Митрополит Иларион: Каждое из богослужений Страстной седмицы говорит о важнейших событиях в истории нашего спасения
Вечером 16 апреля 2014 года, в Великую среду, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион совершил Литургию Преждеосвященных Даров в московском храме в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» на Большой Ордынке. Архипастырю сослужили клирики храма.
За богослужением песнопения были исполнены Московским синодальным хором под управлением заслуженного артиста России А.А. Пузакова.
По окончании Литургии владыка Иларион обратился к верующим со словом проповеди:
«Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
В Великую среду на вечерней Литургии Преждеосвященных Даров мы слышим евангельское повествование о женщине, которая накануне крестных страданий Спасителя подошла к Нему, возлежащему на вечере, разбила сосуд драгоценного благоуханного мира, возлила на Его ноги и отирала их своими волосами, омывала своими слезами. Ученики, увидев это, вознегодовали: «К чему такая трата? Ведь можно было продать это миро, а вырученные за него деньги раздать нищим» (см. Мф. 26. 6-9). Апостол и евангелист Иоанн Богослов упоминает, что учеником, высказавшим недовольство, был Иуда Искариот, который в апостольской общине считал деньги и отвечал за благосостояние и благотворительность. Увидев, как проливается драгоценное миро, он сказал, что гораздо правильнее и экономнее было бы его продать, а деньги раздать нищим (см. Ин. 12. 3-6). С того времени в сердце Иуды окончательно сформировалось намерение предать Спасителя, что он и сделал за тридцать сребреников (см. Мф. 26. 16).
Перед нами два примера: пример женщины и пример мужчины. Читая Ветхий Завет, мы не раз и не два встречаем рассказы о том, как женщина становилась проводником греха. Это и повествование о Еве, которая послушалась искусителя и затем соблазнила Адама (см. Быт. 3. 1-7). Это и повествование из Книги Иова, что мы сегодня слышали, в котором говорится, как Господь поразил Иова всеми несчастьями, бедами и скорбями для того, чтобы испытать его веру. Жена же пришла к нему и дала ценный совет: «Похули Бога и умри». Но Иов не послушался совета своей жены − не похулил Бога, и во всем, что сделал и сказал, как говорит автор Книги Иова, он не согрешил перед Господом (см. Иов. 2. 9-10)
Новый Завет нам приводит в пример совершенно других женщин. Мы вообще не встречаем примеров предательства или отречения, которые были бы связаны с женщинами. Предателем оказался один из ближайших учеников Христа. Еще один из учеников отрекся от Спасителя в тот момент, когда Он был осужден на смерть. А женщины, как рассказывается в Евангелии, следовали за Иисусом; когда ученики оставили Спасителя, страдающего на Кресте, у женщин, следовавших за Учителем, не было никаких сомнений, и именно они стояли при Кресте Иисуса.
И та женщина, которая возлила благоуханное миро на ноги Спасителя, меньше всего думала о человеческой славе, о том, что, по слову Господа, во всем мире, во всех странах, на всех языках, где будет проповедано Евангелие, будет сказано о ней и о том, что она сделала (см. Мф. 26. 13). Многие деяния людей − мужчин и женщин − совершенные в разные эпохи, преданы забвению, и мы никогда не узнаем, что делали эти люди, а поступок женщины, которая почувствовала, что Господь Иисус Христос − не простой человек, а Тот, Кто может даровать ей прощение грехов, остался зафиксированным в евангельском тексте и в памяти Церкви.
В течение всей истории Церкви было очень много таких женщин, скромных и незаметных, которые по-разному вели себя в жизни, но когда наступал критический момент, не отрекались от Бога, не отходили от Церкви. Они сохраняли веру. Мало было женщин, которые участвовали в революциях, в гонениях на Церковь − в основном все эти преступления совершались руками мужчин, а женщины – скромные, смиренные, незаметные – приходили в храмы даже во времена жестоких гонений, когда открытых церквей оставалось мало и на город с миллионным населением, может быть, действовали один или два храма. Эти женщины приходили, приносили своих детей или внуков для того, чтобы сподобить их святого крещения, и благодаря им сохранилась вера – они донесли ее до того времени, когда вновь стало возможным свободно и беспрепятственно исповедовать Христа. Этот, казалось бы, незаметный подвиг Господь всегда благословляет, и если об этих женщинах ничего не сказано ни в летописях, ни в житиях святых, то не станем сомневаться в том, что об их подвиге будет сказано в Книге Жизни, по которой Господь будет судить род человеческий. Все, что они сделали для того, чтобы сохранить веру и передать ее своим детям и внукам, сохранится и в памяти Божией, и в памяти Церкви.
