Print This Post

протопресвитер

Анастасий К. Гоцопулос

Клирик храма свт. Николая в Патрах

моб. 6945-377621, agotsopo@gmail.com

 8.1.2019, Патры

I.

А входит ли Украина в юрисдикцию Вселенского Престола?

Несомненно, что одностороннее решение Вселенского Патриархата предоставить статус автокефальной Церкви на Украине порождает серьезнейшую церковную проблему, подрывает всеправославное единство и сотрудничество и потрясает всеправославный авторитет Вселенского Патриархата, как координатора Православных автокефальных Церквей и преимущественного выразителя всеправославного единства.

От Ферраро-Флорентийского собора к собору Критскому: Изучая исторические данные, связанные с украинской проблемой, в том виде, как они отражены у видных ислледователей истории[1], можно убедиться в том, что возникла она, в первую очередь, как следствие Ферарро-Флорентийского собора (1438-1439), в течение веков систематически и  методически насаждалась с помощью унии (Брестский собор 1596 г.) и получила завершение сегодня, как следствие Критского собора (2016)[2]. И тогда за разделением православных стояли политические интересы, которые привели византийцев в Италию, где они подписали лжеединство с папой, так и сегодня за предоставлением автокефалии снова стоят политические и геостратегические интересы. В истории предоставления автокефалии не случалось столь резкого, эмоционально насыщенного и грубого вмешательства со стороны политических сил, находящихся за пределами самой заинтересованной страны, в сам вопрос предоставления. Об этом без сомнения свидетельствует благодарность президента Украины Порошенко в адрес США за «их активную поддержку процесса предоставления автокефалии»[3]. Да ведь и сами США без малейших колебаний заявили, что «Соединенные Штаты Америки поддерживают предоставление автокефалии Украинской Православной Церкви», — как говорится в заявлении представителя пресс-службы Государственного департамента США Хизер Науэрт[4]. Да и зачем же нам скрывать, ведь…

Откровением в этом смысле звучит и заявление  нового «предстоятеля» Епифания о том, что «была очень ощутимая поддержка Америки в этом вопросе, и думаю, что мы будем и дальше общаться, чтоб автокефалия украинской церкви имела ту же саму поддержку и в будущем»[5]. Это заявление в то же время трагично, потому что окрывает духовный тупик, [в котором оказалась] «Автокефальная» Церковь и сам якобы «митрополит Киевский» Епифаний. Как печально! Церковный «лидер» публично признается в том, что возлагает надежды на то, что их «автокефалию» обеспечат США! Между прочим это означает, что новая «автокефалия» соглашается на роль марионетки в руках Держав-«покровительниц» мира сего с губительными последствиями для верующих и всего Православия. По сути она соглашается на роль «представителя» западных держав в семье Православных Церквей со всем, что из этого вытекает…В этом контексте следует понимать и заявление «Предстоятеля» Епифания в отношении прав содомитов, гомосексуалиство и ЛГБТ:: «Конечно, я за то, чтобы мы начали реформы в церкви, чтобы не было консерватизма, чтобы мы отходили от русской традиции и церковь была открытой и поводырем украинского народа. Мы движемся в Европу и, следовательно, должны отходить от русской консервативной традиции. Церковь должна быть более открытой, потому что Русское Православие очень консервативно… Это трудный вопрос, который мы не должны выдвигать в начале нашего пути, потому вы знаете как украинское общество воспринимает эту тему. Сейчас надо работать над этим, чтобы украинское общество это воспринимало. Это долгий путь и мы будем работать над этим. Конечно, мы будет искать ответы на сложные вопросы»[6]. Кто бы сомневался, что от подобных «предстоятелей»[7] и «больше сих узрят» или, выражаясь более доступно, если не хуже того…

Между тем, с историко-канонической точки зрения встают два фундаментальных вопроса, рассмотрев которые, можно во многом судить о том, канонично или неканонично предоставление автокефалии:

  1. Церковь Украины канонически относится к Вселенскому Патриарахату или к Патриархату России? и
  2. Имеет ли право Вселенский Патриархат предоставлять автокефалию таким вот образом?

Α. Вопрос о том, относится ли Церковь Украины к Вселенскому Патриархату имеет ключевое значение, потому что в противном случае он не имеет канонического права  вмешиваться в юрисдикцию иной Поместной Церкви, поскольку совершает тогда серьезные канонические правонарушения, осужденные многими священными канонами (2-м II Вселенского, 8-м III Вселенского соборов, 39-м Пято-Шестого собора, 13-м и 22-м Антиохийского, 3-м Сардикийского и др.) и всей церковной традицией.

Константинополь[8] и те, кто поддерживает его действия[9], с уверенностью отвечают, что Церковь Украины, в качестве Киевской митрополии, издревле находилась в каноническом подчинении Вселенского Патриархата; никогда она не передавалась в юрисдикцию Русской Церкви и никогда Константинопольский Патриархат не соглашался с ее подчинением Москве. Следовательно, Константинополь имеет полное право свободно действовать на Украине, потому что она является епархией в его каноническом подчинении.

К тому же, чтобы поддержать это свое мнение, Вселенский Патриархат ссылается а «Συνταγμάτιο»[10], в котором Русь значится на 60-м месте как митрополия Вселенского Престола[11]. Без сомнения, в этом месте аргументация Вселенского Патриархата проста и в то же время исключительно сильна: Один лишь единственный факт написания митрополии в Синтагматии Вселенского Престола вне всякого сомнения или возражения свидетельствует о том, что она находится в каноническом подчинени Константинополя!   Но! 

