В день преставления преподобного Сергия Радонежского митрополит Иларион совершил Божественную литургию в Духовском храме Троице-Сергиевой лавры
8 октября 2014 года, в день преставления преподобного Сергия, игумена Радонежского, всея России чудотворца, по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион возглавил Божественную литургию в храме Сошествия Святого Духа на апостолов Свято-Троицкой Сергиевой Лавры.
Владыке Илариону сослужили епископ Краснослободский и Темниковский Климент, епископ Россошанский и Острогожский Андрей, епископ Тихвинский и Лодейнопольский Мстислав, епископ Альметьевский и Бугульминский Мефодий, насельники Лавры в священном сане.
В проповеди по окончании богослужения владыка Иларион сказал:
«Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Всех Вас, дорогие братья и сестры, поздравляю с праздником – днем памяти преподобного Сергия, игумена Радонежского и всея Руси чудотворца.
Каждый раз, собираясь здесь на праздник преподобного Сергия, мы размышляем о его жизни, подвиге и трудах. И сегодня мне бы хотелось вспомнить о том, почему преподобный Сергий эту святую обитель, которая была основана им в дремучих радонежских лесах, посвятил Пресвятой Троице.
Православный Символ веры, который Церковь хранит с апостольских времен, мы с вами всегда начинаем со слов: «Верую во Единого Бога…», зная и твердо веря, что Бог Един и нет никаких других богов, кроме Единого Бога, Который сотворил небо и землю и всех нас, Который непрестанно промышляет о спасении каждого. В то же время мы имеем особое откровение от Самого Господа через Его Единородного Сына о том, что Бог един в трех Лицах: мы веруем в Отца, Сына и Святого Духа и исповедуем эту троичную веру во всех молитвах, которые возносим, даже когда молитва адресована одному из Лиц Святой Троицы. Неслучайно, читая молитву «Отче наш», которую Сам Господь Иисус Христос, Сын Божий, дал человечеству, мы завершаем ее славословием в честь Святой Троицы. Существуют и другие примеры, когда, начиная молиться одному Лицу Святой Троицы, мы завершаем молитву славословием всем трем Лицам.
Почему? Потому что, как говорили Отцы IV века, полемизируя с различными возникавшими тогда ересями – арианством и прочими, три Лица Святой Троицы – не три Бога, но Единый Бог. Это не три самостоятельно действующих существа, но три Ипостаси, у Которых единая воля. Поэтому, когда совершалось какое-то важное действие, как, например, сотворение мира, все три Лица Святой Троицы принимали в этом участие. Когда совершалось сотворение человека, все Лица Святой Троицы совещались о его судьбе, и мы называем это совещание Предвечным советом Единого Бога, единого в трех Лицах, о спасении человека.
Когда преподобный Сергий в радонежской глуши основывал свой монастырь, он имел перед глазами удивительный и божественный пример Самого Бога, в Троице Единого. Этот пример он представил своему монашескому братству, прежде всего, для того, чтобы напомнить: у Лиц Святой Троицы единая воля, единое действие, и их соединяет между собой Божественная, неизреченная любовь.
Мы знаем из Священного Писания о том, что Бог есть Любовь (1 Ин. 4. 16) и что Бог так возлюбил мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную (Ин. 3. 16). Любовь, которую Бог имеет к роду человеческому, – любовь жертвенная: Сам Господь принес Себя в жертву. И не потому, что Бог Отец прогневался, а Сын должен был умилостивить Его гнев, как писали некоторые средневековые латинские богословы, но потому, что Богу было угодно, чтобы человек был спасен жертвой Самого Бога, в которой принимали участие все три Лица Святой Троицы.
Преподобный Сергий напоминает своему монашескому братству о единстве и любви, царствующих среди Лиц Святой Троицы, чтобы и монашеское братство, созданное по образу Триединого Бога, имело в себе единство и любовь, которые бы скрепляли всех иноков, пришедших в эти стены.
