Главная страница Новости
«Семья, христианство, общество: православный взгляд»…

«Семья, христианство, общество: православный взгляд»

Доклад председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополита Волоколамского Илариона на конференции «Православные и католики вместе в защиту семьи».

Ваше Высокопреосвященство архиепископ Винченцо Палья!

Дорогие отцы, братья и сестры!

 

Сердечно приветствую всех вас, собравшихся сегодня в Риме для совместного размышления о том, как сохранить и передать будущим поколениям христианское понимание семьи и брака. Эта тема актуальна не только для православных и католиков, но и для христиан других конфессий, поскольку семья является важнейшей опорой гармоничного развития общества и первоосновой жизни любого народа.

В современном мире происходят процессы, в результате которых семья как социальный институт оказывается под угрозой распада и вырождения. Чтобы дать убедительный ответ на вызовы секулярного мировоззрения, мы, христиане, должны опираться, прежде всего, на Священное Писание и опыт Церкви.

В библейском понимании брак и семья представляют собой изначальную форму коллективного, «соборного» бытия, к которому человек призван Самим Творцом. Жизнь человека не ограничивается тесными рамками индивидуального существования: человек во всей полноте реализуется как личность не сам по себе, но в духовном общении с Богом и ближним.

Тема союза любви между мужчиной и женщиной является одной из важнейших тем библейского благовестия. В Книге Бытия Сам Господь дает предельно четкое определение семьи: «Оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут двое одна плоть» (Быт. 2, 24). Эти слова служат основой для богословского учения о семье и браке.

В Священном Писании мы читаем о том, как в самые драматические моменты истории Господь предостерегал об опасности ослабления семейных и братских уз, вызванного сомнением, эгоизмом или ожесточением сердца. Со времен Каина и Авеля, когда оскудевает любовь и распадаются родственные связи, вражда и грех неминуемо приводят к убийству, войнам и многочисленным бедствиям. В Синайской пустыне, чтобы народ не погиб в своих беззакониях, Господь вручает пророку Моисею скрижали Завета с заповедями, часть которых касается фундаментальных принципов семейного бытия.

В своей памяти народ также сохранил положительные примеры из жизни патриархов: во имя родственных уз Авраам в решающий момент не стал расставаться с Лотом, Иаков примирился с Исавом, Иосиф простил своих братьев. Здоровые семейные отношения соединяют людей узами верности, чести, искренности, взаимопомощи и взаимопонимания. Семья становится тем «гнездом» (Притч. 27, 8), в котором человек в окружении братьев восходит от силы в силу и получает самые первые уроки того, как различать добро и зло. Вот почему для описания мира и благополучия в языке Ветхого Завета нередко используется образ дома. А в новозаветной притче о блудном сыне отчий дом становится прообразом дома Божия. Отметим также, что ветхозаветные пророки нередко прибегают к метафоре семьи для обозначения отдельного племени или всего народа как единого целого, обращаясь к «дому Израиля», «дому Иуды» и т. д. (Иер. 31, 31).

Семья в библейском понимании состоит из мужчины, женщины и их детей. Она становится живой клеткой племени, народа и, в конце концов, той единой семьи, истинным Отцом которой является Бог, создавший в лице Адама и Евы всё человечество. Земной отец рождает лишь по плоти, тогда как Отцом всех людей в наиболее полном и абсолютном значении слова является Сам Господь.

В Новом Завете с особой силой подчеркивается духовное измерение семейной жизни. В этом христианство существенно отличается от иных религиозных, философских и политических течений, ратующих за идеалы равенства и братства. Церковь Христова не столько провозглашает эти идеалы, сколько являет как осязаемую реальность подлинное братство, возможное только в Боге Сыне, через Которого Бог Отец нас усыновляет Себе (Гал 4, 5-7; Рим 8, 14-17; Еф 1, 5).

Протоиерей Иоанн Мейендорф так определяет сущность христианского брака: «Христианин призван – уже в этом мире – иметь опыт новой жизни, стать гражданином Царства; и это возможно для него в браке. Таким образом брак перестает быть только лишь удовлетворением временных естественных побуждений... Брак – это уникальный союз двух существ в любви, двух существ, которые могут превзойти свою собственную человеческую природу и быть соединенными не только друг с другом, но и во Христе».

