Главная страница Новости
«Мир как таинство. Богословское и духовное ви…

«Мир как таинство. Богословское и духовное видение мира». Лекция Святейшего Патриарха Константинопольского Варфоломея в Общецерковной аспирантуре и докторантуре имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия

В рамках своего визита в пределы Русской Православной Церкви 26 мая 2010 года Святейший Патриарх Константинопольский Варфоломей посетил Отдел внешних церковных связей Московского Патриархата и встретился с учащимися Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия. Предстоятель Константинопольской Православной Церкви выступил перед учащимися с лекцией «Мир как таинство. Богословское и духовное видение мира».

Вступление: Творение и добродетель молчания

В «Филокалии» преподобный Антоний Египетский описывает природу как книгу, которая являет красоту творения Божия: «Творение, - говорит он, -  громко заявляет о своем Творце и владыке». Или как утверждал преподобный Максим Исповедник в VII веке, весь мир – это «космическая литургия». Каково же православное богословское и духовное видение мира?

Маленьким мальчиком, сопровождая священника нашей местной деревни к далеким часовням на нашем родном острове Имврос в Турции, я хорошо видел связь прекрасных горных склонов с великолепием Божием. Окружающая среда дает панорамное видение мира, подобно широкоугольным линзам камеры, и это видение не позволяет нам корыстно эксплуатировать природные ресурсы мира. Недавнее экологическое бедствие на севере Мексиканского залива в Луизиане обнажает последствия пренебрежения этим космическим взглядом на мир.

Но чтобы дойти до этой зрелости в отношении к природной среде, мы должны остановиться и прислушаться к голосу творения. Если мы помолчим, то услышим, что говорит нам Литургия святого апостола Иакова:

Покрылись небеса блистанием славы Его,
и хвалы Его исполнилась вся земля;
Его море, и Он создал его, и сушу сотворили руки Его.

Его море, и Он создал его;
и всякая тварь проповедует величие Бога.

К несчастью, мы живем, не замечая концерта окружающей среды, который исполняется перед нашими глазами и ушами. В этом оркестре каждая крошечная деталь играет важную роль. Ничто нельзя удалить, не нарушив всю симфонию. Ни дерево, ни животное, ни рыбу нельзя удалить, не испортив всю картину.

Православное богословие и окружающая среда

В своем самом главном символе – в Никео-Цареградском Символе веры, Православная Церковь исповедует «единого Бога, Творца неба и земли, видимым же всем и невидимым». На основе это основополагающего принципа и исповедания веры Православная Церковь формулирует, особенно в своих песнопениях, концепцию космического преображения. Праздник Преображения Господня 6 августа подчеркивает неотъемлемую связь между преображением (metamorphosis) и Богоявлением (theophania), распространяя божественный свет и преображающую силу на все творение:

Свете неизменный Слове
Света Отца нерожденна
в явленнем свете Твоем
днесь на Фаворе свет видехом Отца, свет и Духа,
светом наставляющаго всю тварь.

И на праздник Крещения Господа нашего 6 января возглашается:

Естество вод освятилось,
земля благословилась,
небеса просветились…
дабы стихии творения, и ангелы и человеки,
все видимое и невидимое славили святое имя Божие.

Широта и глубина православного космического видения видят в человечестве часть Богоявления, которое всегда больше одного человека. Как говорит преподобный Максим, «человек не отделен от остального творения. Он связан самой своей природой со всем творением». Так, в «Братьях Карамазовых» Достоевский призывает: "Любите все создание Божие, и целое, и каждую песчинку. Каждый листик, каждый луч Божий любите. Любите животных, любите растения, любите всякую вещь. Будешь любить всякую вещь и тайну Божию постигнешь в вещах".

Евхаристическая и аскетическая духовность

Чтобы достичь этого сакраментального видения творения, человек должен усвоить духовность благодарения и самодисциплины. В богословских категориях мы призваны быть существами евхаристическими и аскетическими. Так, Православная Церковь напоминает нам, что творение – не просто наше владение или собственность, а дар Бога Творца, дар чуда и красоты. С момента творения сей мир был дан Богом как дар, который следует передать дальше с благодарностью и любовью.

