Print This Post

&nbsp

23 мая 2009 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию на Бутовском полигоне – месте упокоения сонма новомучеников и исповедников Российских. Предстоятелю Русской Православной Церкви сослужили исполняющий обязанности управляющего делами Московской Патриархии архиепископ Саранский и Мордовский Варсонофий, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата архиепископ Волоколамский Иларион, архиепископы Берлинский и Великобританский Марк , Можайский Григорий, Истринский Арсений, Сергиево-Посадский Феогност; епископы Илиан (Востряков), Серафим (Зализницкий), Никон (Миронов), Красногорский Савва, Видновский Тихон, Зарайский Меркурий, Дмитровский Александр, Люберецкий Вениамин, Троицкий Панкратий, Бронницкий Игнатий, Серпуховской Роман, Подольский Тихон, настоятель храмов на Бутовском полигоне протоиерей Кирилл Каледа, сотни священнослужителей.

Несмотря на дождь, помолиться за богослужением, которое совершалось под открытым небом, приехали тысячи паломников.

По чтении Евангелия Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к верующим с проповедью.

«Христос Воскресе! Радостное пасхальное приветствие мы обращаем на этом месте скорби ко всем вам, дорогие Владыки, отцы, братия и сестры, ко всем живущим, но также и ко всем, кто принял мучительную смерть на этой русской Голгофе. Мы обращаемся сегодня к ним с этим пасхальным приветствием не как к умершим, но как к живым. Наверное, мало мест на земле, где не казалась бы такой призрачной грань, отделяющая земное от небесного и временное от вечного. Здесь вокруг нас сегодня те, кто мученически скончался, но кто ныне предстоит Богу и вместе с нами образует единую Церковь Божию, Церковь не мертвых, но живых, ибо Бог не есть Бог мертвых, но живых (см. Мф.22. 32). Осознание того, что нет границы и стены между земной жизнью и вечностью, осознание того, что нет границы между Церковью земной и Церковью торжествующей, Небесной, является важнейшим основанием нашего христианского миропонимания и мироощущения. Для нас мир Божий – это мир не только тех, кто живет сегодня. Это мир тех, кто жил до нас, это мир тех, кто придет после нас. Это все Божие творение, силой и могуществом Божиим извлеченное из небытия. И мы, люди, являющиеся сердцевиной и вершиной сего творения, несем ответственность за все, что происходит в мире, потому что именно Бог поручил человеку то, что ему надлежит сделать, чтобы мир и творение Божие обнаруживали красоту первозданного бытия. Из этой ответственности за судьбы мира и человека проистекает особое служение Церкви, мы называем это служение пророческим служением. Потому что по примеру Господа и пророков, продолжая это служение, Церковь призвана провозглашать Божию правду людям, ибо пророчество это и есть провозглашение Божией правды. И никогда это служение не было легким. За всю двухтысячелетнюю историю Церкви множество раз провозглашение Божественной правды наталкивалось на глухоту и слепоту людей, на нежелание слышать, на раздражительность, на озлобление и даже на ненависть. Вся история Церкви – это история свидетельства о Божией правде, которое не ограничивалось словесным свидетельством и свидетельством жизни, но которое включало в себя и свидетельство смертью. Именно это свидетельство мы называем мученичеством. Наша Русская Православная Церковь принесла Богу такой дар этого свидетельства, каковым не может похвалиться ни один народ.

Трагедия XX века, унесшая сотни жизней таких свидетелей, являет собой, с одной стороны, образ дьявольской ненависти, восстающей на Бога и правду Его, но с другой стороны, являет непреходящую красоту силы человеческого духа, которая обретается в служении Господу. Мученики погибли потому, что не отказывались от Христа, и тем самым они свидетельствовали о Божьей правде. И мучители хорошо знали, что это свидетельство может быть воспринято другими. Многие из них помнили слова Тертуллиана: «Кровь мучеников — это семя Церкви». А если не помнили, то опытно чувствовали опасность проливать кровь христианскую, ибо она может быть семенем для рождения новых во Христе спасаемых душ. И поэтому убийства и мучения происходили в тайне. Мученики XX века погибали как мученики за Христа. Их томили в одиночестве, в замкнутом пространстве, в отлучении от мира. И по-человечески, наверное, многие из них никогда не думали о том, что их подвиг станет известен людям. Но замысел мучителей не оправдался, потому что со святыми мучениками был сам Господь. И какой глубокой тайной ни были бы окружены гонения на христиан XX века, какой глубокой тайной ни было бы окружено и это место, все стало явным: и имена святых мучеников, и названия тех мест, где проливалась их кровь.