Семья в христианском понимании — это союз мужчины и женщины, основанный не просто на взаимном влечении, страсти или общих интересах, а на стремлении жить вместе и быть «домашней церковью» (Кол 4, 15). «Где муж, и жена, и дети в согласии и любви соединены узами добродетели, там посреди Христос», - пишет св. Иоанн Златоуст. (На Книгу Бытия. Слово VII). Для создания подлинно христианской семьи одних родственных связей мало, семья призвана стать «малой церковью», живой иконой вечной любви, в которой хранятся и передаются из поколения в поколение заповеди Божьи. Недаром так часто в Евангелиях Царство Небесное сравнивается с браком, с брачным пиром, в котором исполняются чаяния ветхозаветных пророков о новом и вечном завете Бога со Своим народом.

Стремительные изменения, происходящие в современном мире, бросают серьезные вызовы духовному благополучию семьи. Господство индивидуализма, потребительской и гедонистической психологии способствует увеличению числа разводов, падению рождаемости, нарастанию конфликтности во внутрисемейных отношениях и разрыву связей между поколениями. Широко распространенной формой подмены семейных ценностей меркантильными интересами сторон стали так называемые «партнерские отношения». Все большее распространение получают различные формы внебрачного сожительства без взаимных обязательств, наносящие удар по нравственной целостности личности и извращающие само понятие семьи.

Крайним выражением кризиса являются попытки приравнять гомосексуальные союзы к браку и предоставить однополым парам право усыновлять и воспитывать детей. Закон превращает ребенка из субъекта права в объект права – в предмет, обладать которым теперь может каждый. Это принципиально новый взгляд на ребенка не как на «плод любви», а как на доступный любой «паре» предмет удовлетворения потребностей. Такой подход не может не вызывать серьезные опасения, наряду с опасением за развитие и душевное равновесие детей, усыновленных однополыми «родителями».

Любое законодательство основано на определенных нравственных посылках, на представлении о том, что является добром, а что злом, что нравственно, а что безнравственно. Идеологизация человеческого сознания, навязывание людям новых нравственных установок непременно ведет к изменениям в законодательстве. Но если изменения в законодательство вносятся вопреки воле большинства, в угоду конкретным меньшинствам, лоббирующим свои интересы при помощи административного ресурса, это чревато опасными социальными катаклизмами.

Лоббирование законодательных инициатив, уравнивающих традиционную семью с однополыми союзами, происходит сегодня при поддержке государственных властей ряда западных стран, вопреки воле людей, без серьезных и свободных дискуссий среди специалистов и без привлечения широкой общественности.

Так, в январе этого года министр образования Франции Венсан Пейон заявил, что в школе ученики должны избавиться от всех форм детерминизма — семейного, этнического, социального или интеллектуального. Согласно инструкциям возглавляемого им министерства, с нового учебного года во французских школах слова «мальчик» и «девочка» будут заменены на слова «друзья» и «дети»[1].

Следуя той же логике, Конституционный совет Франции 17 мая 2013 года узаконил однополые союзы, приравняв их к браку. В отношении усыновления Конституционный совет подчеркнул, что закон признаёт такое право в принципе, однако это не означает, что все однополые пары гарантированно получат это право, так как каждый случай усыновления рассматривается индивидуально и решение всегда принимается, исходя из интересов ребёнка[2].

После того, как президент Франсуа Олланд подписал соответствующий законопроект, во Франции прошли массовые манифестации, собравшие более миллиона участников. Таких протестных акций Франция не видела почти тридцать лет, с тех пор как 24 июня 1984 г. в Париже вышло на улицу 2 миллиона человек, чтобы высказаться против закона о включении частных школ (в большинстве своем католических) в общую государственную образовательную систему. С конца 2012 года по май 2013 года в Париже прошло три многотысячных мирных демонстрации в поддержку семьи. Правительство отреагировало на них так, как если бы имело дело с акциями насилия: полицейские использовали слезоточивый газ и физическую силу против этих мирных собраний людей. Были задержаны и арестованы тысячи демонстрантов[3].

Законодательство США относит семейное право к юрисдикции штатов, поэтому вопрос о легализации однополых союзов в США полностью зависит от правительств штатов. Принятый в 1996 году федеральный Закон о защите брака определяет брак как союз мужчины и женщины и разрешает штатам не признавать однополые союзы, заключённые в других штатах или государствах. 26 июня 2013 года Верховный суд США вынес решение о неконституционности третьей части Закона о защите брака, что означает признание однополых союзов федеральным правительством США. По состоянию на 21 октября 2013 года однополые союзы регистрируются в качестве браков в четырнадцати штатах из пятидесяти и в федеральном округе Колумбия.[4] Еще в шести штатах узаконены иные формы однополых союзов, права в которых разнятся в зависимости от штата. На данный момент однополыми сожителями воспитывается около 2 млн. детей, преимущественно от прежних гетеросексуальных браков.

