Православие на развилке
Почему необходимо созвать Всеправославный собор?
Валентин Велчев
Украинский церковный раскол
В начале 2019 года я позволил себе написать открытое письмо Болгарскому патриарху Неофиту с просьбой о том, чтобы Болгарская Православная Церковь взяла на себя инициативу созыва Всеправославного собора для решения проблем, возникших в связи с украинским церковным расколом.[1]
Я и по сей день считаю, что честь и моральная ответственность за созыв такого собора принадлежит Болгарской Православной Церкви и ее Синоду. Во-первых, потому что происходящее на Украине аналогично и повторяет в значительной степени историю раскола в БПЦ в девяностые годы ХХ века, – раскола, который был вдохновлен и поддержан тогдашней болгарской «демократической властью», также весьма тесно связанной с США. Для преодоления раскола в 1998 году в Софии был созван Всеправославный собор, на котором Стамбульский патриарх Варфоломей выступил подручным правящих кругов, настаивая на уходе приснопамятного патриарха Максима, с тем, чтобы его место занял раскольник митрополит Пимен (Неврокопский). Однако болгарские архиереи возразили ему энергично и бескомпромиссно, благодаря чему представители Поместных Православных Церквей приняли решение об утверждении канонической БПЦ и ее законно избранного предстоятеля – патриарха Максима.[2]
Напомню, что после перехода власти на Украине в руки евроатлантической верхушки (2014), каноническая Украинская Православная Церковь (УПЦ) подверглась ожесточенным репрессиям, как путем принятия дискриминационных законов, так и в отношении абсолютного произвола неонацистских группировок и религиозных раскольников. Священников и мирян бьют (а иногда и убивают!), храмы и монастыри оскверняют и разрушают, церковное имущество грабят.
В 2017-18 гг. по инициативе украинского правительства и лично президента Порошенко, при недвусмысленной поддержке Джо Байдена (в то время вице-президента США) стартовала инициатива по учреждению автокефальной церкви на Украине. Для реализации этого чисто политического заказа инициаторы обратились к услугам Стамбульского патриарха Варфоломея (Архондониса), пользующегося широкой протекцией со стороны ультралиберальных политиков в Соединенных Штатах. 5 января 2019 года патриарх Варфоломей подписал «томос» об автокефалии новосозданной т.н. «Православной церкви Украины» (ПЦУ), а 6 января он уже был официально вручен ее предстоятелю «митрополиту» Епифанию.
Этот кощунственный акт за последние несколько лет привел к неимоверной эскалации террора против канонической УПЦ. В результате кровавых гонений у нее отняли и незаконно перерегистрировали тысячи храмов, а приходам насильственно меняли церковную юрисдикцию. Вот что говорится в «Обращении Украинской Православной Церкви к международным правовым организациям»:
«… действия по созданию в Украине религиозного объединения “Православная церковь Украины” на основе Томоса, предоставленного Константинопольским патриархом, очевидно влекут усиление дискриминации и давления на УПЦ по причине предоставления властями привилегий этой конфессии в стране, и высокому уровню пропаганды ненависти по отношению к УПЦ. В случае, если бы государственная власть Украины обеспечивала добровольность смены конфессиональной принадлежности, и не предоставляла бы “ПЦУ” преференций, – создание новой религиозной структуры не повлекло бы за собой трагических столкновений вокруг общин УПЦ, принуждаемых к смене принадлежности различными политическими силами и радикальными организациями. … Следует отметить, что процессу так называемых “переходов” общин УПЦ в “ПЦУ” на уровне центральных и региональных властей оказывается существенная административная поддержка, а государственные структуры самого высокого уровня открыто демонстрируют привилегированное положение “ПЦУ”».[3]
Иными словами, так называемая ПЦУ канонично нелегитимна, благодаря чему она и по сей день не признана (да и не может быть признана) мировым православным сообществом. Большинство Поместных Церквей считают недопустимыми притязания патриарха Варфоломея на первенство не только чести, но и власти в православном мире, хотя эти притязания давно нашли себе поддержку со стороны влиятельных государств и ультралиберальных кругов, продвигающих чуждую и противную нашим догматам «ценностную систему». Из рассекреченных документов ЦРУ видно, что еще с середины ХХ века США закулисно и однозначно решали, какая предварительно выбранная ими фигура займет Стамбульскую кафедру.[4] Их глобальные интересы требуют концентрации в руках Стамбульского патриарха трансграничной юрисдикции не только в отношении т.н. диаспоры, но и на территории автокефальных Поместных Церквей, – как выражается сам Варфоломей, для «трансграничного исцеления всех церковных вопросов». Думаю, вообще не будет преувеличением сказать, что если события продолжат развиваться в том же духе, то последствия для единства и соборности всей Православной Церкви будут катастрофическими.
Именно это трагическое развитие событий заставило около 2000 болгарских христиан (митрополитов, монахов, священников, интеллектуалов из академических и журналистических кругов, людей искусства, даже политиков) в мае 2023 года выступить с призывом к Синоду БПЦ, чтобы он присоединился к движению за созыв Всецерковного собора.[5] Как было указано ими, главной задачей такого собора должно стать пресечение раскола на Украине, чтобы он не разбросал своих метастазов в мировом православном сообществе (напомним, что такие тенденции назревали в Черногории, Абхазии, Антиохийской и Македонской Церквах и пр.). В этот момент не менее восьми Поместных Церквей в своих синодальных решениях провозгласили, что настаивают на проведении Всеправославного собора, на котором будет рассмотрено поведение патриарха Варфоломея в качестве основной причины наступившего разделения в православном мире.
Каково отношение Болгарской Православной Церкви к квазицерковным образованиям на Украине?
Украинская Православная Церковь с предстоятелем митрополитом Онуфрием (Березовским) признается абсолютным большинством Поместных Православных Церквей единственной законной Православной Церковью на Украине.[6] Хотя Болгарская Православная Церковь все еще не выступила с оценкой так называемой ПЦУ,[7] она в течение многих лет категорически выражала свою отрицательную позицию в отношении всех неканонических церковных образований на территории Украины. В 2015 году Священный Синод БПЦ и лично патриарх Неофит потребовали от президента Петра Порошенко прекратить гонения на каноническую УПЦ:
«Уважаемый господин президент!
Болгарская Православная Церковь Болгарского Патриархата, находящаяся в братском общении с Украинской Православной Церковью, внимательно и с тревогой наблюдает за развитием ситуации в религиозной сфере в Республике Украина. Серьезное беспокойство вызывают многочисленные факты нарушений прав верующих единственной канонической Православной Церкви на Украине.
Прежде всего идет речь о насильственном захвате храмов Украинской Православной Церкви. В этой связи особенно тревожна информация о попытках отнять у канонической Церкви две святыни всего Вселенского православия – Успенскую Почаевскую лавру и всемирно известную Киево-Печерскую лавру – в пользу не признанной ни одной Поместной Православной Церковью в мире так называемой "УПЦ Киевского патриархата". В связи с этим БПЦ-БП заявляет категорически, что осуществление такого сценария может не только дестабилизировать ситуацию на Украине, но и сделать невозможным для православного епископата, духовенства и верующих из других стран посещение указанных святынь, так как мы не поддерживаем евхаристического и молитвенного общения с религиозными структурами, уклонившимися в раскол».[8]
Из этого письма становится ясно, что Болгарская Православная Церковь не признает канонической так называемую «УПЦ-КП», а заявляет, что «не поддерживает евхаристического и молитвенного общения с религиозными структурами, уклонившимися в раскол».
Позиция БПЦ получила подтверждение и в следующем письме Петру Порошенко, посланном через еще два года, 12 июня 2017 года, в котором содержится также и просьба о прекращении «братоубийственной войны», которую украинские нацистские формирования и части ВСУ вели в то время уже три года против русского населения на Донбассе.
«Уважаемый господин президент!
Епископат и духовенство, монашество и весь верующий народ Болгарской Православной Церкви с горячей искренней любовью относится к своим православным братьям, живущим в пределах Украины. …
Одним сердцем и одними устами мы исповедуем общую (единую) для нас веру с Его Блаженством Блаженнейшим митрополитом Киевским и всея Украины Онуфрием и собратьями-архипастырями из канонической Украинской Православной Церкви. Нам бесконечно дороги Киево-Печерская, Успенско-Почаевская лавры и другие великие православные святыни Украины.
С тревогой и болью в последние три года мы следим за разрастающейся братоубийственной войной на Украине. Особенную озабоченность вызывает у нас тот факт, что в этих тяжелых условиях раскольнический "Киевский патриархат" – самозваная неканоническая структура, не имеющая отношения к каноническому мировому Православию, – вместе с экстремистами посягает на священное достояние всего украинского народа. В 2015 году Священный Синод Болгарской Православной Церкви уже обратился к Вашему Превосходительству с призывом не допустить передачу раскольникам святых обителей Божьих.
Сегодня мы со скорбью видим, что над Украинской Православной Церковью сгущаются новые тучи. В Верховную Раду Украины внесены два антицерковных по своей сущности законопроекта, предусматривающих внесение изменений в действующее украинское законодательство. Считаем, что предлагаемые изменения носят открыто дискриминационный характер – они очевидно нарушают равенство религиозных организаций Украины перед законом и передают судьбу религиозных общин в руки посторонних людей, создавая юридическую основу для захвата раскольниками и экстремистами храмов канонической Украинской Православной Церкви. Считаем, что это исключительно опасно для хрупкого межрелигиозного согласия в Вашей стране. …
БПЦ–БП сама прошла через ужас раскола и потому мы особенно чувствительны к этому исключительно важному для всего Православию вопросу и чувствуем обязанность оказать всяческую поддержку нашим братьям из канонической Украинской Православной Церкви.
