Патриарх Константинопольский Варфоломей заявил недавно, что Элладская Церковь первой из Поместных Православных Церквей мира признает «Православную церковь на Украине» («ПЦУ») вслед за создавшей ее Константинопольской Церковью. О своем взгляде на перспективы реализации такого заявления, настроения епископата Элладской Церкви, о последствиях действий Константинополя на Украине и об отношении к этому православного мира в целом в интервью РИА Новости рассказал побывавший в Греции глава Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион.
— Владыка Иларион, Вы недавно вернулись из Греции, где встречались с Предстоятелем Элладской Церкви и рядом ее архиереев. Каковы перспективы признания этой Церковью «ПЦУ»?
— Общение с архиереями Элладской Церкви убедило меня в том, что они прекрасно понимают всю сложность и неоднозначность сложившейся ситуации. В частности, всем в Греции известно, что томос об автокефалии получила из рук Патриарха Варфоломея не каноническая Украинская Православная Церковь, объединяющая большинство православного населения Украины, а группа раскольников, не имеющих канонических хиротоний («ПЦУ» — прим. ред.).
В отличие от Патриарха Варфоломея, я не хотел бы делать каких-либо предсказаний относительно решений Элладской Церкви. Это автокефальная Церковь, и она должна принимать решения самостоятельно, без внешнего давления.
Однако я глубоко убежден в том, что решение проблемы украинского раскола должно носить всеправославный характер. Если бы имело место одностороннее признание «ПЦУ» той или иной Поместной Церковью, это лишь еще больше углубило бы существующее разделение. А наша общая задача — хранить единство Православной Церкви. Об этом мы молимся за каждой Литургией.
— Понимает ли Патриарх Варфоломей, что заявленная им цель — объединение всех православных верующих Украины в одну Церковь — не достигнута?
— Полагаю, он не может этого не понимать. Ведь ему обещали, что как только он выдаст Украине томос об автокефалии, в новосозданную структуру вольются и архиереи канонической Украинской Православной Церкви (УПЦ — прим. ред.). А этого не произошло, да и не могло произойти. Не может каноническая Церковь объединиться с расколом, даже если он легализован бумагой из Константинополя.
Патриарху Варфоломею обещали, что Порошенко останется у власти и доведет дело насильственного вовлечения в новосозданную автокефалию епископата, духовенства и верующих УПЦ. Но Порошенко у власти не остался, а новый президент Украины не вмешивается в церковные дела, и это делает ему честь. Каждый должен заниматься своим делом: политики — политикой, а церковные деятели — церковными делами.
Патриарху Варфоломею обещали создание ставропигий под его непосредственным началом, но и это обещание выполнено лишь частично. Тот храм, который Порошенко выделил под Константинопольский «экзархат», стоит в лесах, паствы там нет, и так называемый экзарх скучает и бездействует.
— Попытка Порошенко и Патриарха Варфоломея объединить неканонические церковные структуры на Украине тоже не увенчалась успехом?
— Не удалось объединить не только всех православных верующих Украины, но даже раскольников между собой. Так называемый объединительный собор, прошедший в Киеве в декабре, обеспечил слияние двух групп раскольников в одну, и это было представлено как выдающееся достижение. Лидеры раскола были «восстановлены» в священном сане, хотя большинство из них, за исключением лжепатриарха Филарета Денисенко, такового никогда не имели.
Что мы видим несколько месяцев спустя? Что раскол раскололся внутри себя. А главный идеолог раскола, который на протяжении более четверти века был его основным двигателем, объявил о выходе из «ПЦУ» и воссоздании «Киевского патриархата».
— Как сегодня в православном мире в целом оценивают действия Константинопольского Патриарха, что-нибудь поменялось за последние месяцы?
— Действия, совершенные Патриархом Варфоломеем, стали причиной того, что он оказался в изоляции. Ни одна Поместная Церковь не признала «ПЦУ», некоторые выступили решительно против. Недовольство действиями Патриарха Варфоломея имеется и в его окружении, и шире среди иерархов Константинопольского Патриархата, и на Афоне, и в Поместных Православных Церквах.
Некоторые Предстоятели Церквей обратились к Патриарху Варфоломею с предложением созвать Синаксис для обсуждения создавшейся ситуации, но он наотрез отказался.
— Почему?
— Потому что понимает, что поддержку не получит. Авторитет Константинопольского Патриарха в православном мире существенно подорван. А раскол на Украине так и остается не уврачеванным.
— С начала создания «ПЦУ» мы постоянно слышим о гонениях на духовенство и мирян канонической Украинской Церкви, об угрозах, избиениях, насильственной перерегистрации храмов. Как держится УПЦ?
— Что касается канонической Украинской Православной Церкви, то обрушившиеся на нее гонения со стороны прежней власти и раскольников лишь еще больше укрепили ее единство. Они еще больше консолидировали епископат, сплотили духовенство, монашествующих и мирян вокруг Блаженнейшего митрополита Онуфрия.
Беседовала Ольга Липич