Парламентская ассамблея Совета Европы приняла летом 2013 года резолюцию по докладу «Преодоление дискриминации на основе сексуальной ориентации и гендерной самоидентификации» с призывом к политикам и другим публичным деятелям «установить отношения диалога и доверия с ЛГБТ-сообществами также посредством участия в гей-парадах», «воздержаться от гомофобских и трансфобских речей и публично осудить их».[5] ПАСЕ осудил единогласно одобренный Государственной Думой Российской Федерации законопроект «О пропаганде нетрадиционных сексуальных отношений среди несовершеннолетних», который вступил в силу 30 июня 2013 года после подписания его Президентом России. Этот закон, призванный защитить детей от пропаганды гомосексуализма, является необходимой мерой, направленной на поддержание баланса в обществе, поскольку на примере Европы мы видим, что существует реальная угроза диктата в области норм сексуального поведения и половой идентификации.

Часто говорят о том, что якобы нетрадиционная сексуальная ориентация детерминирована генетически. Тезис этот остается спорным, потому что научное сообщество не пришло к единому мнению относительно биологической или социальной детерминированности сексуальной ориентации. Однако христианский подход отличает сексуальную ориентацию от конкретных форм сексуального поведения, противоречащих библейской этике. Нравственные ценности лежат в иной плоскости, чем научные гипотезы: отношение к тому или иному образу жизни и поведения должно формироваться именно ценностями, которые разделяет человек, но не научным обоснованием данного предмета. Например, есть мнение ученых, что так называемое диссоциальное расстройство личности, характеризующееся игнорированием социальных норм, импульсивностью, агрессивностью, имеет генетическую природу. Тем не менее, научное обоснование биологической детерминированности асоциального поведения отдельного человека не может служить руководством для признания обществом поведения такого индивидуума нравственно приемлемым.

С христианской точки зрения, человеческая природа является падшей, склонной к греху. Влечение человека к лицам своего пола рассматривается в христианской перспективе как недуг, требующий врачевания. Церковь с пастырской ответственностью подходят к лицам нетрадиционной сексуальной ориентации, имея в своем распоряжении богатый арсенал средств для духовной помощи таким людям. Но она выступает решительно против того, чтобы греховное поведение было объявлено нормой. В этом понимании едины православные и католики, основывающиеся на свидетельстве Священного Писания, которое не признает никаких иных форм брака, кроме союза любви между мужчиной и женщиной.

В последние годы в Европе происходит целенаправленный демонтаж ценностей, укорененных в христианской традиции. Речь идет не только об изгнании христианских символов из общественного пространства, о запрете на христианские праздники, о стремлении загнать религию в гетто, объявить ее сугубо частным делом. Речь идет о разрушении именно ценностной системы, на которой на протяжении веков строилась жизнь всего цивилизованного человечества. Одной из таких основополагающих ценностей, значение которой сегодня полностью переосмыслено, является семья.

Различные формы эксплуатации человеческой сексуальности ныне узаконены «цивилизацией потребления» и имеют влиятельное лобби в парламентских и правительственных структурах многих государств мира. «Сексуальная свобода» ведет к порабощению человека животными инстинктами, и мы переживаем времена легализации тоталитаризма инстинкта. Порнография стала едва ли не самым прибыльным бизнесом. По данным экспертов, как минимум два миллиона несовершеннолетних вовлечены в производство порнографической продукции.

На наших глазах такие основополагающие ценности человеческого бытия, как истина, свобода, братство, низводятся до уровня относительных понятий, в которые каждый может вкладывать какое угодно содержание. На ярмарке тщеславия быстрее всего обесцениваются именно нравственные ценности. И трагическая ирония состоит в том, что в результате всеобщей переоценки девальвируются не только установленные Богом ценности, но и сам человек.

