Московского Патриархата
На сайте используются cookie-файлы, которые помогают показывать Вам самую актуальную информацию. Продолжая пользоваться сайтом, Вы даете согласие на использование ваших Метаданных и cookie-файлов. Управление cookie
Слово Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла после Божественной литургии в Соборе Воскресения Христова г. Тираны
29 апреля 2018 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл и Блаженнейший Архиепископ Тиранский и всей Албании Анастасий совершили Божественную литургию в кафедральном соборе Воскресения Христова в Тиране.
По окончании Литургии со словами пасхального приветствия к Предстоятелю Русской Православной Церкви обратился Блаженнейший Архиепископ Анастасий.
Далее прозвучало ответное слово Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла.
Ваше Блаженство,
досточтимые Собратья-архипастыри, всечестные отцы,
дорогие братья и сестры!
Сегодня в совершении Божественной Евхаристии и в нашей совместной молитве мы вместе со всей Святой Православной Церковью продолжаем праздновать Святую Пасху. В этот воскресный день Церковь предлагает в наше назидание евангельский текст об исцелении Спасителем расслабленного, как будто не имеющий прямой связи с событием Воскресения Христова. Спаситель исцеляет человека, который на протяжении тридцати восьми лет был одержим тяжкой, неизлечимой болезнью – параличом. Разговаривая со Христом, больной даже не просит Его о помощи: этот несчастный продолжал надеяться на Божие чудо, но не имел сил даже просить о нём. И в своём абсолютном бессилии он неожиданно получает то, на что надеялся.
Чудесное исцеление – это обновление повреждённой человеческой природы, явление славы Божией на человеке. Церковь живёт сейчас Пасхальными событиями и вспоминает их. Исцеление – это пусть даже частичное, временное, но торжество над тленом, страданием и смертью, а значит, в некотором смысле, и прообраз воскресения. Евангельское чтение об исцелении расслабленного призвано напомнить нам, что Воскресение Христово – это врачевство, средство исцеления нашего бренного мира, разбитого параличом греховности и отпадшего от Бога.
Воскресение – это самое сверхъестественное изменение человеческой природы, какое только можно себе представить. Человек привык думать, что его жизнь недолговечна и имеет свой неизбежный конец. Когда апостол Павел в Афинах, столице греческой учёности, пытался говорить о воскресении мёртвых, местные философы подняли его на смех: Об этом послушаем тебя в другое время (Деян. 17. 32). Для языческого интеллектуала тех времён было непостижимо, как человек – ничтожная песчинка в необъятном космосе – может превзойти столь фундаментальный закон природы как смерть.
Апостол Павел говорит: Мы проповедуем Христа распятого, для иудеев соблазн, а для еллинов безумие (1 Кор. 1. 23). Философам казалась непонятной христианская вера в исключительную милость Божества к человеку. С их точки зрения Божество должно быть бесконечно совершенным, и в Своём совершенстве – бесконечно далёким от человеческой немощи и боли. Евангельское слово о Богочеловеке Христе, распятом, умершем и воскресшем ради нашего спасения, ниспровергло эту убеждённость. Оно является основой, непоколебимым фундаментом нашей веры в безграничность милосердия Божия к падшему человеческому роду. Если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша (1 Кор. 15. 13).
Мы также слышали сейчас и чтение из Деяний святых апостолов о том, как апостол Пётр воскресил праведную и боголюбивую Тавифу – по молитвам всех, кого она облагодетельствовала при жизни. Эта история напоминает мне об истории многострадальной Албанской Церкви. На протяжении веков она служила своему народу в самых трудных условиях; едва ли не полностью была уничтожена в страшные годы атеистических гонений; и вновь воскресла, чтобы с помощью Божией новыми силами нести своё служение людям. Даже этот прекрасный храм Воскресения Христова, и само имя Вашего Блаженства – Анастасий – связаны с удивительной судьбой вашей Церкви. Албанская Православная Церковь – это поистине Церковь Воскресения Христова.