Для того, чтобы доказать, что Киев находится в каноническом подчинении его юрисдикции, Константинополь обращается только к древним «Тактиконам» (Льва Мудрого,  XI в.), умалчивая следующии за ним, как будто церковная жизнь в том регионе тогда и замерла! Конечно никто не сомневается в том, что тогда, как и в последующие пять-шесть веков до XVI – XVII вв. вся Русская Церковь (первоначально одна митрополия во главе с Киевским[12], а затем две митрополии во главе с Киевским и Московским [митрополитами]) находились в каноническом подчинении Вселенского Патриархата, который полностью осуществлял свои канонические права и, прежде всего, совершая рукоположения и судя епископов[13].

Две судьбоносные даты: а) В 1593 году по решению четырех Восточных Патриархов Русская Церковь провозглашается Патриархатом[14] и б) 1686-1687 гг. Патриарх Константинопольский Дионисий IV Πатриаршим и Синодальным Актом «выносит решение, дабы святейшая Киевская епархия подчинялась святейшему патриаршему престола Великого и богоспасаемого града Московии»[15] [в своем письме «к царям России», чтобы не возникло перетолкования, Патриарх Дионисий IV  пишет: «эта митрополия Киевская да будет подчиняться Святейшему, Патриаршему престолу Московии, а в ней архиерействующие, тот, кто ныне, и по нем, да признает старцем и предстоятелем по временам бывающего Патриарха Московского, как от него рукополагаемый»[16]].

Итак, вопрос в том, что же происходило с XVI XVII вв. до апреля 2018 года, когда было официально объявлено, что Вселенский Патриарх Варфоломей намеревается предоставить  автокефалию. Что же все-таки было в течение последних трех с половиной веов? В чьем подчинении находилась Киевская митрополия и Украина вообще, согласно всеправославному церковному сознанию, а также самосознанию Вселенского Патриархата?

1. Следуя аргументации самого Вселенского Престола, давайте поищем ответы в неложном свидетеле канонической юрисдикции Престолов, т.е. в «Синтагматиях», к чьей юрисдикции относилась Украинская Церковь. Запись в нем – есть неопровержимый аргумент в пользу того, куда в церковном смысле относилась Украина.

i) «Тактиконы» (NOTITIA EPISCOPATUUM): В то время, как во всех сохранившихся «Тактиконах» (Notitia Episcopatuum 10 – 20) [17] с XI-XV вв. епархия Руси-Украины (Великой и Малой Руси или Киевской) записана как церковная епархия Вселенского Патриархата, Тактикон 21[18] XVI в. не включают Русь или Украину в подчиненные Вселенскому Патриархату церковные епархии!

ii) СИНТАГМАТИЙ Хрисанфа (1715)[19]: Патриарх Иерусалимский Хрисанф (Нотарас) в своем знаменитом Синтагматии (с. 66-69) подробно перечисляет зависимые от Константинопольского Патриарха церковные епархии, в число которых не включает Киевскую митрополию или иную епископию Украины.

Кроме того, начиная со с. 83 и далее он говорит о том, что относится «к святейшему патриаршему Престолу Московии». Вначале он упоминает тот факт, что Москве была дарована патриаршая честь и достоинство (с. 83-84), а затем на с. 84-85 он приводит границы «Московии», в которые вкючает и Украину. Следующая имеющая критическое значение глава с заголовком «О подчиненных патриарху Московии Престолах» (с. 86 и далее) упоминает Киев и Галицию (« Κιοβίας καὶ Ἁλικίας»), а также другие регионы Украины («Μεγάλης Νοβογορονδίας» (Великого Новогорода), «Σουσδαλίας» (Суздаля), «Τσερνιγβίας» (Чернигова), «Χολμογορίας» (Холмогор) и др.) как находящиеся в церковном подчинении Патриарха Московского! И наконец, на с. 87, приводя сведения «о привилегиях Московских архимандритов», к «самым главным архимандритам» Московского Патриархата он причисляет и украинских архимандритов, среди которых первый  « τοῦ Κιεβοπετζερσκίου» (Киево-Печерский), а за ним следуют другие с Украины (напр. « τῆς Τζερνιγοβιγίας») (Черниговский).

Выводы: В начале XVIII в.  церковное сознание в том виде, в каком оно было зафиксировано в 1715 г. Патриархом Иерусалимским Хрисанфом в его Синтагматии, без всяких возражений или хотя бы простой сдержанности видело епархию Киевскую и Украины в церковном подчинении Московского, а не Вселенского Патриархата. Следует отметиь, что  Вселенский Патриархат никогда не выдвигал никаких возражений против Синтагматий Христанфа.

iii) СИНТАГМАТИЙ 1855 г. Согласно изданному в Афинах в 1855 г. «Синтагматии о порядке патриарших Престолов и Автокефальных Синодов» с. 3-12, Киевская митрополия и регион Украины не входят в состав Константинопольского Патрирахата. На с. 16-18 Синтагматия « Κιέβου καὶ Γαλικίας» (Киевский и Галичский) записан как Митрополит «первоклассной епархии» «автокефальной Русской Церкви» равно как и иные епархии нынешней Украины!

iv) СИНТАГМАТИЙ 1896 г.[20]: В «СИНТАГМАТИИ митрополитов и епископов Вселенского Престола», который был издан «Патриаршей типографией в Константинополе» в 1896 году, Киевская митрополия или иная область Украины не упоминается в числе церковных епархий в составе Константинополя. Также, никакой монастырь Украины не внесен в список Синтагматия под названием «Ставропигиальные монастыри в подчинении Вселенского Престола» (с. 13-17).

