Выступление митрополита Волоколамского Илариона на международной конференции «Христианско-иудео-мусульманский межконфессиональный диалог» (Будапешт, 2 июня 2011 г.)
Председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион выступил на международной конференции «Христианско-иудео-мусульманский межконфессиональный диалог», состоявшейся 2 июня 2011 года в Будапеште, с докладом на тему: «Проблема религиозной нетерпимости. Что мы можем сделать вместе?» Текст выступления приводится ниже.
«Проблема религиозной нетерпимости. Что мы можем сделать вместе?»
Уважаемые участники конференции, позвольте мне представить вашему вниманию доклад, посвящённый проблематике свободного исповедания веры в мире и его отдельных регионах, а также межрелигиозному взаимодействию в этой сфере.
Свобода совести является основополагающим и общепризнанным правом человека, подтвержденным всеми без исключения международными правозащитными договорами. Преследование человека по признаку вероисповедания не только не допустимо, но и глубоко безнравственно. Именно поэтому европейское сообщество и международные организации уже давно прилагают усилия по противодействию распространению таких явлений как исламофобия и антисемитизм. Данная позиция направлена на утверждение справедливости и правопорядка в обществе, в котором верующие люди чувствуют себя защищёнными. Тем более это актуально в связи с активными миграционными процессами, в результате которых в Европе меняется религиозная и этническая картина. Так, в 1992 г. в Западной Европе насчитывалось свыше 7 млн. мусульман; в 2004 г. в Европейском Союзе уже проживало 15 млн. приверженцев ислама. В настоящее время в Западной Европе проживают до 24 млн. мусульман. И мы видим, что власти европейских стран делают многое для того, чтобы приезжие люди и коренные европейцы исламского происхождения не чувствовали себя изгоями или принадлежащими к «второму сорту», но имели равные со всеми права и свободы, в том числе и в религиозной сфере.
Однако подобное положение дел присуще далеко не всем странам и регионам мира. В XXI веке мы сталкиваемся со случаями преследований христиан, начиная с ущемления их гражданских прав и заканчивая физическим насилием и убийствами. Согласно опубликованным в середине мая этого года данным, сегодня в мире преследованиям и дискриминации подвергается не менее 100 миллионов христиан. Из них не менее миллиона детей. Это не может не вызывать нашей глубокой озабоченности.
В настоящее время мы переживаем новую эпоху гонения на христиан, которую некоторые сравнивают с временами римских императоров первых трёх веков. В благополучных странах ничего не знают или не хотят знать об этом. Привлечь внимание к бедственному положению верующих пытаются лишь некоторые общественные и правозащитные организации.
Напомню, что в Ираке до 2003 г. проживало около 1,5 млн. христиан; сейчас же их там не более половины от этого числа, а те, кто остались, - ежедневно опасаются за свою жизнь. После октября прошлого года, когда террористы ворвались в сиро-католический собор в Багдаде, в результате чего погибли 52 человека, христианская община Ирака постоянно находится в ожидании новых нападений и террористических актов.
Информация о преследованиях или притеснениях христиан поступает из Египта, Судана, Афганистана, некоторых других стран. Печально известный закон «о богохульстве», действующий в Пакистане, нередко используется для вынесения смертных приговоров христианам.
Идея насилия, неуважения к иным религиям не присуща исламу, который является мирной религией. В Коране говорится, что наличие помимо ислама других религиозных общин библейской традиции – это воля Аллаха. В Священной Книге мусульман утверждается, что каждая религиозная община испытывается в том, что даровано ей свыше. Такие общины призваны соревноваться в деяниях добрых, а глубокий смысл различий в них проявится только в эсхатологической перспективе (Коран 5:48). Коран свидетельствует о необходимости уважения к «людям Писания» - христианам и иудеям.
Есть ещё одно измерение проблемы преследования христиан, о котором не могу не сказать: оно связано с представлением о христианстве, которое в мусульманском мире рождается в результате необдуманных, а порой и злонамеренных действий со стороны экстремистов и различных харизматических сект. Вспомним пастора из Флориды, который совершил кощунство в отношении Корана. Существуют и сектантские движения, которые занимаются агрессивной и неуважительной к местным традициям деятельностью среди мусульман. Все это ведёт к искажению образа христианства, подобно тому, как и действия исламских сект представляют ислам в извращённом виде.
