Главная страница Новости
Митрополит Иларион: На заповеди любви зиждется вся…

Митрополит Иларион: На заповеди любви зиждется вся человеческая праведность

13 сентября 2015 года, в неделю 15-ю по Пятидесятнице, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион совершил Божественную литургию в московском храме в честь иконы Пресвятой Богородицы «Всех скорбящих Радость», что на Большой Ордынке.

Архипастырю сослужили представитель Московского Патриархата в Совете Европы, настоятель прихода Всех святых в г. Страсбурге игумен Филипп (Рябых), клирики храма.

На богослужении присутствовали слушатели Летнего института для представителей Римско-Католической Церкви, который проводился Общецерковной аспирантурой и докторантурой имени святых Кирилла и Мефодия.

После сугубой ектении митрополит Иларион вознес молитву о мире на Украине.

По запричастном стихе проповедь произнес священник Даниил Торопов.

После богослужения владыка Иларион обратился к верующим с архипастырским словом:

«Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

В сегодняшнем воскресном евангельском чтении мы слышали слова о том, как некий законник подошел к Господу Иисусу и, искушая Его, спрашивал: «Какая заповедь самая большая в законе?» (см. Мф. 22, 36). Как известно, в законе Моисеевом было десять заповедей, и законники, фарисеи, учители народа израильского, недовольные деятельностью Иисуса, Его учениями и чудесами, всегда искали повод, чтобы уловить Его в каком-либо слове и после использовать это слово против Него. Может быть, они ждали, что Он выделит одну или несколько заповедей, при этом умалив значение остальных, и тогда у них появится возможность обвинить Его в ложном учении. Возможно, они ждали еще чего-то, за что могли бы потом упрекнуть или укорить Господа Иисуса Христа.

Но Господь ответил законнику очень просто: « Есть две главные заповеди и на этих заповедях зиждутся, и к ним подвешены (от κρεμάννυμι – вешать, висеть, зависеть) весь закон и пророки». «На сих двоих заповедях закон и пророцы висят», – в переводе на славянский язык говорит нам Священное Писание  (Мф. 22. 37-39, 40; Лк. 10, 27 ).

Закон и пророки – это почти все то, что мы сегодня называем Ветхим Заветом: прежде всего, это Пятикнижие Моисеево – Священное Писание для еврейского народа, книги, из которых иудеи узнавали и о своей истории, и о вере в Бога. По этим книгам детей учили грамоте, их читали дома, а те, кто не умели читать, приходили в синагоги, чтобы там послушать это чтение.

Еврейский народ изучал свою историю по Священному Писанию. Для иудеев их история была неотделима от Священного Писания: в нем они видели не только исторические события – победы и поражения тех или иных царей, смену политических режимов, и так далее – но, прежде всего, волю Божию. И самые сильные впечатления, полученные от Священного Писания, были связаны с чудесами Божиими, оставившими след в истории. В честь этих чудес были установлены главные религиозные праздники еврейского народа. И, конечно, Пятикнижие Моисеево, и книги, в которых повествуется о деяниях пророков,  а также книги, содержащие пророчества, с величайшим благоговением читались и слушались народом израильским.

Что же произошло потом? Почему Тот, о Ком предсказывал и Моисей, и другие пророки, Кто должен был прийти из рода Давидова, Тот, Кого все ждали, в итоге не был принят в Своем отечестве? Почему не все в Нем узнали своего Спасителя, обещанного пророками? Здесь перед нами раскрывается тайна взаимоотношений между Богом и Его народом. Об этой тайне мы читаем сначала на страницах Ветхого Завета, а затем уже и на страницах Евангелия.

Господь благоволил к еврейскому народу, и целью ветхозаветных пророчеств было подготовить евреев, а через них и все человечество, к пришествию Спасителя мира. Господь через Своих посланников и избранников – Моисея, пророков, учителей, наставлял еврейский народ в истинной вере, но люди вновь и вновь отвергали посланников Божиих и обращались от веры в Единого Бога к идолослужению или к служению своим собственным похотям. И когда пришел Спаситель, большинство евреев отвергли Его, не узнав в Нем обещанного им Мессию.

Были, конечно, и уверовавшие, которые последовали за Иисусом. Именно они после воскресения Спасителя составили Церковь Христову. Но только первое поколение христиан были представителями израильского народа, а уже все последующие поколения принадлежали к другим народам, ибо насколько нечутким оказался израильский народ к евангельской вести, минимально откликнувшись на нее, настолько же благодарными и отзывчивыми к этой вести оказались представители других народов. И, через веру в Себя, Господь восстанавливает их и составляет из них Свой Новый Израиль, Свою многомиллионную, а теперь уже и превышающую миллиарды, армию последователей.