Законодательство многих западных стран сегодня оказывает поддержку силам, которые разрушают традиционную семью, может быть, не в последнюю очередь потому, что духовное благополучие человека в лоне семьи ускользает из-под контроля внешних сил. По той же причине вместо поддержания культуры и повышения качества образования предпочтение отдается развитию социальных сетей и индустрии развлечений. Глобализация направлена, прежде всего, на снижение культурного уровня человека и на то, чтобы в процессе социальных мутаций целые народы превращались в одноликую массу потребителей. Стереотипы массовой культуры и моды клонируют такой тип сознания, в котором не остается места ни для идеалов семьи, ни для подлинных духовных ценностей.

На фоне беспрецедентного возрождения религиозной жизни, происходящего в ряде стран Восточной Европы, мы видим, как на Западе, при внешнем благополучии, общество стремительно дехристианизируется, церкви пустеют, священники стареют, а молодежь на их место не приходит. Но Бог поругаем не бывает (Гал. 6, 7). Само присутствие христиан в мире свидетельствует о том, что голос правды Божией сильнее безбожной пропаганды. И этот голос остается востребованным. В современном обществе Церковь является единственным социальным институтом, который не подвержен кризису, не теряет доверия людей, потому что созидает свое бытие на основе братской любви и бескорыстного служения людям. Христиане, которые вопреки всем соблазнам современного мира остаются убежденными верующими, знают, ради чего живут. Это огромная привилегия. И каждый христианин, исполняющий евангельскую заповедь любви, свидетельствует о Боге самим образом своей жизни, качествами своей личности, устоями своего быта.

Многие молодые люди задумываются о месте брака в собственной жизни и хотят создать полноценную семью. Они нуждаются в противоядии от пропаганды разврата, в твердом и последовательном руководстве к здоровой семейной жизни. И они ищут примеры для подражания. Если они не найдут их в Церкви, в христианских семьях, они не найдут их больше нигде.

В этой ситуации наша ответственность очень велика. Необходимо вдохновлять молодежь, ориентировать ее на следование библейским идеалам брака и семьи. Надо это делать всеми доступными средствами – через проповедь в храмах, через выступления в средствах массовой информации, через произведения искусства, через школьные программы и систему образования в целом. Для всех нас, православных и католиков, настало время единым фронтом встать на защиту семьи и общими усилиями противостоять тлетворным веяниям нравственного релятивизма в слове истины, в силе Божией, с оружием правды в правой и левой руке (2 Кор. 6, 7).

 


[1] «Представитель РПЦ: легализация нетрадиционных семей - модная утопия», РИА Новости http://ria.ru/interview/20130705/947796599.html

[2] «Закон об однополых браках во Франции вступил в силу». Русская служба BBC.  http://www.bbc.co.uk/russian/international/2013/05/130517_france_gay_marriages.shtml

[3] «В РПЦ одобрили решение ПАСЕ расследовать разгон мирной демонстрации против однополых браков в Париже» http://www.newsru.com/religy/02jul2013/pase.html

[4] Defining Marriage: Defense of Marriage Acts and Same-Sex Marriage Laws. National Conference of State Legislatures. http://www.ncsl.org/research/human-services/same-sex-marriage-overview.aspx

Поделиться:
Митрополит всей Америки и Канады Тихон выразил соболезнования в связи с терактом в Красногорске

25 марта в 11:00

В Неделю Торжества Православия Святейший Патриарх Кирилл совершил Литургию в Храме Христа Спасителя

24 марта в 16:00

Обращение Святейшего Патриарха Кирилла по случаю 25-й годовщины начала агрессии НАТО против Югославии

24 марта в 10:00

В канун Недели Торжества Православия Святейший Патриарх Кирилл совершил всенощное бдение в Храме Христа Спасителя

23 марта в 20:00

В день памяти благоверного князя Даниила Московского Патриарх Кирилл совершил Литургию в Даниловом монастыре

17 марта в 14:00

Святейший Патриарх Кирилл: Русская и Сербская Церкви могут вносить общую лепту в исцеление недугов, существующих в православной семье

16 марта в 20:45

Патриаршее поздравление Блаженнейшему Патриарху Иерусалимскому Феофилу с днем тезоименитства

16 марта в 20:00

Предстоятели Русской и Сербской Православных Церквей возглавили служение Литургии и отпевание отпевание епископа Моравичского Антония в Храме Христа Спасителя в Москве

16 марта в 14:55

Святейший Патриарх Кирилл встретился с Предстоятелем Сербской Православной Церкви

15 марта в 22:22

Соболезнование Святейшего Патриарха Кирилла в связи с кончиной Предстоятеля Болгарской Православной Церкви