Неслучайно ученик святого Сергия Радонежского преподобный Андрей Рублев изобразил это Божественное Триединство в красках, когда написал икону Троицы – удивительную и словно не относящуюся ни к какому церковному празднику. Этот образ не является иконой праздника Святой Троицы, ибо на праздник Пятидесятницы мы имеем совсем другую икону – на ней изображены апостолы, соединенные схождением Духом Святого. Это тоже образ единства людей по образу Божию. Но тот образ Божественного Триединства, который был предложен преподобным Сергием своим ученикам, а затем запечатлен в красках преподобным Андреем Рублевым, – совершенно особый. Он превосходит меру человеческого понимания, проникнуть в его глубину можно только благодаря подвигу, который несут люди, постоянно имеющие перед своим духовным взором образ Божественного Триединства и созидающие по этому образу свою жизнь.
В человеческом сообществе есть много способов объединиться, самый простой и естественный – это семья. И если она созидается по воле Божией, если она имеет благословение Церкви, в семье царствует любовь, которую запечатлел преподобный Андрей в образе Святой Троицы, потому что семья созидается по образу Божию и Господь благословляет человеческий брак, а плодом союза между мужчиной и женщиной в семье становятся их дети.
Но есть и особая семья, которая созидается теми людьми, которые решили не создавать обычные человеческие семейные союзы, но захотели всю свою жизнь без остатка посвятить Богу и Церкви. Такой семьей становится монастырь − обитель, куда люди приходят для того, чтобы жить в одиночестве по образу Единого Бога и в то же время жить в общежитии по образу Триединого Бога. Каждый из них одинок в своем подвиге: ни у кого из них нет семьи, детей или того, с чем связаны для обычного человека семейные радости и утешения. Каждый из них в одиночестве в своей келье несет свой подвиг, возносит молитвы к Единому Богу. И в то же время все они составляют единое братство, которое должно быть объединено одной волей, одной любовью и «едиными усты и единым сердцем» воспевать Господа.
Таким же братством должна быть и вся Святая Церковь. Приходя на Евхаристию в своих храмах, за этой Божественной службой мы ощущаем то особое единство, которое скрепляет между собой весь род человеческий, и тогда каждый храм соединяется с другими храмами, где тоже совершается Евхаристия. И в конечном итоге не множество Евхаристий совершается одновременно – даже сейчас, в этом монастыре, когда в каждом храме служится своя Литургия, которую возглавляет свой архиерей, – но совершается единая Божественная Евхаристия, в которой участвуют все люди, верующие во Единого Бога, во Святой Троице славимого. Она объединяет всех истинно верующих по лицу всея земли вне зависимости от того, где они находятся.
Наша Святая Церковь создана по образу Божественного Триединства, вот почему мы соприкасаемся с этой тайной всякий раз, когда собираемся в храм на Божественную Евхаристию. Мы не понимаем ее своим человеческим умом, потому что он не может вместить, как один может быть одновременно три, как может быть Единый Бог и при этом три самостоятельных Ипостаси, каждая из которых может действовать по отдельности, и в то же самое время у них единое действие и единая воля. К тайне Божественного Триединства мы приобщаемся через святую Евхаристию, через все церковное бытие, через тот жизненный уклад, который Церковь установила для верующих. И в особой степени мы приобщаемся духу единства и любви, когда посещаем святые обители и прикасаемся к жизни монашеского братства.
В этот день, когда мы вспоминаем преподобного Сергия, будем просить Господа о том, чтобы Он изгнал из нашего человеческого сообщества всякое разъединение, всякую вражду, всякую злобу, чтобы конфликты, которые происходят совсем рядом с нами на украинской земле, прекратились. Помолимся о том, чтобы люди вспомнили о Божественном Триединстве как образе, по которому они должны строить свою жизнь, чтобы восторжествовали среди них мир, единство и любовь. Будем просить преподобного Сергия, чтобы он простер свое благословение на всю землю Святой Руси, игуменом которой мы его по праву называем. Аминь».
По окончании Литургии Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл и все архипастыри, совершавшие в этот день по его благословению архиерейские богослужения в храмах обители, вышли крестным ходом с чтимой иконой преподобного Сергия Радонежского на площадь Лавры, где Предстоятель Русской Православной Церкви совершил молебен.
С балкона Патриарших покоев Святейший Владыка обратился к участникам торжеств с Первосвятительским словом.
Служба коммуникации ОВЦС