Обращаемся к Вам, Ваше Превосходительство, с призывом проявить политическую мудрость и воспользоваться той властью, которую Вы имеете, чтобы содействовать скорейшему отзыву дискриминационных законопроектов, направленных против Украинской Православной Церкви, с повестки дня Верховной Рады Украины.
Председатель Священного Синода
+ Неофит, Патриарх Болгарский»[9]
Помимо Стамбульского патриархата, так называемая ПЦУ признана только тремя другими Церквами – Греческой, Александрийской и Кипрской. В передаче «Панорама» на болгарском национальном телевидении, вышедшей 15 марта 2024 года, Варненский и Великопреславский митрополит Иоанн (наместник-председатель Священного Синода) недвусмысленно дал понять, что ее «предстоятель» Епифаний не является желанным гостем на похоронах патриарха Неофита:
«Русская Церковь есть часть Тела Христова. На похоронах патриарха Неофита будет представитель Московского патриархата – митрополит Корсунский и Западноевропейский Нестор. Есть такая деликатная тонкость, что, возможно, будет присутствовать и человек, о статусе которого мы еще не высказались. Это человек, который представляет «Православную церковь Украины» – митрополит Епифаний, который не был приглашен нами, но будет присутствовать. Это может смутить некоторых людей, если он примет участие в отпевании».[10]
Другими словами, в высказывании митрополита Иоанна, хотя и имплицитно, было заявлено, что БПЦ не признает ПЦУ «частью Тела Христова»!
Какие канонические и догматические нарушения патриарха Варфоломея необходимо рассмотреть на следующем Всеправославном соборе?
Патриарх Варфоломей толкает все Православие к расколу – в начале он спровоцировал таковой в Эстонии, затем и на Украине. Вот как развились события в последнем из этих случаев, который потряс до основания весь православный мир.
11 октября 2018 года Синод Стамбульского патриархата заявил, что отменяет решение своих предшественников XVII века о подчинении Киевской митрополии Московскому патриархату, восстанавливает в иерархическом и священном сане и возвращает в общение с Церковью руководителей следующих неканонических формирований: «Украинской православной церкви Киевского патриархата» (УПЦ-КП) и «Украинской автокефальной православной церкви» (УАПЦ). А всего месяц с половиной после этого было заявлено, что уже составлен и проект устава новой «Украинской церкви». 5 января 2019 года патриарх Варфоломей подписал томос об «автокефалии» новоучрежденной «Православной церкви Украины» (ПЦУ), согласно которому Епифаний Думенко назначается ее предстоятелем с титулом «митрополита Киевского и всея Украины». Как мы уже, однако, отметили, на территории Украины уже существовала УПЦ, признаваемая всеми Поместными Православными Церквами (в том числе и Стамбульским патриархатом). Очевидно, что церковные каноны не допускают создание на той же территории второй «Украинской Церкви» (см. Первый Вселенский собор, канон 8), что означает, что т.н. ПЦУ канонически нелегитимна.
Из всего этого ясно, что так называемая «Православная церковь Украины (ПЦУ)» – это конгломерат из двух групп, ни одна из которых не имела канонической иерархии в момент своего признания патриархом Варфоломеем. Первая группа (УПЦ-КП) руководилась самозваным «патриархом» Филаретом (Денисенко), чье отлучение от Церкви было признано всеми Поместными Православными Церквами, в том числе и Стамбульским патриархатом. Во главе другой группы (УАПЦ) стоял так называемый «архиепископ» Макарий (Малетич), у которого никогда не было не только епископского, но даже и священнического сана. «Восстановление в иерархическом и священном сане» обоих «предстоятелей» совершилось не только без покаяния с их стороны, но даже и без их формального перерукоположения, что означает, что акт «возвращения к общению с Церковью» был абсолютно недействителен. Другими словами, с экклезиологической точки зрения так называемая «Православная церковь Украины» (ПЦУ) является не только неканоническим, но и раскольническим образованием.
Ясно, что патриарх Варфоломей, покровительствуемый глобальной либеральной элитой и правящими кругами США, совсем намеренно и цинично нарушил православные правила и каноны. Апостольские правила, также как и решения Вселенских и Поместных соборов, категорически повелевают извергать из сана и отлучать от Церкви любого, кто вступает в общение с раскольниками.
Более того, любой клирик, признающий раскольнические действия патриарха Варфоломея, согласно канонам становится схизматиком и отпадает от Церкви. Это же относится и к любой Поместной Церкви.
«А если окажется, что епископ, пресвитер или дьякон или кто бы то ни было из клира сообщается с отлученными от общения, да будет и сам вне общения как вносящий бесчинство в церковный порядок» (Антиохийский собор, правило 2; ср. Апостольские правила 10, 11).
Еще первый святой отец и учитель Церкви сщмч. Игнатий Богоносец предупреждал нас, что «тот, кто следует за ведущими в раскол, не унаследует Царствия Божия».
А слова свт. Иоанна Златоуста еще суровее: «Даже если мы совершили тысячу добрых дел, если нарушим целостность Церкви, то подпадаем под не меньшее осуждение, чем те, которые терзали Его тело. … Грех сей не может изгладить даже мученическая кровь».
Так называемая ПЦУ создает весьма опасный прецедент, поскольку служит как образец для образования расколов во всем мире. Как обобщает профессор Софийского университета историк Дарина Григорова: «Раскол как духовная реальность уже есть удар по Православию, вероломно обдуманный, глубокий, – удар в самое сердце. При расколе образуется трещина в каждой православной Церкви, в каждом храме, где бы он ни находился. Каждая поместная Церковь должна определиться в этом вопросе. Ибо если беззаконие Варфоломея пройдет, то над каждой поместной Церковью нависнет угроза «вселенского» опекунства и отрицание ее автокефалии под внешним политическим давлением, как получилось теперь с (канонической) Украинской Православной Церковью (МП)».[11]
В пресловутом украинском томосе прямо сказано, что «автокефальная Церковь Украины признает главой (κεφαλὴν) Святейший Апостольский и Патриарший Вселенский Престол, как и другие патриархи и предстоятели»[12]. То есть утверждается, что Стамбульский патриарх является главой не только «ПЦУ», но и всех Поместных Церквей, и что это якобы признают «другие патриархи и предстоятели». Это исключительно тяжелая догматическая ересь, ибо Глава Вселенской Церкви – Господь Иисус Христос („Он есть Глава тела Церкви“ – Кол. 1:18). Из этого следует, что абсолютно нелегитимны также и притязания Стамбульского патриарха на право высшего безапелляционного арбитражного суда над всеми клириками всех Поместных Православных Церквей и на исключительные права церковной юрисдикции над диаспорой.
Варфоломей I совсем неправомерно присваивает себе титул «Вселенского патриарха и архиепископа Константинополя». В конце VI века под влиянием императора Маврикия патриарх Константинопольский Иоанн потребовал, чтобы его признавали первым епископом во всей Церкви и бесчинно присвоил себе титул «Вселенского патриарха». В связи с этим святитель Григорий (Двоеслов) писал императору: «Я говорю без малейшего колебания, что тот, кто называет себя Вселенским епископом или желает этого титула, является по своей гордости предшественником антихриста, ибо точно таким же образом претендует стоять над другими...»[13]
Титул «Вселенского патриарха» кощунственно присуждать человеку, ибо таковым является только и единственно Христос. По Лозаннскому мирному договору 1923 года Варфоломей не более чем «глава греческой православной общины в Турции»[14]. Если добавить и то, что город Константинополь с 1930 года официально именуется Стамбулом, становится ясно, что титулом Варфоломея может быть единственно «патриарх Стамбульский». Все!
Что касается притязаний Стамбульской патриархии на то, что она «Мать и Родительница всех Церквей»,[15] что буквально повторяет папистскую формулу «Matrix et Radix omnium Еcclesiarum», то они тоже несостоятельны. «Матерью и Родительницей всех Церквей» может быть признана только Иерусалимская Церковь, чей фундамент был заложен Господом нашим Иисусом Христом на основании святых апостолов, приявших в день Пятидесятницы Духа Святого и положивших начало распространению христианской веры по всему миру. Это подтверждает и апостол Павел, который сравнивает евреев с одомашненной, а язычников – с дикой маслиной, привитых дополнительно к истинной вере в Бога – Рим. 11:24. Вот почему вполне резонно, чтобы Иерусалимский патриархат занял полагающееся ему от Бога место в православном мире!)
На Архиерейском совещании Русской Православной Церкви, состоявшемся в июле 2023 года, был одобрен документ «Об искажении православного учения о Церкви в деяниях иерархии Константинопольского Патриархата и выступлениях его представителей». В нем исчерпывающе перечислены все еретические нововведения Стамбульского патриархата в православную экклезиологию, которые уже много лет вносят смуту и раскол в мировую православную семью. Иерархи и богословы Фанара усиленно стремятся навязать концепцию о первенстве Стамбульского патриарха не только в плане чести, но и в плане власти. Патриарха Варфоломея представляют как земного главу Вселенской Церкви («первого без равных»), что нарушает канонические права предстоятелей других Поместных Церквей. По существу это экклезиологическая ересь, известная как «восточный папизм», противная догмату о том, что Христос есть «Глава Церкви, которая есть Тело Его» (Еф. 1:22-23). Отсюда следует и притязание Стамбульского патриарха на право верховного безапелляционного арбитражного суда над всеми клириками всех поместных Православных Церквей и даже на исключительные права на церковную юрисдикцию над диаспорой.
