«Роль межрелигиозного диалога в международных отношениях». Выступление председателя ОВЦС митрополита Волоколамского Илариона на заседании рабочей группы по диалогу между Русской Православной Церковью и Управлением по делам религий Турецкой Республики (15
Уважаемый профессор Пачаджи!
Уважаемые участники собеседований!
Сегодня открываются первые собеседования по диалогу между Русской Православной Церковью и Управлением по делам религий Турецкой Республики. Хотел бы передать всем участникам встречи приветствия и пожелания успешной работы от Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла.
Одним из важных вопросов современной международной повестки дня является обсуждение роли религии в общественных процессах. Всё большее число людей признают особое значение религиозных общин в разрешении военных конфликтов и противостояний, в налаживании мирных и добрососедских отношений между людьми, поиске ответов на актуальные вопросы развития человечества. Оказываются несостоятельными попытки решить глобальные экономические проблемы, достичь социальной справедливости, справиться с вызовами окружающей природной среде без обращения к нравственному закону человеческого бытия, хранителем и выразителем которого является религия. Человеческое общежитие превращается в кошмар, если люди теряют представление о правде, милосердии и любви. К сожалению, это не всегда очевидно в наши дни, когда мир проникнут духом морального релятивизма.
В условиях глобального нравственного кризиса верующие люди призваны являть пример праведной жизни в Боге во всех сферах - на международном, национальном, семейном и личностном уровнях. Духовные лидеры должны призывать политические и общественные силы к гуманному отношению к тем народам и группам, которые оказываются в бедственном положении.
В то же время становится все более очевидным, что в современном мире на первый план выходит противостояние религиозного и нерелигиозного мировоззрений. Секулярная мысль, завоевав умы многих наших современников, покушается на место единственного регулятора общественной жизни людей. Она подчиняет себе колеблющихся и воинствует против несогласных. Агрессивность секулярной идеологии проявляется в том, что она не терпит оппонентов, претендуя на универсальный характер. Религия вытесняется на задворки публичной жизни, ей отводится место только в личной жизни человека. В этой ситуации, несмотря на доктринальные различия, религиозные общины стремятся к консолидации сил для противостояния разрушительному секуляризму. Нам есть, что ему противопоставить - в первую очередь, пример добрых отношений между носителями разных религиозных учений. В Евангелии Бог заповедует нам любить своих ближних так, как мы любим самих себя. Честный и открытый диалог является для нас естественным инструментом братского общения. Мы руководствуемся словами Нового Завета: «Если возможно с вашей стороны, будьте в мире со всеми людьми» (Рим. 12, 18).
В истории нашей страны христиане, мусульмане, иудеи, буддисты не раз объединяли силы в совместном противостоянии общей беде. Люди разных вер служили одной цели – укреплению и процветанию своего Отечества. В России достигнут высокий уровень взаимодействия между традиционными вероисповеданиями. В частности, работа Межрелигиозного совета России вносит заметный вклад в достижение конструктивного решения наиболее актуальных проблем, стоящих перед современным российским обществом.
Наша Церковь уделяет особое внимание налаживанию диалога с крупными исламскими общинами в мире. В 2006 году в Москве под эгидой Межрелигиозного совета России и Русской Православной Церкви состоялся Всемирный саммит религиозных лидеров, в числе которых были многие авторитетные муфтии. Московский Патриархат более десяти лет поддерживает регулярный диалог с исламской общиной Ирана, который обогатил нас информацией о позициях друг друга по ряду важных вопросов.
Огромный вклад в дело продвижения межрелигиозного диалога вносит Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Он не только является духовным лидером для православных верующих России и других стран, входящих в каноническую юрисдикцию Московского Патриархата, но и играет важную объединяющую роль на «постсоветском пространстве», пользуясь заслуженным уважением со стороны всех традиционных конфессий.
Отрадно отметить, что межрелигиозному диалогу в Турецкой Республике придается большое значение. За последнее время активизировались контакты религиозных лидеров наших стран. Прежний руководитель управления по делам религии Турции Али Бардакоглу не раз посещал Москву и встречался со Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом. Его Святейшество посетил Управление по делам религий Турции в ходе своего визита в Анкару в 2009 г.
Большое значение для развития сотрудничества Русской Церкви и религиозных общин Турции имел визит в Москву нынешнего главы Управления доктора Мехмета Гермеза, который состоялся год назад. Высокие церковные представители приняли участие в «Саммите лидеров перемен», который прошел в Турции 14-15 марта 2011 года. Помимо двусторонних контактов, между нами развивается взаимодействие и в многостороннем формате, как, например, на площадке Европейского совета религиозных лидеров. В 2010 г. заседание Совета проходило в Турции.
Согласно имеющейся статистике, 2% населения Турецкой Республики принадлежат к религиозным меньшинствам, в основном это христиане и иудеи. Мы знаем, что правительство Турции уделяет значительное внимание поддержанию межрелигиозного мира и терпимости в стране. Для этих целей проводятся научные конференции, встречи и диалоги. В качестве примера хотел бы назвать прошедший в столице Турции 28-29 сентября текущего года симпозиум «Быть "чужаком" и вступать в диалог с ним», в котором участвовали христиане, мусульмане и иудеи.
Очень важно, чтобы никто в Турции не чувствовал себя «чужаком». Мы отмечаем усилия турецкого руководства и Управления Турецкой Республики по делам религий по налаживанию диалога с религиозными меньшинствами, в частности, с Православной Церковью. И решение турецкого правительства примет решение о возобновлении работы православной богословской школы на острове Халки будет еще одним важным свидетельством уважения к религиозным меньшинствам, имеющим многовековые корни в Турции.
