В Пасхальную ночь митрополит Волоколамский Иларион совершил торжественное богослужение
В ночь на 19 апреля 2020 года, в праздник Воскресения Господа и Спаса нашего Иисуса Христа, митрополит Волоколамский Иларион совершил Пасхальные богослужения – полунощницу, крестный ход внутри храма, Пасхальную заутреню и Божественную литургию святителя Иоанна Златоуста. Архипастырю сослужили клирики храма.
Перед началом крестного хода митрополит Иларион сказал:
«Дорогие братья и сестры!
Прежде чем рассказать, как будет проходить ночное богослужение, хотел бы напомнить вам о событии, в честь которого совершается это священное празднование. Об этом событии – о Воскресении Христовом – мы слышим из всех четырех Евангелий, ибо каждое из них рассказывает о том, как Воскресший Господь являлся Своим ученикам.
Только что завершилась первая часть ночного богослужения – пасхальная полунощница. Полунощница соответствует тому времени, которое описано в Евангелиях, когда ни ученики, ни женщины, следовавшие за Спасителем до креста, до Его смерти и до Его погребения, еще не увидели Иисуса Христа воскресшим и не услышали весть о Его воскресении.
Представим себе, в каком состоянии находились эти люди. В течение нескольких лет они следовали за Христом, были свидетелями множества Его чудес. Они слушали Его проповедь, Его притчи, слышали, как Он постоянно говорил им о Царстве Небесном. И втайне они надеялись, что Небесное Царство, которое каждый из них представлял по-своему, наступит здесь, на земле. Двое учеников Христа даже решили застолбить себе места рядом с Иисусом в этом Царстве. Об этом рассказывается в Евангелии от Марка: «Тогда подошли к Нему сыновья Зеведеевы Иаков и Иоанн и сказали: Учитель! мы желаем, чтобы Ты сделал нам, о чем попросим. Он сказал им: что хотите, чтобы Я сделал вам? Они сказали Ему: дай нам сесть у Тебя, одному по правую сторону, а другому по левую, в славе Твоей. Но Иисус сказал им: не знаете, чего просите. Можете ли пить чашу, которую Я пью, и креститься крещением, которым Я крещусь? Они отвечали: можем. Иисус же сказал им: чашу, которую Я пью, будете пить, и крещением, которым Я крещусь, будете креститься; а дать сесть у Меня по правую сторону и по левую — не от Меня зависит, но кому уготовано» (Мк. 10. 35-40).
Ученики Христовы жили ожиданием, что их Учитель пойдет на царство, а не на крест и смерть. И когда Господь входил в Иерусалим, и народ встречал Его с пальмовыми ветвями, и дети восклицали в храме, ученики думали, что, наверное, настала эта славная минута: Он войдет в Иерусалим, возьмет в Свои руки власть, а они все рядом с Ним воссядут на престолах.
Но произошло что-то совершенно неожиданное для них. И хотя Господь неоднократно предупреждал учеников о том, что Он будет распят, они все равно оставались глухи к Его словам и точно знать этого не могли. И то, что произошло в дальнейшем, повергло их всех в ужас, в страх, недоумение. Тот, Кого они обоготворяли, в Ком видели пророка и чудотворца, на Кого возлагали свои надежды и ожидания, с Кем связали свою жизнь, был осужден, пригвожден ко кресту и умер самой позорной и мучительной смертью, которая только могла быть изобретена людьми.
Иисус Христос умер на кресте в пятницу и Его перед заходом солнца наскоро похоронили в пещере. В субботний день ученики Христовы, как говорит евангелист, «остались в покое по заповеди» (Лк. 23.56). Но покой этот был внешним, а внутри ученики были растеряны, их терзало недоумение, мучила скорбь, душили слезы…
Но потом произошло нечто, что перевернуло не только их жизнь, но и жизнь миллионов людей в течение последующих двух тысячелетий: Христос воскрес!