14 марта в 19:30

Святейший Патриарх Кирилл встретился с руководством Духовного собрания мусульман России

14 марта в 14:50

Священный Синод принял ряд решений в сфере внешних церковных связей

12 марта в 23:50

Журналы Священного Синода от 12 марта 2024 года

12 марта в 20:25

Члены Синода Русской Церкви помолились об упокоении новопреставленного епископа Моравичского Антония

12 марта в 20:20

Святейший Патриарх Кирилл возглавил очередное заседание Священного Синода Русской Православной Церкви

12 марта в 12:00

Председатель ОВЦС встретился с представителем Церкви Англии

28 марта в 14:50

Митрополит Волоколамский Антоний встретился с представителями Коптской Церкви

28 марта в 14:30

Председатель ОВЦС встретился с руководителем Российской ассоциации религиозной свободы

25 марта в 17:00

В Неделю Торжества Православия Святейший Патриарх Кирилл совершил Литургию в Храме Христа Спасителя

24 марта в 16:00

В канун Недели Торжества Православия Святейший Патриарх Кирилл совершил всенощное бдение в Храме Христа Спасителя

23 марта в 20:00

Состоялось первое в 2024 году заседание Комиссии по международному сотрудничеству Совета по взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте России

22 марта в 17:25

Председатель ОВЦС встретился с исполнительным директором фонда «Русский мир»

22 марта в 15:00

Состоялась встреча председателя Отдела внешних церковных связей с послом Венесуэлы в России

18 марта в 14:55

Председатель ОВЦС встретился с послом Швеции в России

18 марта в 14:20

В день памяти благоверного князя Даниила Московского Патриарх Кирилл совершил Литургию в Даниловом монастыре

17 марта в 14:00

Председатель ОВЦС поздравил Блаженнейшего Патриарха Иерусалимского Феофила с днем тезоименитства

16 марта в 19:59

На Сербском Подворье в Москве состоялось погребение епископа Моравичского Антония

16 марта в 17:00

Святейший Патриарх Кирилл встретился с Предстоятелем Сербской Православной Церкви

15 марта в 22:22

В Москву прибыл Святейший Патриарх Сербский Порфирий

15 марта в 01:10

Председатель ОВЦС выразил соболезнования в связи с кончиной Предстоятеля Болгарской Православной Церкви

14 марта в 19:10

Председатель ОВЦС совершил Литургию в храме Покрова Пресвятой Богородицы в Рубцове

17 октября 2021 в 22:00

Митрополит Иларион: в день Покрова Пресвятой Богородицы мы прославляем небесное заступничество Матери Божией

14 октября 2021 в 22:00

Председатель ОВЦС совершил Литургию в престольный праздник московского храма свв. мучеников Михаила и Феодора на Черниговском подворье

03 октября 2021 в 20:00

Митрополит Иларион возглавил престольный праздник академического храма Общецерковной аспирантуры

11 сентября 2021 в 20:00

Митрополит Иларион: Очень многое в жизни человека зависит от веры

29 августа 2021 в 23:00

Митрополит Иларион: Святой Дух – главное сокровище христианской души

01 августа 2021 в 22:00

Митрополит Иларион: Святость – это постоянное стремление подражать Господу Иисусу Христу

27 июня 2021 в 23:00

Митрополит Иларион: Будем в любых обстоятельствах жизни сохранять верность Господу Иисусу Христу

19 марта 2021 в 15:56

Митрополит Иларион: Бог желает не осудить, а спасти нас

07 марта 2021 в 22:34

Митрополит Иларион: Встреча с Богом – главная цель в жизни человека

15 февраля 2021 в 20:00

Митрополит Иларион: Евангельская история о Закхее учит нас, как реагировать на присутствие Бога в нашей жизни

14 февраля 2021 в 19:34

Митрополит Иларион: Достоевский через все свое творчество проповедовал евангельский идеал – Христа

09 февраля 2021 в 19:02

Церковь прославляет всех мучеников и исповедников за имя Христово

07 февраля 2021 в 21:20

Митрополит Иларион: Без наших собственных усилий Бог не сможет нас спасти

31 января 2021 в 20:26

Митрополит Иларион: Господь всегда нам дает возможность проявить свои способности

24 января 2021 в 21:20

Page is available in the following languages
Обратная связь

Поля отмеченные * обязательны для заполнения

Отправить обращение
Рус Укр Eng Deu Ελλ Fra Ita Бълг ქარ Срп Rom عرب