Именно так православный духовный путь избегает проблемы господства человека над миром. Ибо если этот мир есть священное таинство, тогда это само по себе исключает всякую попытку человека завладеть им. Ведь владение или эксплуататорская власть над ресурсами мира равносильна скорее первородному греху Адама, чем чудесному дару Божию. Это результат корысти и алчности, которые проистекают от отчуждения от Бога и отказа от сакраментального мировоззрения. Грех отделил священное от мирского, ввергнув последнее в царство зла и отдав его в жертву эксплуатации.

Помимо евхаристической духовности мы призваны и к аскетической этике, а именно к самоограничению и самоконтролю, чтобы мы больше не поглощали каждый плод, а проявляли чувство бережливости, отказываясь от чего-то ради всего. Тогда мы научимся заботиться о растениях и животных, о деревьях и реках, о горах и морях, о людях и мире. Тогда мы станем инструментами мира и жизни, а не орудиями насилия и смерти. Тогда все обретет свою божественную цель, как Бог изначально замыслил мир.

Творение и добродетель сочувствия

На шестой день творения Бог сотворил мужчину и женщину по образу Своему и подобию. Однако многие не замечают, что шестой день был посвящен не одному только созданию Адама. Тот шестой день был предназначен и для души живой по роду ее, скотов, и гадов, и зверей земных по роду их (см. Быт.  1. 24). Эта тесная связь между человеком и остальным творением является сильным напоминанием о нашей неразрывной связи с окружающей средой. При всей безусловной уникальности нашего сотворения по образу Божию то, что объединяет нас, больше того, что разъединяет нас и друг с другом как людей, и с творением. Это трудный урок, который нам преподали последние десятилетия.

Святые нашей Церкви хорошо понимали это. Они знали, что человек с чистым сердцем способен почувствовать связь с остальным творением, в том числе с животным миром. Эта связь – не просто эмоциональная, а глубоко духовная, дающая чувство преемственности и общности. Это и выражение самобытности и сочувствия ко всему творению. Можно вспомнить, как преподобный Серафим Саровский кормил медведя в северном лесу. Как заметил святитель Исаак Сирин,

Сердце милующее горит о всем творении, о человеках, о птицах, о животных, о демонах и о всякой твари. При воспоминании о них и при воззрении на них очи человека исторгают слезы. От великой и сильной жалости, объемлющей сердце, и от великого сострадания умиляется сердце и не может оно видеть какого-либо вреда, или малой печали, претерпеваемой тварью.

Интерпретация концепции греха

Если земля священна, тогда наша связь с природной средой – сакраментальна. Грех Адама заключается именно в его отказе принять мир как дар общения с Богом и с остальным творением. Апостол Павел ясно подчеркивает последствия грехопадения, утверждая: «Знаем, что вся тварь совокупно стенает и мучится доныне» (Рим. 8. 22), и «тварь с надеждою ожидает откровения сынов Божиих» (Рим. 8. 19).

Но слишком долго мы как Церкви и богословы концентрировались на понятии греха как разрыва в личных отношениях друг с другом и с Богом. Экологический кризис напоминает нам о космических последствиях греха, и это не просто социальные или узко-духовные последствия. Каждый акт загрязнения является преступлением перед Богом как Творцом. Покаяние подразумевает радикальное изменение путей и мировоззрения. Пятнадцать лет назад на конференции в Санта-Барбаре мы заявили:

Совершать преступление против мира природы – грех.  Вызывать исчезновение видов и нарушать биологическое многообразие творения Божия, подрывать целостность земли, вызывая изменения климата, лишать землю ее естественных лесов или нарушать ее заболоченные территории, заражать воды земли – все это грехи.