Для нас, дорогие мои братья и сестры, все, что произошло с Церковью нашей в XX веке, является великим назиданием. С одной стороны, пример святых мучеников и исповедников российских XX века убеждает нас в том, что в любой момент и каждый из нас должен быть готов и словом, и делом, и даже до смерти возвещать Божию правду, что в этом заключается смысл нашей христианской жизни и нашего свидетельства. Пример XX века говорит нам о том, что нет такой силы в мире, которая могла бы превозмочь силу Божию, нет такой человеческой злобы, которая могла бы противостоять Божией любви. И победа всегда за Христом и всегда за Церковью, потому что Христос воскрес из мертвых и своим воскресением уже совершил эту победу.

Нам иногда кажется, что подвиг исповедничества — это то, что принадлежит прошлому, поскольку нас сегодня окружает совершенно другая реальность, не требующая никаких особых усилий к тому, чтобы исповедовать Христа. Нам кажется иногда, что реальность мученичества и исповедничества — в прошлом, где-то там, позади. На самом деле исповедничество веры, подвиг, свидетельство, — всегда будут. Сегодня никто не требует от нас отказываться от веры, никто не принуждает уйти из Церкви. Но сегодня существует во всем мире великое множество соблазнов и сил, которые, воздействуя на человека без всякого употребления физической силы, способны и оторвать его от Бога и Церкви, и омрачить его жизнь и способность свидетельствовать о Божией правде. Сами стандарты жизни, стандарты мысли, некая мода на образ жизни, которая является в современном мире господствующей, — являются антихристианскими. Из этих ценностей, которые и ценностями нельзя назвать, удалено духовное и религиозное измерение.

Сегодня созидается цивилизация внерелигиозная. Часто это делается сознательно, со ссылкой на то, что мир сегодня пришел в движение, объединение — сталкиваются и входят в соприкосновение разные религии, разные системы ценностей, и потому невозможно построить мир, в котором присутствовали бы религиозные ценности, и мир должен быть внерелигиозным, оставляя при этом свободу людям быть верующими или неверующими, но ограничивать свою религиозность рамками личной жизни. И одновременно проповедуются действительно те ценности, которые по сути являются языческими и даже более того — нерелигиозными ценностями. И человеческое сознание захватывается этой модой, этими стереотипами, потому что вольно или невольно через средства массовой информации все эти стереотипы и моды нерелигиозной жизни обрушиваются на сознание современного человека. И вот здесь-то и требуется мужество, вот тут-то и требуется сила — идти узкими вратами в Царствие Божие, идти против течения, идти против общего потока в надежде на то, что если многие люди пойдут против этого потока, то и мутные воды остановятся, а может быть, и повернутся вспять.

Нам не дано знать, что может произойти в истории в результате нашего свидетельства о Христе и о правде Божией, но мы точно знаем, что именно жизнь в соответствии с этой правдой является жизнью, именно эта жизнь несет в себе истину; именно она является путем в Царствие Божие, потому что сам Господь сказал:»Я есть путь и истина и жизнь» (Ин. 14. 6). Все наши праотцы, которые приняли на себя подвиг мученичества и исповедничества, сегодня вместе с нами, с нашим народом. Их молитвами, их кровью, их подвигом, их предстательством пред лицом Божиим даруется и нам сила свидетельства. Дай Бог, чтобы наши немощные силы были способны принять эту Божию благодать, чтобы жизнь нашего народа исключала новые падения, могущие отлучить народ наш от Бога.

Пусть по молитвам святых новомучеников и исповедников российских укрепляется духовная жизнь народа нашего, пусть возрастает он от силы к силе, и пусть Церковь наша — мученица, исповедница — мудро и мужественно свидетельствует о правде Божией во имя Царства Его! Аминь!»

По заамвонной молитве духовенством был пропет тропарь новомученикам и исповедникам Российским. Святейший Патриарх Кирилл вознес им молитву.

Со словами приветствия к Святейшему Владыке обратился настоятель храмов во имя новомучеников и исповедников Российских и Воскресения Христова на Бутовском полигоне протоиерей Кирилл Каледа.

