Албанская Церковь отказалась признать «православную церковь Украины», созданную Константинопольским Патриархатом
В соответствии с решением, принятым на заседании Священного Синода Албанской Православной Церкви 4 января 2019 года, Албанская Церковь отказалась признавать «православную церковь Украины», созданную недавно Константинопольским Патриархатом. Об этом говорится в письме Блаженнейшего Архиепископа Тиранского и всей Албании Анастасия, которое было отправлено 14 января 2019 года Патриарху Константинопольскому Варфоломею и опубликовано по решению Священного Синода Албанской Православной Церкви от 7 марта 2019 года. Текст послания приводится ниже без сокращений.
Всесвятейший и Божественнейший Архиепископ Константинополя – Нового Рима и Вселенский Патриарх, о Христе Боге весьма возлюбленный и желанный собрат и сослужитель нашей Мерности кир Варфоломей! Ваше Божественнейшее Всесвятейшество о Господе горячо обнимая, мы с превеликим удовольствием приветствуем.
«Явлейся… и мир просвещей» Христос Бог наш да озарит мысли, решения и действия всех православных в Новом году, направляя Церковь, «юже стяжал… честною Своею Кровию», на пути мира.
Собравшись 4 января 2019 года на Синод, мы внимательно прочли письмо Вашего Божественнейшего Всесвятейшества от 24 декабря 2018 года и тщательно рассмотрели вопрос о предоставлении автокефалии Православной Церкви на Украине. С искренним уважением и исполненным любви дерзновением, как и всегда, резюмируем суждение Албанской Церкви, главным образом, в отношении действий Святого Духа.
Уже известна наша критика в адрес Русской Церкви за отказ принять участие в Святом и Великом Соборе Православной Церкви на Крите. Подобным образом мы и недавно критиковали Русскую Церковь за поспешное решение о разрыве евхаристического общения со Вселенским Патриархатом. В частности, в нашем письме Святейшему Патриарху Московскому Кириллу от 7 ноября 2018 года, среди прочего, мы отметили: «Разве решение и распоряжение епископата Русской Церкви может отменить действие Святого Духа в Православных храмах юрисдикции Вселенского Патриархата?.. Мы признаемся, что не можем согласиться с подобными решениями. Необходимо, чтобы Божественная Евхаристия, непостижимое в своей святости и уникальное по своему значению таинство, оставалось вне любых церковных споров».
Та же боль и мучительное беспокойство о сохранении единства Православной Церкви вынуждают нас высказать основательные сомнения в отношении узаконения задним числом действительности хиротоний, совершенных изверженным из сана, отлученным и анафематствованным лицом. Жизнь совершившего данные деяния господина Филарета Денисенко, главного действующего лица украинского церковного кризиса, разоблачает его. Он был рукоположен во епископы Московского Патриархата в 1962 году; среди прочего, занимал должность председателя Отдела внешних церковных сношений и был митрополитом Киевским. В 1991 году потребовал автокефалию, но не у Вселенского Патриархата, а у той, которую он считал тогда «Матерью-Церковью» – Московского Патриархата. В 1992 году лишен сана, а в 1997 году отлучен и анафематствован Русской Церковью – органической частью Единой, Святой Соборной и Апостольской Церкви. Причем эти действия были признаны всеми автокефальными Православными Церквами.
Все то время, пока был лишен сана и пребывал под анафемой, господин Филарет совершал неканонические чинопоследования, которые не являлись действительными таинствами. Поэтому и совершенные им хиротонии являются недействительными, пустыми, лишенными божественной благодати и действия Святого Духа. Среди них и хиротонии в диакона, пресвитера и в итоге во епископа его секретаря – Сергея Думенко, ныне митрополита Епифания. В Вашем письме от 24 декабря сказано: «…восстановив их в их архиерейском и иерейском сане». Однако мы задаемся вопросом: как хиротонии, совершенные состоявшим под отлучением и анафемой господином Филаретом, задним числом, без канонической хиротонии приобрели во Святом Духе законность и подлинную печать апостольского преемства?
На всеправославном уровне в качестве фундаментального признается такой экклесиологический принцип, что хиротонии раскольников и еретиков, а тем более хиротонии лишенного сана и отлученного от Церкви, будучи «таинствами», совершенными вне Церкви, являются недействительными. Мы убеждены, что этим фундаментальным принципом, неразрывно связанным с православным учением о Святом Духе, который составляет неколебимое основание апостольского преемства православных епископов, пренебрегать нельзя.