v) СИНТАГМАТИЙ 1902[21]из «Патриаршей типографии»: В «действующем СИНТАГМАТИИ подчиненных Вселенскому Престолу митрополитов и епископов», который издан «Патриаршей типографией в Константинополе» в 1902 году, Киевская митрополия или иная область Украины не упоминается в числе церковных епархий в составе Константинополя. Также, никакой монастырь Украины не внесен в список Синтагматия под названием «Ставропигиальные монастыри в подчинении Вселенского Престола» (с. 13-17). В их число помещено только «Патриаршее подворье святого Сергия» в Москве (с. 17).

vi) В своем знаменитом труде «Синтагма божественных и священных канонов» (1-е издание 1855 г.) Г. Раллис и М. Потлис опубликовали «Порядок Престолов Православной Восточной Церкви», но включили Украину не в число епархий Вселенского Патриархата, а в «Автокефальную Русскую Церковь»[22]. По их завялению, свои данные они черпали из Синтагматиев.

vii) Ежегодно издаваемый  «Календарь Вселенского Патриархата» или с 2015 г. и далее  «Ежегодник Вселенского Патриархата» до 2018 года указывает на то, что Украинская Церковь находится в каноническом подчинении Москвы. Нет никакого упоминаня о том, что Киев в церковном отношении подчиняется Константинополю!

Выводы: из самого церковного и канонического сознания Вселенского Престола до 2018 года в том виде, в каком оно самым официальным и бесспорным образом фиксируется в официальных «Синтагматиях», «Календарях» и «Ежегодниках», которых сам Вселенский Патриархат издавал даже в собственной «Патриаршей типографии» Константинополя, следует, что до 2018 года он не рассматривал Украину в качестве своей канонической территории, но вполне официально и ясно признавал, что  она входит в каноническую юрисдикцию Патриархата России.

2. а) То же самое церковное сознание, что Украина была передана Вселенским Патриархатом и отныне подчиняется Русской Церкви выражал и сам Вселенский Патриарх Варфоломей в 2008 г., ссылаясь на Патриарший и Синодальный Акт 1687 г. Так, обращаясь к украинскому народу Патриарх Варфоломей говорит буквально следующее: «По долгу осуществляемое служение Вселенского Патриархата в Православной Церкви с явным принесением в жертву собственных прав, имеет наибольшее выражение в развитии его отношений в целом с избранной среди дщерей Церквей – Церковью Украины, которая семь веков подряд входила в его каноническую юрисдикцию, т.е., начиная с Крещения Великого Киевского княжества (988-1687) до присоединения его к русскому государства Петром Великим. В самом деле, Матерь Церковь в течение семи веков с готовностью жертвовала от своей скудости…Таким образом, Вселенский Патриарх Дионисий IV после присоединения Украины к России и под давлением Петра Великого в тех обстоятельствах счел необходимым и ее церковное подчинение Московскому Патриархату (1687 г.), несмотря на единодушное и сильное противодействие епископата Украины этому решению и при явном ущербе каноническим правам Матери Церкви, дабы испытания благочестивого украинского народа не стали при православном политическом руководстве еще более тягостными»[23]. Т.е. по словам Вселенского Патриарха Варфоломея, Патриаршее решение о «ее (Украины) церковном подчинении Московскому Патриархату (1687 г.)» было принято «при явном ущербе каноническим правам Матери Церкви». Тем более, сам Варфоломей со всей ясностью признает, что Церковь Украины «семь веков подряд (988-1687)…до присоединения его (княжества – прим. пер.) Петром Великим к русскому государству входила в его каноническую юрисдикцию» !

б) В ответных письмах Московскому Патриарху от 7 апреля 1997 года и от 26 августа 1999 года Вселенский Патриарх Варфоломей признает извержение из сана, которому Московский Патриархат подверг бывшего митрополита Филарета, замечая при этом буквально следующее: «наша Святая Великая Церковь Христова, полностью признавая в этом вопросе исключительную компетенцию Вашей Святейшей Русской Церкви, принимает принятые синодально решения о вышереченном, нисколько не желая доставлять какие-либо затруднения Вашей братской Церкви». Иными словами Патриарх Варфоломей признает за Патриархатом России два основополагающих права церковного подчинения: Право рукоположений (jus ordinandi), и право суда над епископами (jus jurandi), которые составляют и одноврменно доказывают полноту подчинения Киевской митрополии Патриарху Московскому и, следовательно, независимость ее от Константинополя.

Более того, никогда до апреля 2018 года Вселенский Патриарх Варфоломей не высказывал новоявленную и бездоказательную точку зрения на то, что Украина якобы всегда, постоянно и непрерывно подчинялась в церковном отношении Вселенскому Патриархату!

Таким образом, сам  Патриарх Варфолмей и тексты, которые издавал сам Вселенский Патриархат в не вызывающее подозрение время – абсолютно категоричны в утверждении того факта, что Украина подчиняется Московской Церкви и никоим образом не оправдывают позднейшие утверждения, высказываемые в тексте под названием «Вселенский Престол и Церковь Украины: Говорят документы», увидевшем свет в сентябре 2018[24]: «Вселенский Патриархат никогда не передавал Киевскую митрополию с тем, чтобы она стала составлять каноническую территорию Московского Патриархата» (с. 12). К тому же, толкуя Патриарший и Синодальный Акт Патриарха Дионисия IV 1686 года, составителя документа отмечают, что «смысл «подчинения» Киевской митрополии Московскому Патриархату состоял по сути только в разрешении на рукоположение митрополита Киевского» (с. 7), а «не идет речь о полной передаче Киевской епархии Патриарху Московскому» (с. 8); и завершают фразой о том, что с признанием автокефалии Церкви Польши «таким образом опосредованно было принято всеми православными Церквами, кроме Русской, и суверенное право Вселенского Престола на митрополию Киевскую и всей Украины» (с. 15).

