Митрополит Иларион: Бог готов каждому дать удивительный дар веры, но человек должен быть готов его принять
16 августа 2020 года, в Неделю 10-ю по Пятидесятнице, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион совершил Божественную литургию в московском храме в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» на Большой Ордынке.
Владыке Илариону сослужили клирики храма.
На сугубой ектении прозвучали молитвенные прошения в связи с угрозой распространения коронавирусной инфекции. Далее митрополит Иларион вознес молитву, во время распространения вредоносного поветрия чтомую.
По окончании богослужения архипастырь обратился к верующим со словом проповеди:
«Всех вас, дорогие отцы, братья и сестры, поздравляю с этим воскресным днем, который совпал с днем памяти преподобного Антония Римлянина, Новгородского чудотворца.
Господь сподобил меня в предыдущую неделю посетить места, связанные с жизнью и служением этого святого в Новгородской земле, а также побывать в Варлаамо-Хутынском монастыре, где нес свои подвиги преподобный Варлаам Хутынский, небесный покровитель нашего святого храма.
Вы, конечно, знаете, что храм, который изначально построили на этом месте, был посвящен именно Варлааму Хутынскому. Стоял он там, где сейчас находится правый придел, освященный во имя преподобного Варлаама.
Со временем храм постепенно перестраивался, достраивался, расширялся; были возведены главный придел в честь Преображения Господня и придел в честь иконы «Всех скорбящих Радость». Но почитание преподобного Варлаама в нашем храме всегда продолжалось благодаря чтимой иконе, которая находится в правом приделе. Один из настоятелей этого храма священномученик Константин Любомудров был горячим почитателем преподобного Варлаама Хутынского, и его мученическая кончина на Бутовском полигоне произошла в день памяти этого подвижника.
Читая житие преподобного Варлаама, мы видим, что очень многие его чудеса были связаны с победами над различными бесовскими силами. Сегодня за богослужением звучало Евангельское чтение о том, как Христос изгнал беса из отрока, который в новолуние подвергался бесовским нападениям. Господь исцелил отрока после того, как этого не смогли сделать Его ученики. Апостолы спросили Учителя, почему же им не удалось этого сделать, ведь Он дал им власть, в том числе, изгонять бесов и недуги исцелять. На что Господь им дал прямой ответ: «По неверию вашему; ибо истинно говорю вам: если вы будете иметь веру с горчичное зерно и скажете горе сей: перейди отсюда туда, и она перейдет; и ничего не будет невозможного для вас; сей же род изгоняется только молитвою и постом» (Мф. 17.20-21).
Христос напоминает нам о трех основах христианского жития: о вере, о молитве и о посте. Эти три столпа мы можем видеть в житии преподобного Варлаама Хутынского. Он был человеком крепкой, несокрушимой веры. Он был постником. Он был молитвенником. И Господь дал святому Варлааму такую силу, что он совершал чудеса; слава о нем еще тогда прошла по всей Руси великой и сохраняется до сего дня.
И нам Господь заповедал иметь крепкую и твердую веру и сопровождать нашу христианскую жизнь молитвой и постом.
Веру невозможно просто так воспитать или выработать в себе путем некоего самовнушения или тренировки. Это дар Божий, без него не прийти к богопознанию и к вере в Бога. Но хотя Господь готов дать этот дар каждому человеку, не всякий человек готов его принять. Вот почему мы очень часто видим, что даже когда происходят события особого рода, когда чудеса совершаются на глазах многих людей, верующие воспринимают их как знак присутствия Божия, как посещение Господа, неверующие же видят в этом просто обычные происшествия. Они не могут, а скорее всего, не хотят за тем, что происходит, видеть присутствие Божие. Они не желают всю свою жизнь, все свое упование возлагать на Бога, потому что предпочитают жить по собственным правилам, надеяться на свои силы. И не интересно им ни Евангелие читать, с Библией знакомиться, ни святых отцов изучать, ни жить по-христиански.
