Главная страница Новости
Доклад митрополита Волоколамского Илариона на XX М…

Доклад митрополита Волоколамского Илариона на XX Международных Рождественских образовательных чтениях

23 января 2012 года в Москве в рамках второго пленарного заседания XX Международных Рождественских образовательных чтений председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион выступил с докладом на тему «Нравственные ценности и будущее человечества», который приводится ниже полностью:

Ваше Высокопреосвященство, дорогой владыка митрополит Меркурий!
Ваши Высокопреосвященства, Преосвященства, дорогие отцы, братья и сестры!

«Если бы Бога не было, Его следовало бы выдумать», — говорил Вольтер, подчеркивая значимость религиозной веры для здоровья человека и общества. Сегодня, в эпоху глобализации, многие секулярные политики вынашивают идею «планетарного гуманизма», то есть внедрения единого мировоззренческого стандарта для всех людей планеты. Стандарт этот будет основан на так называемых «общечеловеческих ценностях», т.е. на основе секулярной морали, неотъемлемой частью которой стало не традиционное нравственное начало, свойственное каждой религии, а представление о правах человека как наивысшей ценности. Лидеры современного секуляризма, либеральные гуманисты, болезненно реагируя на любые религиозные символы и упоминания о Боге, настаивают, в отличие от Вольтера, на другом выражении: «Если Бог и есть, надо о Нем умалчивать». Богу не место, по их мнению, в сфере общественного бытия.

На наш взгляд, человечество до сих пор существует только потому, что имеется различие между добром и злом, между правдой и ложью, между святостью и грехом. Однако современная цивилизация начала отказываться от этих понятий, делая акцент на свободе человеческой личности. В современной либеральной философии отсутствует понятие греха, есть лишь плюрализм поведенческой модели: любое поведение считается оправданным и допустимым, если оно не нарушает свободу другого человека. В результате стирается граница между добром и злом.

Вместе с тем, умение отличать добро от зла — это то нравственное чувство, которым наделен человек. Его способность направлять свою волю к добру или злу называется свободой. Однако не в самой способности выбирать между добром и злом заключается основная ценность свободы, а в выборе добра: «К свободе призваны вы, братия, только бы свобода ваша не была поводом к угождению плоти» (Гал. 5:13). Христианство всегда подчеркивало, что только путем нравственной жизни помогает человеку обрести свободу (Ин. 8:32).

Представители секуляризма выдвигали идею свободы, исключая из нее христианский смысл. В конечном итоге произошла абсолютизация личной свободы человека, сведение ее к свободе выбора, а значит, и к возможности выбора в пользу зла. На практике эта абсолютизация вылилась в нравственный и аксиологический релятивизм.

Именно поэтому современному секулярному сознанию не известно такое понятие как «грех». Хотя в его лексиконе есть такие термины, как «преступление», «нарушение закона», «вина» и даже «моральный запрет», но понятие «грех» отсутствует. Это понятие невозможно выразить в терминах светской этики, оно не может быть сведено к элементам системы моральных ориентиров, хотя и несет в себе ярко выраженное нравственное содержание. Современное секулярное сознание навязывает человечеству представление о том, что не существует абсолютных моральных норм, что всякая нравственность относительна, что человек может жить в соответствии со шкалой нравственных ценностей, которую он сам создает для себя.

Однако человек именно тем и отличается от животного, что ему Богом дана внутренняя сила, которая не дана животным — нравственное начало. Если нравственность отделить от религии, от Божественного начала — она потеряет свой смысл. Вспомним слова Ф.М. Достоевского: «Если Бога нет… стало быть, все позволено». С атеистической точки зрения объяснить наличие нравственного закона внутри каждого человека, будь он верующий или нет, невозможно. Правда, есть попытки объяснить проявление нравственности культурой человека, обстоятельствами его жизни или чем-то подобным, но в них чувствуется недосказанность, потому что отличие добра от зла — это чувство человека, живущего в любом месте земного шара и на протяжении любой исторической эпохи, это голос его совести, звучащий на протяжении всей истории. Если же мы отрываем нравственность от реальной жизни, то люди действительно превращаются в животных, которыми движет только инстинкт. В самом деле, почему кто-то должен жертвовать собой во имя другого, почему кто-то должен отдавать что-то другому, когда логично стремиться к максимальному стяжанию?.. Не одухотворенная верой нравственность ущербна, ибо опирается на колеблющиеся и субъективно обусловленные основания, когда человек стремится быть «мерой всех вещей».

