Митрополит Иларион: Подвиг богословского творчества и свидетельства востребован Церковью
[gallery end=6]
23 января 2011 года, в Неделю по Богоявлении, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион совершил Божественную литургию в московском храме в честь образа Пресвятой Богородицы «Всех скорбящих Радость» на Большой Ордынке. В проповеди по завершении богослужения владыка Иларион сказал:
«Сегодня, дорогие братья и сестры, мы празднуем неделю по Богоявлении, которая совпадает с днем памяти двух великих святых и богословов: святителя Григория Нисского и святителя Феофана Затворника.
До настоящего дня мы продолжаем переживать настроения и мысли, связанные с праздниками Рождества Христова и Богоявления. На богослужении сегодня прозвучал евангельский рассказ о том, как Господь Иисус Христос начинал Свою проповедь. Мы знаем из Евангелия, что Спаситель проповедовал на земле совсем недолго по человеческим меркам - всего три с небольшим года, но Христос вверил проповедь Своим ученикам: апостолам и святым отцам. Именно им надлежало научить людей, что такое христианская вера и кто такой Господь Иисус Христос.
Читая Евангелие, мы нередко поражаемся тому, что Господь часто говорил с людьми притчами, то есть давал некий образ, который должен был запечатлеться в их памяти и научить духовной истине. Не так уж часто Господь говорил напрямую, как это было в Нагорной проповеди, и, как правило, в таких случаях Он беседовал с людьми на нравственные темы. Христос учил тому, как должно строить свою жизнь в отношении к Богу и в отношениях друг с другом.
Святые апостолы и евангелисты написали Евангелия, из которых мы узнаем историю земной жизни Господа Иисуса Христа. Апостолы в своих посланиях научили Церковь основным истинам богословия, то есть учения о Боге и о том, что Господь Иисус Христос есть воплотившийся Бог и Сын Божий. Однако богословски осмыслить это учение предстояло отцам Церкви следующих веков. В течение всего первого тысячелетия развивалась христианская богословская мысль. На христианском Востоке, а также и на Западе формулировались догматы: учение о Святой Троице, о том, что Господь Иисус Христос есть поистине Сын Божий и Бог воплотившийся, единосущный нам по человечеству и единосущный Богу Отцу по божеству. Формулировалось учение о волях и действиях в Иисусе Христе, о двух природах, каждая из которых обладает полнотой своих свойств и ни в чем не умаляется при соединении этих двух природ в одном Лице.
[gallery start=7]
Святитель Григорий Нисский, память которого сегодня празднует Церковь, – один из отцов, кому в IV веке было суждено противостать ереси арианства и сформулировать учение о Святой Троице, о том, что все три Лица Святой Троицы - Отец, Сын и Святой Дух - единосущны, равны друг другу и являются не тремя богами, а одним Богом в трех ипостасях, в трех бытиях, в трех раздельных личностных существованиях. Святителю Григорию Нисскому принадлежит сочинение, которое так и называется: «О том, что не три Бога». Это апология христианского учения перед лицом тех, кто вопрошал христиан о том, во что они веруют.
Святитель Григорий Нисский почитается наравне с другими великими отцами IV века - Василием Великим, который был родным его братом, Григорием Богословом и жившим немного позже Иоанном Златоустом.
Но и в последующие столетия истина Христова должна была возвещаться людям, и на протяжении всех веков Господь даровал Церкви людей, которые обладали тонким богословским умом и были способны на языке своего времени изложить христианское вероучение. Одним их таких отцов в XIX веке был святитель Феофан Затворник. Этот человек прошел поначалу обычным для того времени путем духовной карьеры; он стал епископом, но в достаточно молодом для архиерея возрасте - в 55 лет – он получил разрешение уйти на покой для того, чтобы посвятить свою жизнь богословским трудам. Пребывая в затворе, он ежедневно совершал Литургию и занимался богословским творчеством, переводя на русский язык с греческого творения святых отцов и древние монашеские правила, занимаясь написанием собственных книг о духовной жизни, о христианской нравственности. Церковь прославила его как одного из святых подвижников последнего времени и как человека, который воспринял на себя подвиг богословского свидетельства об истинах христианской веры в то время, когда эти истины подвергались нареканиям, осмеянию и поруганию со стороны воинствующего безбожия, уже набиравшего силу в тогдашней России.
