Митрополит Иларион: Камень, на котором молился преподобный Серафим Саровский, стал для него и для многих людей лествицей, ведущей в Царствие Небесное
[gallery end=12]
15 января 2012 года, в день памяти преподобного Серафима, Саровского чудотворца, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион возглавил в московском храме в честь иконы Пресвятой Богородицы «Всех скорбящих Радость» на Большой Ордынке Божественную литургию.
[gallery start=13]
Владыке Илариону сослужили митрополит Элассонский Василий (Элладская Православная Церковь) и епископ Семятычский Георгий (Польская Православная Церковь). В числе сослуживших за богослужением также были игумен Митрофан (Шкурин), клирик Элладской Православной Церкви архимандрит Антоний (Аврамидис), насельник Благовещенской келии на Афоне иеромонах Максим, сотрудники ОВЦС в священном сане, клирики храма.
По окончании богослужения владыка Иларион обратился к верующим с проповедью:
«Дорогие отцы, братья и сестры!
В этот воскресный день мы совершаем память преподобного и богоносного отца нашего Серафима, Саровского чудотворца. Преподобный Серафим жил в эпоху, когда в России стремительно набирали обороты атеистические и секулярные заблуждения, когда наша интеллигенция все дальше и дальше отходила от Бога, когда в культуре высшего света господствовали не отечественные традиции и основанные на духовных ценностях стандарты, а стандарты иноземные, основанные на светских ценностях. Тогда все сильнее и острее ощущалось расхождение между миром аристократии, интеллигенции и миром Церкви. Простой народ, конечно, еще держался церковных обычаев, но дух нигилизма и скепсиса все больше и больше разъедал российское общество.
Все это началось с эпохи Петра I, если не раньше: тогда иноземные влияния начали проникать на нашу землю, тогда жизненный уклад нашего народа начал меняться и авторитет Церкви стал падать. Церковь в то время была государственной, отделения ее от государства не существовало. Церковь пользовалась поддержкой государства, но то смятение в умах, которое так хорошо отражено в русской литературе XIX века, создавало непреодолимый психологический барьер между высшим классом, между интеллигенцией, которая тогда только зарождалась как класс, и миром Церкви с ее обрядами, уставами и духовностью.
В эту эпоху Богу было угодно явить в нашей культуре таких замечательных деятелей, как великий поэт А.С. Пушкин, ставший совестью нашего народа; до сих пор в русской поэзии он воспринимается как непревзойденный эталон красоты и совершенства. А Церкви нашей Господь явил таких великих угодников, как святитель Филарет Московский, который занимал высокий пост Московского митрополита, имел доступ к царствующему дому и оказал огромное влияние на историю нашего Отечества, принимая личное участие во многих исторических событиях (например, в отмене крепостного права).
И явил Господь нашей Церкви другого великого угодника, который не занимал никаких официальных постов, который в полной безвестности многие годы провел в дремучем лесу, стоя на коленях на камне в молитве Богу, - преподобного и богоносного отца нашего Серафима Саровского. Преподобный Серафим был особым, необычайным святым. Его житие очень трудно вписать в житийный канон: многое из того, что он делал и говорил, было новым для православного человека того времени.
Преподобный Серафим сначала был простым иеромонахом в монастыре, но потом, влекомый силой Духа Святого, движимый жаждой аскетических подвигов, он ушел в пустыню - не в географическом смысле этого слова, а в нашу российскую "пустыню", то есть в дремучий лес, где человек может жить в одиночестве, питаясь тем, что посылает Господь, окруженный зверями и лишенный возможности общения с людьми.
Для чего люди уходили в "пустыни", в дремучие леса? Не для того, чтобы разорвать связи с этим миром и не из презрения к нему, но чтобы теснее и полнее соединиться с Богом. Люди уходили в пустыни, потому что их влекла жажда богообщения; они хотели всю свою жизнь без остатка посвящать Богу. Преподобный Серафим дни и ночи проводил в молитве, в том числе тысячу дней и тысячу ночей он простоял на камне, ставшем для него и для многих людей лествицей, ведущей в Царствие Небесное.
Когда Богу было угодно, Он явил этого великого угодника миру, и люди стали приходить к нему, - не потому, что он их звал, не привлеченные каким-либо внешним блеском или лоском, высоким положением, а привлеченные его необычайной человеческой добротой и тем особым Божественным светом, который наполняет человека, долгие годы проведшего в молитве, покаянии и плаче о своих грехах и о грехах всего мира.
И стали приходить к нему те самые люди, которые читали Пушкина, ходили на службы к митрополиту Филарету. Сомневающиеся, подчас совершенно далекие от Церкви, они приходили к подвижнику со своими скорбями и бедами, а он своей пастырской беседой утешал их, открывая им тайны Царствия Божия. Один из посетителей преподобного Серафима - купец Мотовилов - однажды, придя к нему, увидел подвижника озаренным Божественным светом - тем самым светом, который просиял на горе Фаворской, когда Господь преобразился перед Своими учениками.
Многие чудеса совершил преподобный и богоносный отец наш Серафим Саровский при своей жизни, а еще больше чудес он совершил после кончины. Часто бывает так, что человек живет на этой земле, совершает многие дела, становится знаменитым и известным, а после смерти люди постепенно забывают о нем, потому что блеск его звезды был блеском человеческой славы, но через него не распространялся на людей Божественный свет. А тех угодников Божиих, которые сияют на церковном небосводе своей святостью и добродетельной жизнью, как правило, церковный народ не забывает, и чем больше проходит времени после их смерти, тем больше почитают их люди. Это происходит не потому, что их жизнь обрастает легендами, а потому, что по молитве к ним совершаются многие и великие чудеса, а от мощей этих угодников Божиих исходят исцеления.
Многие из нас были свидетелями чуда, которое совершилось в начале 90-х годов, когда неожиданно святые мощи преподобного Серафима Саровского, долгое время считавшиеся утраченными, были чудесным образом обретены, и не где-то, а в (тогда еще) Ленинградском музее атеизма. Святыня была перенесена в основанную преподобным Дивеевскую обитель, и снова, как прежде, эта святая обитель стала центром притяжения десятков и сотен тысяч паломников со всех уголков России и со всего мира.
Даже в трудные советские годы верующие знали о преподобном Серафиме Саровском, любили и почитали его, а ныне это почитание распространилось по всему миру. Не только в России, но и в далеких от нас странах, не только в православной, но и в инославной среде почитают этого великого угодника Божия, который всю свою жизнь без остатка посвятил служению Богу и людям, и Господь через него явил и продолжает являть многие и великие чудеса.
Будем молиться преподобному и богоносному отцу нашему Серафиму, Саровскому чудотворцу, чтобы он и нам показывал путь в Царствие Небесное, по которому прошел сам и по которому провел великое множество людей. Будем просить, чтобы он давал нам силы быть добрыми христианами, следовать заповедям Божиим, исполнять церковные уставы и в меру своих человеческих сил, не отрываясь от тех дел и обязанностей, с которыми мы связаны, восходить в духовной жизни "от силы в силу", преуспевая в добродетелях и в молитве».
Митрополит Иларион поздравил находящихся в храме с праздничным днем и выразил радость в связи с тем, что в сегодняшнем богослужении принимают участие высокие гости из Элладской и Польской Православных Церквей.
Служба коммуникации ОВЦС