Абсолютные нравственные ценности — это наш общий фундамент. На нем развивалась вся человеческая цивилизация до недавнего времени. В рамках христианской системы ценностей было сформировано представление о высоком достоинстве человека. Именно благодаря христианскому отношению к человеку было осуждено и уничтожено рабство, выработалась процедура объективного суда, сформировались высокие социально-политические стандарты жизни, определилась этика межличностных отношений, получили развитие наука и культура. Более того, сама концепция прав человека возникла не без влияния христианского учения о достоинстве человека, его свободе и нравственной жизни. С самого своего зарождения права человека развивались на почве христианской нравственности. В христианской святоотеческой антропологии эти две категории — свобода и нравственность — находятся в нерасторжимой связи. Абсолютизация одной из этих категорий в ущерб другой неминуемо ведет к трагедии личности и общества.

Сегодня на наших глазах происходит дехристианизация жизни, разрыв взаимосвязи прав человека и нравственности. Это наблюдается в появлении нового поколения прав, противоречащих нравственности, а также в оправдании безнравственных поступков с помощью концепции прав человека. Традиционная мораль больше не имеет значения, имеет значение свобода человеческого выбора. Но, не считаясь с нравственностью, в конечном итоге мы перестаем считаться и со свободой. Разрушение нравственных норм и пропаганда нравственного релятивизма подрывает мировосприятие человека, что приводит к потере духовной и культурной идентичности.

Несколько примеров. Посмотрите, что происходит сегодня с семейными ценностями. Известный религиозный и политический мыслитель ХХ века И.А. Ильин писал: «История показала… великие крушения и исчезновения народов возникают из духовно-нравственных кризисов, которые выражаются, прежде всего, в разложении семьи». На наших глазах традиционная семья упраздняется как отживший общественный институт. Идеалы семьи, брака, супружеской верности, чадородия осмеиваются и оплевываются. В публичном пространстве культивируются идеи половой распущенности, разврата, допустимости супружеской измены, абортов, однополых союзов. Более того, последние уравниваются с традиционным браком. Все чаще и чаще поднимается вопрос: если человек свободен, то почему нужно ограничивать законом возраст вступления в половые отношения?

Разрушение семьи – это мина замедленного действия, способная подорвать нравственный базис целых поколений.

В жизни народов вера, нравственность и культура неотделимы друг от друга. Нарушение этого органического единства приводит к губительным результатам. Нравственная составляющая всегда должна лежать в основе человеческого бытия, а она невозможна без религии, так как только религия дает человеку прочную нравственную основу, только в религиозной традиции существует представление об абсолютных нравственных ценностях.

Для чего живет человек, на каких ценностях строится его жизнь — это главнейший вопрос для представителей как секулярного, так и религиозного мировоззрений. И в конечном итоге, от ответа на него зависит будущее человечества: будут ли наши народы множиться или же сокращаться и постепенно исчезнут, будут ли в обществе царствовать грех и вседозволенность или же человек будет ориентироваться на абсолютные нравственные нормы, которые на языке религии называются Божиими заповедями.

Внутренний нравственный закон, вложенный Богом в человеческую природу, иррационален. Он опознается голосом совести, который у одних — сильнее, у других — слабее. Именно благодаря религии внутренний нравственный закон приобретает конкретные культурные и рациональные категории, обретает форму человеческого закона: не убей, не укради, не прелюбодействуй, не осуждай. Все право основывается на нравственности. Если законы перестают соответствовать нравственной основе, то человечество от этих законов отказывается.

Нравственный выбор современного человека всегда имеет эсхатологическую перспективу, потому что от того, пойдет он по пути жизни или смерти, зависит ход человеческой истории и ее финал. Наша задача заключается в том, чтобы показать современному человеку и современному обществу, что христианские ценности — это не отвлеченные идеи и не архаичные суеверия, но воистину принципы жизни, отказ от которых может привести к краху и культуры, и общества, и личных человеческих судеб. И чем раньше человечество поймет, что нравственность — это способ выживания личности, семьи, коллектива, общества, всей человеческой цивилизации, тем менее трагична будет его дальнейшая история.