Документ оканчивается заключением: «Осуждаем и не приемлем теоретические положения новой экклезиологической концепции Константинопольского Патриархата, а также практические неправомерные и беззаконные действия, предпринятые в порядке внедрения указанной концепции в современную церковную жизнь. Эти положения и действия не соответствуют православному Преданию, разрушают канонические устои Вселенской Церкви и наносят тяжкий вред единству Поместных Православных Церквей». (С полным содержанием этого документа можно ознакомиться по гиперссылке в прим. [[16]])
Но возможен ли созыв Всеправославного собора без того, чтобы Стамбульский патриархат был его ведущим координирующим центром?
Митрополит Иларион (Алфеев) в одном месте пишет:
«Принимая беспрецедентное решение о легализации украинского раскола, Патриарх Варфоломей рассчитывал на то, что к созданной им структуре примкнут архиереи канонической Церкви и что эта структура будет признана Поместными Православными Церквами. Ни того, ни другого не произошло, «блицкриг» провалился. Вместо уврачевания раскола Патриарх Варфоломей лишь углубил его, вызвав справедливое неприятие своих действий в мировом Православии. И если раньше, будучи «первым среди равных», он мог играть координирующую и консолидирующую роль в семье Поместных Православных Церквей, то теперь, объявив себя «первым без равных», он в качестве координирующего центра самоликвидировался. …
Что это означает? То, что в отсутствие координирующего центра в лице «первого среди равных» Православные Церкви будут пытаться создать иной центр взаимодействия. В условиях, когда первый по диптиху фактически самоустранился и самоизолировался, координатором общеправославных усилий по преодолению расколов и нестроений может стать и второй, и третий, и четвертый, и десятый – тот, кому Поместные Православные Церкви доверят эту миссию потому, что он обладает необходимой для нее мудростью и смирением, не претендуя на первенство и господство.
Когда в V веке Константинопольский Патриарх Несторий впал в ересь, Александрийский Патриарх Кирилл на III Вселенском Соборе сыграл решающую роль в осуждении этой ереси. И когда в XV веке Константинопольский Патриарх поддержал унию с Римом, другие Восточные Патриархи это деяние не признали. Сейчас, когда Константинопольский Патриарх Варфоломей оказался на стороне раскола, мировое Православие отнюдь не оказалось обезглавленным. Главой Вселенской Церкви никогда не был Константинопольский Патриарх. Им всегда был и остается Сам Господь Иисус Христос. И если в католической традиции сложилось представление о папе Римском как викарии Христа, Его земном представителе, то в православной традиции такого представления никогда не было».[17]
Другими словами, отпадение патриарха Варфоломея от веры никак не может воспрепятствовать проведению Всеправославного собора!
Социальная доктрина Стамбульского патриархата содержит две особенно опасные ереси, заимствованные из либерального протестантского богословия
Один из авторов документа – Дэвид Харт, обратившийся из англиканства в православие, сохранив при этом свои либеральные взгляды. Дэвид Бентли Харт – философ, культуролог и социальный демократ, который посвятил себя изучению различных философских и богословских систем, в том числе буддизма, индуизма, джайнизма и других дхармических религий. Он, в частности, утверждает, что между православием и католичеством не существует никакого раскола, а вечное спасение наследуют все люди вне зависимости от веры, нравственности и всего прочего (апокатастасис).
Российский православный публицист Сергей Худиев дает очень точную оценку либерализму, которым проникнут документ «За жизнь мира»:
«Внимательно ознакомившись с ним, я должен сделать вывод, что проблема глубже, чем личные грехи нынешнего Константинопольского патриарха. Документ свидетельствует о глубоком дрейфе в сторону либерального богословия, когда проповедь слова Божия подменяется проповедью определенного рода социального активизма, а цитаты из Писания и Святых Отцов подтягиваются к повестке дня, которую задают внешние по отношению к Церкви силы. Документ, увы, выглядит более политической, чем богословской декларацией – причем декларацией решительно левого толка. …
В западном христианском мире различия между либеральным и консервативным отношением к вере сложились уже давно – и мы хорошо знаем, как они выглядят. Для консерватора главной заботой христианина является спасение душ – как своей, так и ближних – для вечности, а главной проблемой – личный грех, который этому спасению угрожает. Главная проблема человека находится внутри – это грех в его собственном сердце – и главная работа христианина состоит в покаянии, преодолении, по благодати Божией, своей личной греховной испорченности. Человек будет орудием Божиим в мире, "сосудом в чести, освященным и благопотребным Владыке, годным на всякое доброе дело" (2 Тим. 2:21), когда он даст Богу действовать через себя, смирив свой личный эгоизм и своеволие. …
Для либерального богословия спасение конкретных душ в вечности не является чем-то первостепенным; иногда складывается впечатление, что ни в какое вечное спасение либералы вообще не верят. Впрочем, обычно оно не отрицается, оно просто перестает быть главной заботой – нередко либералы (как один из авторов рассматриваемого документа, либеральный богослов Дэвид Бентли Харт) просто говорят о всеобщем спасении – а раз в вечности все все равно будут спасены, беспокоиться о чьем-либо вечном спасении и не нужно. Целью христиан поставляется другое – улучшение жизни на земле путем социальных реформ. Как мы и видим в рассматриваемом документе, Евангелие интерпретируется в чисто посюстороннем смысле – как программа социальных реформ, грех – как свойство неправильно устроенного общества, а не человека, а основное христианское действие – не покаяние, а социальный активизм. Зло находится не в моем сердце – а в других людях, банкирах, управляющих крупных корпораций, правительствах, фундаменталистах, и еще каких-то дурных людях, угнетателях, с которыми надлежит бороться».[19]
К тому же выводу приходят и украинские православные журналисты:
«Отвечая на вопрос, вынесенный в начале статьи: о чем свидетельствует Социальная концепция Константинопольского патриархата, можно сказать, что она свидетельствует о том, что Фанар все больше уклоняется в либерализм, экуменизм, заботу об окружающей среде и правах человека, в проповедь демократии и социальной справедливости. …
Превозношение в документе «За жизнь мира» ценностей демократии, прав человека и всяческих гражданских свобод выражается настолько ярко, что это позволило некоторым политологам заявить о поразительном сходстве исторической концепции «За жизнь мира» с предвыборной программой кандидата в президенты США от демократической партии Джо Байдена».[20]
Не претендуя на полноту, коротко остановимся на исторических предпосылках, которые привели к принятию еретических учений 1) ЛГБТ-идеологии и 2) экуменизма Стамбульским патриархатом, положенных им в само основание документа «За жизнь мира».
1) ЛГБТ-идеология
Для реализации своих целей Стамбульский патриархат всегда пользовался широким набором инструментов и приемов. Во времена Холодной войны на первом месте для него было усиление специальных отношений с США, получивших еще больший импульс после краха СССР и социалистического блока в 1989 году. Вашингтон является ключевым партнером Фанара и гарантом его существования, а Фанар, в свою очередь, выстраивает свою политику в полном согласии с американскими интересами в Восточной Европе.
Патриарх Варфоломей особенно близок с т.н. ультралибералами, такими как Хилари Клинтон, Барак Обама, Джо Байден, Нэнси Пелоси и многими другими, которые не только усиленно поддерживает концепции радикального феминизма и гендерной идеологии, но и делают все возможное, чтобы внедрить их в западное общество. Эти концепции успешно воюют за полную дерегуляцию половой идентичности, за утверждение гомосексуального брака и семьи, за право на аборты даже и на девятом месяце беременности, за отмену моральных ограничений для сексуальности и т.д., и т.д., а для несогласных закон предусматривает жестокое наказание – огромные денежные штрафы и даже тюрьма![21]
Вот что отмечает в одной своей статье о. Марк Ходжис.
В октябре 2015 г. архонты Константинопольского патриарха Варфоломея на своем ежегодном банкете в отеле Хилтон в Нью-Йорке наградили выступающего в поддержку абортов вице-президента США Джо Байдена премией Афинагора, которая присуждается за «защиту прав человека». Согласно информации сайта Греческого архидиоцеза, премией Афинагора награждают только «доказано православных, верных Христову учению, вере, канонам, культу, церковным дисциплине и правилам». При вручении награды архиепископ Димитрий провозгласил, что Байден «Достоин! Достоин! Достоин!»
Администрация Обамы стала самым сильным защитником абортов в истории США, а Байден – настоящим чемпионом в покровительстве детоубийства еще со времени своего сенаторства. За время своей карьеры он помог уничтожить около 60 миллионов нерожденных американских детей, как и осуществить еще около одного миллиарда абортов во всем мире. Радикальными привержениками абортов являются и «православные» сенаторы Олимпия Сноу и Пол Сарбанес, губернатор Майк Дукакис и защитник прав гомосексуалистов Джордж Стефанопулос.
Пол Сарбанес также был награжден Стамбульским патриархом, хотя и было известно, что он голосовал за выделение средств на строительство клиник для абортов, человеческого клонирования, для экспериментов с человеческими стволовыми клетками, извлеченных из эмбрионов и т.д. Более того, Сарбанеса и Джорджа Стефанопулоса возвели в архонты!
Очевидно, что и сам патриарх Варфоломей не имеет ничего против абортов. В своей книге «Приобщение к таинству: Православие в современном мире», в которой говорится о святости жизни, он пишет: «По всем подобным социальным и моральным вопросам Православная Церковь не имеет однозначной позиции». И затем продолжает: «Действительно, мы обыкновенно воздерживаемся от применения строгих догматов, когда налицо социальные и моральные вызовы»[22].
