Главная страница Новости
Митрополит Иларион: Ноев ковчег является прообразом Цер…

Митрополит Иларион: Ноев ковчег является прообразом Церкви Христовой

28 февраля 2017 года, во вторник первой седмицы Великого поста, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион совершил великое повечерие с чтением Великого покаянного канона преподобного Андрея Критского в московском храме в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость», что на Большой Ордынке. Владыке сослужили клирики храма.

По чтении канона митрополит Волоколамский Иларион обратился к молящимся с архипастырским словом:

«Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

В течение Великого поста Святая Церковь призывает нас вчитываться в истории Ветхого Завета. Но у тех, кто начинает читать Библию без подготовки, одна из этих историй вызывает особенно много недоумений. Зачастую на ней люди и останавливаются, ибо им кажется, что невозможно ответить на все вопросы, которые возникают после ее прочтения. История эта о Всемирном потопе.

В книге Бытия говорится, что Бог создал человека по образу и подобию Своему.  Мы читаем, как первые люди – Адам и Ева – согрешили, ослушались Бога и были изгнаны из рая; как они начали жить на земле в трудах и скорбях; как начал умножаться грех в геометрической прогрессии и как всякая плоть извратила свой путь перед Богом. В какой-то момент автор книги Бытия говорит, что Господь, увидев, что люди все глубже и глубже погружаются в пучину греха, раскаялся в том, что создал человека на земле, и решил погубить все человечество, за исключением одного праведника и его семьи.

Этим праведником был Ной. Господь сказал ему: «Сделай себе ковчег <…> И вот, Я наведу на землю потоп водный, чтоб истребить всякую плоть, в которой есть дух жизни, под небесами; все, что есть на земле, лишится жизни <…> и войдешь в ковчег ты, и сыновья твои, и жена твоя, и жены сынов твоих с тобою. Введи также в ковчег [из всякого скота, и из всех гадов, и] из всех животных, и от всякой плоти по паре, чтоб они остались с тобою в живых; мужеского пола и женского пусть они будут. Из [всех] птиц по роду их, и из [всех] скотов по роду их, и из всех пресмыкающихся по земле по роду их, из всех по паре войдут к тебе, чтобы остались в живых [с тобою, мужеского пола и женского]» (Быт 6. 14-21).

Ной начинает строить гигантский ковчег. Мы не можем себе представить, как долго он его строил и что претерпел за время строительства. Ведь наверняка многие современники смеялись над ним, видя, какую немыслимую стройку он затеял. Наблюдая за его работой, они тем не менее не верили его словам, ибо ничто не предвещало беды.

Когда на землю пришел потоп, Ною было 600 лет. Господь повелел ему вместе с семьей войти в ковчег, после чего воды потопа обрушились на землю. Вода затопила дома, деревни, города, поднялась до верхушек гор. Затем и все высокие горы полностью покрылись водою. Все живое на земле было уничтожено, остался только Ной и все, кто были с ним в ковчеге. Вода же продолжала пребывать.

Как далее повествует книга Бытия – «И вспомнил Бог о Ное, и о всех зверях, и о всех скотах, бывших с ним в ковчеге» (Быт. 8.1). Господь навел на землю ветер, и воды остановились. Дождь прекратился, и вода постепенно стала спадать. По прошествии еще некоторого времени Ной выпустил из ковчега сначала ворона, затем голубя, чтобы понять, сошла ли вода с земли. И когда, наконец, удостоверился, что вода окончательно сошла, открыл дверь ковчега и вместе со своими сродниками вышел на обновленную потопом землю,  и выпустил всех животных, которых взял в ковчег.

И тогда Господь, посмотрев на него, сказал: «Не буду больше проклинать землю за человека, потому что помышление сердца человеческого – зло от юности его; и не буду больше поражать всего живущего» (Быт. 8. 21).

Вся эта история современному человеку может показаться весьма странной. Что это за Бог, Который сначала создает, а потом раскаивается в Своем творении – дает жизнь, а потом всех губит в водах потопа? Если Бог настолько жесток и несправедлив, стоит ли вообще в Него верить? Так могут рассуждать люди, которые подходят к библейскому тексту без должной подготовки и без должного разумения.

В тексте Ветхого Завета мы должны прежде всего видеть таинственное откровение о Господе и о взаимоотношениях Бога с людьми. Это весть о Боге, обращенная к нам, которая звучит в свете новозаветного откровения. Если мы читаем Библию в свете новозаветного откровения, тогда все ветхозаветные истории, включая историю Всемирного потопа, приобретают для нас совершенно особый смысл, ибо каждая из них прообразует реальности Нового Завета: Ной является прообразом Христа, воды потопа воспринимаются как один из прообразов Крещения, а Ноев ковчег является прообразом Церкви Христовой, которая спасает людей в бушующих волнах житейского моря.

