Архив
Участие в Соборе приняли государственные деятели России, Белоруссии и Украины, иерархи и священнослужители Русской Православной Церкви, духовные лидеры ислама и других традиционных религий, парламентарии, руководители общественных объединений, военачальники,. ученые, предприниматели, публицисты, известные представители творческой интеллигенции, делегаты русского зарубежья. Вдумчиво и откровенно мы рассмотрели тему Собора - «Россия: вера и цивилизация. Диалог эпох». Обсуждение непростой современной реальности привело нас к следующим выводам.
Каждая эпоха – это неповторимая картина, сложенная миллионами людей, одни из которых оставляют свой след созиданием и творчеством, другие – ненавистью и разрушением. Одни, не задумываясь о последствиях, испепеляют и уничтожают, другие – восстанавливают разрушенное, наполняют мир новыми идеями, предоставляют шанс для сохранения и развития человека, а значит, и цивилизации на планете.
Ушел в прошлое ХХ век – век атомных и космических открытий, впечатляющих свершений человеческих рук, но вместе с тем век революционных потрясений и войн, век небывалого нравственного кризиса, оставивший людям множество нерешенных проблем. Пережив период испытаний, Россия входит в третье тысячелетие свободной от оков государственного атеизма. Это открывает ей путь к возрождению исторического самобытного образа державы, прочно стоящей на основании тысячелетней симфонии государства и веры, - страны, величественно открытой миру, способной защитить свои ценности и интересы, готовой к диалогу на равных с международным сообществом и с отдельными государствами.
В мире вновь неспокойно. За последние годы мы стали свидетелями ужасающих преступлений и человеческих трагедий – на Балканах и Ближнем Востоке, в Нью-Йорке и Вашингтоне, на Северном Кавказе и в других «горячих точках» Содружества Независимых Государств. Эти события показывают, что нет победителей и побежденных, слабых и сильных, но есть человек с его жаждой жизни, с его муками и радостями, человек, оказавшийся на краю пропасти, за которой – ненависть и страх, смерть и забвение. Мы вновь увидели, сколь хрупко всечеловеческое общежитие. Поставлены под вопрос многие основы миропорядка, прежде казавшиеся незыблемыми.
Решительно заявляем: терроризму и любому агрессивному насилию должен быть дан самый жесткий отпор. Мы поддерживаем усилия России и всего мирового сообщества, направленные на обуздание этого страшнейшего зла XXI века, кем бы оно ни распространялось и где бы ни сеяло смерть и разрушение – в Чечне или в Америке, в Испании или в Северной Ирландии, в Косове, в Македонии или во Святой Земле. Пусть преступники понесут заслуженную кару, а их пагубные замыслы впредь не осуществятся.
Одновременно все страны должны умножить труды по преодолению существующей в мире несправедливости – экономической и политической. Миропорядок следует переустроить на началах многополярности и многоукладности, позволяя каждому народу развиваться свободно, в соответствии со своими традициями, своим мировоззрением, своей верой, своими исконными моделями политического и экономического обустройства. Никому не следует навязывать чуждых ценностей, информационного и культурного единообразия, искусственно прививаемых схем правовой и политической организации государства, систем образования и воспитания. Каждой нации нужно обеспечить соразмерное участие в принятии решений на международном уровне. Современная экономика должна быть организована таким образом, чтобы позволить простому труженику получать достойное вознаграждение за усердную и плодотворную работу. Только при этих условиях современный мир станет более справедливым, а террористы не смогут искать ложного оправдания своих преступлений в реальных проблемах человечества.
Современный мир не может быть устроен на основе лишь одной цивилизационной модели, одного миропонимания, одной религии. Серьезнейшую опасность сегодня представляет любая попытка установить идеологическую монополию на духовные и философские начала глобального развития. Категорически неправы все претендующие на такую монополию – будь то сторонники западного либерального гуманизма, ставящего земные интересы человека превыше других ценностей, или радикальные силы в религиозной среде, допускающие навязывание веры силой. Кто бы ни утверждал, что только его мировоззрение универсально, прогрессивно и «общечеловечно» – противопоставляет себя другим людям, ибо пытается оттеснить их на обочину истории. Непозволительно подавлять волю человека и общества, духовную и культурную сферу их жизни ради туманного будущего «благоденствия», провоцируя тем самым неизбежную ответную реакцию. Право на выбор жизненного пути, на поиск справедливого мироустроения, на сбережение национально-культурной самобытности является одним из главенствующих прав личности и народа. Только такое всечеловеческое сообщество, которое гармонизирует разные культуры и миропонимания в их свободном бытии, - станет устойчивым и мирным.
Мы совершенно не согласны с мрачными предсказаниями о грядущем столкновении христианской и исламской цивилизаций. Осуждая отождествление всех мусульман с кучкой террористов, нарушающих заповеди любой веры, мы призываем развивать межрелигиозные диалог и сотрудничество. Только вместе мы сможем победить террор и построить действительно прочный мир.
Проблемы, возникающие в отношениях между последователями христианства и ислама, не проистекают из учения двух религий и чаще всего носят мирской характер, являются следствием политического, экономического и военного противостояния власть имущих. Нас объединяет слишком многое, чтобы мы позволили силам тьмы столкнуть нас.
Общие угрозы и опасности требуют единой реакции благонамеренных людей всего мира. Никто сегодня не может замкнуться в себе, оставляя решение судьбы человечества – а значит, и собственной судьбы – без внимания. России необходимо самым активным образом участвовать в европейских и глобальных процессах, будучи открытой к Востоку, Западу и Югу. Впрочем, при этом наша страна не должна забывать, что она есть один из столпов восточнохристианского мира и центр самостоятельной цивилизации, имеющей свой взгляд на мироустройство, на духовно-нравственные основы бытия общества и государства.
Собор поддержал принципы, изложенные в Основах социальной концепции Русской Православной Церкви. Заявляем, что отраженная в этом документе идея взаимообусловленного существования Церкви, нации и государства соответствует интересам современной России, в которой религиозные люди устремлены к упрочению общественного мира и согласия через верность своим духовным традициям, союз традиционных религий, широкое сотрудничество с инаковерующими и неверующими.
Россия искони богата соработничеством христианства, ислама, иудаизма и буддизма. Мы жили вместе долгие столетия, сообща участвовали в созидании державы, мира и согласия среди ее народов. Взаимодействие верующих традиционных религий успешно строилось и в дореволюционные годы, и в советское время, и в последнее десятилетие. Православные христиане, мусульмане, иудеи, буддисты пережили великие беды: войны, революции, богоборческие гонения, - выйдя из них единым народом. Дружба народов и религий для нас не пустые слова, но реально переживаемый опыт, сформированный веками и выстраданный общей трудной историей. Этот опыт ныне может стать как никогда полезным человечеству.
Наша цивилизация становится частью единого мира, в котором народы тесно связаны между собой. Но мы не должны раствориться в «плавильном котле», ибо призваны сохранить свою веру, культуру и самобытность. Более того: нам есть что сказать окружающим. Ценности, свойственные русской цивилизации, - вера, жертвенность, самоограничение, приоритет вечного над временным – наверняка будут востребованы людьми всех континентов, мятущимися в поисках Истины и путей выхода из морального кризиса.
Пусть наша страна внешне не так сильна, как прежде. Мы верим, что, с помощью Божией, мудрость и духовная сила нашего народа помогут России занять достойное место в мире и привести его к лучшему будущему, к следованию идеалам веры, любви и правды.