Последняя фраза намекает и на скудость аргументов, и, в итоге, на тупик с церковной точки зрения, в который зашел Патриарх в своих утверждениях о том, что якобы обладает «суверенным правом» на Киев. Константинополь знает, что всеправославное согласие в отношении юрисдикции над какой-либо церковной епархией крайне необходимо. Но поскольку он им не располагает, то делая из нужды добродетель, в таком огромной важности вопросе довольствуется предполагаемым «опосредованным согласием…всех православых Церквей, кроме Русской»! Но он упускает из виду, что в пользу канонических прав Русской Церкви свидетельствует не какое-то «опосредованное согласие», но непосредственное, ясное и многочастне и многообразне выраженное [согласие] всех Православных Поместных Церквей! Может быть именно по этой причине он и не созывает Собрание Предстоятелей?

3. По вопросу о том, подчиняется ли Церковь Украины Патриархату России, высказалось и всеправославное церковное сознание, как это было зафиксировано в ежегодно издаваемых «Календарях», или «Диптихах» или «Ежегодниках» Поместных Православных Церквей. Все без какого-либо исключения Поместные Православные Церкви и Патриархаты признают, что Церковь Украины состоит в канонической юрисдикции Москвы. Все без какого-либо исключения Церкви считают единственным каноническим – митрополита Киевского Онуфрия, состоящего в подчинении Русской Церкви. Только с ним и его Синодом имели общение на межправославных и всеправославных сослужениях и в рамках комиссий все Православные Церкви. Это единогласие выражает всеправославно-вселенское церковное сознание Православия, которое никто не имеет право игнорировать без серьезных последствий.

4. Одновременно с неложным свидетельством Тактиконов-Синтагматиев, с поздними и необоснованными утверждениями Константинополя не согласны и авторитетные историки-сотрудники Вселенского Патриархата[25], которые в то время, когда это еще не вызывало подозрений, публиковали исследования, доказывающие ровно то, о чем свидетельствуют и Синтагматии, что последние три с половиной века Киев не принадлежал канонической юрисдикции Константинопольского Патриархата, но каноничеки подчинялся Русской Церкви! Для примера:

1. а) В своем знаменитом труде под названием «Официальные церковные документы, сохраняющиеся в кодексах патриаршего архива» тт. 1-3, изданном «Патриаршей типографией Константинополя» в 1902-1905 гг. [26] архиофилакс Вселенского Престола, архимандрит Каллиник (Деликанис) публикует «Синодальную Грамоту Вселенского Патриарха Паисия [Патриарху] Московскому Никону», в которой Вселенский называет Московского «Патриархом Московии, Великой и Малой Руси»[27]. Как известно, «Малороссия» это сегодняшняя Украина!

б) Сам архиофилакс Κ. Деликанис, говоря об «отделении Киевской митрополии от Москвы», дает такой комментарий: «Эта самостоятельность продолжалась до 1686 года, когда, после приобретения этими епархиями собственной независимости от поляков, цари…в целях их защиты от унии, разоряющей Православные Церкви Литвы и Польш, просили Вселенский Патриархат о воссоединении Киевской митрополии…с Московским Патриаршим Престолом, который возглавлял Патриарх Иоаким; Вселенский Патриарх Дионисий IV Муселин похавалил эту просьбу, причем совместное решение в изданном синодальном Томосе выносил и Патриарх Иерусалимский Досифей»[28]. Следует отметить, что этот очень хороший знаток патриарших документов архиофилакс Вселенского Престола называет Патриарший и Синодальный Акт Патриарха Дионисия IV «Синодальным Томосом», в издании которого участвовал как  «συναποφαινόμενος» (совместно принимающий решение) Патриарх Иерусалимский Досифей!

в) В ином месте он также повторяет: «Киевская митрополия продолжала управляться местоблюстителями вплоть до самого своего подчинения Московскому Патриаршему Престолу в 1686 году»[29].

Мы снова заметим, что вышеуказанная работа К. Деликаниса была издана «Патриаршей типографией в Константинополе», а ее репринтное издание в 1999 году вышло по решению Вселенского Патриарха Варфоломея!

 

  1. Профессор (а сейчас и протопресвитер) Феодор Зисис – многолетний клирик, сотрудник и советник Константинопольского Патриархата, на международном семинаре в Православном центре Вселенского Патриархата в Шамбези (Женева) в мае 1988 года сказал: «Православные русы этих стран с кафедрой в Киеве продолжали в качестве особой митрополии подчиняться юрисдикции Вселенского Патриархата и после отделения Москвы от Константинополя вплоть до 1686 года…когда Киев воссоединился с Москвой, и с одобрения Вселенского Патриархата было восстановлено единство»[30].
  2. Профессор Богословской школы Халки В. Ставридис, один из самых серьезных исследователей истории Вселенского Патриархата, не упоминает в списке епархий Вселенского Престола ни Киевскую митрополию, ни Украину[31].
  3. Профессор Г. Ларендзакис, архонт Великий протонотарий Вселенского Патриархата, в недавней своей статье косвенно, но ясно соглашается с тем, что Украина подчиняется Москве: «Московский Патриарха борется сейчас всеми силами, чтобы сохранить свое главенство и на Украине»[32].
  4. В особенности, я сошлюсь на профессора В. Фидаса, который является заслуженным профессором церковной истории и одним из важнейших сотрудников Вселенского Престола, почтенный титулом архонта дидаскала Церкви, а сегодня служащего в должности ректора Института православного богословия православного центра Вселенского Патриархата в Шамбези (Женева). В ряде своих научных публикаций на протяжении сорока лет (1966-2005) профессор Фидас пишет следующее, что самым ясным образом свидительствует о полной и канонической юрисдикции Русской Церкви над Украиной:

а) «Патриарх Константинопольский Дионисий передал Киевскую митрополию в каноническую юрисдикцию Московского (1687)» [33].