Социальные, политические и экономические последствия

Православное богословие признает природное творение неотделимым от подлинности и судьбы человечества. Каждое человеческое действие надолго оставляет след на теле земли. Отношение человека к творению и его поведение по отношению к нему прямо отражает отношение человека к другим людям и поведение по отношению к ним. Экология неизбежно связана с экономикой. Наша глобальная экономика просто переросла способность нашей планеты поддерживать ее. Речь идет не просто о возможности для нас поддерживать мир, а о выживании. В самом деле, ученые считают, что от глобального потепления больше всех пострадают те, кто меньше всего может позволить себе. Поэтому экологическая проблема загрязнения окружающей среды связана с социальной проблемой бедности, ибо вся экологическая деятельность измеряется ее воздействием на других людей, особенно бедных.

Следовательно, озабоченность экологическими проблемами непосредственно связана с заботой о социальной справедливости. Церковь, пренебрегающая молитвой о загрязненной окружающей среде, - это Церковь, которая отказывается давать пищу и питье страждущим людям. Общество, отказывающееся заботиться о людях, - это общество, которое в конечном итоге плохо относится к всему творению Божию. Термины экология и экономика имеют один и тот же этимологический корень от греческого oikos, означающий дом. Плохо и эгоистично то, что мы применяем это слово только к себе, как будто мы единственные обитатели этого мира. Эта планета является домом для всех, для каждого живого существа, равно как для каждой формы жизни.

Заключение: Новое мировоззрение

Мы неоднократно утверждали, что кризис, с которым мы столкнулись в нашем мире, не является прежде всего экологическим. Это кризис того, как мы воспринимаем мир. Мы относимся к нашей планете эгоистично и безбожно именно потому, что не видим в нем дар свыше. Наш долг – принять, соблюсти и передать этот дар будущим поколениям. Поэтому прежде чем действенно решать проблему нашей окружающей среды, мы должны изменить наш взгляд на мир. В противном случае мы будем заниматься просто симптомами, а не причинами. Нам нужно новое небесное мировоззрение, если мы хотим новой земли (Откр. 21. 1).

Это источник нашего оптимизма. Природная среда – лес, вода и суша – принадлежат всем поколениям. Ваше поколение имеет право на лучший, более светлый мир – мир свободный от деградации, насилия и кровопролития, мир великодушия и любви. Бескорыстная любовь к нашим детям укажет нам путь в будущее. И ваше поколение начнет перемены в образе жизни, которые обеспечат это будущее.

Да благословит вас Бог в этой священной борьбе.

Поделиться:
Поздравление Патриарха Кирилла Ухнаагийну Хурэлсуху с победой на выборах Президента Монголии

12 июня в 22:45

Поздравление Святейшего Патриарха Кирилла Раулю Кастро Рус с 90-летием со дня рождения

03 июня в 12:43

Завершил работу пленум Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви

28 мая в 18:00

Под председательством Святейшего Патриарха Кирилла проходят заседания второго дня работы пленума Межсоборного присутствия

27 мая в 12:55

В Москве открылся пленум Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви

26 мая в 13:30

Обращение Святейшего Патриарха Кирилла в связи с 75-летием Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата

24 мая в 19:20

Святейший Патриарх Кирилл встретился со спикером Парламента Южной Кореи

22 мая в 20:50

Выступление Святейшего Патриарха Кирилла на IX Парламентских встречах в Государственной Думе РФ

18 мая в 20:42

Предстоятель Русской Церкви принял участие в IX Парламентских встречах в Государственной Думе

18 мая в 20:40

Святейший Патриарх Кирилл встретился с епископатом Православной Церкви Молдовы

16 мая в 21:15

В Неделю святых жен-мироносиц Святейший Патриарх Кирилл совершил Литургию в Храме Христа Спасителя

16 мая в 17:00

Соболезнование Святейшего Патриарха Кирилла в связи с кончиной индонезийского христианского деятеля епископа Соритуа Набабана

10 мая в 23:50

Святейший Патриарх Кирилл поздравил Предстоятелей Древних Восточных Церквей, празднующих Пасху по юлианскому календарю

