Выступление Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла на открытии II Бакинского саммита религиозных лидеров
14 ноября 2019 года открылся II Бакинского саммита религиозных лидеров. Со словом к участникам форума обратился Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.
Ваше Превосходительство, глубокоуважаемый господин Президент!
Ваше Высокопревосходительство г-жа Мехрибан Алиева!
Досточтимый Шейх-уль-Ислам Аллахшукюр Пашазаде, мой дорогой брат!
Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства!
Уважаемые религиозные лидеры!
Я с большой радостью прибыл в Баку по приглашению Правительства Азербайджана и Шейха-уль-Ислама Аллахшукюра Пашазаде, гостеприимного хозяина саммита. Хотел бы выразить признательность Президенту Республики Ильхаму Гейдаровичу Алиеву за всемерную поддержку этого важного мероприятия и за те слова, которые Вы произнесли.
За прошедшие почти десять лет с момента проведения в апреле 2010 года Первого Бакинского саммита мировых религиозных лидеров в сфере межрелигиозных отношений наметились новые тенденции, перед традиционными религиями встали новые вызовы. В последние годы в Баку и во многих странах мира под эгидой Азербайджана проводятся многочисленные межрелигиозные и межкультурные мероприятия, призванные сообща ответить на сложные вопросы современности. Во многом благодаря усилиям главы Управления мусульман Кавказа досточтимого Шейха-уль-Ислама Аллахшукюра Пашазаде Азербайджан стал важной площадкой для межрелигиозного диалога глобального уровня.
Последние десятилетия были омрачены многочисленными конфликтами в разных точках земного шара и невиданным доселе разгулом терроризма. Террористы проливают кровь невинных мирных людей. Шри-Ланка, Новая Зеландия, Сирия, Ирак, Афганистан, Германия, Франция – вот далеко не полный список стран, где лишь за последние два года происходили потрясшие мир теракты.
Мы должны признать, что против традиционных религий идет война. Она ведется в городах и селах, в информационном пространстве и, что важнее всего, в умах и душах людей. Опаснее всего то, что в этой войне на передовых сражаются представители молодого поколения. Идеологи экстремистских движений используют отсутствие жизненного опыта у молодежи, ее готовность защищать свои взгляды любой ценой. Все это усугубляется очень низким уровнем осведомленности, недостатком базовых знаний не только о других религиях, но даже о своей собственной религиозной традиции.
Мы все знаем, какие огромные ресурсы сегодня используются для ведения информационных войн. Конечно, нам, религиозным деятелям, не привыкать к постоянным нападкам. Силы зла никогда не оставляли попыток очернить тех, кто посвятил свою жизнь служению Богу. Но это не значит, что мы должны спокойно взирать на то, как наша энергичная и многообещающая молодежь позволяет недобросовестным людям обманывать себя и использовать.
Почему пропаганда экстремистов имеет некоторый успех? Полагаю, прежде всего потому, что они эксплуатируют неприятие религиозными людьми современной секулярной парадигмы. Когда со всех сторон внушают, что главное в жизни – успех, богатство, наслаждения, то верующий человек не может не протестовать против такого агрессивного навязывания ложных ценностей. Кризис традиционной ценностной системы оставляет широкое поле для деятельности вербовщиков-экстремистов. Они легко подменяют своей идеологией секулярную идеологию, их семена падают на подготовленную почву.
Поэтому мы как религиозные лидеры должны не только отвергать и осуждать экстремизм, но и воспитывать в обществе незыблемые, основанные на Священном Писании ценности – семьи, брака, уважения к старшим, уважения к религии и к религиозному выбору человека, поддержки страждущих и обездоленных. И эти идеи, подкрепляемые убедительными примерами, должны активно транслироваться нами в информационном пространстве.
Сегодня у нас есть прекрасная возможность продемонстрировать свою солидарность и внимание к нашим пострадавшим братьям. Я говорю о регионе Ближнего Востока, чье население сильно пострадало от разрушительных кровавых конфликтов последних лет. Больно видеть урон, нанесенный террористами Сирии и Ираку.
Ближневосточный кризис стал причиной массовой миграции. К сожалению, далеко не все мигранты оказались готовы взаимодействовать с коренным населением стран, куда они прибыли. Многим не хватало элементарной культуры межрелигиозного и межнационального общения. И поэтому такие инициативы, как сегодняшний саммит, особенно важны.