Сегодня уже никто не говорит, что для того, чтобы быть христианином, нужно принадлежать к определенному народу или родиться в том или ином городе. Людей спасает вера в Господа Иисуса Христа. И когда законник спросил Учителя: «Что в законе самое главное?», ответ Его был самый лучший, ибо оказалось, что в законе главное не численное деление заповедей, к которому привыкли фарисеи, а любовь к Богу и ближнему. «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем помышлением твоим" - это первая и главная заповедь; вторая же, подобная ей: «возлюби ближнего твоего как самого себя» (см. Мф. 22, 37-39). От этих двух заповедей зависят все остальные заповеди закона Моисеева. На заповеди любви зиждется вся человеческая праведность.

Мы призваны, прежде всего, любить Господа: не отвлеченно или интеллектуально, не просто верить в Бога, как некоторые люди, которые зачастую говорят: «Да, я верю, что где-то там, на небесах, что-то есть»; мы призваны любить Его всем своим сердцем, всей душою и всем помышлением, то есть всем нашим человеческим естеством; любить так, что все, что бы мы ни делали, проистекало из этой любви.

В христианской заповеди любви любовь к Богу и любовь к ближнему даны в единстве. Господь милостив к нам, Он не призывает нас любить ближнего больше себя самих – так, как Он возлюбил всех Своих ближних. Господь говорит: «Возлюби ближнего как самого себя»(см. Мф. 22, 39). Все то, что мы желаем себе, мы должны желать нашим ближним, все, что мы хотели бы получить в этой жизни, мы должны по возможности давать нашим ближним. И ту любовь, которую мы получаем от других людей, Господь призывает дарить нашим ближним.

Кто же наш ближний? На этот вопрос Господь ответил в Своей притче о милосердном самарянине (см. Лк. 10, 25-37), где показал, что ближний – это не только сосед или единоверец, или наш партнер по бизнесу, или коллега по работе, или человек, который делает нам добро. Ближний – это, прежде всего, тот, кто нуждается в нашей помощи. Это может быть даже совершенно незнакомый человек, встретившийся нам на жизненном пути так же, как и на пути милосердного самарянина оказался человек, пострадавший от рук разбойников.

Фарисеи и книжники всю праведность воспринимали как совокупность правил, которые надлежит исполнять. Фарисеи ввели множество предписаний, основанных на предании и всячески ограничивавших личную свободу. Преимущественно эти предписания носили обрядовый характер: к каким вещам можно прикасаться, а к каким нет, какую пищу нельзя есть, с какими людьми нельзя общаться, и так далее. Постоянно утверждая, что предания выше писания, а обряды важнее заповедей, фарисеи считали, что если все эти предписания тщательно исполнять, то человек будет праведным, достойным лона Авраамова. Строго соблюдая предание старцев, книжники приравнивали его к закону Моисееву.

Господь Иисус Христос, обращаясь к народу, говорил, что вся эта праведность, основанная на скрупулёзном следовании правилам, ни к чему не ведет: «Если ваша праведность не превзойдет праведности книжников и фарисеев, то вы не увидите Царствие Божие» (см. Мф. 5, 20). Какую же праведность Господь ждет от каждого человека? Ту, которая проистекает из заповедей любви к Богу и ближнему.

Будем же учиться у Господа собственной жизнью оправдывать, что любовь к Богу и ближнему есть большая из всех заповедей. А если нам не хватает человеческих сил, то будем просить Бога, чтобы Он даровал нам такую любовь. Господь не возлагает на людей ничего сверх меры. Человек может исполнить Его заповеди, но с условием, если будет призывать Бога в свои помощники. И тогда Сам Бог будет содействовать ему на его пути в Царство Небесное. Аминь».

По окончании проповеди владыка Иларион обратился со словами поздравления к народному артисту Российской Федерации А.Л. Рыбникову, которому в этом году исполнилось 70 лет. Митрополит Иларион огласил грамоту Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, во внимание к трудам, направленным на утверждение духовных ценностей в отечественной культуре и в связи с 70-летием со дня рождения удостоившего Рыбникова А. Л. ордена Русской Православной Церкви преподобного Серафима Саровского (III степени).

Служба коммуникации ОВЦС

Поделиться:
Журналы Священного Синода от 25 июля 2024 года

25 июля в 18:45

Святейший Патриарх Кирилл возглавил заседание Священного Синода Русской Православной Церкви

25 июля в 11:40

Патриарх Мар Ава III: «Действия властей Украины – религиозный погром в отношении православных христиан страны»

24 июля в 15:15

Предстоятель Русской Церкви совершил освящение кафедрального Спасо-Преображенского собора г. Твери

21 июля в 23:00

В день памяти преподобного Сергия Радонежского Святейший Патриарх Кирилл совершил Литургию в Троице-Сергиевой лавре

18 июля в 14:14

Предстоятель Русской Церкви совершил всенощное бдение в Троице-Сергиевой лавре

17 июля в 23:00

Святейший Патриарх Кирилл совершил в Троице-Сергиевой лавре малую вечерню с чтением акафиста преподобному Сергию