Но помимо того, что Бог каждому человеку готов дать удивительный дар веры и многим его дает, есть и то, что требуется от каждого из нас для того, чтобы этот дар принес в нас благие плоды, – вот почему Господь напоминает ученикам о молитве и посте. Возможно, они недостаточно молились, находясь рядом со Спасителем. Может быть, помня слова Господа о том, что «не могут поститься сыны чертога брачного, пока с ними Жених» (Мф. 9.15), ученики недостаточно внимания уделяли самодисциплине и телесному подвигу, вели недостаточно сосредоточенный, рассеянный образ жизни. Когда же они встретились лицом к лицу с бесовской силой и должны были бросить ей вызов, победить ее, у них не хватило внутренних ресурсов для того, чтобы это сделать: веры было недостаточно, в молитве они не навыкли и постов не соблюдали.
Мы не говорим, что посты являются самоцелью христианской жизни, однако помним о том, что Господь заповедал и Церковь Святая повелела нам соблюдать посты для нашего духовного воспитания.
Устами святого апостола Павла сказано: «Непрестанно молитесь» (1 Фес 5.17). И мы не должны спрашивать себя, как же можно молиться непрестанно, если необходимо делать и много других дел. Можно научиться жить так, чтобы и дела все успевать совершать, и при этом от молитвы не отвлекаться. Жить так, чтобы молитва пронизывала все наше человеческое естество.
Вера, молитва и пост дают силы для того, чтобы противостоять бесовским искушениям. В прошедшие дни мне также довелось посетить места, связанные с жизнью и творчеством нашего великого писателя Федора Михайловича Достоевского. Среди его произведений есть роман, который называется «Бесы». Если вы его не читали, обязательно прочитайте. Ф.М.Достоевский изобразил в этом романе революционное поколение – тех людей, которые грезили революцией для того, чтобы свергнуть монархию и подарить людям счастливое будущее, каким они его себе представляли. Писатель показал бесовскую сущность революционного движения задолго до того, как произошла революция. Ну, а какие последствия у этого события были, мы с вами хорошо знаем, в том числе и по житиям наших новомучеников, включая житие священномученика Константина Любомудрова. Мы знаем, что совершили бесы, о которых писал Федор Михайлович Достоевский, когда Бог попустил, чтобы власть в стране оказалась в их руках.
Интересно, что сам Достоевский в молодости входил в кружок, где разрабатывались различные революционные теории; его участники выступали против самодержавия, против Церкви, против религии вообще. Они собирались по пятницам, и каждое их собрание заканчивалось ужином. То был непостный ужин: там подавали и телятину, и зайчатину под соусом, и много чего другого. А в Страстную пятницу эти господа устраивали демонстративное «разговение» для того, чтобы показать, сколь сильно они пренебрегают всеми церковными установлениями.
Чем закончилась эта история для Достоевского и других участников кружка, хорошо известно. Он попал на каторгу и провел там четыре года, потом еще пять лет находился в ссылке. Федор Михайлович вернулся оттуда другим человеком, духовно переродившимся, и всю оставшуюся жизнь через свое творчество он проповедовал Христа. Достоевский создал замечательные произведения, в которых рассказал о старцах, о монашествующих, и был, наверное, первым русским писателем, который предпринял попытку серьезно войти в мир Церкви.
А почему его этот мир так заинтересовал и столь серьезно привлек? Именно потому, что в своей молодости писатель соприкоснулся с бесовской революционной стихией. Он понял, к чему эти бесы в человеческом облике могут привести и отдельных людей, и целую страну. И всеми своими силами Ф.М.Достоевский проповедовал Христа распятого и воскресшего, Христа не просто как учителя нравственности, но как Богочеловека, Который воплотился и явил людям самый совершенный пример человеческой жизни. В одном из своих писем Федор Михайлович написал: «Если б кто мне доказал, что Христос вне истины, и действительно было бы, что истина вне Христа, то мне лучше хотелось бы оставаться со Христом, нежели с истиной». Но, конечно, писатель не мыслил никакой истины вне Христа, потому что он помнил о том, что Сам Христос сказал: «Я есмь путь, и истина, и жизнь» (Ин. 14.6).
Будем идти путем, который открыл для нас Господь. Будем укрепляться в вере. Будем подкреплять нашу веру молитвой и постом. И будем просить Господа, чтобы Он помогал нам преодолевать все искушения, в том числе происходящие от бесов, и Сам вел нас по пути, ведущему в Царствие Небесное. Аминь».
Служба коммуникации ОВЦС