Сегодня секуляризм всё более распространяется в обществе и оспаривает присутствие в нём религии. Сторонники секулярной идеи считают, что отказ от религии служит общему благу всех людей. Благодаря активному развитию информационных технологий в обществе активно пропагандируется образ религиозных организаций как устаревших и навязывающих ограниченное мировоззрение, несовременные представления о морали. При этом вместе с религиозностью отвергаются традиционные нравственные ценности, в частности, брак как союз между мужчиной и женщиной, неприкосновенность человеческой жизни с момента зачатия до естественной смерти. Тех же, кто находит в себе силы и мужество публично критиковать противоестественную и аморальную вседозволенность, представители секулярной идеологии обвиняют в нетерпимости.
Мы близко к сердцу принимаем ситуацию в Европе, которая некогда была оплотом христианства, а теперь стремительно теряет свою религиозную идентичность.
В этом зале собрались представители разных религиозных традиций. Несмотря на объективные различия в вероучении, мы одинаково смотрим на вопросы общественной морали. Наш общий долг и совместная задача – свидетельствовать о нравственных ориентирах в жизни человека.
Религиозные лидеры могут и должны единым голосом обратиться к лидерам политическим. Пора недвусмысленно заявить о том, что необходимо прекратить решать геополитические задачи за счет более слабых, в том числе более слабых государств. Пора прекратить безответственный дележ энергетических ресурсов. Пора перестать делить страны мира на первые, вторые и третьи. Хотелось бы, чтобы более развитые и богатые государства осознали свою ответственность за судьбы человечества. Они должны быть гарантами безопасности и стабильности, а не диктаторами глобального порядка. Как показала практика, навязывание одними государствами другим своих правил, традиций и культуры не приводит ни к чему хорошему. Самобытность и свобода народов – залог их безопасного и мирного сосуществования. Очень важно, чтобы прекратилась хищническая добыча природных ресурсов в небогатых странах и загрязнение окружающей среды. Мы несем ответственность за Божие творение, созданное на благо людей. Наш посыл обращён к каждому человеку, и мы искренне верим, что он будет услышан.
Я хотел бы упомянуть и о такой проблеме, как преследования религиозных меньшинств. Как Предстоятель крупнейшей из Поместных Православных Церквей я должен сказать о дискриминации в ряде стран, в том числе, моих единоверцев, которые нередко подвергаются гонениям. Непоправимый урон нанесен христианскому присутствию на Ближнем Востоке – святой земле для всех авраамических религий. История свидетельствует о том, что христиане, мусульмане и иудеи веками вместе жили на этой земле. И сегодня они в равной мере ответственны за сохранение мира.
Говоря о преследовании христиан, нельзя обойти вниманием проблему Африки. Целый ряд государств южнее Сахары страдает от бесконтрольной деятельности экстремистских группировок. В Нигерии, в частности, совершается настоящий геноцид христиан. И я призываю всех людей доброй воли к тому, чтобы проблемы христиан в африканских странах не оставались без внимания.
Убежден, что религиозные лидеры путем диалога могут серьезно повлиять на проблемы, с которыми сталкивается сегодня человечество. Наш голос будет убедительным тогда, когда он будет совместным и солидарным. Уверен, что сообща мы можем свидетельствовать о том миротворческом призвании, за которое отвечаем перед Всевышним. Искренне желаю, чтобы сегодняшний форум стал тому подтверждением.
Мы собрались здесь по еще одной важной и приятной причине – чтобы отпраздновать 70-летие Шейха-уль-Ислама Аллахшукюра Пашазаде. Тот факт, что сегодня в Баку приехали сотни авторитетных религиозных лидеров со всего мира, говорит о многом, и прежде всего – о высочайшем авторитете, которым пользуется досточтимый Шейх-уль-Ислам. Мы все не один десяток лет знаем его как последовательного сторонника дружбы и диалога между религиями и народами.
И мне сегодня очень приятно сердечно поздравить нашего дорогого Шейха с 70-летием и вручить ему орден Русской Православной Церкви преподобного Серафима Саровского (I степени) во внимание к поддержке Русской Православной Церкви в миротворческом служении и в связи с 70-летием со дня рождения.