Воскресение для нас – это торжество над мировым злом, безоговорочная победа над ним. Вера во Христа распятого и воскресшего открывает путь наиболее эффективного противостояния злу, но противостояния мирного и сострадательного к людям. Сила и мужество христиан не в агрессии и жажде мести, а в кротком и неуклонном свидетельстве об истине в любых условиях, в готовности всегда служить этой истине.
Христианское мученичество – это не просто героическая смерть в борьбе за свои убеждения: прежде всего, это акт сострадания по отношению к заблудшим. Мы говорим, что мученики своей смертью свидетельствуют о Христе. Путь мученика – это усилие исправить, пусть даже ценой собственной жизни, человеческую неправду, исцелить духовную слепоту своих ближних светом Божественной Истины. Так выстояли наши Церкви во времена страшных атеистических гонений ΧΧ века: кротостью и правдой своего свидетельства они преодолевали, попирали смерть и страдания падшего мира. Христианское мученичество – это не смерть, а её полная противоположность, торжество подлинной жизни.
И служение Церкви людям – тоже часть этого свидетельства, часть её исповеднического подвига здесь, на земле. Я помню, какие труды взяла на себя Албанская Православная Церковь под руководством Вашего Блаженства во время вооружённого конфликта в Косово, принимая всех беженцев, вне зависимости от их религии и политических убеждений. Православный мир был потрясён: столь малыми силами была проделана столь невероятная работа. Церковь не в силах предотвратить всё горе и все несчастья, которые приносит в мир злая человеческая воля. Но она может противопоставить злу и смерти своё единственное и непобедимое оружие жизни – любовь и сострадание ко всему человеческому роду.
Равноапостольный Косма Этолийский, некогда проповедовавший в этих землях и здесь же принявший свою мученическую кончину от иноверцев, в своих наставлениях говорит замечательные слова: «У Всеблагого и Многомилостивого Бога есть много разных имён: он именуется и Светом, и Жизнью, и Воскресением. Но главное имя нашего Бога – Любовь». Любовь Христова нас животворит, и где она есть – там нет места смерти.
Я благодарю Ваше Блаженство за приглашение, за возможность совместной молитвы с Вами и со всей полнотой Святой Албанской Церкви. Мир и любовь о Христе да пребудет со всеми нами, и да хранит Господь вашу святую Церковь и её благочестивую паству!
Служба коммуникации ОВЦС
Патриарх
05 ноября в 13:00
04 ноября в 19:40
Председатель Отдела
19 ноября в 13:40
19 ноября в 11:00
Проповеди
17 октября 2021 в 22:00
11 сентября 2021 в 20:00
29 августа 2021 в 23:00
01 августа 2021 в 22:00
27 июня 2021 в 23:00
19 марта 2021 в 15:56
07 марта 2021 в 22:34
15 февраля 2021 в 20:00
07 февраля 2021 в 21:20
31 января 2021 в 20:26
24 января 2021 в 21:20
20 ноября в 09:45
19 ноября в 10:30
17 ноября в 19:01
09 ноября в 23:30
09 ноября в 22:30
05 ноября в 14:10
05 ноября в 13:00
04 ноября в 19:40
04 ноября в 11:00
02 ноября в 15:30
01 ноября в 12:30
30 октября в 15:15
30 октября в 14:30
29 октября в 21:00
19 ноября в 13:40
19 ноября в 11:00
18 ноября в 10:30
17 ноября в 19:01
17 ноября в 18:00
16 ноября в 19:00
12 ноября в 13:50
11 ноября в 19:20
11 ноября в 12:30
08 ноября в 21:00
17 октября 2021 в 22:00
14 октября 2021 в 22:00
03 октября 2021 в 20:00
11 сентября 2021 в 20:00
29 августа 2021 в 23:00
01 августа 2021 в 22:00
27 июня 2021 в 23:00
19 марта 2021 в 15:56
07 марта 2021 в 22:34
15 февраля 2021 в 20:00
14 февраля 2021 в 19:34
09 февраля 2021 в 19:02
07 февраля 2021 в 21:20
31 января 2021 в 20:26
24 января 2021 в 21:20