б) Петр Великий упраздняет патриаршество в Москве и вводит Синодальное правление. Это решение утверждает Вселенский Патриарх. Таким образом в Синоде Русской Церкви  в качестве одного из трех постоянных членов участвует митрополит Киевский (вместе с митрополитами Московским и Петербургским)[34].

в) Киевская Духовная академия является одной из четырех важнейших академий Московского Патриархата[35].

г) Митрополит Киевский был председателем Всероссийского Поместного собора 1917 года, на котором в России было восстановлено патриаршество[36].

д) Особо важным, носившим межправославный характер, был собор 1945 года. Профессор Фидас пишет: «В соборе 1945 года принимали участие патриарх Александрийский Христофор, патриарх Антиохийский Александр III, патирарх-«католикос» Церкви Грузии Каллистрат, представитель патриарха Константинопольского митрополит Фиатирский Герман, представитель Иерусалимского патриархата архиепископ Севастийский Афинагор, представитель Сербской Церкви митрополит Скопийский Иосиф, епископ Иосиф из Церкви Румынии и др…Этот собор составил и «Положение об управлении Русской Православной Церкви». В соответствии со статьей 19 этого Положения, в Священном Синоде, состоявшим из шести человек, в качестве постоянного члена принимал участие и митрополит Киевский[37]!  Разве у любого добронамеренного человека останется сейчас хотя бы малейшее сомнение в том, что митрополит Киевский не подчиняется Русской Церкви, учитывая согласное мнение в этом вопросе вышеуказанных Церквей?

е) Наконец, по словам профессора В. Фидаса, и Киев, и вся Украина, а также монастыри Украины входят в состав епархий Русской Церкви[38]!

Из вышеуказанных историчеких данных, которые приводят лучшие сотрудники Вселенского Патриарахат, следует, что в последние века православные на Украине принимали участие во всех аспектах церковной жизни Патриархата России (монашество, духовные школы, управление и даже в Священном Синоде и т.д.), а не Вселенского Патриархата.

[Принимая во внимание вышеуказаннаые научные выводы уважаемого профессора В. Фидаса (публиковавшиеся на протяжении сорок лет – 1965-2005!), его новоявленные утверждения в недавней публикации[39] (напр. о насильственном присоединении Украины к Русской Церкви, о не каноническом участии митрополита Киевского в Московском Патриаршем Синоде и т.д.) вызывают справедливое недоумение: «конкретным Синодальным Деянием Вселенского Патриархата (1686) восточные области Украины и Белоруссии не только не передавались в юрисдикцию Московского Патриархата полностью и окончательно, как необдуманно утверждают богословские консультанты Московского Патриархата, но, напротив, была провозглашена нерушимость канонической юрисдикции Вселенского Патриархата, распространявшейся на всю территорию Киевской митрополии», «на протяжение пяти веков Московский Патриархат старается насильно, опираясь чисто на политические или этнофилетические критерии навязать свои антиканонические претензии на подчинение Украинской Церкви своей деспотической юрисдикции, и потому церковная иерархия, духовенство и благочестивый народ Украины всегда отказывались признавать эту зависимость» и  «Конечно, эта своеобразная тягостная независимость закреплена в ее Уставе, поскольку Священный Синод Украинской Церкви избирает и рукополагает не только всех архиереев Украины, но и ее предстоятеля – митрополита Киевского и всея Украины. Тем не менее, этот статус тягостной независимости Украинской Церкви релятивизируется и ослабляется неканоническим требованием Московского Патриархата к митрополиту Киевскому быть постоянным членом Священного Синода Московского Патриархата, чтобы [через это], по всей видимости, выразить самовольную претензию на полное подчинение его [Московского Патриархата] канонической юрисдикции»! Совершенно очевидно, что полное опровержение вышесказанных новоявленных взглядов профессора уже было сделано им самим в его более ранних публикациях …].

  1. Стоит отметить тот факт, что церковное сознание даже самих украинских раскольников до весьма недавнего времени соглашалось с тем, что они канонически подчинялись Московскому Патриархату, а потому 1-3 ноября 1991 и 22 января 1992 года они дважды обращались именно в Москву, а не в Константинополь с письменной просьбой о предоставлении автокефалии!

В своем тексте «Вселенский Престол и Церковь Украины. Говорит документы» Вселенский Патриархат в отношении Патриаршего и Синодального Акта 1686 года замечает: «Также следует отметить и одну из аксиом права: власть, которая издала некий Акт, имеет абсолютный приоритет в его истолковании. Следовательно, в данном конкретном случае в толковании Патриарших и Синодальных актов первостепенная роль принадлежит Вселенскому Престолу»[40]. А поскольку и мы разделяем это убеждение, то в данном нашем кратком исследовании мы ограничились этим пунктом и попытались показать, исходя единственно и исключительно из данных самого Константинопольского Патриархата и его сотрудников, как компетентная власть, т.е. Вселенский Патриархат, истолковывал, понимал и на основании этого претворял в жизнь в течение трех с половиной веков подряд вышеуказанное решение Вселенского Патриарха Дионисия IV (1686) и бесспорную передачу Киева Русской Церкви.