Подобное утверждение совершенно некорректно, потому что на протяжении всей истории Православной Церкви ее священноначалие и святые были единодушными в своем отношении к абортам и строго придерживались постулата, что аборт является убийством. Это и оскорбление множеству отцов и учителей Церкви, которые всегда выступали в защиту нерожденных младенцев и за неприкосновенность жизни, данной Творцом еще при зачатии.[23]
Ряд аналитиков обращает внимание, что в решениях состоявшегося в 2016 году Критского собора (не можем назвать его «Всеправославным», потому что в нем не участвовали Болгарская, Грузинская, Русская и Антиохийская Церкви) содержатся подводные камни, которые могут оказаться бомбой замедленного действия. Например, в документе «Таинство брака и препятствия к нему» в п. I.6 сказано:
«Церковь всегда с необходимой строгостью и надлежащей пастырской чуткостью, по примеру снисходительности апостола языков Павла (Рим. 7:2-3; 1 Кор. 7:12-15, 39 и др.), подходила как к положительным условиям (различие пола, необходимый возраст и др.), так и препятствиям (кровное родство, свойство, духовное родство, уже заключённый брак, разные веры и др.) для заключения таинства брака».
Из текста следует, что ап. Павел по снисходительности допускал браки между людьми одного и того же пола (т.е. гомосексуальные!), что вступает в вопиющее противоречие со сказанным им в 1 Кор. 6:9, что «мужеложники Царства Божия не наследуют».
Этот вывод усиливается обстоятельством, что гомосексуальность не присутствует среди препятствий для заключения брака, упоминаемых в п. II «О препятствиях к браку и применении экономии».
А в п. I.10 читаем:
«Церковь не признает возможным для своих членов гражданских союзов – как однополых, так и заключённых с противоположным полом, – а также вступление во всякую иную форму сожительства, кроме брака».
Иными словами, на абсолютно равных основаниях гомосексуальным и гетеросексуальным парам запрещены гражданские союзы (или договоры о сожительстве), а разрешено только заключение брака![24]
На первый взгляд в целом документ утверждает брак мужчины и женщины. Совсем очевидно, однако, что в нем оставлены лазейки, которые могут быть использованы либеральными истолкователями для протаскивания гомосексуального «брака» в Православие.
Апологет Критского собора проф. Петрос Василиадис всего лишь через год после его проведения (2017) опубликовал статью «Ограничения и гендерные идентичности», в которой предложил «богословское переосмысление человеческой сексуальности». В итоге он пришел к следующему выводу: «Делая обобщенный и насколько возможно нейтральный анализ, я недавно предположил, что святой апостол Павел осуждает не гомосексуальную наклонность (которая, основываясь на последних научных выводах, как доказано, является врожденной, не зависящей от человеческого выбора), но гомосексуальную активность». Со ссылками в том числе на митрополита Каллиста (Уэра) Василиадис призывает «помочь нашей Церкви преодолеть «ограничения», не травмируя никого и не вредя подлинной Церкви».[25]
Несколько месяцев спустя в журнале «The Wheel» (см. предисловие к весенне-летнему номеру за 2018 г.) митрополит Диоклийский Каллист Уэр, также обратившийся из англиканства в православие богослов Стамбульского патриархата, не только дал апологию гомосексуализма, но и потребовал от православного мира признать, «что есть большое разнообразие путей, которыми Бог ведет человека».[26]
А в 2019 году в Великобритании состоялся религиозный форум, из сообщения для прессы которого мы узнаем следующее: «С 16 по 19 августа в Оксфорде состоялась международная конференция, на которой присутствовали священники, пасторы, богословы, ученые и др. Участники обсудили «современные вопросы пола, гендера и сексуальности» применительно к Православной Церкви. Мероприятие было организовано Эксетерским университетом (Великобритания) и иезуитским Фордэмским университетом (США), в составе которого действует «Центр изучения православного христианства».
Конференция состоялась в рамках трехлетнего исследовательского проекта «Современная восточно-православная идентичность и вызовы плюрализма и сексуального разнообразия в секулярную эпоху», чьими организаторами являлись д-р Брендан Галахер, проф. Аристотель Папаниколау, проф. Джордж Демакопулос и др. Спонсорами мероприятия были Британский Совет и Фонд Генри Льюиса, а свою поддержку выразил также и Королевский институт международных отношений (Chatham House).
Целью неофициальной встречи было «стимулировать диалог между экспертами, чтобы помочь Церкви найти такие ответы на назревшие пастырские нужды, которые были бы правдивыми и в то же время пастырски сочувственными». Присутствовали православные клирики из многих юрисдикций, ЛГБТ-активисты, ученые, клиницисты, а также и экуменические наблюдатели из Англиканской и Католической Церквей.
Как сказано в публикации о конференции, «искренний диалог продемонстрировал глубокое уважение к противоположным позициям наряду с сильным стремлением к сотрудничеству и верностью православной традиции». Участники мероприятия сошлись во мнении, что достоинство всех людей должно уважаться, а любая агрессия исключаться. При этом важно «пастырское сочувствие», «диалог должен продолжаться».[27]
Указанное мероприятие было прокомментировано в статье «Передвигая межу: в Оксфорде обсудили, как примирить Православие и содомию» таким образом:
«Очевидно, подобные конференции, проводимые западными структурами (включая иезуитские), направлены на разрушение традиционной христианской нравственности, библейского и святоотеческого отношения ко греху, в том числе содомскому. Несовместимые с учением Церкви идеи облекаются в респектабельную академическую, “богословскую” обертку, а сочувственное присутствие православных священнослужителей придает этой маргинальщине церковный антураж, создавая перед западным наблюдателем ложную картинку терпимого ко греху Православия. Цель таких инициатив – разрушение Православной Церкви через повреждение ее нравственного учения и переосмысление тех вопросов, на которые еще многие столетия назад дан исчерпывающий ясный ответ в Священном Писании и трудах святых отцов. “Не передвигай межи давней, которую провели отцы твои” (Притч. 22:28), – сказано в Священном Писании. Модернисты, экуменисты и содомиты хотят ровно обратного: сдвинуть “межу” евангельского и святоотеческого учения.
Таким путем уже прошла, например, Англиканская Церковь, в которой всего за несколько десятилетий традиционное отрицательное отношение к содомии постепенно сменилось на полностью противоположное (естественно, поначалу через инициирование самого “диалога” на эту тему), что привело к необратимому кризису англиканства и разделению на “традиционалистов” и “либералов” (одним из этапов стало признание англиканами софистической, оторванной от жизни идеи о том, что греховным является якобы только “гомосексуальное поведение”, а не гомосексуальные влечения, чувства и желания)».[28]
Надеюсь, что сейчас уже совершенно ясно, почему ЛГБТ-идеология совсем закономерно нашла свое место и в официальном документе Стамбульского патриархата «За жизнь мира». Снова дадим слово С. Худиеву, который делает чудесный разбор ересей, содержащихся в нем:
«Конечно, самым заметным маркером богословского либерализма является пересмотр этики в области пола – потому что в этом случае отвержение слова Божия является явным и недвусмысленным – но такой пересмотр является результатом глубокого сдвига в понимании того, что такое вообще Евангелие и каковы цели христианской жизни.
Но обратим внимание на сам маркер. Документ говорит: "Следует также учитывать, что фундаментальным правом каждого человека, которое ни одна государственная или гражданская власть не может нарушить, является право не подвергаться преследованиям или ущемлениям прав на почве сексуальности... Все христиане должны всегда искать друг в друге образ и подобие Божии и противостоять всем формам дискриминации в отношении своих ближних, независимо от их сексуальной ориентации".
Формально, если рассматривать эти слова вне современного контекста, с ними можно было бы даже и согласиться – Библия не есть уголовный кодекс, государство не должно преследовать и поражать в правах блудников, мужеложников, пьяниц, злоречивых и прочих упорных грешников. Грех и уголовное преступление – разные, хотя и частично перекрывающиеся категории. Конечно, грешников нельзя ненавидеть – все мы грешны, и Бог всем нам ищет спасения.
Но у любого высказывания есть контекст – и в современном политическом контексте "ущемлением", "дискриминацией" и, конечно же, "ненавистью" называется любое несогласие с ЛГБТ-идеологией, выраженное в какой бы то ни было форме. Вас непременно обвинят в "ненависти" и "дискриминации" если вы вслух заявите, что брак – это союз мужчины и женщины, люди от рождения принадлежат к одному из двух полов, а переделать мужчину в женщину (и наоборот) при помощи убойных доз гормонов и калечащих операций невозможно биологически. Во многих странах вас запишут в "ненавистники" (с бедственными последствиями для вашей карьеры) если вы хотя бы публично усомнитесь в оправданности практики, когда детей, объявленных "трансгендерами" пичкают тяжелыми гормональными препаратами, чтобы застопорить процесс полового созревания, вбивают им в голову, что они должны относить себя к противоположному полу, и готовят к отрезанию гениталий.
В этом общественно-политическом контексте заявление константинопольских богословов о "праве не подвергаться преследованиям или ущемлениям прав на почве сексуальности" и долге "противостоять всем формам дискриминации... сексуальной ориентации" выглядит как недвусмысленная поддержка идеологии, язык и понятийный аппарат которой они заимствуют. Идеологии, совершенно несовместимой с христианством – да и со здравым смыслом.
Отречение от ясного библейского учения ради текущих идеологических поветрий – язва, глубоко поразившая протестантский мир, и, хотя и в меньшей степени, но заметно – католический, теперь уже на официальном уровне заявляет о себе в православном. Это очень печально, но такие язвы не проходят сами собой, от того что их стараются не замечать. Им надо противостать как можно раньше».[29]
Укажем здесь коротко, почему ЛГБТ-идеология не поддерживается наукой и до какой степени она разрушительна для физического и психического здоровья человека.
