Митрополит Иларион: Господь насытил воды Иордана Своим Божественным присутствием, чтобы в них омывались грехи человеческие
Архипастырю сослужили клирики храма.
На сугубой ектении были возглашены молитвенные прошения об избавлении от коронавирусной инфекции.
После сугубой ектении митрополит Иларион вознес молитву, во время распространения вредоносного поветрия чтомую.
По окончании Литургии митрополит владыка Иларион обратился к присутствующим c архипастырским словом:
«Всех вас, дорогие отцы, братья и сестры, поздравляю с праздником Богоявления – Крещения Господня!
Праздник этот именуется Богоявлением, потому что впервые в тот момент, когда Господь Иисус Христос пришел на Иордан, были явлены людям три Лица Святой Троицы – Отец, Который засвидетельствовал о Своем Сыне, и люди слышали Его голос: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в котором Мое благоволение» (Мф. 3, 17), Сын Божий, Который пришел, чтобы получить крещение, сойти в воды Иордана, чтобы насытить их Своим живоносным и Божественным присутствием, и Дух Святой, Который в виде голубя сошел на Иисуса Христа, когда Он выходил из воды.
Три лица Святой Троицы – Отец, Сын и Святой Дух – были явлены людям, и отныне мы исповедуем Единого Бога, прославляемого в трех Лицах. Это не три разных Бога, это – один Бог, Который существует и являет Себя как Отец, Сын и Святой Дух.
Мы были крещены во имя Отца и Сына и Святого Духа. В тот момент, когда мы сходили в воду, мы были обычными людьми, но когда мы выходили из воды, то таинственным образом Дух Святой осенил нас, изменил наше человеческое естество и сделал нас членами Своей Святой Церкви.
Многие спрашивают: чем отличается человек крещеный от человека некрещеного, церковный от нецерковного? Внешне он может ничем не отличаться – он точно такой же человек из плоти и крови, он так же подвержен страстям, грехам и порокам, как подвержены им люди, находящиеся вне Церкви. Но это человек, который избрал Бога Своим путеводителем и который в своей жизни старается следовать Божественным заповедям.
Конечно, не всегда у него это получается. Зачастую он прилагает усилия, но исполнение заповедей не дается ему, он борется со своими страстями, но страсти остаются, он пытается преодолеть в себе грех, но грех продолжает в нем действовать, и он повторяет одни и те же грехи снова и снова, несмотря на то, что хотел бы от них избавиться.
Для того, чтобы помочь человеку, Церковь установила Таинство, которое святые отцы именуют вторым крещением, – это Таинство Покаяния, когда человек омывается не водою иорданскою, а слезами покаяния. И через покаяние он получает прощение от Бога и вновь становится на путь исправления.
Вся христианская жизнь – с момента крещения и до того, когда душа человека перейдет в мир иной – подвиг борьбы за добродетель, борьбы с грехами, со страстями. Человек преодолевает в себе греховное начало и, полагаясь на помощь Божию, движется по пути ко спасению.
Вода, которая омыла нас в Таинстве святого Крещения, – особая. Над ней читались те же молитвы, которые мы сейчас будем читать над водою, предназначенной к освящению. Крещаясь во оставление грехов, мы погружались не в обычную воду, но в воду, на которую сошел Святой Дух, чтобы она стала для нас баней пакибытия, источником воды, текущей в жизнь вечную, чтобы она нас возродила и преобразила.
В праздник Крещения Господня мы вспоминаем событие, описанное в Евангелиях, когда Господь Иисус Христос пришел на Иордан, чтобы принять крещение от Иоанна. Он пришел так же, как приходили сотни и тысячи других людей. Он встал в очередь вместе со всеми. И когда очередь дошла до Него, Он подклонил Свою голову, чтобы принять крещение.
Но Иоанн узрел Духом Святым, что перед ним не обычный человек, а Тот, о Котором он говорил: «Я крещу вас в воде в покаяние, но Идущий за мною сильнее меня; я не достоин понести обувь Его; Он будет крестить вас Духом Святым и огнем» (Мф. 3. 11). Иоанн возбранял Спасителю, как говорится в Евангелии, но Господь сказал: «Оставь теперь, ибо так надлежит нам исполнить всякую правду» (Мф. 3. 15). И Креститель подобно тому, как он крестил других людей, так же крестил Иисуса в водах Иордана. Но не во оставление грехов, потому что у Него не было грехов, и не в покаяние, потому что Он не нуждался в покаянии, а для того, чтобы Он эти воды насытил Своим Божественным присутствием, и чтобы в них омывались грехи человеческие.
С тех пор Церковь установила Таинство святого Крещения – для того, чтобы со схождения в иорданскую купель начиналась жизнь христианина. Церковь установила праздник Богоявления, чтобы мы вспоминали о том, как Господь Иисус Христос сошел в воды иорданские, как Он получил содействие Святого Духа перед выходом на проповедь.
С крещения от Иоанна в водах иорданских началось общественное служение Господа Иисуса Христа. До того Иисус жил как обычный человек. Как один из многих, Он пришел к Иоанну Крестителю, и эта встреча ознаменовала начало Его служения, которое стало искупительным для всего человечества и принесло миру благую весть. Эта благая весть началась со слов, которые сначала произнес Иоанн Креститель, а потом и Сам Господь Иисус Христос: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» (Мф. 4. 17).
Мы будем сейчас молиться о том, чтобы Святой Дух сошел на воду и чтобы освященная вода стала для нас и наших близких источником исцеления. Будем просить Господа о том, чтобы через эту святую воду Он исцелял наши недуги, благословлял наше жилище. И будем просить помощи у Бога, чтобы идти путем покаяния, который ведет в Царствие Небесное. Аминь».
Далее митрополит Иларион совершил великое освящение воды.
Служба коммуникации ОВЦС