А данные без всяких сомнений доказывают, что 332 года подряд само церковное сознание Вселенского Патриархата, Русской Церкви и всех Поместнх Патриархатом и автокефальных Церквей твердо и без серьезных расхождений соглашалось с тем, что православные Украины подчинялись Русской Церкви, в жизни которой они, как ее органическая часть, принимали каноническое участие на всех ее уровнях.

Это всеправославное устоявшееся и неопровержимое знание и церковный опыт постоянно и непрестанно проявлялись во всеправославных совместных богослужениях, в мирных визитах, во всеправославных торжествах, во всеправославных совещаниях, в международных конференциях, без каких-либо возражений или опасений.

Кто же интересно может пренебречь этим многочастне и многообразне выраженным всеправославным сознанием и опытом? Кто может претендовать на то, что стоит выше всеправославного сознания, которым и может пренебрегать?

(Следует часть вторая)

 

 

Перевел с новогреческого свящ. А. Чуряков

17.01.19

[1] В качестве примера см. ΦΕΙΔΑ ΒΛ. Ἐκκλησιαστικὴ Ἱστορία τῆς Ρωσίας (988-1988). Ἀθήνα: ἐκδ. Ἀποστολικῆς Διακονίας,  19883. Σ. 466. ΖΗΣΗΣ Θ. Κωνσταντινούπολη καὶ Μόσχα. Θεσσαλονίκη, 1989. ΖΗΣΗΣ Θ.  πρωτοπρ. Τὸ Οὐκρανικὸ Αὐτοκέφαλο. ἐκδ. Θεσσαλονίκη: “Τό Παλίμψηστον”, 2018. Σ. 110. MEYENDORFF J. Ἡ βυζαντινὴ παράδοση μετὰ τὴν ἅλωση τῆς Κωνσταντινούπολης. μτφρ. Στέφ. Εὐθυμιάδης. Ἀθήνα: ἐκδ. ΜΙΕΤ,  1994. Σ. 69 и далее.

[2] Страшно осознавать, что разделение русским народам-Церквам пытались навязать (тогда в итоге безуспешно) латиняне с помощью унии и латиномудрствующие патриархи Константинопольские Григорий Мамма (поборник Ферарро-Флорентийского собора) и сторонник Варлаама Иоанн Калека, в то время, как православные патриарихи Исидор, Нил и свт. Филофей Коккин защищали единство. Ζήσης Θεόδωρος, πρωτοπρ. Τὸ Οὐκρανικὸ Αὐτοκέφαλο. Σ. 40-78. Констатация трагического факта в отношении сегодняшней ирерархии нашего Патриархата…

Характерно письмо Патриарха Константинопольского Нила (1380-1388), из которого следует, что церковный порядок и предание («древний обычай сей митрополии…древний тот обычай») требовал, чтобы Церковь Руси (Великой и Малой) была объединена под началом одного епископа: «предварительно Пимен был рукоположен в митрополиты Великой Руси, и он же провозглашен и Киевским, согласно древнему обычаю сей митрополии, поскольку невозможно стать архиерем Великой Руси тому, кто прежде не был наречен Киевским, так как сия есть соборная церковь всея Руси и председательствующая митрополия…и Киевский и всея Руси…один именоваться, а после него, на все времена, архиереи всея Руси будут поставляемы, согласно тому древнему обычаю» (F. Miklosich-I. Müller. Acta et Diplomata graeca medii aevi, sacra et profana. ἐκδ. Nindobonae Carolus Gerold 1862. Т. Β΄ Σ. 17-18).

[3] http://www.romfea.gr/epikairotita-xronika/23802-presbeutis-sam-mpraounmpak-oi-ipa-upostirizoun-tin-autokefalia-stin-oukrania, см. ΑΝ. ΓΚΟΤΣΟΠΟΥΛΟΣ, «Ἀφελῆ ἐρωτήματα ἀφελοῦς ἱερέως…», στὸ http://anastasiosk.blogspot.com/2018/09/blog-post_45.html.

[4] http://www.romfea.gr/epikairotita-xronika/24036-oi-ipa-sto-pleuro-tou-oikoumenikou-patriarxeiou-gia-tin-oukrania

[5] Такой ответ дал «предстоятель» Епифаний на вопрос о содержании недавнего телефонного разговора с главой Госдепа США Майком Помпео (переведено с греческого – прим. пер.). http://aktines.blogspot.com/2018/12/blog-post_161.html

[6] Полностью с заявлениями нового «предстоятеля» можно ознакомиться по ссылке (дополнено по греческому переводу): https://news-front.info/2018/12/22/eksklyuziv-polnaya-versiya-razgovora-epifaniya-s-prankerami/

[7] Откровением выглядит статья украинского журналиста Тараса Мельника ««Объединительный собор» в Киеве: ход проведения, итоги и перспективы», http://aktines.blogspot.com/2019/01/blog-post_6.htm.

[8] «Ὁ Οἰκουμενικὸς Θρόνος καὶ ἡ Ἐκκλησία τῆς Οὐκρανίας, Ὁμιλοῦν τὰ κείμενα». Σεπτέμβριος 2018. Σ. 4. 12.  по ссылке; https://www.ec-patr.org/deltiotypou/ukraine/final%20oukraniko-1.pdf.