Еще в 2014 году лесбиянка д-р Лора А. Хейнс, видный член Американской психологической ассоциации, призвала ЛГБТ-активистов покончить с мифами «рожден таким» и «измениться невозможно», потому что они противоречат науке.[30] В 2019 году самое масштабное из всех проведенных до сих пор научных исследований, охватившее 470 000 человек, уже совсем недвусмысленно доказало, что гомосексуальность вообще не является врожденной,[31] что тотально обессмысливает «богословские» выводы Петроса Василиадиса, Каллиста Уэра и других подобных им защитников содомии.
В результате преподавания в западных школах т.н. целостного сексуального образования (Comprehensive Sexuality Education) резко увеличилось количество детей и подростков, решивших переменить пол. До окончательной смены пола подрастающие обычно проходят через четыре этапа:
1. Дети с 3-летнего возраста могут быть перенаправлены в Службу по развитию половой идентичности их личным врачом или психиатрической службой для детей и юношей;
2. Точно перед переходным возрастом (в 11-летнем возрасте) пациенту могут быть выписаны гормональные блокаторы. Все психологические эффекты от этих лекарств и то, как они изменяют мозг, неизвестны;
3. Третья стадия начинается в 16-летнем возрасте, когда выписывается эстроген или тестостерон после минимум 12 месяцев приема гормональных блокаторов;
4. Последний этап – это операция по изменению половых органов.
Вот некоторые побочные эффекты гормональной терапии:
При смене мужского пола на женский – бесплодие, проблемы со зрением, сниженное либидо, предрасположенность к заболеваниям желчного пузыря, риск глубокого венозного тромбоза, опасность легочной эмболии, склонность к депрессивным состояниям, частые перемены настроения и ряд других.
А при смене женского пола на мужской – предрасположенность к диабету ІІ типа, опасность повреждения печени, рак печени, предрасположенность к сердечно-сосудистым заболеваниям, увеличение веса, синдром поликистозных яичников, опасность рака, эндометрия и прочее.[32]
На четвертом этапе дело уже доходит до необратимого повреждения организма. Мальчики подвергаются эмаскулинизации (ампутация гениталий), а девочки проходят мастектомию и хистеректомию (удаление молочных желез и матки)[33]. Таким образом, молодые люди превращаются на всю жизнь в инвалидов, которые лишаются не только возможности создания нового поколения, но, как показывает практика, и всякого сексуального удовольствия. (Удивительно, что феминистки, противящиеся ампутации гениталий у женщин в исламе, заложили в свои транссексуальные программы куда более жестокие увечья детей обоих полов).
Все эти молодые люди потом становятся членами ЛГБТ-сообщества! Огромное число научных исследований, однако, указывают, что в этом сообществе опасность психических расстройств, пристрастия к алкоголю, наркотическим веществам, различных видов рака и других тяжелых заболеваний в среднем в 4-5 раз выше, чем у гетеросексуальной части населения. А склонность к самовредительству и суициду (поведению, ведущему к самоубийству) у трансгендеров превышает в целых 10 раз ту же склонность у гетеросексуальных лиц.[34]
В середине 2022 года социологическое агентство «Gallup International» опубликовало исследование, основанное на опросе 12 000 совершеннолетних американцев. Их спрашивали, считают ли они себя гетеросексуальными или же лесбиянками, геями, бисексуальными, трансгендерами и проч. Оказалось, что целых 20 процентов поколения Z (т.е. людей, рожденных около 2000 г.) причисляют себя к ЛГБТ. При этом ожидается, что этот процент катастрофически вырастет в будущем, когда молодое поколение будет составлять большую часть населения США![35] Таково положение и во всех государствах, принявших специальные законы о внедрении ЛГБТ-идеологии в свое общество и образование. Например, в Великобритании молодые люди, которые желают переменить пол, увеличились всего за 10 лет в 40 раз, в Швеции – в 15 раз и т.д. (См. две части моей статьи на сайте «Православие.ru», в которой я рассмотрел подробно эти проблемы[36]).
2) Религиозный гиперэкуменизм
Еще в 1994 году на межрелигиозной всемирной конференции «Религии за мир», состоявшейся в Рива дель Гарда (Италия), патриарх Варфоломей призвал православных, католиков, протестантов, иудеев, мусульман, а также представителей языческих религий не просто к миру, а к «союзу и совместным усилиям во имя духовных принципов экуменизма, братства и мира, ибо мы все едины в Духе Единого Бога».[37]
Имея в виду отступническую позицию патриарха Варфоломея, Болгарская Православная Церковь постаралась пресечь его попытки протащить экуменизм в документы назначенного на 2016 год «Великого и святого собора», придав ему таким образом всеправославную легитимацию. Незадолго до начала собора, однако, БПЦ узнала о самовольно принятом Стамбульским патриархатом регламенте, запрещающим в ходе его работы редактирование предварительно утвержденных текстов, что означало, что невозможно принятие соборного решения по спорным вопросам (см. первые три пункта). В связи с этим болгарский Синод выразил свой категорический протест и заявил, что собор нужно отложить, в противном случае Болгарская Церковь не будет участвовать в нем.[38]
Впоследствии с подобными предложениями выступили и Синоды нескольких Поместных Церквей (в хронологическом порядке): вслед за Болгарской Православной Церковью (решение от 1 июня 2016 г.) Антиохийский патриархат (решение от 6 июня 2016 г.), Грузинская Православная Церковь (решение от 10 июня 2016 г.) и Русская Православная Церковь (решение от 13 июня 2016 г.). Организаторы собора, однако, не учли эти возражения и с 16 по 27 июня 2016 г. в Православной академии на острове Крит (Грeция) состоялся запланированный собор.
В «Позиции Священного Синода БПЦ относительно Критского собора (2016)» отмечены исключительно серьезные богословские расхождения БПЦ с экуменической направленностью документа «Взаимоотношения Православной Церкви с прочим христианским миром». С учетом того, что по сравнению со своим предсоборным вариантом этот документ все же претерпел известные изменения (но весьма несущественные и недостаточные для его всеправославного принятия), в конце сделано следующее заключение:
«Проведенный на острове Крит Собор не является ни Великим, ни Святым, ни Всеправославным:
1) Из-за неучастия в нем ряда поместных автокефальных Церквей, а также из-за допущенных организационных и богословских ошибок. Несмотря на это, мы уважаем и ценим усилия всех его организаторов и участников.
2) Внимательное исследование документов, принятых Собором на острове Крит, приводят нас к выводу, что некоторые из них содержат несоответствия с православным церковным учением, с догматическим и каноническим преданием Церкви, с духом и буквой Вселенских и Поместных соборов.
3) Принятые Собором на острове Крит документы подлежат дальнейшему богословскому обсуждению с целью исправления, редакции, коррекции или замены другими (новыми документами) в духе предания Церкви».[39]
Документ «Взаимоотношения Православной Церкви с прочим христианским миром» не был подписан также и 33-мя епископами, участвовавшими в соборе, при этом многие авторитетные православные богословы среди них выступили с публичным объяснением своей позиции. Свое неодобрение по ряду вопросов выразили и архиереи Греческой, Сербской, Румынской и других Церквей, и таким образом еще в ходе форума стало беспощадно ясно, что все начинание Фанара явилось полным провалом!
Патриарх Варфоломей, однако, не усвоил этого урока и продолжил свои экуменические манифестации по всему миру. Вот что пишет консервативный протестантский сайт:
«Недавно “Религии за мир” отметили свое десятое Всемирное собрание в Линдау, Германия, 20-23 августа 2019 г. Девятьсот делегатов из более чем ста стран собрались, чтобы “вдохнуть новые силы” в мультирелигиозное сотрудничество.
Путеводной “звездой” этого экуменического фарса было “Кольцо мира”. Это деревянное изваяние в форме круга, высотой 25 футов (7,62 метра), было воздвигнуто организаторами как “постоянный символ множества вер” и их международного сотрудничества. Согласно создателям этого современного идола, кольцо символизирует колесо Будды, кольцо пророка Мухаммеда и кольцо царя Соломона, а также “Притчу о трех кольцах” Лессинга, которая уравнивает различные вероисповедания в одно…
Церемония отметила “взаимно завершающее” и “дополняющее” естество всех религий мира. Другими словами, это призыв ко всем людям различных верований ценить, принимать, хвалить другие религии и сотрудничать с ними. “Кольцо мира” – это памятник всем богам, известным человеку: Иисусу, Аллаху, Шиве, Будде, Брахме, Ганеше, Махавире, Вишну, Дурге и тысячам других богов…
Основным посланием этой международной интеррелигиозной конференции было: “Нужно работать вместе или же все провалимся”. Таким было мнение, выраженное ведущими конфессиональными группами.
“Ничего нельзя достичь, если будем действовать по отдельности” – Вселенский патриарх Варфоломей I Константинопольский.
“До сих пор мы наблюдали полвека прогресса, и только работая вместе, можно это продолжить” – Кошо Нивано, выдвинутый на пост президента японского необуддийского движения “Риссёкосэйкай”.
“Будущее полностью зависит от того, как мы будем подходить к нашему общему благополучию” – римско-католический кардинал Джон Онайекан, архиепископ Абуджи, Нигерия.