Читая Ветхий Завет в свете Нового Завета, мы понимаем, что Господь заботится о человеке. Зачастую люди спрашивают: «Почему Бог не останавливает зло, когда оно совершается? Почему столько зла совершается в мире, а Бог все это терпит?» И Бог как бы оказывается между двумя человеческими вопрошаниями. Одни недоумевают, как Бог может быть таким жестоким, почему Он наказывает за грехи, а другие совопросники века сего теряются в догадках, как Господь может быть таким безразличным, позволять грешникам укореняться в грехах, и, как им кажется, ничего не делать для того, чтобы остановить зло.

Но Господь сказал через пророка: «Мои мысли – не ваши мысли, ни ваши пути – пути Мои <...> Но как небо выше земли, так пути Мои выше путей ваших, и мысли Мои выше мыслей ваших» (Ис. 55, 8-9). Мы не способны проникнуть в глубину разума Божия. И всякий раз, когда у нас возникают при чтении Священного Писания или при каких-либо иных обстоятельствах вопросы: почему Бог делает так, а не иначе, почему не поступает так, как мы хотим, – мы должны сказать себе, что не в наших силах познать путь Господень.

В наших силах – распознать собственный путь и, видя перед собой примеры отцов из Библии, понять, чему мы можем научиться у них. На примере ветхозаветных праведников Библия учит нас безгранично верить Богу, любить Его и доверять не себе, а прежде всего Господу, во всем следуя Его воле. Эти простые, но глубокие истины раскрываются нам через чтение Ветхого Завета, а в Новом Завете обретают совершенно новое звучание. Как, например, история Всемирного потопа, которая повествует и о праведности человеческой, и о грехе. Она рассказывает о Боге, Который и пресекает зло, и восстанавливает справедливость, дает человечеству еще один шанс, чтобы покаяться и возвратиться к Нему, чтобы вновь научиться жить по Его заповедям.

Обновленное водами потопа человечество – это прообраз того нового человечества, которое в Церкви Христовой обновляется водами Крещения. Радуга, которую установил Господь в знак завета между Собой и людьми – это образ благословения, которое Господь дает через Церковь всякому, кто желает его получить. Церковь является Ноевым ковчегом, где каждому хватит места – не только одной семье, не только тысячам или сотням тысяч семей, но всякий, кто захочет, может войти в этот Ноев ковчег. Всякого, кто пожелает, Ноев ковчег - Церковь Христова -  будет вести ко спасению.

Но Господь ставит одно условие: мы должны всецело доверять Ему. Ведь когда Он сказал Ною, что будет потоп и поэтому следует заняться огромной стройкой, тот не стал задавать Господу лишних вопросов. Он не спрашивал, как это может быть, или почему это будет? Он ни на секунду не усомнился и не поколебался - Господь сказал, и он начал работу. Примеры такой безграничной веры мы еще не раз встретим на страницах Ветхого Завета.

Будем в дни Великого поста обращаться к ветхозаветным книгам, а если станет что-то непонятно, будем прибегать к толкованиям Святых отцов, таким как Иоанн Златоуст, и другим, которые специально для нас истолковали ветхозаветные тексты, чтобы мы, читая их, не блуждали в потемках, но понимали смысл каждого из библейских рассказов.

Господь Иисус Христос положил начало истолкованию ветхозаветных текстов, которое впоследствии было продолжено Его святыми апостолами. В частности, апостол Павел в своих посланиях указал на многие места из Ветхого Завета, прообразующие новозаветные реальности. Затем эту эстафету подхватили Святые отцы Церкви, оставив для нас глубокие толкования. Их тексты помогают нам лучше понять смысл Ветхого Завета и научиться тому, что необходимо каждому христианину на пути ко спасению. Аминь".

 

Служба коммуникации ОВЦС

Поделиться:
Поздравление Предстоятеля Русской Православной Церкви Блаженнейшему Патриарху Антиохийскому Иоанну X с днем тезоименитства

26 сентября в 12:00

Поздравление Святейшего Патриарха Кирилла по случаю 55-летия основания Организации исламского сотрудничества

25 сентября в 10:30

Святейший Патриарх Кирилл возглавил работу заседания Высшего Церковного Совета

24 сентября в 13:35

Поздравление Святейшего Патриарха Кирилла митрополиту Филиппопольскому Нифону с 65-летием принятия священного сана

22 сентября в 13:13

Патриаршее поздравление протоиерею Михаилу Протопопову с 80-летием со дня рождения

20 сентября в 10:40

Святейший Патриарх Кирилл вручил председателю Управления мусульман Кавказа орден святителя Алексия

19 сентября в 21:00

Соболезнование Святейшего Патриарха Кирилла в связи с наводнением в южных районах Польши

19 сентября в 19:30

Состоялась встреча Святейшего Патриарха Кирилла с председателем Организации по культуре и исламским связям Ирана

19 сентября в 17:00

Святейший Патриарх Кирилл вручил протоиерею Михаилу Протопопову орден преподобного Сергия Радонежского