[9] Архиепископ Тельмисский Иов: «Утверждени Русской Церкви в отношении юрисдикции на Украине лишены основания и смысла, потому что Украина издревле была безусловной канонической территорией Вселенского Патриархата» (http://www.romfea.gr/oikoumeniko-patriarxeio/23889-arxiepiskopos-telmissou-oi-apeiles-tou-patriarxeiou-mosxas-einai-asimantes), см. и  ΑΘ. ΑΓΓΕΛΟΠΟΥΛΟΣ-ΕΜΜ. ΚΑΡΑΓΕΩΡΓΟΥΔΗΣ, «Ὁ κόσμος τῆς Ὀρθοδοξίας στὶς σημερινὲς γεωπολιτικὲς ἐξελίξεις στὴν Εὐρώπη. Οἱ περιπτώσεις Μητροπόλεως Κιέβου, δικαιοδοσίας τῆς Μητρὸς Ἐκκλησίας Κων/πόλεως (Πατριαρχικὸ καὶ Συνοδικὸ Γράμμα ἐκδόσεως, 1686) καὶ τῆς Ἀρχιεπισκοπῆς Ἀχρίδος, δικαιοδοσίας τοῦ Πατριαρχείου Βελιγραδίου (Πατριαρχικὸς καὶ Συνοδικὸς Τόμος, 1922), по ссылке: https://www.romfea.gr/katigories/10-apopseis/25686-o-kosmos-tis-orthodojias-stis-simerines-geopolitikes-ejelijeis-stin-europi-.

[10] «Συνταγμάτιον» (Синтагматий) – список митрополий, архиепископий и епископий и порядок очередности в рамках церковно юрисдикции Поместных Православных Патриархатов и Церквей. «Синтагматии» ранее носили наименования «Тактиконы» (Notitia Episcopatuum), а сегодня издаются под наименованием «Ἡμερολόγιο» (Календарь), «Δίπτυχα» (Диптихи) или «Ἐπετηρίδα» (Ежегодник).

[11] «Ὁ Οἰκουμενικὸς Θρόνος καὶ ἡ Ἐκκλησία τῆς Οὐκρανίας, Ὁμιλοῦν τὰ κείμενα». Σεπτέμβριος 2018. Σ. 4. 12.  по ссылке: https://www.ec-patr.org/deltiotypou/ukraine/final%20oukraniko-1.pdf.

[12] См. прим. 2.

[13] Приветственное обращение Патриарха Московского Пимена к Вселенскому Патриарху Димитрию (август 1987 г.): «Мы с благодраностью вспоминаем, что в начале своего исторического бытия Русская Православная Церковь управлялась греческой имерархией, будучи одной из митрополий Константинопольского Патриархата»// Ζήσης Θεόδωρος. Κωνσταντινούπολη καὶ Μόσχα. Σ. 217.

[14] Ζήσης Θεόδωρος. Κωνσταντινούπολη καὶ Μόσχα. Θεσσαλονίκη: ἔκδ. Βρυέννιος, 1999. Σ. 198-203.

[15] Ζήσης Θεόδωρος, πρωτοπρ. Τὸ Οὐκρανικὸ Αὐτοκέφαλο. Σ. 90.

[16] Ζήσης Θεόδωρος, πρωτοπρ. Τὸ Οὐκρανικὸ Αὐτοκέφαλο.  Σ. 95.

[17] J. DARROUZES. Notitiae Episcopatuum Ecclesiae Constantinopolitane. Paris 1981, σ. 319-418.

[18] «Τάξις προκαθεδρίας τῶν ὁσιωτάτων πατριαρχῶν καὶ αἱ μητροπόλεις καὶ αἱ ἀρχιεπισκοπαί, αἱ ὁποῖαι εὑρίσκονται τὴν σήμερον καὶ εἶναι ὑποκείμεναι τῇ βασιλίδι Κωνσταντινουπόλει». J. DARROUZES, Notitiae Episcopatuum Ecclesiae Constantino-politane. Paris, 1981. Σ. 419-421.

[19]  ΧΡΥΣΑΝΘΟΥ ΠΑΤΡΙΑΡΧΟΥ ΤΩΝ ΙΕΡΟΣΟΛΥΜΩΝ. Συνταγμάτιον. Τεργόβυστον Οὐγγροβλαχίας, 1715.

[20] Действующий ΣΥΝΤΑΓΜΑΤΙΟΝ τῶν ὑπὸ τὸν Οἰκουμενικὸν Θρόνων Μητροπολιτῶν καὶ Ἐπισκόπων,  ἐν Κωνσταντινουπόλει ἐκ τοῦ Πατριαρχικοῦ Τυπογραφείου. 1896, Σ. 20 (Действующий ΣΥΝΤΑΓΜΑΤΙΟΝ митрополитов и епископов Вселенского Престола).

[21] Действущий ΣΥΝΤΑΓΜΑΤΙΟΝ τῶν ὑπὸ τὸν Οἰκουμενικὸν Θρόνων Μητροπολιτῶν καὶ Ἐπισκόπων,  ἐν Κωνσταντινουπόλει ἐκ τοῦ Πατριαρχικοῦ Τυπογραφείου. 1902. Σ. 24

[22] Γ. ΡΑΛΛΗ-Μ. ΠΟΤΛΗ. Σύνταγμα τῶν θείων καὶ ἱερῶν Κανόνων. Ἀθήνησι, 1855 (репринт изд. Β. Ρηγόπουλου, Θεσσαλονίκη 2002). Т. Ε΄. Σ. 513-522.