“Нужно работать вместе или же все провалимся” – шейх Абдаллах бин Бая, председатель “Форума по содействию мира в мусульманском обществе”».[40]
Таким образом становится совершенно ясно, что патриарх Варфоломей продолжает следовать неуклонно линии экуменизма и после провала Критского собора уже без всякого сопротивления сумел внедрить ее в официальные документы Стамбульского патриархата. Вот что пишет по этому вопросу С. Худиев:
«Другой вызывающий возражения аспект документа («За жизнь мира») – его отношение к межрелигиозному диалогу. Нет ничего неправильного в том, чтобы сотрудничать с верующими других религий – и вообще всеми людьми доброй воли – в деле поддержания мира или помощи нуждающимся. Но документ говорит не об этом:
"Церковь может провозглашать, что истинному Богу, в Котором живет, движется и получает свое бытие все человечество, повсюду поклоняются как христианские, так и нехристианские народы. И это лишь усиливает ее желание дать всем людям и народам осознание того, что лицо этого единого истинного Бога ясно сияет в Лике Иисуса Христа. Более того, Церковь, озаренная этим сиянием, вступает в диалог с другими религиями, полностью готовая к тому, чтобы получать наставления от их интеллектуальных, культурных и духовных достижений. Возможно, что так же, как Церковь первых веков извлекала пользу из многих философских, религиозных и культурных богатств дохристианской Европы, Малой Азии и Ближнего Востока, а со временем христианизировала их, так и теперь она может открыть для себя новые способы выражения своей веры или новые типы осмысления ее культурных проявлений и концептуальных форм через ознакомление, скажем, с великими философскими учениями и верованиям Индии, традициями Китая и в более широком смысле Дальнего Востока, с духовным опытом племенных народов по всему миру и так далее. Опять же, как настаивал Иустин Мученик, нами приветствуется все, что истинно и угодно Богу, ибо Логос пребывает повсюду и светит во всяком месте".
При некоторой туманности, вообще характерной для либерального богословия, здесь нельзя не отметить утверждения, едва ли уместные для православных христиан. Каким образом нехристианские народы поклоняются истинному Богу? Каким образом, например, индийские почитатели богини Кали поклоняются Богу и Отцу Господа нашего Иисуса Христа? Кали тождественна Христу? Предполагать такое было бы крайне нелепо. Более того, в условиях, когда в Индии есть христиане и проповедуется Евангелие, каким образом мы можем сказать о людях, отклонивших проповедь о Боге, в Троице славимом и поклоняемом, что они все равно Ему поклоняются? Не будет ли грубым пренебрежением к их выбору приписывать им такое поклонение – раз они от него отказались? У меня бы вызвало резкий протест, если бы кто-то стал утверждать, что на самом деле я поклоняюсь богине Кали – я слышал про эту богиню и поклоняться ей не собираюсь. Не должны ли мы почтить и свободную волю иноверцев – и, если они не хотят поклоняться Святой Троице, признать за ними это решение?
Особенно странно звучит пожелание "открыть для себя новые способы выражения своей веры ... через ознакомление, с ...верованиям Индии, ... с духовным опытом племенных народов".
Разве нам не сказано, что во Христе "обитает вся полнота Божества телесно, и вы имеете полноту в Нем, Который есть глава всякого начальства и власти" (Кол. 2:9,10)? Чего нам не хватает во Христе и чем нас могут обогатить раскрашенные идолы Индии или шаманские практики племенных народов?
Не сказал ли Апостол, что "язычники, принося жертвы, приносят бесам, а не Богу. Но я не хочу, чтобы вы были в общении с бесами" (1 Кор. 10:20)? Не первая ли заповедь декалога говорит "да не будет у тебя других богов пред лицем Моим" (Исх. 20:3)?
До ознакомления с этим документом можно было надеяться, что наш конфликт с Константинополем носит скорее административный, а не вероисповедный характер. Хотя дальнейшее сползание Константинополя в богословский либерализм – учитывая те политические круги, прежде всего, в демократической партии США, на которые ориентируется Фанар – было предсказуемо, можно было надеяться на лучшее. Сейчас, увы, такое сползание стало официально заявленным фактом, перед которым мы поставлены. Это очень печально, но игнорировать это невозможно».[41]
Как видим, идеи Фанара относительно межрелигиозного диалога снова полностью выдержаны в духе протестантского либерального богословия. Как считает англиканин профессор Джон Хик, «хотя в различных религиях используются разные концепции и имена для обозначения Бога, в онтологическом смысле каждый верующий человек на Земле поклоняется одной и той же сверхъестественной Реалии».[42] Нетрудно понять, что таким образом эффективно закладываются основы для создания «ЕДИНОЙ МИРОВОЙ РЕЛИГИИ».
Этот вывод подкрепляется и словами архиепископа Елпидофора (которого прочат в будущие Стамбульские патриархи), объявившего патриарха Варфоломея «самим воплощением экуменизма» и «духовным отцом всех людей вне зависимости от того, сознают они это или нет».[43] Ясно, что патриарх Варфоломей воспринимается своими адептами как «духовный лидер Единой мировой религии», ведь люди на Земле исповедуют самые разные верования и только при их объединении можно говорить, что есть «один духовный отец всех людей»!
Патриарх Варфоломей, очевидно, ожидает, что те Поместные Церкви (Греческая, Александрийская и Кипрская), которые признали неканоническую ПЦУ, примут без проблем также и экуменизм Стамбульского патриархата. Все это, однако, пахнет духом не только антихристианским, но и откровенно АНТИХРИСТОВЫМ, так как такова позиция также и тех кругов ортодоксального иудейства, которые подготовили все для возведения всеэкуменического Третьего храма, куда должен войти новый «МЕССИЯ».
Вот что мы читаем на сайте Третьего храма:
«Появление места для молитвы единственному Б-гу, которое откроется в Иерусалиме для всех народов, моментально уничтожает выдумки религий. Зачем разделяться тем, кто верует в одного Б-га? Религии – это самое тяжкое бедствие, известное человеку.
Третий храм сосредоточит молитвы всех людей в одном месте.
Концепция синагоги, мечети или церкви – пережиток прошлого. Не имеет значения, молится ли человек стоя, сидя или на коленях. Каждый должен быть свободен молиться Б-гу где пожелает, на каком языке пожелает и в той позиции, которая ему удобна.
Этот процесс искупления начался при разрушении Второго храма, так как евреи начали молиться о возведении Третьего храма еще на следующий день после этого. Отчаяние и муки изгнанников были необходимы, чтобы они сделались свидетелями Дома Б-га.
Наступило время построить в мире Третий храм в Иерусалиме на Храмовой горе в соответствии с пророчеством Иезекииля.
Если захотим, можем построить Третий храм уже сегодня».[44]
Живем в последние времена?
Знаем, что Господь Иисус Христос незадолго до Своего распятия на кресте предрек израильтянам, что они «падут от острия меча и отведутся в плен во все народы; а Иерусалим будет попираем язычниками, доколе не окончатся времена язычников» (Лк. 21:24), а о Храме сказал ученикам Своим: «Истинно говорю вам: не останется здесь камня на камне; все будет разрушено» (Мф. 24:1-2). В 70 году Иерусалим был взят римским полководцем Титом (который впоследствии стал императором), его жители были истреблены или угнаны в плен, а храм разрушен до основания. Но полностью город был разрушен во время восстания Бар Кохбы в 132-135 гг., после чего осуществилось и окончательное рассеяние оставшегося еврейского населения.
В течение более 1800 лет Иерусалимом владели римляне, персы, арабы, египтяне, турки и англичане. В 1897 году в швейцарском городе Базеле состоялся Первый съезд сионистов, призвавший евреев всего мира возвратиться в Палестину. За полстолетия после этого более 600 тысяч евреев вновь поселились в Святой Земле. 14 мая 1948 года в городском музее Тель-Авива польский еврей Давид Бен Гурион прочитал Декларацию независимости, объявив этим создание Государства Израиль. А после знаменитой «Шестидневной войны» (5-10 июня 1967 г.) Израиль возвратил себе Синай, Иудею, Самарию, сектор Газа и Голанские возвышения, а также старую часть Иерусалима (с Храмовой горой и Стеной плача).
Так Израиль восстановил свою территорию с библейских времен – вся земля от Дана до Вирсавии, от Средиземного моря до Иордана, в том числе и Иерусалим, вновь принадлежит ему. Исполнились слова пророка Иезекииля: «Так говорит Господь Бог: вот, Я возьму сынов Израилевых из среды народов, между которыми они находятся, и соберу их отовсюду и приведу их в землю их» (Иез. 37:21). В связи с этим главный раввин Израиля Шломо Горен сказал: «Мы вступили в эпоху Мессии», а проф. Иешуа Прауер из Еврейского университета дополнил: «Почти 2000 лет этот народ должен был ожидать избавления, чтобы сейчас уже ощутить приближающиеся шаги Мессии».[45]
В 1987 году был создан так называемый «Храмовый институт», совмещающий роли музея, исследовательского и образовательного центра, посвященного истории двух разрушенных древних храмов и подготовке возведения Третьего храма[46]. Иудеи хотят, чтобы Третий храм был построен на горе Мория, где находились и предыдущие два, но беда в том, что эта гора священна также и для христиан и мусульман. На нем стоит мечеть Аль Акса, являющаяся третьим по значению священным местом ислама, и ее возможное разрушение вызвало бы войну со всем мусульманским миром. Впрочем, д-р Ашер Кауфман из физического факультета Иерусалимского университета на основании 16-летних исследований пришел к выводу, что «Святая Святых» древних двух храмов была в немного другом месте. Это значит, что Третий храм может быть построен в 36 метрах от мусульманского «Купола скалы»[47].
