В день памяти преподобного Сергия Радонежского митрополит Иларион совершил Божественную литургию в Духовском храме Троице-Сергиевой Лавры
18 июля 2017 года, когда Церковь празднует день памяти преподобного Сергия Радонежского, по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион совершил Божественную литургию в храме Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, освященном в честь Сошествия Святого Духа на апостолов.
Архипастырю сослужили епископ Нарвский и Причудский Лазарь, епископ Краснослободский и Темниковский Климент, епископ Тихвинский и Лодейнопольский Мстислав, епископ Щигровский и Мантуровский Паисий, братия обители.
После сугубой ектении митрополит Иларион вознес молитву о мире на Украине.
По окончании богослужения, обратившись к верующим с архипастырским словом, владыка Иларион сказал:
«Ваши Преосвященства,
дорогие отцы, братья и сестры!Сегодня мы празднуем память преподобного и богоносного отца нашего Сергия, игумена Радонежского и всея России чудотворца. И всякий раз, собираясь на этот праздник в стенах Троице-Сергиевой Лавры, мы задумываемся о том, в чем значение и смысл монашеского жития.
Многие люди, живущие в миру, а особенно те, кто далек от Церкви, не понимают, что это такое — монашеская жизнь, и зачем она нужна. Такие люди обычно говорят: «Разве это не противоестественно, чтобы человек — мужчина или женщина — всю жизнь прожил в одиночестве, не вступая в брак? Разве не Сам Господь заповедовал: «Плодитесь и размножайтесь» (Быт.1.28). И разве человеку не естественно по природе влечение к противоположному полу?»
Кто является подлинным родоначальником монашеского жития? Называют разные имена: одни говорят – Пахомий Великий, другие — Антоний Великий, вспоминают родоначальников русского монашества — преподобного Антония и Феодосия Печерских.
Мы прославляем преподобного Сергия как одного из родоначальников и возобновителей русского монашества. Но монашество началось с Самого Господа Иисуса Христа, Который явил высочайший пример монашеского жития: Он был полноценным Человеком, во всем подобным нам кроме греха, — как говорят Святые отцы, но не вступал в брак, не заводил семью, у Него не было детей. И когда однажды Он изложил ученикам Свое учение о браке, то апостолы сказали: «Если такова обязанность человека к жене, то лучше не жениться»(Мф.19.10). На что Сын Божий ответил: «Не все вмещают слово сие, но кому дано, ибо есть скопцы, которые из чрева матернего родились так; и есть скопцы, которые оскоплены от людей; и есть скопцы, которые сделали сами себя скопцами для Царства Небесного. Мф.19,11-12).
В монашеской традиции Господь Иисус Христос всегда воспринимался как подлинный идеал монашеского жития и девственнического подвига. Именно этому идеалу подражали те, кто решил пойти по стопам Спасителя, отрекшись от мирской жизни. И первым был святой апостол Павел, который говорил: «Ибо желаю, чтобы все люди были, как и я» (1 Кор. 7,7-8), имея в виду, что он не вступал в брак, вел одинокую жизнь, и все свои силы отдавал апостольским трудам.
И после апостола Павла были в Церкви девственники и девственницы, а также вдовцы и вдовицы, которые не вступали во второй брак — те, кто решил посвятить всю свою жизнь Богу. И в IV веке эта группа лиц в Церкви оформилась в монашеское движение: они стали уходить из городов в пустыни и создавать монашеские общины, которые впоследствии стали монастырями. И очень редко случалось, что монастырь, который был кем-то основан, потом увядал и угасал. Как правило, в каждом монастыре, коль скоро он был основан, монашеская жизнь передавалась из поколения в поколение.
Так и в этой святой обители, которая была основана преподобным Сергием в дремучих радонежских лесах. Со временем в обитель Живоначальной Троицы к преподобному стали приходить ученики, и с тех пор этот поток людей, ищущих жития постнического, никогда не оскудевает: в течение многих веков из поколения в поколение сюда приходили и приходят те, кто решил во всем подражать Господу Иисусу Христу, в том числе и в выборе одинокого образа жизни.
Монастыри стали закрываться только тогда, когда внешняя сила или безбожная власть принимала решение об их закрытии. После Революции эта участь постигла все монастыри Русской Церкви, в том числе и Троице-Сергиеву Лавру, которая много пострадала от безбожников. Но затем Господь умилосердился над нашим народом, и Святая Лавра, а потом и многие другие монастыри стали возрождаться.
Все это происходило и происходит уже на наших глазах. Мы видим, что поток ищущих жития постнического не оскудевает. Мы видим, что многие люди — молодые, среднего возраста и пожилые — приходят в монастыри, чтобы вести монашескую жизнь и подражать Господу Иисусу Христу в этой одинокой жизни, которая всецело отдана Богу и направлена на то, чтобы человек возобновил в себе образ и подобие Божие.
Будем молиться преподобному и богоносному отцу нашему Сергию, которого мы называем Игуменом земли Русской, чтобы он всегда молился о нашей Святой Русской Церкви, предстательствовал на Небесах обо всех ее обителях, и чтобы монашеская жизнь нашей Святой Церкви никогда не оскудевала, но всегда процветала, как это было и в его времена, и как это происходит в наши дни. Аминь».
По окончании Литургии Святейший Патриарх Кирилл, Блаженнейший митрополит Киевский и всея Украины Онуфрий, члены Священного Синода и все иерархи, прибывшие на праздник в Лавру, совершили молебен на Соборной площади перед чтимой иконой преподобного Сергия Радонежского.
Служба коммуникации ОВЦС
Фото Пресс-службы Патриарха Московского и всея Руси
и Службы коммуникации ОВЦС