Сегодня, в канун Великого Четверга, когда воспоминается Тайная вечеря, на которой Господь наш Иисус Христос преподал ученикам Свое Пречистое Тело и Свою Честную Кровь, мы совершили последнюю в этом посту Литургию Преждеосвященных Даров – особую вечернюю Литургию, которая совершается по средам и пятницам Великого поста и в первые три дня Страстной седмицы. Совершается она для того, чтобы мы, проходящие в Великом посту через подвиг покаяния и через дни, когда воспоминается последние дни и часы земной жизни Спасителя, духовно укреплялись и соединялись с Господом через Таинство Святой Евхаристии. Не случайно Церковь установила для совершения этой Литургии вечерние часы, и в последние годы по благословению Святейшего Патриарха в нашем стольном граде Москве и в других городах возродилась древняя церковная практика совершения вечерних Литургий для того, чтобы мы в течение всего дня себя подготовили – не только молитвенно, но и всеми своими поступками – к приобщению Святых Христовых Таин. И те люди, которые весь день проводят на работе, вечером могут прийти в храм, чтобы соединиться с Господом в Таинстве Святого Причащения.
С завтрашнего дня и до следующего Великого поста Литургии Преждеосвященных Даров совершаться уже не будут. Завтра будет отслужена полная Литургия святителя Василия Великого, на которой мы будем вспоминать, как Господь умыл ноги Своим ученикам и преподал им Свои Пречистое Тело и Честную Кровь – всем двенадцати, включая и Иуду, для которого это причастие оказалось не в жизнь вечную, а в суд и в осуждение, ибо он приступил к Таинству с раздвоенными чувствами, с лукавым сердцем, с намерением предать Спасителя.
Каждый раз, приступая к Святой Евхаристии, мы вспоминаем и об этом человеке. Его имя тоже не вычеркнуто из истории − оно стало нарицательным, означающим предательство и неверность. Мы просим Господа о том, чтобы нам не оказаться Его предателями, о том, чтобы, принимая внутрь себя Тело и Кровь Спасителя, мы принимали их не в суд и не в осуждение, как это произошло с Иудой, но в жизнь бесконечную и вечную.
Все ближайшие дни вплоть до ночи Святой Пасхи являются особыми в литургическом календаре Православной Церкви. В эти дни каждый из нас призывается быть на всех службах, ведь каждое из этих богослужений говорит нам о важнейших событиях в истории нашего спасения: завтра утром мы станем участниками Тайной вечери, завтра вечером, когда будут читаться двенадцать евангельских отрывков о страданиях и смерти Господа Спасителя, мы будем вместе с женами-мироносицами предстоять пред Крестом Христовым; в Великую пятницу мы будем молиться у Живоносного Гроба Господня; утром в Великую субботу у Его Гроба мы восславим смерть и Воскресение Спасителя и переоблачимся из темных одеяний в белые, а в ночь Святой Пасхи прославим Господа нашего Иисуса Христа, воскресшего из мертвых и даровавшего всем нам жизнь вечную. Аминь».
За Литургией молилась и причащалась Святых Христовых Таин супруга председателя Правительства Российской Федерации С.В. Медведева. По окончании богослужения она поблагодарила митрополита Илариона за возможность участвовать в богослужении и тепло поздравила его с приближающимся светлым праздником Пасхи Христовой. В свою очередь, Владыка пожелал Светлане Владимировне и ее супругу помощи Божией в ответственном служении Отечеству.
Служба коммуникации ОВЦС