Исполнительный директор Храмового института раввин Иехуда Глик считает, что таким образом Храмовая гора является частью видения пророка Исаии: «Я приведу на святую гору Мою и обрадую их в Моем доме молитвы; всесожжения их и жертвы их будут благоприятны на жертвеннике Моем, ибо дом Мой назовется домом молитвы для всех народов» (Ис. 56:7).[48] Тот же взгляд разделяется и ассоциацией Interfaith Encounter, по убеждению которой на «Божьей Святой горе» все религии будут поклоняться вместе, а мусульман, христиан и иудеев следует поощрять к тому, чтобы они восприняли новую богословскую точку зрения, позволяющую им молиться совместно на месте между мечетью Аль Акса и восстановленным Третьим храмом[49].
(В настоящее время уже спроектирован целый комплекс из 18 зданий, расположенных в разных местах по всему Иерусалиму. В этом комплексе помимо «Третьего храма» предусматривается возведение также и «Дворца для царя-мессии» высотою с Храм, «Палаты представителей» – продолжения нынешнего Кнессета, «Дома Синедриона», административных и духовных зданий и т.д. – см. видеоролик[50].)
Как хорошо известно из православной эсхатологии (учения о конце времен), наступит день, когда Антихрист выдаст себя за иудейского «мессию» и из-за своих исключительных качеств будет объявлен мировым политическим лидером. Вскоре после этого и «патриарх» «Единой мировой религии» передаст ему все духовные полномочия и провозгласит его «Верховным архипастырем» земных племен и народов. Но даже если будет построен Третий храм, это все еще не означает, что Антихрист немедленно явится, засядет в нем и потребует, чтобы ему поклонились все народы. Вспомним, что Второй храм был завершен в 515 году до Христа, но истинный Царь и Мессия – Господь Иисус Христос – вошел в него через более чем 500 лет после этого. Вот почему Он четко предупредил нас, что никому не известно, когда именно наступят последние времена и приблизится час Его Второго пришествия: «О дне же том и часе никто не знает, ни Ангелы небесные, а только Отец Мой один» (Мф. 24:36).
И все же Новый Завет дает нам некоторые указания, как узнать приближение этих времен: «так и когда вы увидите то́ сбывающимся, знайте, что близко, при дверях» (Мк. 13:29), а апостол Павел заявляет, что «день тот не придет, доколе не придет прежде отступление» (2 Фесс. 2:3). Другими словами, не является ли то, что мы видим сейчас, провозвестником дней отступления немалой части православных христиан от истины? Впрочем, даже если и так, нам не следует бояться ничего, ведь тот же святой апостол поднимает наш дух словами: «ибо дал нам Бог духа не боязни, но силы и любви и целомудрия» (2 Тим. 1:7), а Спаситель советует нам быть твердыми и непоколебимыми перед лицом испытаний: «Когда же начнет это сбываться, тогда восклонитесь и поднимите головы ваши, потому что приближается избавление ваше» (Лк. 21:28).
Вот почему мы говорим все это не для того, чтобы внушать беспокойство и страх, а чтобы люди могли дать себе отчет о временах, в которые живут, и – если действительно дело дойдет до разделения в Церкви – знали уже сейчас, чью сторону они выберут.
Святой апостол и евангелист Иоанн Богослов говорит о тех лжеучителях, которые пусть даже и пребывают в Церкви долгое время, но сердца их не преданы Христу и Его заповедям, из-за чего они и не могут устоять в истине до конца: «Они вышли от нас, но не были наши: ибо если бы они были наши, то остались бы с нами; но они вышли, и через то́ открылось, что не все наши» (1 Ин. 2:19). Чтобы отмежеваться от ересей, Церковь веками формулировала свои вероучительные истины – учения, каноны, догматы – ясно и четко. Догматические соборные определения обозначались словом «орос» (гр. ὅρος – предел, граница), которое подчеркивало, что изменение или произвольный выход за пределы их содержания являются пребыванием в заблуждении.
Православная Церковь (да и все человечество!) в наши дни как бы делится на две некоей тонкой красной линией, проходящей через ум и сердце каждого верующего как граница между двумя антагонистическими духовными мирами. Согласно многим толкователям, «Вавилонской блудницей» из книги Апокалипсис будет именно та отступническая и еретическая «церковь», которая появится в последние времена и будет находиться в услужении грядущему Антихристу![51]
«И пришел один из семи Ангелов, имеющих семь чаш, и, говоря со мною, сказал мне: подойди, я покажу тебе суд над великою блудницею, сидящею на водах многих; с нею блудодействовали цари земные, и вином ее блудодеяния упивались живущие на земле. И повел меня в духе в пустыню; и я увидел жену, сидящую на звере багряном, преисполненном именами богохульными, с семью головами и десятью рогами. И жена облечена была в порфиру и багряницу, украшена золотом, драгоценными камнями и жемчугом, и держала золотую чашу в руке своей, наполненную мерзостями и нечистотою блудодейства ее; и на челе ее написано имя: тайна, Вавилон великий, мать блудницам и мерзостям земным. Я видел, что жена упоена была кровью святых и кровью свидетелей Иисусовых …
После сего я увидел иного Ангела, сходящего с неба и имеющего власть великую; земля осветилась от славы его. И воскликнул он сильно, громким голосом говоря: пал, пал Вавилон, великая блудница, сделался жилищем бесов и пристанищем всякому нечистому духу, пристанищем всякой нечистой и отвратительной птице; ибо яростным вином блудодеяния своего она напоила все народы, и цари земные любодействовали с нею, и купцы земные разбогатели от великой роскоши ее. И услышал я иной голос с неба, говорящий: выйди от нее, народ Мой, чтобы не участвовать вам в грехах ее и не подвергнуться язвам ее; ибо грехи ее дошли до неба, и Бог воспомянул неправды ее. Воздайте ей так, как и она воздала вам, и вдвое воздайте ей по делам ее; в чаше, в которой она приготовляла вам вино, приготовьте ей вдвое» (Откр. 17:1-6; 18:1-5).
Заключение
После конца Второй мировой войны Стамбульский патриархат взял курс на сближение и зависимость от мировой либеральной элиты, все более и более пропитываясь ее «прогрессистскими» идеями и взглядами. Таким образом он превратился в «Троянского коня» для завоевания православной крепости изнутри, что особенно ясно видно из документа «За жизнь мира». В нем уже на ОФИЦИАЛЬНОМ УРОВНЕ совершена подмена христианских истин, догматов и ценностей. Следовательно, автокефалия неканонической «церкви» на Украине не есть подлинная причина кризиса в Церкви, – ее следует искать в глубинных тектонических процессах, которые давно уже отдаляют, а в какой-то момент могут и полностью отколоть оформляющийся либеральный архипелаг от материка Православной Церкви.
Профессор богословия Димитр Попмаринов в одном своем интервью сказал: «Страшно, когда кто-то переходит границы и впадает в злобу, богохульство, отрицание, вражду или раскол. Тогда человек или община сами отпадают от Церкви. Здесь даже не нужна официальная санкция [церковных властей]. Здесь ничего нового нельзя сказать. Причины этого нужно искать в гордости, эгоизме, нарциссизме, властолюбии и всех тех отрицательных вещах, о которых говорит Евангелие».[52]
Иными словами, из-за допущенных им канонических и догматических ересей, которые довели православный мир до тяжелого раскола, патриарх Варфоломей уже отпал от Церкви! Созыв Собора, на котором настаивает большинство предстоятелей Поместных Православных Церквей, не только настоятельно необходим, но и неизбежен. На этом Соборе нужно рассмотреть беззаконное поведение патриарха Варфоломея, а также предоставить ему возможность покаяния. А до тех пор все беззаконные действия, предпринятые им, начиная с предоставления нелегитимного томоса об автокефалии, восстановления в сане отпавших клириков и проч., должны считаться НЕ ИМЕЮЩИМИ СИЛЫ!
[1] Отворено писмо до Негово Светейшество Неофит, Патриарх Български и митрополит Софийски
https://pogled.info/svetoven/otvoreno-pismo-do-negovo-sveteishestvo-neofit-patriarh-balgarski-i-mitropolit-sofiiski.101970
[3] УПЦ обратилась к международному сообществу с заявлением
https://spzh.media/ru/news/80303-upc-obratilasy-k-mezhdunarodnomu-soobshhestvu-s-zajavlenijem-polnyj-tekst
[4] Из рассекреченных документов ЦРУ видно, что еще со времен патриархов Максима V и Афинагора (т.е. непосредственно после конца Второй мировой войны) ЦРУ активно вмешивалась в дела Фанара и решала, кто займет патриаршеский престол в Стамбуле.