Если мы хотим в будущем иметь духовно сильное, нравственно здоровое и экономически стабильное общество, очень важно еще в молодом поколении формировать такую систему нравственных ценностей, которая была бы ориентирована на представления об абсолютном добре и зле. Молодые годы всякого нормально развивающегося индивидуума — это самое трудное и самое ответственное время становления человеческой личности. Это время поисков жизненного идеала, это время обретения нравственных опор существования, наконец, это время острого неприятия несправедливости и несовершенства окружающего мира. Вспомните слова норвежского драматурга Генрика Ибсена: «Я стал бояться... страшно бояться юности… Юность — это возмездие». Дети, подростки и молодые люди в наши дни являются той частью современного общества, которая наиболее духовно не защищена и испытывает самые драматичные моральные перегрузки. Они как никто нуждаются сегодня в духовной поддержке, потому что нравственно дезориентированы с самого раннего детства. И от того какая система ценностей будет заложена в них сегодня зависит развитие нашего общества в будущем.

Именно поэтому необходимо знакомить детей и молодежь с национальной базисной культурой своего народа, к которой относится, в том числе, и религиозная культура. В течение многих веков православная вера являлась органичной частью бытия нашего народа. Это находило отражение и в подвигах русской святости, и в обычаях благочестия, бережно передававшихся из поколения в поколение, и в патриотических подвигах героев Отечества, и в памятниках письменности, архитектуры, иконописи и церковного пения, а также в родной речи, пронизанных библейским видением и пониманием мира и человека. Вот именно из этой национальной базисной культуры произрастает система ценностей, национальных ценностей, которые формируют как личность, так и общество.

Школа всегда участвовала не только в интеллектуальном воспитании ребенка, она также активно формировала его личность. Сегодня, когда в образовательную сетку включены «Основы религиозной культуры», задачи школы стали еще ответственнее и шире. Именно через религиозное образование в школе можно и нужно осуществлять нравственное воспитание детей, что в свою очередь, будет способствовать процессу создания сильной личности, крепкой семьи и, как следствие, — надежного государства.

Сегодня перед Церковью стоит огромная миссионерская задача, о чем неустанно напоминает Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Необходимо продолжение и расширение просветительской и воспитательной деятельности. В этом деле общественного спасения Церковь и школа являются естественными соработниками. Задача современного образования научить человека, с одной стороны, быть достаточно открытым к восприятию того, что несет ему современный мир, а с другой — быть способным сохранить свою национальную, духовную, религиозную, культурную самобытность, а вместе с этой самобытностью сохранить и нравственную систему ценностей.

Вызволить человеческую личность из объятий антикультуры, антихристианства, вернуть ее к Богу — это неотложная задача, которая стоит сегодня перед всеми нами. Уверен, что XX юбилейные Рождественские чтения внесут достойный вклад в это благородное дело.

Благодарю вас за внимание.

Поделиться:
Митрополит всей Америки и Канады Тихон выразил соболезнования в связи с терактом в Красногорске

25 марта в 11:00

В Неделю Торжества Православия Святейший Патриарх Кирилл совершил Литургию в Храме Христа Спасителя

24 марта в 16:00

Обращение Святейшего Патриарха Кирилла по случаю 25-й годовщины начала агрессии НАТО против Югославии

24 марта в 10:00

В канун Недели Торжества Православия Святейший Патриарх Кирилл совершил всенощное бдение в Храме Христа Спасителя

23 марта в 20:00

В день памяти благоверного князя Даниила Московского Патриарх Кирилл совершил Литургию в Даниловом монастыре

17 марта в 14:00

Святейший Патриарх Кирилл: Русская и Сербская Церкви могут вносить общую лепту в исцеление недугов, существующих в православной семье

16 марта в 20:45

Патриаршее поздравление Блаженнейшему Патриарху Иерусалимскому Феофилу с днем тезоименитства

16 марта в 20:00

Предстоятели Русской и Сербской Православных Церквей возглавили служение Литургии и отпевание отпевание епископа Моравичского Антония в Храме Христа Спасителя в Москве

16 марта в 14:55

Святейший Патриарх Кирилл встретился с Предстоятелем Сербской Православной Церкви

15 марта в 22:22

Соболезнование Святейшего Патриарха Кирилла в связи с кончиной Предстоятеля Болгарской Православной Церкви

14 марта в 19:30

Святейший Патриарх Кирилл встретился с руководством Духовного собрания мусульман России