17 июля в 21:05

Патриаршее соболезнование в связи с кончиной Б.А. Нелюбова

14 июля в 19:40

Святейший Патриарх Кирилл возглавил в Тихвине торжества по случаю 20-летия возвращения Тихвинской иконы в Россию

09 июля в 17:10

Поздравление Святейшего Патриарха Кирилла М. Пезешкиану с избранием на пост Президента Исламской Республики Иран

06 июля в 19:28

Поздравление Святейшего Патриарха Кирилла Святейшему Патриарху Болгарскому Даниилу с избранием и возведением на Патриарший престол

30 июня в 17:18

Святейший Патриарх Кирилл возглавил работу очередного заседания Высшего Церковного Совета

26 июня в 12:00

Святейший Патриарх Кирилл встретился с освобожденным митрополитом Тульчинским и Брацлавским Ионафаном

25 июня в 18:10

Патриарх Кирилл возглавил принесение иконы Святой Троицы, написанной преподобным Андреем Рублевым, в Троице-Сергиеву лавру

22 июня в 23:50

Митрополит Тульчинский и Брацлавский Ионафан получил свободу

22 июня в 21:45

Митрополит Волоколамский Антоний принял участие в престольном празднике Антиохийского Подворья в Москве

26 июля в 18:00

Священный Синод принял ряд решений о приходах за рубежом

25 июля в 22:00

Синод считает целесообразным продолжение деятельности Рабочей группы по взаимодействию между Русской Церковью и Управлением по делам религий Турции

25 июля в 21:45

Священный Синод признал важным возобновление богословских консультаций с Ассирийской Церковью Востока

25 июля в 21:00

Святейший Патриарх Кирилл возглавил заседание Священного Синода Русской Православной Церкви

25 июля в 11:40

Состоялось заседание Комиссии по международному сотрудничеству Совета по взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте России

23 июля в 17:00

Председатель ОВЦС встретился с представителем Македонской Православной Церкви

23 июля в 14:00

Митрополит Волоколамский Антоний встретился с послом Сирии в России

22 июля в 17:30

Председатель Отдела внешних церковных связей встретился с делегацией из Ливана

22 июля в 16:40

Председатель ОВЦС встретился с послом Австрии в России

22 июля в 14:00

Предстоятель Русской Церкви совершил освящение кафедрального Спасо-Преображенского собора г. Твери

21 июля в 23:00

Предстоятель Русской Церкви совершил всенощное бдение в Троице-Сергиевой лавре

17 июля в 23:00

Святейший Патриарх Кирилл совершил в Троице-Сергиевой лавре малую вечерню с чтением акафиста преподобному Сергию

17 июля в 21:05

Председатель ОВЦС встретился с послом Аргентины в Российской Федерации

16 июля в 12:30

Митрополит Волоколамский Антоний выразил соболезнования в связи с кончиной многолетнего труженика ОВЦС Б.А. Нелюбова

13 июля в 20:10

Председатель ОВЦС совершил Литургию в храме Покрова Пресвятой Богородицы в Рубцове

17 октября 2021 в 22:00

Митрополит Иларион: в день Покрова Пресвятой Богородицы мы прославляем небесное заступничество Матери Божией

14 октября 2021 в 22:00

Председатель ОВЦС совершил Литургию в престольный праздник московского храма свв. мучеников Михаила и Феодора на Черниговском подворье

03 октября 2021 в 20:00

Митрополит Иларион возглавил престольный праздник академического храма Общецерковной аспирантуры

11 сентября 2021 в 20:00

Митрополит Иларион: Очень многое в жизни человека зависит от веры

29 августа 2021 в 23:00

Митрополит Иларион: Святой Дух – главное сокровище христианской души

01 августа 2021 в 22:00

Митрополит Иларион: Святость – это постоянное стремление подражать Господу Иисусу Христу

27 июня 2021 в 23:00

Митрополит Иларион: Будем в любых обстоятельствах жизни сохранять верность Господу Иисусу Христу

19 марта 2021 в 15:56

Митрополит Иларион: Бог желает не осудить, а спасти нас

07 марта 2021 в 22:34

Митрополит Иларион: Встреча с Богом – главная цель в жизни человека

15 февраля 2021 в 20:00

Митрополит Иларион: Евангельская история о Закхее учит нас, как реагировать на присутствие Бога в нашей жизни

14 февраля 2021 в 19:34

Митрополит Иларион: Достоевский через все свое творчество проповедовал евангельский идеал – Христа

09 февраля 2021 в 19:02

Церковь прославляет всех мучеников и исповедников за имя Христово

07 февраля 2021 в 21:20

Митрополит Иларион: Без наших собственных усилий Бог не сможет нас спасти

31 января 2021 в 20:26

Митрополит Иларион: Господь всегда нам дает возможность проявить свои способности

24 января 2021 в 21:20

Page is available in the following languages
Обратная связь

Поля отмеченные * обязательны для заполнения

Отправить обращение
Рус Укр Eng Deu Ελλ Fra Ita Бълг ქარ Срп Rom عرب