03 мая в 17:30

В праздник Светлого Христова Воскресения Патриарх Кирилл совершил Пасхальную великую вечерню в Храме Христа Спасителя

02 мая в 19:50

Святейший Патриарх Кирилл поздравил с Пасхой руководителей стран православной традиции в дальнем зарубежье

02 мая в 12:01

Митрополит Иларион сравнил законы о гендерной самоидентификации со сказкой о голом короле

13 июня в 12:00

Митрополит Иларион: творческая активность является для меня «побочным продуктом» служения Церкви

13 июня в 00:00

Соболезнование председателя ОВЦС в связи с кончиной архиепископа Бакинского и Азербайджанского Александра

12 июня в 15:45

Митрополиту Волоколамскому Илариону вручена Государственная премия Российской Федерации

12 июня в 14:45

Митрополит Иларион рассказал об уровне физподготовки военных священников

10 июня в 18:30

Митрополит Иларион: Всем в своей жизни я обязан Церкви

10 июня в 11:00

Митрополит Иларион: Проповедь Христа и Евангелия – это то, чему я посвятил жизнь

09 июня в 17:17

Митрополиту Волоколамскому Илариону присуждена Государственная премия Российской Федерации

09 июня в 13:20

Митрополит Иларион: пандемия не должна использоваться для извлечения выгоды

08 июня в 21:00

Митрополит Иларион: «ПЦУ» создана с целью вбить клин между русским и украинским народами на религиозном уровне

06 июня в 12:00

Митрополит Иларион: Россия и США ответственны за сохранение мира во всем мире

06 июня в 00:00

Митрополит Иларион рассказал о документах, которые будут вынесены на рассмотрение Архиерейского Собора

05 июня в 22:00

Вышла в свет книга митрополита Волоколамского Илариона «Евангелие Достоевского»

04 июня в 18:00

Митрополит Иларион: Евангелие не дает ответы на все случаи жизни, но предлагает ориентиры, помогающие угадывать волю Божию

31 мая в 18:19

Председатель ОВЦС поздравил Блаженнейшего Митрополита Варшавского и всей Польши Савву с 23-й годовщиной интронизации

31 мая в 11:55

Митрополит Иларион: Будем в любых обстоятельствах жизни сохранять верность Господу Иисусу Христу

19 марта в 15:56

Митрополит Иларион: Бог желает не осудить, а спасти нас

07 марта в 22:34

Митрополит Иларион: Встреча с Богом – главная цель в жизни человека

15 февраля в 20:00

Митрополит Иларион: Евангельская история о Закхее учит нас, как реагировать на присутствие Бога в нашей жизни

14 февраля в 19:34

Митрополит Иларион: Достоевский через все свое творчество проповедовал евангельский идеал – Христа

09 февраля в 19:02

Церковь прославляет всех мучеников и исповедников за имя Христово

07 февраля в 21:20

Митрополит Иларион: Без наших собственных усилий Бог не сможет нас спасти

31 января в 20:26

Митрополит Иларион: Господь всегда нам дает возможность проявить свои способности

24 января в 21:20

Митрополит Иларион: Господь насытил воды Иордана Своим Божественным присутствием, чтобы в них омывались грехи человеческие

19 января в 20:53

В Крещенский сочельник митрополит Иларион совершил Божественную литургию в храме в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» на Ордынке

18 января в 19:17

Митрополит Иларион: Покаяться – значит изменить образ жизни

17 января в 20:05

В день своей архиерейской хиротонии митрополит Иларион совершил Божественную литургию в храме в честь мучеников и исповедников Михаила и Феодора Черниговских

14 января в 19:49

Митрополит Иларион: Бог прокладывает путь к сердцу человека, преодолевая его неверие и сомнение

10 января в 19:54

В праздник Рождества Христова митрополит Иларион совершил ночное богослужение

07 января в 19:41

Митрополит Иларион: Каждому человеку открыт путь ко Христу

06 января в 21:40

Обратная связь

Поля отмеченные * обязательны для заполнения

Отправить обращение