14 марта в 14:50

Священный Синод принял ряд решений в сфере внешних церковных связей

12 марта в 23:50

Журналы Священного Синода от 12 марта 2024 года

12 марта в 20:25

Члены Синода Русской Церкви помолились об упокоении новопреставленного епископа Моравичского Антония

12 марта в 20:20

Святейший Патриарх Кирилл возглавил очередное заседание Священного Синода Русской Православной Церкви

12 марта в 12:00

Председатель ОВЦС встретился с представителем Церкви Англии

28 марта в 14:50

Митрополит Волоколамский Антоний встретился с представителями Коптской Церкви

28 марта в 14:30

Председатель ОВЦС встретился с руководителем Российской ассоциации религиозной свободы

25 марта в 17:00

В Неделю Торжества Православия Святейший Патриарх Кирилл совершил Литургию в Храме Христа Спасителя

24 марта в 16:00

В канун Недели Торжества Православия Святейший Патриарх Кирилл совершил всенощное бдение в Храме Христа Спасителя

23 марта в 20:00

Состоялось первое в 2024 году заседание Комиссии по международному сотрудничеству Совета по взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте России

22 марта в 17:25

Председатель ОВЦС встретился с исполнительным директором фонда «Русский мир»

22 марта в 15:00

Состоялась встреча председателя Отдела внешних церковных связей с послом Венесуэлы в России

18 марта в 14:55

Председатель ОВЦС встретился с послом Швеции в России

18 марта в 14:20

В день памяти благоверного князя Даниила Московского Патриарх Кирилл совершил Литургию в Даниловом монастыре

17 марта в 14:00

Председатель ОВЦС поздравил Блаженнейшего Патриарха Иерусалимского Феофила с днем тезоименитства

16 марта в 19:59

На Сербском Подворье в Москве состоялось погребение епископа Моравичского Антония

16 марта в 17:00

Святейший Патриарх Кирилл встретился с Предстоятелем Сербской Православной Церкви

15 марта в 22:22

В Москву прибыл Святейший Патриарх Сербский Порфирий

15 марта в 01:10

Председатель ОВЦС выразил соболезнования в связи с кончиной Предстоятеля Болгарской Православной Церкви

14 марта в 19:10

Председатель ОВЦС совершил Литургию в храме Покрова Пресвятой Богородицы в Рубцове

17 октября 2021 в 22:00

Митрополит Иларион: в день Покрова Пресвятой Богородицы мы прославляем небесное заступничество Матери Божией

14 октября 2021 в 22:00

Председатель ОВЦС совершил Литургию в престольный праздник московского храма свв. мучеников Михаила и Феодора на Черниговском подворье

03 октября 2021 в 20:00

Митрополит Иларион возглавил престольный праздник академического храма Общецерковной аспирантуры

11 сентября 2021 в 20:00

Митрополит Иларион: Очень многое в жизни человека зависит от веры

29 августа 2021 в 23:00

Митрополит Иларион: Святой Дух – главное сокровище христианской души

01 августа 2021 в 22:00

Митрополит Иларион: Святость – это постоянное стремление подражать Господу Иисусу Христу

27 июня 2021 в 23:00

Митрополит Иларион: Будем в любых обстоятельствах жизни сохранять верность Господу Иисусу Христу

19 марта 2021 в 15:56

Митрополит Иларион: Бог желает не осудить, а спасти нас

07 марта 2021 в 22:34

Митрополит Иларион: Встреча с Богом – главная цель в жизни человека

15 февраля 2021 в 20:00

Митрополит Иларион: Евангельская история о Закхее учит нас, как реагировать на присутствие Бога в нашей жизни

14 февраля 2021 в 19:34

Митрополит Иларион: Достоевский через все свое творчество проповедовал евангельский идеал – Христа

09 февраля 2021 в 19:02

Церковь прославляет всех мучеников и исповедников за имя Христово

07 февраля 2021 в 21:20

Митрополит Иларион: Без наших собственных усилий Бог не сможет нас спасти

31 января 2021 в 20:26

Митрополит Иларион: Господь всегда нам дает возможность проявить свои способности

24 января 2021 в 21:20

Page is available in the following languages
Обратная связь

Поля отмеченные * обязательны для заполнения

Отправить обращение
Рус Укр Eng Deu Ελλ Fra Ita Бълг ქარ Срп Rom عرب