Случаи преследований верующих людей не касаются только лишь христианства, но затрагивают и мусульман, и иудеев. Подлинной трагедией стала необъявленная война муфтиям на российском Северном Кавказе. Напомню, что одной из последних её жертв стал председатель Духовного управления мусульман Кабардино-Балкарии Анас-хаджи Пшихачев. Мы не можем не вспомнить и о гибели мусульман-шиитов в Ираке, многочисленных жертвах, которые несут за собой теракты в израильских городах.
Сегодня мы еще более отчетливо видим, что в мире есть силы, которые заинтересованы в разжигании межрелигиозной розни, создании очагов нестабильности. Для этого широко используются современные информационные технологии, социальные сети, методы «промывки мозгов». Противопоставить злой воле мы можем своё стремление к мирному сосуществованию и разрешению конфликтов на религиозной почве.
Именно сейчас, как никогда ранее, важен активный межрелигиозный диалог, целью которого является свидетельство каждой из общин о своей вере и традиции, а также укрепление добрососедства и взаимопонимания. Этот диалог, как мне кажется, не должен ограничиваться лишь общими фразами и ни к чему не обязывающими призывами: он должен стать реальным вкладом в облегчение положения верующих людей. Религиозные деятели должны противостоять нетерпимости в отношении христиан, мусульман и иудеев. Ни один такой случай не должен оставаться незамеченным в потоке повседневных новостей и событий. Все мы на своих местах призваны сделать для этого все от нас зависящее. Только тогда голос людей веры станет убедительным голосом правды, в которой и есть сила. Я знаю об активной позиции Конференции Европейских Церквей и Совета епископских конференций Европы, которые призвали страны ЕС к решительным действиям против дискриминации христиан на планете. В Страстную Среду католики всего мира молились за гонимых пакистанских христиан.
В Европе основаны и успешно действуют ряд правозащитных организаций, которые специализируются на мониторинге ситуации с нетерпимостью по признаку веры, в том числе и с положением христиан, обеспечивают материальную и юридическую помощь лицам, подвергающимся преследованиям.
Не могу не отметить позицию Венгерской Республики. Венгрия находится в числе стран, которые неоднократно обращали внимание европейского сообщества на акт агрессии против коптов в Египте 1 января 2011 года. Именно в период председательства Венгрии в Евросоюзе Комитет министров ЕС поручил верховному представителю по иностранным делам и политике безопасности Европейского Союза Кэтрин Эштон сообщать о шагах, которые предпринимает ЕС для защиты свободы вероисповедания. Убеждён, что Венгрия и в дальнейшем будет инициировать и поддерживать принятие документов в защиту христиан на общеевропейском и мировом уровнях. Среди уже принятых документов нужно назвать резолюцию Европейского Парламента от 20 января 2011 года «О положении христиан в контексте религиозной свободы» и аналогичную резолюцию Парламентской ассамблеи Совета Европы.
На мой взгляд, в противодействии нетерпимости на религиозной почве может оказаться полезным опыт России. В нашей стране на протяжении многих веков мирно соседствуют христиане, мусульмане и иудеи. За всю историю России в ней не было войн на религиозной почве. В нынешней Российской Федерации, где мусульмане являются религиозным меньшинством, они пользуются не меньшими правами, чем православные, которые составляют большинство. Причем, в целом ряде случаев государство помогает мусульманским общинам больше, чем другим религиозным организациям. Например, существуют программы государственного финансирования исламского образования, обеспечения паломничества мусульман в Мекку.
Отрадно, что столь важную и чувствительную задачу как защита свободы вероисповедания в мире мы обсуждаем на венгерской земле. Народ этой страны подаёт пример верности своей исторической религиозной и нравственной традиции и, одновременно, признания и уважения других. Важным свидетельством тому стала новая Конституция Венгрии, принятая парламентом страны в апреле текущего года, в которой говорится, что венгерский народ объединяет «Бог и христианство», а также закрепляются главные нравственные постулаты, разделяемые обществом.
Завершая свое выступление, хотел бы ещё раз подчеркнуть, что активная позиция религиозных деятелей, их нравственный авторитет в обществе и в среде верующих способны переломить тревожную тенденцию в сфере свободы вероисповедания в ряде стран мира, послужить свидетельством о высоких идеалах добра, справедливости и любви к ближним.