш взгляд, выглядит Украина на фоне этих преступлений?
– Действительно, ряд мировых правозащитных организаций, изучающих религиозные проблемы в различных странах и континентах, публикуют тревожную статистику, иллюстрирующую гонения на христиан различных конфессий. В частности, правозащитная организация «Open Doors» в своем отчете «World Watch List» за 2019 год констатировала, что количество христиан, преследуемых за веру, выросло с 260 миллионов до 309, то есть на 50 миллионов человек! При этом число мученических смертей во всем мире возросло на 60 процентов. Ужасающие величины! А более всего христиан погибло от рук мучителей в Нигерии. Как свидетельствует статистика, девять из десяти верующих христианского исповедования пострадали в Африке.
По состоянию на сегодня Украина в этот печальный список не вошла. Однако тенденции, наблюдаемые в нашей стране, связанные с деятельностью неформальных объединений и ультраправых организаций, ведущих борьбу с Украинской Православной Церковью, а также вмешательство государственных структур в жизнь Церкви вызывают тревогу уже в наше время. С начала 2021 года снова участились рейдерские захваты храмов представителями «Православной Церкви Украины», которые после таких актов зачастую забывают дорогу в захваченные ими же храмы. Все это происходит при попустительстве местных властей и органов внутренних дел. Печально, но нормы Конституции и законодательства Украины остаются только на бумаге.
– Скажите, владыка, что можно противопоставить этим явлениям? Какие меры принимаются со стороны Украинской Православной Церкви для своей защиты, и как это сказывается на настроении верующих?
– Мы все же живем в правовом государстве, где существует не только внутреннее законодательство, но и должны действовать нормы международного права в соответствии с обязательствами, которые взяло на себя наше государство, подписывая ряд международных договоров. Юридические службы нашей Церкви используют все возможности судебной системы, дабы восстановить правду. Начиная с 2018 года подано около 400 исковых заявлений в судебные инстанции, открыто около 250 уголовных дел.
В отдельных случаях удается правовым путем доказать, что тот или иной храм был захвачен незаконно с нарушением имущественных прав верующих. Другое дело, что даже после вынесения таких приговоров местные органы власти часто игнорируют эти решения и не приводят их к исполнению. Тем не менее, благодаря своевременной реакции юридических отделов много конфликтных ситуаций удалось вернуть в правовое поле.
– Владыка Виктор, а как еще верующим наибольшей конфессии Украины можно реагировать на происходящее, которое выходит за всякие законные рамки?
– Верующие нашей Церкви уже начали реагировать действенно, собирая подписи от каждого прихода и монастыря под обращениями в адрес руководства нашей страны. Не исключено, что эта активность будет иметь свое продолжение. Но прежде всего наша реакция – это молитва за всех наших братьев и сестер и даже за наших недоброжелателей.
В молитве наше успокоение и наша сила. За каждой Литургией – и на Украине, и во всем мире – поются Заповеди блаженств, которые завершаются словами Спасителя: «Блажени изгнани правды ради, яко тех есть Царствие Небесное. Блажени есте, егда поносят вам, и ижденут, и рекут всяк зол глагол на вы, лжуще Мене ради. Радуйтеся и веселитеся, яко мзда ваша многа на небесех…» (Мф. 5.10-12). Всем нам нужно хорошо помнить эти евангельские слова.
Наш Предстоятель Блаженнейший Митрополит Онуфрий на протяжении шести лет своего Первосвятительского служения в проповедях и обращениях к многомиллионной пастве не устает повторять о том, что путь христианина, как и Церкви в целом, не может быть легким, но от каждого из нас зависит, как противостоять вызовам этого мира, времени, испытаниям и искушениям. Внимание каждой души христианской должно быть направлено в первую очередь на состояние своего сердца, на борьбу со своим ветхим человеком, на стяжание благодати Святого Духа, напоминая слова апостола Павла о том, «что наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных» (Еф. 6.12).
Приведу здесь одно из высказываний нашего Блаженнейшего: «Все испытания, которые Господь попускает, – это для исправления… Каждый человек должен в этих испытаниях сам себя исправить. Это будет правильное отношение к скорбям и трудностям, которые мы встречаем на пути земной жизни».
Замечу при этом, что Блаженнейший всегда ровен и спокоен, всегда радостен и приветлив, и этим подает всем нам пример добродетельной жизни, пламенной молитвы и кропотливого труда.
– Владыка, однако события последних месяцев с новыми захватами храмов на Волыни, избиением священника в Киеве, вооруженным нападением и нанесением ножевых ранений двум священнослужителям в Запорожье вызывают особую тревогу. Ведь это явные уголовные преступления, которые должны быть не просто расследованы, но и донесены до общественности на Украине и за рубежом.
– Все упомянутые вами факты, а их по статистике минувших пяти-шести лет предостаточное количество, свидетельствуют о том, что уровень озлобленности и агрессии в украинском обществе постоянно растет. В различных регионах Украины, и не только в западных, священнослужители и миряне УПЦ подвергаются запугиванию, клевете, а в некоторых случаях и насилию. Дети верующих Украинской Православной Церкви часто становятся объектом насмешек со стороны одноклассников и даже учителей, их обвиняют в том, что они ходят в «московскую» Церковь. Скажите, как идти в храм Божий молодой матери с маленькими детьми, которая знает, что возле храма ее могут поджидать агрессивно настроенные молодые люди с «коктейлями Молотова», арматурными палками и ножами? Как может чувствовать себя человек, которому приходится идти молиться Богу под прицелом ненависти и недоброжелательства?
Задача органов власти – препятствовать подобным проявлениям, предотвращать конфликты, разжигаемые на религиозной почве, защищать права граждан, способствовать снижению уровня агрессии в обществе.
– На украинских телеканалах по воскресениям идут трансляции служб греко-католиков, «ПЦУ», но для наибольшей конфессии страны эфирного времени там нет. Это стало уже тенденцией за последние годы?
– Некоторые телеканалы говорят об Украинской Православной Церкви только в негативном ключе, поливая архиереев, священников и мирян грязью и возводя на всю Церковь клевету. Но есть и такие СМИ, где можно встретить правдивую и полезную информацию. Например, популярный телеканал «Интер» транслирует праздничные богослужения из Киево-Печерской Лавры, «Слово Предстоятеля» – еженедельное обращение к верующим Блаженнейшего Митрополита Онуфрия. Сегодня Украинская Православная Церковь имеет свои церковные порталы и сайты, информационные и просветительские передачи. За последние годы сегмент православной тематики в медийном пространстве значительно увеличился и качественно вырос. В условиях пандемии коронавируса из многих храмов и монастырей ведутся онлайн-трансляции богослужений в сети интернет.
Но следует заметить, что здесь имеет место другая опасность, когда чрезмерное увлечение информационными услугами в целях просвещения и расширения религиозных знаний подменяет собой самое главное, к чему нас призывает Спаситель: «Бодрствуйте на всякое время и молитесь, да сподобитесь избежать всех сих будущих бедствий и предстать пред Сына Человеческого» (Лк. 21.36).
Церковь никогда не была лишена испытаний, как и каждый христианин в отдельности, и так будет до скончания века, как учит нас этому Господь Иисус Христос, Который на все века наложил Свое бессмертное слово: «Я с вами во все дни до скончания века» (Мф. 28.20). И мы убеждаемся ныне воочию в верности слов Спасителя о том, что врата ада не могут одолеть созданную Им Церковь. В сегодняшних испытаниях вера наша не оскудевает, но крепнет и умножается.
С епископом Барышевским Виктором беседовал диакон Сергий Герук
Источник: Православие.ru
5 марта 2021 г.