Сегодня некоторые люди говорят: а зачем нужно богословие, зачем нужна богословская наука, разве недостаточно просто веровать в Бога, ходить в церковь, исповедоваться? Зачем читать святых отцов, зачем вникать во все премудрости и хитросплетения богословских споров? Ведь эти споры остались в прошлом: Церковь свое учение сформулировала, изменить в нем или уточнить уже нечего. Так зачем заниматься богословием? А некоторые идут еще дальше и говорят: а зачем вообще ходить в церковь на богослужение, когда можно веровать в душе и делать добрые дела? ведь главное быть добрым человеком, полагают многие. Так зачем эти обряды, ритуалы, зачем вся эта терминология, вся эта, как люди выражаются, схоластика?
В Церкви все имеет ценность. И то, что на протяжении веков в лике святых прославлялись не только преподобные отцы, не только святители, не только благоверные князья, но и богословы - люди, которые свою жизнь посвящали тому, чтобы излагать на понятном для своих современников языке истины христианского вероучения, - свидетельствует о том, что подвиг богословского творчества и свидетельства точно так же востребован Церковью, как любые другие виды христианского подвига.
Один святой отец уходил в пустыню и там, воздерживаясь от пищи и пития, проводил время в молитве и посте, другой святой был архипастырем Церкви Божией, созидал храмы, проповедовал народу Божию, третий был целителем и исцелял телесные недуги человека, четвертый был юродивым, и всех их прославила Церковь. Но всегда и во все времена были богословы - люди, изучавшие христианское учение, формулировавшие церковную истину. Их труды до сих пор лежат в основе нашего богословского свидетельства.
Может быть, неслучайно память святителя Феофана Затворника – богослова, жившего в XIX веке, совпала с памятью богослова IV столетия святителя Григория Нисского.
И сейчас, в XXI веке, Церкви нужны богословы, потому что наше время ставит перед верующим человеком новые задачи, бросает ему новые вызовы. Мы окружены лжеучителями, сектантами, людьми неверующими, которые оспаривают нашу веру и пытаются внушить нам или нашим близким, нашим детям и друзьям, что христианская вера отжила свой век, что Православие - это пережиток прошлого и жить надо в свое удовольствие. Мы отвечаем этим людям, что христианская вера никогда не умрет, что Православие всегда живо и всегда будет оживотворять души людей.
Мы защищаем нашу православную веру каждый теми способами, которыми можем это делать: одни - своим богословским творчеством, другие - молитвенным подвигом, третьи - иным образом свидетельства. Но все мы должны защищать истину православной веры своим образом жизни, чтобы никто никогда не смог сказать, что вера наша не истинная, потому что мы живем плохо, не исполняя заповеди Христовы, что Христос создал Церковь, отдал ее в наши руки, а мы своими грехами, своим легкомысленным поведением разоряем достояние Божие.
Вот, дорогие братья и сестры, немногое из того, что можно было сказать в связи с памятью двух великих отцов, которых мы сегодня прославляем, - Григория Нисского и Феофана Затворника. Те из вас, кто еще не знаком с творениями этих святых, прочтите хотя бы некоторые их труды. Кому трудно читать Григория Нисского, читайте Феофана Затворника - он близок нам по времени, он писал просто, ясно и доступно. Читайте творения святых отцов, потому что они научат вас всему необходимому на пути веры, на пути, ведущему в Царствие Небесное. Аминь».
Служба коммуникации ОВЦС