17 сентября в 16:10

Послание Предстоятеля Русской Церкви Святейшему Патриарху Сербскому Порфирию в связи с кощунственной акцией на развалинах древней Ульпианы

14 сентября в 22:00

В праздник 300-летия перенесения мощей благоверного князя Александра Невского в Санкт-Петербург Святейший Патриарх Кирилл совершил молебен на площади Александра Невского в Северной столице

12 сентября в 16:36

Предстоятель Русской Церкви возглавил торжества по случаю 300-летия перенесения мощей благоверного князя Александра Невского в Санкт-Петербург

12 сентября в 14:55

Святейший Патриарх Кирилл посетил Никольское и Большеохтинское кладбища Санкт-Петербурга

11 сентября в 19:00

Святейший Патриарх Кирилл выступил на X Санкт-Петербургском международном форуме объединенных культур

11 сентября в 18:00

Обращение Святейшего Патриарха Кирилла в связи с обстрелом Белгорода

31 августа в 18:00

Состоялось очередное заседание редакционного совета журнала «Церковь и время»

26 сентября в 14:00

Митрополит Волоколамский Антоний возглавил торжество престольного праздника в храме Воскресения Словущего в Даниловской слободе

26 сентября в 13:50

Председатель ОВЦС поздравил Предстоятеля Антиохийской Православной Церкви с тезоименитством

26 сентября в 12:00

Святейший Патриарх Кирилл возглавил работу заседания Высшего Церковного Совета

24 сентября в 13:35

Председатель ОВЦС принял участие в приеме Духовного управления мусульман РФ

22 сентября в 18:00

Митрополит Волоколамский Антоний совершил Божественную литургию на Китайском Патриаршем подворье

21 сентября в 17:17

Святейший Патриарх Кирилл вручил председателю Управления мусульман Кавказа орден святителя Алексия

19 сентября в 21:00

Состоялась встреча Святейшего Патриарха Кирилла с председателем Организации по культуре и исламским связям Ирана

19 сентября в 17:00

Патриаршая награда вручена российскому дипломату

19 сентября в 15:00

Состоялась встреча председателя ОВЦС с делегацией Высшего духовного совета езидов

18 сентября в 18:18

Приветствие председателя ОВЦС участникам конференции «Харбин – город дружбы России и Китая»

18 сентября в 13:45

Святейший Патриарх Кирилл вручил протоиерею Михаилу Протопопову орден преподобного Сергия Радонежского

17 сентября в 16:10

Митрополит Волоколамский Антоний встретился с делегацией Православной Церкви в Америке

16 сентября в 16:00

Святейший Патриарх Кирилл посетил Никольское и Большеохтинское кладбища Санкт-Петербурга

11 сентября в 19:00

Святейший Патриарх Кирилл выступил на X Санкт-Петербургском международном форуме объединенных культур

11 сентября в 18:00

Председатель ОВЦС совершил Литургию в храме Покрова Пресвятой Богородицы в Рубцове

17 октября 2021 в 22:00

Митрополит Иларион: в день Покрова Пресвятой Богородицы мы прославляем небесное заступничество Матери Божией

14 октября 2021 в 22:00

Председатель ОВЦС совершил Литургию в престольный праздник московского храма свв. мучеников Михаила и Феодора на Черниговском подворье

03 октября 2021 в 20:00

Митрополит Иларион возглавил престольный праздник академического храма Общецерковной аспирантуры

11 сентября 2021 в 20:00

Митрополит Иларион: Очень многое в жизни человека зависит от веры

29 августа 2021 в 23:00

Митрополит Иларион: Святой Дух – главное сокровище христианской души

01 августа 2021 в 22:00

Митрополит Иларион: Святость – это постоянное стремление подражать Господу Иисусу Христу

27 июня 2021 в 23:00

Митрополит Иларион: Будем в любых обстоятельствах жизни сохранять верность Господу Иисусу Христу

19 марта 2021 в 15:56

Митрополит Иларион: Бог желает не осудить, а спасти нас

07 марта 2021 в 22:34

Митрополит Иларион: Встреча с Богом – главная цель в жизни человека

15 февраля 2021 в 20:00

Митрополит Иларион: Евангельская история о Закхее учит нас, как реагировать на присутствие Бога в нашей жизни

14 февраля 2021 в 19:34

Митрополит Иларион: Достоевский через все свое творчество проповедовал евангельский идеал – Христа

09 февраля 2021 в 19:02

Церковь прославляет всех мучеников и исповедников за имя Христово

07 февраля 2021 в 21:20

Митрополит Иларион: Без наших собственных усилий Бог не сможет нас спасти

31 января 2021 в 20:26

Митрополит Иларион: Господь всегда нам дает возможность проявить свои способности

24 января 2021 в 21:20

Page is available in the following languages
Обратная связь

Поля отмеченные * обязательны для заполнения

Отправить обращение
Рус Укр Eng Deu Ελλ Fra Ita Бълг ქარ Срп Rom عرب