С началом деятельности рабочей группы взаимодействие Русской Православной Церкви и Управления по делам религий Турции выходит на новый уровень. Идея создания площадки для подобного диалога существовала давно. В 2010 году она начала свое воплощение в рамках созданного по инициативе президентов наших стран российско-турецкого форума. 18 февраля 2011 года в Стамбуле прошло организационное заседание российско-турецкого гражданского форума, в рамках которого планировалось создание рабочей группы по межрелигиозному диалогу. Состоялись встречи господина Пачаджи с церковными представителями, на которых были обсуждены перспективы дальнейшего сотрудничества. Участие Церкви в форумах подобного рода успешно осуществляется в рамках российско-германского, российско-итальянского и российско-корейского диалогов. Однако я считаю правильным принятое на встрече доктора М. Гермеза и Святейшего Патриарха Кирилла решение о том, что наша рабочая группа будет действовать независимо от российско-турецкого гражданского форума. Нам, людям веры, легче понять друг друга. Создание механизма регулярных встреч позволит нам обсудить многие волнующие верующих людей проблемы, которые ставит перед нами современность. Я бы хотел перечислить те вопросы, которые могли бы стать предметом этой и будущих встреч.
Одной из целей нашего диалога я вижу обсуждение путей совместного противостояния экстремизму на религиозной почве, который представляет общую угрозу для наших стран и народов, в целом для мирового сообщества.
Совсем недавно руководитель делегации Управления по делам религий профессор Пачаджи посетил Россию, где участвовал в VIII Мусульманском форуме. В частности, он говорил об опыте профилактики экстремизма среди мусульманского населения Турции. Этот опыт, безусловно, может быть полезен и для нашей страны. В ноябре прошлого года я посетил в Казани Российский исламский университет и беседовал с его ректором Рафиком Мухаммедшиным, который поделился со мной своей озабоченностью попытками распространить экстремистские воззрения среди студентов его вуза. Здесь же я встречался с муфтием Татарстана Илдусом-хазратом Файзовым. Одной из тем нашей беседы стала проблематика противостояния экстремизму на религиозной почве.
Последователи радикальных учений представляют угрозу не только для России, но и для Турции. Хотел бы особо подчеркнуть, что радикализм под исламскими лозунгами никоим образом не следует отождествлять с исламом, проповедующим уважение к представителям иных религиозных традиций. Надеюсь, что наша рабочая группа поможет выработать конкретные шаги в сфере противодействия религиозному экстремизму.
С темой экстремизма, прикрывающегося религиозными лозунгами, тесно связана проблема дискриминации религиозных меньшинств в различных регионах мира. Для нас постоянной болью являются случаи преследований христиан, начиная с ущемления их гражданских прав, и заканчивая физическим насилием и убийствами. Согласно опубликованным данным, сегодня в мире дискриминации и гонениям подвергаются не менее 100 миллионов христиан. Информация о притеснениях христиан поступает из Ирака, Сирии, Египта, Судана, Афганистана и других стран. Наших братьев и сестер убивают, изгоняют из домов, разлучают с родными и близкими, лишают права исповедовать свои религиозные убеждения и воспитывать детей согласно своей вере. К сожалению, проявления дискриминации в отношении христианского меньшинства невозможно более трактовать как отдельные инциденты: они приобретают характер устойчивой тенденции в некоторых регионах мира. Наряду с христианами, жертвами преследований становятся представители и других религиозных меньшинств.
Нельзя не отметить всё возрастающее число случаев убийств и насилия в отношении мусульманских религиозных деятелей. К сожалению, это происходит и в России. Полагаю, что обсуждение темы преследований и дискриминации по религиозному признаку позволит нам определить совместные шаги по отстаиванию права человека жить согласно своим религиозным убеждениям.
Тема религиозного образования в наших странах также могла бы стать предметом специального обсуждения. Духовное просвещение и образование позволяет людям отказаться от стереотипов в отношении последователей других религий, помогает лучше понимать друг друга. В связи с этим мы могли бы изучить опыт преподавания религии и основ религиозной культуры в школах и вузах, профессиональной подготовки будущих священнослужителей. Важной формой сотрудничества я вижу гостевые лекции профессоров и преподавателей духовных учебных заведений Турции и России. Об этом говорил доктор Мехмет Гёрмез на встрече со Святейшим Патриархом Кириллом 30 ноября прошлого года, предложив ученым из России защищать диссертации в богословских вузах Турции. Будучи ректором Общецерковной аспирантуры и докторантуры, я, в свою очередь, готов пригласить ученых из Турции прочитать у нас лекции, выступить в качестве экспертов на защите диссертаций.
На будущих встречах рабочей группы могут быть рассмотрены темы, связанные с местом и ролью в обществе семейных ценностей, осмыслением современных биомедицинских технологий и их соотношения с религиозным учением о человеке.
Благодаря поддержке турецкой стороны в последние несколько лет активно развиваются паломничество и паломнический туризм из стран канонической территории Московского Патриархата в Турцию. Турецкая сторона с пониманием относится к тому, что ключевым моментом для привлечения православных паломников является предоставляемая им возможность совершения богослужений в местах религиозного поклонения. За последние годы уже стали традиционными поездки паломников к святыням юго-западного побережья Турции, в Каппадокию и Стамбул. Успешным можно считать проект ежегодного паломничества в Трабзон.
Завершая свое выступление, хотел бы сказать, что у религиозных общин, к которым принадлежит большинство населения России и Турции, имеется огромный потенциал для соработничества в деле отстаивания религиозных ценностей и традиционной морали. Полагаю, что результаты нашего сегодняшнего обсуждения будут востребованы властями и общественностью России и Турции, станут вкладом в укрепление отношений между нашими народами.
Благодарю за внимание.