Растерянные женщины рано утром пришли ко гробу с ароматами, чтобы помазать тело Иисуса. «Кто же отвалит нам камень от дверей гроба?», – спрашивали они себя, и вдруг увидели, что камень отвален. Войдя во гроб, они увидели сидящего ангела, который им сказал: «Не ужасайтесь. Иисуса ищете Назарянина, распятого; Он воскрес, Его нет здесь. Вот место, где Он был положен. Но идите, скажите ученикам Его и Петру, что Он предваряет вас в Галилее; там Его увидите, как Он сказал вам» (Мк. 16.6-7).
И объятые трепетом и ужасом мироносицы бегут возвестить ученикам.
Евангелисты много раз повествуют о явлениях Воскресшего Спасителя. По крайней мере, только в четырех Евангелиях мы можем насчитать десять таких явлений. А еще апостол Павел говорит о том, что Господь явился «более нежели пятистам братий в одно время» (1Кор. 15.6). Эти явления были многочисленны, и они убедили учеников – не сразу, а постепенно, – что Воскресший – это действительно их Учитель.
Но даже после того, как женщины возвестили ученикам о воскресении Иисуса, после того, как они сами увидели воскресшего Христа, ученики все еще сомневались. Евангелист Матфей нам рассказывает, что после воскресения Иисус является ученикам в Галилее на горе, «и там Ему поклоняются, хотя некоторые усомнились» (Мф. 28.16). Червь сомнения подтачивал сердца учеников даже тогда, когда Господь воскрес, когда Он явился им, показал раны на Своих руках и ногах, показал пронзенный бок и дал им возможность прикоснуться к Своему телу.
Богослужение, которое мы начнем через несколько минут, как раз и будет соответствовать этой удивительной минуте, когда пришли женщины на гроб Спасителя, но не нашли тела Иисуса, а увидели в пустой гробнице ангела. По церковному обычаю мы должны были выйти сейчас на улицу с крестным ходом, чтобы свидетельствовать о Воскресении Христовом, но сегодня мы пройдем крестным ходом внутри храма. А потом возгласим радостную весть: «Христос воскресе!» И будем торжествовать и праздновать Воскресение Христово.
Но кто-то может спросить: какое отношение имеет к нам событие Воскресения Христова? Да, действительно, Иисус Христос воскрес, ученики и женщины, которые за Ним следовали, обрадовались. Но как все это соотносится с нашей жизнью?
Самым прямым и непосредственным образом. Мы ведь тоже на своем жизненном пути когда-то встретили Воскресшего Христа. И встречаем Его вновь, каждый раз, когда празднуем Пасху, когда приходим в храм, чтобы причаститься Святых Христовых Таин. Мы встречаем Его и тогда, когда Он пожелает с нами встретиться, и когда мы пожелаем Его увидеть.
Как происходит эта встреча? Не обязательно, чтобы она происходила видимым образом. Вспомним рассказ из Евангелия от Луки, когда двое учеников Иисуса шли в Эммаус, рассуждая о том, что произошло. Как и другие ученики, они пребывали в скорби, в недоумении. И вот к ним приблизился Путник, в котором они не узнали Христа, и стал их спрашивать, почему они печальны и о чем рассуждают? И один из учеников, Клеопа, ответил на вопрос вопросом: «Неужели Ты один из пришедших в Иерусалим не знаешь о происшедшем в нем в эти дни?» (Лк. 24.18). «О чем?» – снова спросил Христос. И тогда два ученика стали рассказывать Ему об Иисусе Назарянине, Который «был пророк сильный в деле и слове пред Богом и всем народом» (Лк. 24.20). Первосвященники и начальники предали Его из зависти на смерть и распяли. И ныне уже третий день, как это произошло. В заключение ученики передали своему Спутнику удивительную весть, которую им принесли жены-мироносицы от гроба Учителя: «Некоторые женщины из наших изумили нас: они были рано у гроба и не нашли тела Его и, придя, сказывали, что они видели и явление Ангелов, которые говорят, что Он жив» (Лк. 24. 22).
