Митрополит Иларион прокомментировал изменения в вопросе преподавания теологии в вузах
12 сентября 2013 года был подписан приказ министра образования и науки РФ №1061 «Об утверждении перечней специальностей и направлений подготовки высшего образования». 14 октября 2013 года приказ был зарегистрирован в Министерстве юстиции РФ, а сегодня опубликован на сайте Министерства образования и науки. В соответствии с приказом, направление подготовки «Теология» выделяется в отдельную укрупненную группу, и по этому направлению могут готовиться специалисты в бакалавриате, магистратуре и аспирантуре.
Изменения прокомментировал председатель Межведомственной координационной группы Русской Православной Церкви по преподаванию теологии в вузах, ректор Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых Кирилла и Мефодия митрополит Волоколамский Иларион.
− Владыка, на этапе обсуждения проекта перечня укрупненных специальностей велась достаточно острая дискуссия о том, какое место может занять теология в этом перечне. Насколько обосновано ее выделение в отдельную группу?
− Теология (или богословие) исторически имела и имеет самостоятельный статус научной дисциплины как в странах Западной Европы, так и в России. Хотя междисциплинарные связи теологии с историей, философией и филологией были всегда сильны, ее научная идентичность никогда не ставилась учеными под сомнение. Современная теология имеет свое собственное содержательное (предметное) ядро, не пересекающееся с другими гуманитарными направлениями.
− Вы упомянули исторический контекст. Разве в дореволюционной России теология не находилась вне университетского образования?
− На территории Российской империи существовал только один богословский факультет (протестантский) – в Дерптском университете. Но поскольку православное богословие имело принципиальное значение, для него была создана отдельная система академий и семинарий. Более того, духовные академии и семинарии у нас появились раньше, чем светские университеты. С этим и было связано то обстоятельство, что, когда стали создаваться университеты, в них не было богословских факультетов, поскольку таковые уже существовали в форме академий и семинарий. И университеты, и духовные учебные заведения составляли единую образовательную систему, регулируемую государством: уставы духовных учебных заведений, как и уставы университетов, утверждались высшей государственной властью.
Духовные академии участвовали в научных исследованиях наравне с университетами и Академией Наук. В качестве примера можно привести учрежденный в 1894 году Русский археологический институт в Константинополе, явившийся совместным проектом Академии Наук и Церкви. В Советском Союзе теология была насильственно изъята из научного и образовательного пространства по сугубо политическим причинам, вопреки мнению академического сообщества. Уже после революции, в 1918 году Петроградский и Казанский университеты готовы были включить в свой состав закрывавшиеся духовные академии в качестве факультетов, но им не дали этого сделать по идеологическим соображениям.
− А какова ситуация с положением теологии как предметной группы в современном международном образовательном пространстве?
− Теология как отдельная укрупненная группа специальностей прописана в основных международных классификаторах. Так, Международная стандартная классификация образования (МСКО-2011), принятая на 36-й сессии Генеральной конференции ЮНЕСКО, четко отделяет «Религию и теологию» от, например, «Философии и этики». В классификации образовательных программ (CIP 2010) американского Национального центра статистики по образованию (National Center for Education Statistics, NCES) отдельно от философско-религиоведческого направления зафиксирована группа «Теология и религиозное служение» (Theology and Religious Vocation). Она включает в себя следующие специализации: библеистика, миссиология, религиозное образование, религиозная музыка, служение, пастырство, пастырское консультирование и специализированные служения.
Во всех крупных светских университетах Западной Европы и Америки имеются факультеты теологии, и теология преподается как отдельная научная дисциплина. При этом преподавание может иметь как конфессиональный, так и внеконфессиональный характер. В частности, в Оксфордском университете, где мне довелось учиться, теологический факультет – внеконфессиональный, однако в составе университета есть колледжи и научные центры, принадлежащие англиканам, католикам, представителям других христианских конфессий. Но протяжении более 30 лет на факультете преподавал православный архиерей – митрополит Диоклийский Каллист.
− Какова позиция представителей других традиционных религий России по этому вопросу?
− Позиция традиционных религиозных конфессий Российской Федерации по данному вопросу едина. Консолидированная позиция представителей основных религиозных конфессий Российской Федерации была сформулирована в письме, направленном в июне 2013 года Президенту РФ В.В. Путину от имени Межрелигиозного совета России. В этом письме подчеркивалось, что теология как поликонфессиональный образовательный стандарт на уровне бакалавриата и магистратуры фактически представляет собой предметное мета-направление, действие которого не может не распространяться и на аспирантуру.
− Расскажите об основных этапах дискуссии по определению статуса теологии в перечне специальностей?
− Как только нам предоставили возможность сформулировать свою позицию, мы провели всестороннее обсуждение проблемы в церковной среде. Эта тема была поставлена на повестку дня заседания Высшего Церковного Совета летом 2013 года. Мы получили большое количество отзывов от академического сообщества и экспертов различного уровня. По благословению Священноначалия координация работы была поручена Межведомственной координационной группе Русской Православной Церкви по преподаванию теологии в вузах, учрежденной Священным Синодом. В рамках этой деятельности была проведена работа Учебно-методическим советом по теологии, действующим в рамках Учебно-методического объединения (УМО) по классическому университетскому образованию. Большой вклад в достижение результата внес также Свято-Тихоновский православный гуманитарный университет.
На всех этапах мы находились в прямом контакте со специалистами Министерства образования и науки. Не всегда и не все специалисты, особенно поначалу, с должным пониманием относились к нашей позиции. Некоторые предлагали нам создать укрупненную группу специальностей с общим наименованием «Философия, этика, религиоведение, теология». Мы, однако, с этим согласиться не могли, поскольку теология как наука имеет принципиальные отличия от других перечисленных дисциплин, включая религиоведение, представляющее собой исследование религий со стороны, нередко с атеистических позиций.
Конструктивный диалог с Министерством образования и науки принес свои плоды, и сегодня мы имеем ситуацию, позволяющую развивать направление «Теология» в светском образовательном пространстве. Это особенно актуально, поскольку во многих вузах страны открываются кафедры и отделения теологии, работа которых вызывает большой интерес и студенчества, и преподавательского состава. Могу это сказать по собственному опыту преподавания в Научно-исследовательском ядерном институте МИФИ, где на моих лекциях присутствует от 300 до 400 студентов.
− Какие возможности теперь открываются перед теологическим образованием?
− Закрепление направления подготовки «Теология» в качестве отдельной укрупненной группы для бакалавриата, магистратуры и аспирантуры позволит легализовать тот научный потенциал, который существует в отечественном богословии. Научная составляющая образовательного процесса чрезвычайно важна, и она тем выше, чем выше образовательный цикл. Создан механизм, согласно которому можно определить, насколько успешно аспирант-теолог занимается научной работой.
Однако на этом работа по возвращению теологии в светское образовательное поле не закончилась. Следующий этап – создание условий для признания государством научных степеней, полученных за диссертации по теологии, как это существует во всем мире. Одним из шагов навстречу этому явилось создание Общецерковного докторского диссертационного совета, сформированного в соответствии с требованиями, предъявляемыми к таким советам в светском научном пространстве. Мы будем продолжать диалог на данную тему с Министерством образования и науки.