Нам трудно отнестись с пониманием к тому, что недействительное и несуществующее становится «по икономии» духоносным; что действия, представляющие собой неоднократную хулу на Святого Духа (как, например, призывание Святого Духа отлученным тогда господином Филаретом: «Божественная благодать…проручествует… помолимся убо о нем, да приидет на него благодать Всесвятаго Духа») признаются задним числом «по икономии». Наконец, известно, что отбор и избрание на недавнем Объединительном Соборе нового предстоятеля Церкви Украины были результатом упрямства господина Филарета, сегодня уже официально именуемого на Украине «Святейшим почетным Патриархом Киевским и всея Руси-Украины». В связи со всем вышесказанным у нас есть сомнения в отношении включения имени митрополита Епифания в Священные Диптихи.
Искомое примирение среди православных украинцев, перенесших в прошлом разнообразные гонения от атеистических режимов, до сих пор не достигнуто. Ведь миллионы православных верующих, находящихся под омофором митрополита Онуфрия (по статистике на январь 2018 г., организованных в 12 069 приходов под руководством 90 архиереев и насчитывающих 12 283 клириков, 251 монастырь и 4412 монахов), отказались принимать участие в процедуре предоставления автокефалии, разорвав евхаристическое общение со Вселенским Патриархатом. Церковная полнота тех стран, которым в прошлом предоставлялась автокефалия (Сербии, Румынии, Болгарии, Грузии, Польши, Албании, Чехии и Словакии), была единой.
Мы сожалеем, что оправдались наши опасения, которые мы высказали состоявшей из трех человек делегации Вселенского патриархата (июль 2018 года) и во время нашей с Вами личной встречи на Крите (октябрь 2018 года). Вместо примирения и объединения православных Украины, мы видим, что нависла опасность разрушения единства вселенского Православия.
Прогнозы, что будто бы нынешнее нарушение [единства] и явное разделение продлятся недолго, и что все автокефальные Православные Церкви в итоге согласятся со свершившимся, теми, кто элементарно знает историю церковных расколов и устойчивость религиозного фанатизма, могут быть восприняты только как необоснованные суждения. Но и успокоительные предположения некоторых, что это, возможно, произойдет… в следующем веке, скорее циничны. Серьезные раны, которыми вовремя не занялись, не лечатся временем. Чаще всего они только разрастаются, становясь неизлечимыми язвами.
Сложившаяся ситуация требует новых подходов и вдохновенных инициатив для продвижения мира на Украине и, прежде всего, для сохранения опасно задетого единства Православия. В этом отношении мы твердо верим, что решение проблемы состоит в том, чтобы прибегнуть к соборности во Святом Духе, как самым ясным образом и было подчеркнуто на Крите: «Православная Церковь выражает свое единство и кафоличность посредством Собора. Соборность проходит через весь ее строй и способ, каким принимаются решения и определяется ее путь» (Послание Святого и Великого Собора, п. 1).
Мы не перестаем считать, что достижением православных уникальной ценности в последние десятилетия были Всеправославные собрания Предстоятелей и Святой и Великий Собор Православной Церкви, созванные неусыпными усилиями Вселенского Патриархата и лично Вашего Божественнейшего Всесвятейшества. Следуя духу соборности Святого Великого Собора, Албанская Православная Автокефальная Церковь обращается с горячей просьбой о том, чтобы, используя свою исключительную привилегию по координации Православных Церквей, Вселенский Патриархат как можно скорее созвал Всеправославный Синаксис или Собор с тем, чтобы предотвратить явную опасность возникновения болезненного раскола, угрожающего надежности Православия и его убедительному свидетельству современному миру.
Мы от всего сердца желаем и смиренно молимся, чтобы Бог в Троице направил стопы всех нас на путь сохранения единства Православия. «Бог же надежды да исполнит вас [и нас] всякой радости и мира в вере, дабы вы [и мы], силою Духа Святаго, обогатились надеждою» (Рим. 15. 13).
Засим, целуя Вас святым лобзанием, мы со всяким почтением и глубокой любовью о явившемся и просветившем мир Христе Боге, пребываем
Вашего Божественнейшего Всесвятейшества наименьший о Господе собрат,
+АНАСТАСИЙ,
Архиепископ Тиранский, Диррахийский и всей Албании
Тирана, 14 января 2019 г.