«В этой земле своими святыми мощами почивает множество тех, кто не словами, а на деле засвидетельствовали свою веру во Христа, свою веру в Воскресение Христово и во всеобщее воскресение. Эти святые люди, которые были, как сказал один из духовных писателей, плоть от плоти нашей, кость от костей наших, ни во что вменили жизнь земную и последовали за Христом даже до смерти», – подчеркнул протоиерей Кирилл.

Обращаясь к Святейшему Патриарху, он сказал: «Ныне мы – потомки пострадавших на этом месте – веря в Воскресение Христово, прославляем их подвиг. Мы молимся о том, чтобы Господь предстательством новомучеников и исповедников Российских сохранил Русскую Церковь и наш народ, чтобы Господь по их молитвам даровал Вам силы нести этот тяжкий Первосвятительский крест, который возложен на Ваши плечи».

В память о богослужении на Бутовском полигоне отец Кирилл Каледа преподнес Предстоятелю Русской Православной Церкви образ священномученика Серафима, митрополита Петроградского.

В ответном слове Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл подчеркнул, что с особым чувством совершил первую в своей жизни литургию на Бутовском полигоне. Он отметил, что бывал здесь, когда еще только начиналось почитание этого места как места мемориального, памятного, как места сугубой молитвы за всех тех, кто погиб в годы лихолетья, кто был несправедливо осужден, замучен, и, конечно, как места, на котором явилась слава святых новомучеников и исповедников Российских.

Напомнив, сколь много новомучеников были убиты на одном лишь только Бутовском полигоне, Его Святейшество сказал: «Если мы вдумаемся в эти цифры, мы поймем, что означал подвиг Русской Церкви в XX веке. Мы знаем, что для описания тех событий нередко используется политическая терминология и даже такое слово, как геноцид. Это страшное слово, под ним понимается истребление народа. Мы никогда не применяли это слово по отношению к Церкви, но если говорить о страданиях Русской Православной Церкви, это светское понятие в полной мере отобразит сущность того, что произошло. Церковь была физически почти уничтожена. Это было проявление человеческой злобы, несправедливости, это было торжество диавола».

«Сегодня, когда мы молимся здесь, идет дождь, и мы чувствуем дискомфорт, но давайте себе представим не эту славу Патриаршего соборного богослужения с прекрасным пением, с множеством народа, но то, как в такой же ливень в грязных ватниках люди по лужам и грязи идут к краю своей могилы, – продолжил Святейший Владыка. – Ну кто мог подумать, что у этих могил потом будут совершаться торжественные богослужения? Никто и помыслить не мог. От одной этой мысли, наверное, онемели бы гонители. Но разве не является свидетельством силы Божией, доказательством победы Воскресшего Христа все то, что произошло и происходит ныне?!»

Геноцид по отношению к Церкви в принципе не мог увенчаться успехом, заявил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, напомнив слова Священного Писания: врата ада не одолеют ее (Мф. 16. 18).

Его Святейшество подчеркнул, что каждый сознательно верующий человек должен, помня подвиг святых новомучеников, осознать свою нынешнюю ответственность за сохранение веры и церковной жизни в нашем народе.

«Я хотел бы сердечно поблагодарить Вас, отец Кирилл, за труды, которые Вы и клирики прихода здесь несете для сохранения этого святого места, и особенно хотел бы поблагодарить духовенство, монашествующих и благочестивых верующих людей, которые в Пасхальные дни один раз в году собираются все вместе, чтобы свидетельствовать единство Церкви земной и Небесной, чтобы свидетельствовать о нашей памяти и о нашей горячей молитве, которую мы ныне возносим святым новомученикам и исповедникам о стране, о народе, об исторической Руси, о всей Русской Православной Церкви. Их молитвами да сохранит Господь землю нашу в единстве, в неколебимом стоянии за землю православную, в неколебимой способности свидетельствовать миру правду Божию о стране нашей, о единстве духовном, о всей Святой Руси, претерпевшей в XX веке страшные гонения на Христа и на Церковь. Их молитвами да сохранит Господь всех нас», – сказал в заключение Святейший Патриарх Кирилл.

После богослужения Его Святейшество осмотрел храм в честь Воскресения Христова.

Служба коммуникации ОВЦС

Видео телеканала «Союз»