[23] Речь Его Божественейшего Святейшества Вселенского Патриарха Варфоломея к украинскому народу (26 июля 2008 года) на сайте: https://fanarion.blogspot.com/2018/09/blog-post_25.html

[24]https://www.ec-patr.org/deltiotypou/ukraine/final%20oukraniko-1.pdf. Критику Русской Церкви на вышеуказанный документ см. https://mospat.ru/wp-content/uploads/2018/11/Answer-to-Ecumenical-Throne.pdf?x43367.

[25] В настоящей публикации мы ссылаемся только на ближайших сотрудников Вселенского Патриархата. Однако, отметим, что те, кто занимался этим вопросом, сходятся во мнении о том, что в 1686-1687 гг. Патриарх Дионисий IV передал Киевскую митрополию в каноническую юрисдикцию Московскому Патриархату. В качестве примера: ΤΖΩΡΤΖΑΤΟΥ Β. Οἱ βασικοὶ  θεσμοὶ διοικήσεως τῶν Ὀρθοδόξων Πατριαρχείων, μετὰ ἱστορικῶν ἀνασκοπήσεων. Ἑν Ἀθήναις, 1972. с. 169: «передача Вселенским Патриархом Дионисием Киевской митрополии в административное подчинение Московскому Патриархату (1687)». ΣΤΕΦΑΝΙΔΗ Β. Ἐκκλησιαστικὴ Ἱστορία. Ἀθῆναι, 1970. с. 448: «В XVII-м столетии Малороссия…и в церковном отношении соединилась с ней (1685). Это соединение было утверждено Константинопольским Патриархом (1687), и таким образом была утрачена всякая зависимость Малороссии от этого (Константинопольского) патриархата. Митрополит Киевский стал подчиняться Московскому [Патриарху]».

[26] Вышло репринтное издание под названием: ΔΕΛΙΚΑΝΗΣ Κ. Ἐπίσημα Ἐκκλησιαστικὰ Ἔγγραφα τοῦ  Οἰκουμενικοῦ Πατριαρχείου. Т. Α-Γ, 1999.

[27]  ΔΕΛΙΚΑΝΗΣ Κ. ibid. Τ. Γ΄ Σ. 36.

[28]  ΔΕΛΙΚΑΝΗΣ Κ. ibid. Τ. Γ΄ Σ. 7 примечание.

[29]  ΔΕΛΙΚΑΝΗΣ Κ. ibid. Τ. Γ΄ Σ. 34.

[30]  ΖΗΣΗΣ Θ. Κωνσταντινούπολη καί Μόσχα. Σ. 31.

[31]ΣΤΑΥΡΙΔΟΥ Β. Συνοπτικὴ Ἱστορία τοῦ Οἰκουμενικοῦ Πατριαρχείου. Θεσσαλονίκη: ἐκδ. Πατριαρχικὸ Ἵδρυμα Πατερικῶν Μελετῶν, 1991. Σ. 91-93.

[32] ΓΡ. ΛΑΡΕΝΤΖΑΚΗ, «Σκέψεις καί σχόλια τῶν ἐξελίξεων γιά τό Αὐτοκέφαλον τῆς Ἐκκλησίας τῆς Οὐκρανίας», στό http://anastasiosk.blogspot.com/2018/11/blog-post_703.html

[33]  ΦΕΙΔΑ ΒΛ. Ἐκκλησιαστικὴ  Ἱστορία τῆς Ρωσίας. С. 273-274. К тому же самому выводу приходит и прот. Ф. Зисис в книге Τὸ Οὐκρανικὸ Αὐτοκέφαλο. С. 79-98.

[34]  ΦΕΙΔΑ ΒΛ. Ἐκκλησιαστικὴ  Ἱστορία τῆς Ρωσίας. С. 317-318. Его же. «Ρωσικὴ Ἐκκλησία». ΘΗΕ Т. 10. С. 1055.

[35]  ΦΕΙΔΑ ΒΛ. Ἐκκλησιαστικὴ  Ἱστορία τῆς Ρωσίας. Σ. 301-304.

[36]  ΦΕΙΔΑ ΒΛ. Ἐκκλησιαστικὴ  Ἱστορία τῆς Ρωσίας. Σ. 335.

[37]  ΦΕΙΔΑ ΒΛ. Ἐκκλησιαστικὴ  Ἱστορία τῆς Ρωσίας. ΅Σ. 348-349. Его же. «Ρωσικὴ Ἐκκλησία». ΘΗΕ Τ. 10. Σ. 1077. ΤΖΩΡΤΖΑΤΟΥ Β. Οἱ βασικοὶ  θεσμοὶ διοικήσεως τῶν Ὀρθοδόξων Πατριαρχείων, μετὰ ἱστορικῶν ἀνασκοπήσεων. Ἐν Ἀθήναις, 1972. Σ. 177.

[38]  ΦΕΙΔΑ ΒΛ. «Ρωσικὴ Ἐκκλησία». ΘΗΕ Τ. 10. Σ 1078.

[39] ΦΕΙΔΑ ΒΛ. «Ἡ Συνοδικὴ Πράξη τοῦ Οἰκουμενικοῦ Πατριαρχείου (1686) καὶ ἡ Αὐτοκεφαλία τῆς Ἐκκλησίας Οὐκρανίας» на сайте: https://www.orthodoxianewsagency.gr/gnomes/h-συνοδική-πράξη-1686-και-η-αυτοκεφαλία/.

[40] «Ὁ Οἰκουμενικὸς Θρόνος καὶ ἡ Ἐκκλησία τῆς Οὐκρανίας, Ὁμιλοῦν τὰ κείμενα». Σεπτέμβριος 2018.  Σ. 16. На сайте: https://www.ec-patr.org/deltiotypou/ukraine/final%20oukraniko-1.pdf.