Как митрополит Атинагор става Вселенски патриарх
https://cuts.top/BmLE
[5] Отворено писмо – Възвание в подкрепа на Украинската Православна Църква и за запазване на каноничната съборност на Църквата Христова
https://www.peticiq.com/podkrepa_na_upc
[6] В Сети напомнили, как Фанар поздравлял Предстоятеля УПЦ с днем интронизации
https://spzh.media/ru/news/58386-v-seti-napomnili-kak-fanar-pozdravlyal-predstojatelya-upc-s-dnem-intronizacii
[7] Св. Синод на БПЦ-БП не се е занимавал с въпроса, свързан с Украйна
https://cuts.top/BMXD
[8] БПЦ-БП се застъпва за светините на УПЦ пред президента на Украйна Петро Порошенко
https://bg-patriarshia.bg/news/bpts-bp-se-zastapva-za-svetinite-na-upts-pred-prezidenta-na
[9] Писмо до Негово Превъзходителство г-н Петро Порошенко, президент на Украйна
https://bg-patriarshia.bg/news/pismo-do-negovo-prevazhoditelstvo-g-n-petro-poroshenko-prezi
[10] Митрополит Йоан: На опелото на патриарха ще присъства непоканеният украински митрополит
https://glasove.com/novini/mitropolit-yoan-na-opeloto-na-patriarha-shte-prisastva-nepokaneniyat-ukrainski-mitropolit
А на самом отпевании патриарха Неофита болгарские христиане выразили свое негодование присутствием патриарха Варфоломея и так называемого «митрополита» Епифания, призвав их уйти из храма.
https://www.facebook.com/watch/?v=1437944300151578
[11] Изборът не е между Москва и Фенер, а между канона и беззаконието, между Христа и антихриста
https://tinyurl.com/sn64ja4
[12] Опубликован полный текст томоса об автокефалии Православной церкви Украины
https://shortly.bg/aet2T
[13] Св. Григорий за титлата «Вселенски епископ»
https://www.pravoslavieto.com/life/03.12_sv_Grigorij_Dvoeslov.htm#%D0%B2%D1%81%D0%B5%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B8
Book VII, Letter 33
https://www.newadvent.org/fathers/360207033.htm
[14] Константинопольский, Вселенский или Стамбульский?
https://spzh.live/ru/zashhita-very/80851-konstantinopolskij-vselenskij-ili-stambulskij
[15] Archbishop Daniel Participates in Synaxis of Hierarchs of The Ecumenical Patriarchate of Constantinople
https://www.uocofusa.org/news_180901_1
[16] Об искажении православного учения о Церкви в деяниях иерархии Константинопольского Патриархата и выступлениях его представителей
https://mospat.ru/ru/news/90540/
[17] Двуглавая гидра украинского раскола и мировое Православие
http://www.patriarchia.ru/db/text/5433109.html
[18] ЗА ЖИЗНЬ МИРА: На пути к социальному этосу Православной Церкви https://www.goarch.org/social-ethos?p_p_id=56_INSTANCE_km0Xa4sy69OV&p_p_lifecycle=0&p_p_state=normal&p_p_mode=view&p_p_col_id=column-1&p_p_col_count=1&_56_INSTANCE_km0Xa4sy69OV_languageId=ru_RU
[18] ЗА ЖИЗНЬ МИРА: На пути к социальному этосу Православной Церкви https://www.goarch.org/social-ethos?p_p_id=56_INSTANCE_km0Xa4sy69OV&p_p_lifecycle=0&p_p_state=normal&p_p_mode=view&p_p_col_id=column-1&p_p_col_count=1&_56_INSTANCE_km0Xa4sy69OV_languageId=ru_RU
[19] Новый документ Фанара: социалистический, гиперэкуменический и либеральный
https://radonezh.ru/2020/04/12/novyy-dokument-fanara-socialisticheskiy-giperekumenicheskiy-i-liberalnyy
[20] О чем говорит главный социальный документ Константинопольского патриархата?
https://spzh.news/ru/chelovek-i-cerkovy/71657-o-chem-govorit-glavnyj-socialynyj-dokument-konstantinopolyskogo-patriarkhata
[21] В САЩ обявиха съществуването на 31 пола. Глоби от $ 250 000 за неспазване на наредбата
http://www.memoriabg.com/2016/05/27/new-york-gender/
Mary Wagner jailed again after entering abortion center to save unborn babies
https://www.lifesitenews.com/news/canadian-pro-life-heroine-jailed-again-after-rescue-attempt-at-abortion-cen
[22] Patriarch Bartholomew and Abortion
https://www.orthodoxytoday.org/blog/2013/07/patriarch-bartholomew-and-abortion/
[23] Вж. Greek Orthodox give highest award to pro-abort VP Joe Biden…for ‘defending human rights’
https://www.lifesitenews.com/opinion/orthodox-give-highest-award-to-pro-abort-biden...for-defending-human-rights
[24] Official Documents of the Holy and Great Council of the Orthodox Church
ΤΟ ΜΥΣΤΗΡΙΟΝ ΤΟΥ ΓΑΜΟΥ ΚΑΙ ΤΑ ΚΩΛΥΜΑΤΑ ΑΥΤΟΥ
https://www.holycouncil.org/official-documents/-/asset_publisher/VA0WE2pZ4Y0I/content/marriage?_101_INSTANCE_VA0WE2pZ4Y0I_languageId=el_GR
Документ переведен на русский, английский и французский языки.
[25] “LIMITS” AND “GENDER IDENTITIES”
https://orthodoxyindialogue.com/2017/11/14/limits-and-gender-identities-by-petros-vassiliadis/
[26] Foreword
https://static1.squarespace.com/static/54d0df1ee4b036ef1e44b144/t/5b199e5f03ce64a767c66c7f/1528405608178/%2313%3A14+Foreword.pdf
[27] Press Release: 2019 Oxford Conference
https://www.fordham.edu/info/28289/bridging_voices/11036/press_release_2019_oxford_conference
[28] Передвигая межу: в Оксфорде обсудили, как примирить Православие и содомию
https://stbasil.center/2019/08/24/oxford-conference/
[29] Новый документ Фанара: социалистический, гиперэкуменический и либеральный
https://radonezh.ru/2020/04/12/novyy-dokument-fanara-socialisticheskiy-giperekumenicheskiy-i-liberalnyy
[30] Водеща изследователка и защитник на правата на лесбийките призна, че сексуалната ориентация не е вродена и може да се променя
https://www.sva.bg/106110861084108610891077108210891091107210831080107910981084/6070484# [31] Genetics may explain up to 25% of same-sex behavior, giant analysis reveals
https://www.sciencemag.org/news/2019/08/genetics-may-explain-25-same-sex-behavior-giant-analysis-reveals#
[32] Хормонална терапия за смяна на пола
https://tinyurl.com/tm7u787
[33] Хирургическа смяна на пола – какво трябва да знаем
https://www.puls.bg/estetichni-protseduri-c-27/khirurgicheska-smiana-na-pola-kakvo-triabva-da-znaem-n-27276
[34] Психическое и физическое здоровье ЛГБТ
https://pro-lgbt.ru/156/
[35] LGBT Identification in U.S. Ticks Up to 7.1%
https://news.gallup.com/poll/389792/lgbt-identification-ticks-up.aspx
[36] Гендерная теория: наука или идеология?
https://pravoslavie.ru/142042.html
Мультимиллиардный бизнес за счет наших детей
https://pravoslavie.ru/142061.html
[37] The Interfaith Outlook of Patriarch Bartholomew
https://www.imoph.org/Theology_en/E3a1b002DiathreskeiakeProoktikeOE27.pdf
[38] Св. Синод предлага Всеправославният събор да се отложи. Ако това не стане, Българската църква няма да участва в него
https://cuts.top/C-WR
[39] СТАНОВИЩЕ на Св. Синод относно Събора в Крит (2016) и текста «Отношенията на Православната Църква с останалия християнски свят»
https://bg-patriarshia.bg/news/stanovishte-na-sv-sinod-otnosno-sabora-v-krit-2016-i-teksta
[40] Adventists, Muslims, Buddhists, Roman Catholics, Evangelicals and Pagans Gather at the “Ring of Peace” Interfaith Ceremony
http://adventmessenger.org/adventists-muslims-buddhists-roman-catholics-evangelicals-and-pagans-gather-at-the-ring-of-peace-interfaith-ceremony/
[41] Новый документ Фанара: социалистический, гиперэкуменический и либеральный
https://radonezh.ru/2020/04/12/novyy-dokument-fanara-socialisticheskiy-giperekumenicheskiy-i-liberalnyy
[42] Hick, J. An Interpretation of Religion: Human Responses to the Transcendent. Palgrave, 2004; 2nd ed., 33.
[43] Архиепископ Елпидофор специально решил отпраздновать день ангела патриарха Варфоломея в храме, находящемся под «знаком радуги», хотя в Нью-Йорке есть еще один храм в честь св. Варфоломея в юрисдикции, отвергающей гендерную идеологию. Вообще, всеми своими действиями архиепископ Елпидофор недвусмысленно подчеркивает, что будет двигаться в полном согласии с ЛГБТ-ценностями и экуменизмом, принятыми на официальном уровне в Стамбульском патриархате.
Homily by His Eminence Archbishop Elpidophoros of America; At the Great Vespers on the Feast of the Holy Apostle Bartholomew Saint Bartholomew’s Church (Episcopal), New York; June 10, 2023
https://www.goarch.org/-/6-10-2023-homily-archbishop-elpidophoros-great-vespers-feast-of-apostle-bartholomew
[44] Let’s build the Third Temple Together
https://thirdtemple.org/en/project/
[45] См. Лангхамер, Й. Какво ще стане с този свят, София: Верен, 2000, с. 64.
[46] The Temple Institute
https://templeinstitute.org/
[47] Местонахождението на Свeтая светих
http://pastir.org/mestonahozhdenieto-na-svataya-svetih/
[48] Последни стъпки до идването на Антихриста – съграждането на Соломоновия храм
https://dostoinoest.com/bg/novini/2010-03-22-13-17-06/194-2010-03-30-10-28-10
[50] Wich buildings you have to move from the west of jerusalem to the east and why
https://www.youtube.com/watch?v=W0fiqhPXElA
[51] АПОКАЛИПСИС. 17
https://elohov.ru/apokalipsis-17/
[52] Проф. д-р Димитър Попмаринов: „В Символа на вярата Църквата е една. И тя не е нито българска, нито руска, нито гръцка“
https://shortly.bg/apHcX
Смотрите также