Архив
Освященный Архиерейский Собор Русской Православной Церкви, состоявшийся в московском Свято-Даниловом монастыре 18-23 февраля 1997 года, обращается ко всей Полноте Церкви нашей со словами апостольского приветствия: «Благодать вам и мир от Бога Отца и Господа нашего Иисуса Христа, Который отдал Себя Самого за грехи наши, чтобы избавить нас от настоящего лукавого века» (Гал. 1, 3-4).
Благодаря Господа за успешное завершение работы Собора, мы, его участники, напоминаем пастырям и пастве нашей Святой Церкви слова священномученика Иринея Лионского: «Не должно искать у других истины, которую легко получить от Церкви, ибо апостолы, как богач в сокровищницу, положили в нее все, что относится к истине, так что всякий желающий берет из нее питие жизни» (Против ересей 3, 4, 1).
Вера во Христа есть живоносное наследие, полученное нами от предков, передававшееся из поколения в поколение, выстраданное подвигом тысяч и миллионов людей, которые в течение всей истории христианства — начиная с апостолов и кончая мучениками наших дней — отдавали свою жизнь за Христа и Его Святую Церковь.
В сонме новомучеников и исповедников Российских, прославленных нашей Церковью, воссияли ныне три новые звезды: Патриарший Местоблюститель митрополит Петр (Полянский; 1862-1937), митрополит Серафим (Чичагов; 1856-1937) и архиепископ Фаддей (Успенский; 1872-1937). В лютую годину гонений они явили беспримерное мужество и до последней минуты сохранили верность Святой Русской Православной Церкви, которой они отдали всю жизнь и ради которой пошли на смерть. Молитвенное предстательство новопрославленных святых да укрепит всех нас в несении жизненного креста, да поможет и нам быть верными Матери-Церкви, давшей миру стольких великих исповедников веры.
Среди бурь мира, окруженная враждой и неистовством «сынов века сего» (Лк. 16, 8), стоит, как неприступная твердыня, «Церковь Бога Живого, столп и утверждение истины» (1 Тим. 3, 15).
Пройдя через десятилетия гонений, Церковь восстает сегодня из пепла, воскресает на глазах, вновь становится голосом народной совести, главной движущей силой духовного возрождения в наших странах. Воссоздаются тысячи храмов и монастырей, возрождаются Духовные школы, возрождается миссия Церкви, ее благотворительная и просветительная деятельность.
Но не будем обманываться этим расцветом; не будем забывать о том, что в мире сем Церковь всегда была, остается и будет гонимой. Сегодня против нее восстают различные силы, пытаясь расколоть ее и ослабить, разрушить ее целостность, посеять вражду и недоверие между ее членами, подорвать ее авторитет в глазах людей. На все эти попытки мы отвечаем единением епископата, клира и всех верных чад церковных вокруг Святейшего Патриарха как единственного канонического главы Русской Православной Церкви.
В условиях свободы бесконечно возрастают возможности Церкви для ее миссии в мире, но возрастает и активность ее противников, а значит, увеличиваются и опасности, с которыми приходится встречаться каждому из ее верных чад. Сегодня развязаны руки и у тех, кто толкает верующих на путь раскола, и у тех, кто приходит из-за рубежа с «учениями различными и чуждыми» (Евр. 13, 9), и у тех, кто проповедует образ жизни, несовместимый с нравственными нормами христианства. Некоторые из них вступают в открытую борьбу с Церковью; другие же, напротив, пытаются прикрыться священным именем Церкви и выдают за христианство то, что к нему никакого отношения не имеет.
От нас требуется ныне особое внимание, умение отличить Духа Божия от духа заблуждения, по слову апостола: «Не всякому духу верьте, но испытывайте духов, от Бога ли они, потому что много лжепророков появилось в мире» (1 Ин. 4, 1). Залогом спасения пусть будет для нас верность церковному единству, ибо только внутри церковной ограды можно сохраниться от соблазнов века сего: «Итак, чада света и истины, бегайте разделения и злых учений, но где пастырь, туда и вы, как овцы, идите. Ибо многие волки по видимому достойные доверия... пленяют идущих путем Божиим; но при единении вашем они не будут иметь места» (Св. Игнатий Богоносец. Послание к Филадельфийцам, 2).
Сегодня мы заявляем во всеуслышание, что Церковь сильна не могуществом человеческим, но силой Божией, которая «совершается в немощи» (Кор. 12, 9), что Церковь и дальше будет неуклонно исполнять свою священную миссию окормления народа Божия, просвещая людей светом Христовой истины, являя на земле присутствие Живого Бога, уча отличать истинное от ложного, добро от зла, свет от тьмы. И никакие внешние силы не воспрепятствуют ей в этом, ибо, по неложному обещанию Спасителя, «врата ада не одолеют ее» (Мф. 16, 18).
О тех же, кто нарушил верность Матери-Церкви и встал на путь раскола, да будет верно апостольское слово: «Они вышли от нас, но не были наши» (1 Ин. 2, 19).
