Московского Патриархата
На сайте используются cookie-файлы, которые помогают показывать Вам самую актуальную информацию. Продолжая пользоваться сайтом, Вы даете согласие на использование ваших Метаданных и cookie-файлов. Управление cookie
Архив
- К предстоящему Поместному Собору разработать детальную концепцию, которая могла бы лечь в основу новой системы богословского образования. Полное внедрение этой системы, с помощью Божией, желательно осуществить до конца столетия.
- Новая система богословского образования должна включить в себя лучшее, что было присуще дореволюционной системе и что существует в современном отечественном и зарубежном опыте православного богословского образования.
- Эта система должна быть чувствительна к существующим сегодня пастырским проблемам и к тем запросам, которые современное общество обращает к Церкви.
- Новая система богословского образования в полной мере должна учитывать реальные возможности нашей Церкви и опираться на существующий и могущий в ближайшее время быть подготовленным кадровый потенциал, а также разумное взаимодействие со светской наукой и высшей школой.
- Концепция, которую надлежит разработать, должна быть нацелена на обязательное высшее богословское образование для священнослужителей, преподавателей религии и катехизаторов.
- В этой связи необходимо определить стандарт высшего богословского образования, которое предполагается обеспечить в духовных семинариях, на богословских факультетах и в других специализированньгх высших учебных заведениях.
- Новая система богословского образования должна включить специальную подготовку для священников, осуществляющих пастырскую работу в Вооруженных Силах и в местах заключения, а также постоянно действующие структуры поддержания и повышения уровня богословских и иных специальных знаний.
- На базе духовных академий целесообразно создать постдипломную систему научно-богословской специализации, включающую подготовку и защиту диссертаций на соискание ученых степеней кандидата и магистра.
- Определить место духовных училищ в этой будущей системе, ибо в настоящее время главная цель училищ - ускоренная подготовка кандидатов для рукоположения в условиях острейшего кадрового кризиса. Очевидно, что по мере преодоления этого кризиса должны меняться как профиль, так и предназначение духовных училищ.
- Наравне с подготовкой концепции богословского образования в Русской Православной Церкви необходимо продолжить совершенствование существующей ныне системы. Это совершенствование должно быть направлено на решение главной проблемы, стоящей сегодня перед духовной школой: скорейшую подготовку кадров приходских священников и преподавателей духовных училищ и семинарий. Но уже сегодня, совершенствуя духовную школу, следует принимать во внимание перспективу, дабы переход на новую образовательную систему был безболезненным.
- В этой связи необходимо в кратчайшие сроки принять соответствующие типовые уставы духовных училищ, семинарий и академий с тщательной предварительной проработкой таких вопросов как:
- порядок назначения начальствующих лиц и подотчетности учебных заведений епархиальному архиерею и Учебному Комитету;
- структура, задачи и соотношение духовных школ всех трех ступеней: училища, семинарии, академии;
- введение специализации в духовных академиях;
- восстановление института профессорских стипендиатов.
- Делом особой важности должно стать постепенное преобразование духовных семинарий в высшие учебные заведения, каковыми они призваны стать в новой системе богословского образования. Это преобразование должно опираться на соответствующее кадровое обеспечение и совершенствование материальной базы учебного процесса. Необходимо озаботиться разработкой новых программ и учебных планов, которые бы исключили параллелизм в преподавании ряда дисциплин и дали возможность расширить круг изучаемых предметов.
- Как можно скорее следует завершить начатую программу издания учебных пособий для духовных семинарий.
- В связи с изменением условий, в которых ныне существует наша Церковь и ее духовные школы, следует уже в этом году разработать и внедрить в практику новую программу вступительных экзаменов в духовные семинарии, дабы осуществлять набор абитуриентов, нравственный и интеллектуальный уровень которых соответствовал бы высоким требованиям духовной школы.
Считать необходимым, повысить ответственность Преосвященных архиереев и епархиальных советов в подборе кандидатов для обучения в духовных школах. - Необходимо ускорить принятие положения об Учебном комитете, ясно очертив круг обязанностей и полномочий этого синодального учреждения, призванного координировать учебно-воспитательную работу в духовных школах Русской Православной Церкви и осуществлять руководство ими в пределах своей компетенции.
- Выразить озабоченность тем, что многие из рукоположенных ныне священников не имеют систематического богословского образования. Сознавая, что это явление носит временный характер и обусловлено острой нехваткой кадров в связи с открывающимися в больших количествах приходами и монастырями, всячески подвигать таковых клириков на заочное обучение в духовных семинариях и академиях.
В этой связи подчеркнуть настоятельную необходимость скорейшей организации заочного обучения во всех ныне действующих духовных семинариях.
В целях поощрения священнослужителей, озабоченных своим богословским образованием, епархиальным Преосвященным учитывать образовательный уровень клириков при распределении их на приходы. - В целях улучшения трудного финансового положения духовных школ ходатайствовать перед Правительством России, других стран СНГ и Балтии, на территории которых таковые школы находятся, о выделении средств на их финансирование, учитывая особый вклад этих школ в дело нравственного и культурного возрождения народа и понесенные ими утраты в тяжелые годы господства государственного атеизма.
- Считать финансирование системы богословского образования приоритетным при формировании общецерковного бюджета.
Патриарх
09 ноября в 22:30
05 ноября в 14:10
05 ноября в 13:00
Председатель Отдела
23 ноября в 10:00
22 ноября в 21:00
22 ноября в 09:59
19 ноября в 13:40
19 ноября в 11:00
Проповеди
17 октября 2021 в 22:00
11 сентября 2021 в 20:00
29 августа 2021 в 23:00
01 августа 2021 в 22:00
27 июня 2021 в 23:00
19 марта 2021 в 15:56
07 марта 2021 в 22:34
15 февраля 2021 в 20:00
07 февраля 2021 в 21:20
31 января 2021 в 20:26
24 января 2021 в 21:20
22 ноября в 10:00
20 ноября в 09:45
19 ноября в 10:30
17 ноября в 19:01
09 ноября в 23:30
09 ноября в 22:30
05 ноября в 14:10
05 ноября в 13:00
04 ноября в 19:40
04 ноября в 11:00
02 ноября в 15:30
01 ноября в 12:30
23 ноября в 10:00
23 ноября в 08:00
22 ноября в 21:00
22 ноября в 09:59
19 ноября в 13:40
19 ноября в 11:00
18 ноября в 10:30
17 ноября в 19:01
17 ноября в 18:00
17 октября 2021 в 22:00
14 октября 2021 в 22:00
03 октября 2021 в 20:00
11 сентября 2021 в 20:00
29 августа 2021 в 23:00
01 августа 2021 в 22:00
27 июня 2021 в 23:00
19 марта 2021 в 15:56
07 марта 2021 в 22:34
15 февраля 2021 в 20:00
14 февраля 2021 в 19:34
09 февраля 2021 в 19:02
07 февраля 2021 в 21:20
31 января 2021 в 20:26
24 января 2021 в 21:20