Тогда Путник начал терпеливо разъяснять ученикам от Священного Писания о том, как должно было, согласно пророчествам, пострадать Христу. Незаметно они приблизились к Эммаусу, и Незнакомец «показывал вид, что хочет идти далее» (Лк. 24.28). Но ученики просят Его остаться с ними и приглашают в дом. За трапезой Христос, взяв хлеб, благословил, преломил и подал ученикам: они взглянули на Него и узнали в Нем Учителя. Но в тот же момент Господь стал невидим для них. И тогда апостолы стали припоминать все подробности встречи с Воскресшим, спрашивая друг друга: «Не горело ли в нас сердце наше, когда Он говорил нам на дороге и когда изъяснял нам Писание?» (Лк. 24.32).
Пламя восторга, которым горят наши сердца, когда мы слышим о Воскресении Христовом – это и есть безошибочный признак того, что Христос воскрес. И когда наступает Пасха, тысячи людей приходят в храмы и их сердца загораются радостью о Воскресении Христовом. И даже сейчас, когда многие лишены возможности быть в храме, радость о Воскресшем Господе непременно возгорится в наших сердцах и будет гореть в течение всего последующего церковного года, вплоть до следующей Пасхи.
Вспомним преподобного Серафима Саровского, который жил в лесу, в пустынной келье, и в течение всего года всех приходящих к нему приветствовал словами: «Христос воскресе! Радость моя!» Почему он так говорил? Потому что его сердце горело тем же огнем, что и сердца двух учеников, шедших в Эммаус, когда к ним приблизился Путник. Своими телесными очами они Его не узнали, но сердце их распознало Его присутствие и Его пришествие.
Так же и наши сердца распознают Воскресшего Спасителя. Ведь мы ощущаем Его присутствие в нашей жизни, Он помогает нам на нашем жизненном пути, помогает претерпевать скорби, страдания и лишения.
Мы не сомневаемся, что и в нынешнее трудное время Воскресший Христос не оставит нас Своей помощью. Мы переживем эту напасть, которая к нам пришла, и, как только это станет возможным, с новыми силами вернемся к нормальной жизни. Сам Господь будет давать нам силы. И сейчас, вне зависимости от того, в храме мы или вне храма, воспевая Воскресение Христово, радуясь о Воскресшем Господе, мы все вместе будем со Христом, подобно двум Его ученикам, что встретили на своем пути Воскресшего Спасителя.
Хотел бы всем вам, дорогие мои, пожелать, чтобы вы как можно чаще встречали Воскресшего Христа на жизненном пути. Чтобы радость о Воскресении Христовом всегда жила в ваших сердцах, и Господь наполнял вашу жизнь радостью, светом, покоем, уверенностью в Своем присутствии. Никто не отнимет у нас этой радости, которую дает нам Христос – никакие испытания и скорби, ибо Сам Спаситель проведет нас через них.
Всем вам желаю пасхальной радости, и да хранит вас всех Господь!»
За Пасхальной заутреней митрополит Иларион прочитал Слово огласительное святителя Иоанна Златоуста на Святую Пасху.
Пасхальное Евангелие (Ин. 1. 1-17) было прочитано митрополитом Иларионом и сослужащим ему духовенством на греческом, латинском, английском, французском, церковнославянском, русском, украинском и японском языках.
На сугубой ектении были вознесены молитвенные прошения в связи с угрозой распространения коронавирусной инфекции.
После сугубой ектении архипастырь вознес молитву, во время распространения вредоносного поветрия чтомую.
По запричастном стихе игумен Филарет (Тамбовский) огласил Пасхальное послание Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла архипастырям, пастырям, монашествующим и всем верным чадам Русской Православной Церкви.
После заамвонной молитвы митрополит Иларион освятил артос.
Служба коммуникации ОВЦС