Церковь с любовью и терпением относится ко всем согрешающим и призывает их к покаянию, но, когда укоренившийся во грехе не внимает этому призыву и разрушает церковное единство, возводит клевету на Церковь, когда лишенный священного сана бывший священнослужитель кощунственно продолжает совершать богослужения, попирая каноны, Церковь с глубокой болью и скорбью вынуждена свидетельствовать о том, что такой человек поставил себя вне ее.
Спаситель сказал: «Если же согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его между тобою и им одним: если послушает тебя, то приобрел ты брата твоего; если же не послушает, возьми с собою еще одного или двух, дабы устами двух или трех свидетелей подтвердилось всякое слово. Если же не послушает их, скажи церкви, а если и церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь» (Мф. 18, 15-17).
Руководствуясь этим словом, внимая единогласной просьбе украинского епископата и в соответствии с постановлением Архиерейского Собора 1994 года нынешний Архиерейский Собор анафематствовал, то есть отлучил от церковного общения, монаха Филарета (Денисенко), беззаконно именующего себя «патриархом Киевским и всея Руси-Украины».
Такому же прещению подвергнут бывший священник Глеб Якунин, лишенный священного сана предыдущим Архиерейским Собором и не внявший призыву к покаянию, но продолживший кощунственно совершать священнодействия и носить священническую одежду.
Возлюбленные отцы, братья и сестры! Среди испытаний и скорбей мира сего мы живем верой в конечную победу добра над злом и Христа над антихристом, в наступление того обетованного вечного блаженства, когда «будет Бог все во всем» (1 Кор. 15, 28), когда страдания людей прекратятся, ибо «отрет Бог всякую слезу с очей их, и смерти не будет уже, ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет» (Откр. 21, 4).
Но и в этой жизни Церковь имеет попечение о слабых и обездоленных, о страдающих и отверженных, об униженных и оскорбленных. К заботе о тех, кто оказался в бедственном положении, зовет нас Христос, Который, по выражению преподобного Симеона Нового Богослова, «благоволил воспринять на Себя лицо всякого бедного и уподобить Себя всем бедным». На Страшном суде Он спросит нас именно о том, позаботились ли мы о голодных, жаждущих, лишенных крова и одежды, больных и заключенных, а в их лице — о Самом Христе. И будет «суд без милости не оказавшему милости» (Иак. 2, 13). К тем же, кто творил дела милосердия, будет обращено слово Христово: «Приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира. Ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне» (Мф. 26, 34-36).
Мы переживаем нелегкое время кардинальных перемен во всех сферах социальной, экономической и политической жизни наших стран. Жертвами этих перемен становятся все новые и новые категории людей — пенсионеры и дети, учащаяся молодежь и военнослужащие, рабочие и крестьяне, учителя и врачи, ученые и творческая интеллигенция.
В этой ситуации мы призываем чад Русской Православной Церкви «носить бремена друг друга» (Гал. 6, 2), неустанно являть пример милосердного служения ближним, подражая в этом нашему Спасителю. Мы призываем духовенство и верующих обратить особое внимание на нужды обездоленных, сделать все возможное для облегчения их положения, оказать реальную помощь тем, кто в ней нуждается.
Мы не можем не обратиться вновь к власть имущим, ко всем, от кого зависит благосостояние народа: приидите на помощь тем, кто оказался на грани жизни и смерти, облегчите страдания бедных! Люди, которым на протяжении многих месяцев не выплачивают пенсии, зарплаты и пособия, теряют надежду на достойную жизнь. Не возродится наше общество, не наступит в нем примирение и согласие до тех пор, пока голодные остаются без куска хлеба, пока продолжается катастрофическое обнищание миллионов людей.
Возлюбленные чада Святой Русской Православной Церкви! Все ближе подходим мы к великому двухтысячелетнему юбилею пришествия в мир Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа. Эта дата является событием высокой духовной значимости для всего христианского мира и для каждого из нас. Мы призваны готовиться к ней всей своей жизнью, чтобы принести Господу добрый плод. «Омойтесь, очиститесь... перестаньте делать зло; научитесь делать добро; ищите правды; спасайте угнетенного; защищайте сироту; вступайтесь за вдову» (Ис. 1, 16-17). Услышим сегодня эти слова пророка, встанем на путь духовного обновления, на путь активного доброделания.
Призывая благословение Божие на всех вас, возлюбленные, еще и еще раз увещеваем вас хранить верность Христу и Его Святой Церкви, преуспевать в исполнении заповедей Божиих, чтобы и в настоящей жизни встретить нам Господа Иисуса Христа, и в будущем веке удостоиться блаженства со всеми святыми. «Бог же всякой благодати, призвавший нас в вечную славу Свою во Христе Иисусе, Сам, по кратковременном страдании вашем, да совершит вас, да утвердит, да укрепит, да соделает непоколебимыми. Ему слава и держава во веки веков. Аминь» (1 Пет. 5, 10-11).