Архив
Библия излагает историю с религиозной точки зрения. Здесь мы находим религиозную, или, лучше сказать, Священную историю, как она именуется на языке богословия.
Начальную страницу своей истории род человеческий испортил: первые люди отказались от Бога и Им установленного порядка бытия, в результате чего были удалены от общения со своим Творцом. Образом этого удаления стало изгнание из рая.
Затем последовали не менее печальные события. Дети Адама, земледелец Каин и скотовод Авель, однажды возжелали принести Богу жертвы от плодов рук своих. Жертва Каина оказалась неугодной Богу, а жертва Авеля была Ему приятна. Каин возревновал и позавидовал брату. Пригласил его пойти в поле и там убил. Впервые пролилась человеческая кровь, совершилось первое убийство.
В основе этого преступления лежит чувство зависти. “О, зависть, корабль осмоленный, адский, гибельный! — восклицает святитель Иоанн Златоуст. — Твой владелец — диавол, кормчий — змий, а главный гребец — Каин”. Сколько несчастных на протяжении истории человечества становились жертвами зависти! Очень часто именно зависть приводила к самым страшным, кровавым конфликтам. Вспомним нашу собственную историю. Почему во время революции брат поднял руку на брата, сосед — на соседа? Не потому ли, что им внушили: если кто-то другой живет лучше тебя, то почему бы тебе не завладеть его добром? Всячески возгреваемое чувство зависти овладело душами людей и привело их к междоусобной брани, к жестокому противостоянию, обернувшемуся гибелью миллионов людей.
Каин был наказан: проклятый Богом, он стал скитальцем на земле. Но уже первые страницы Библии свидетельствуют о том, что злодеянием Каина не ограничиваются преступления рода человеческого. Находясь вне общения с Богом, люди все глубже погружаются в пучину греха, покрывая бесчестием Божественный дар жизни, разрушая замысел Творца о мире и человеке. И за это Бог наказывает род человеческий.
Вот эти строки из Библии:
“И увидел Господь [Бог], что велико развращение человеков на земле, и что все мысли и помышления сердца их были зло во всякое время; и раскаялся Господь, что создал человека на земле, и восскорбел в сердце Своем. И сказал Господь: истреблю с лица земли человеков, которых Я сотворил, от человека до скотов, и гадов и птиц небесных истреблю, ибо Я раскаялся, что создал их.
Ной же обрел благодать пред очами Господа” (Быт. 6. 5–8).
Среди множества нечестивых людей был один праведник — Ной, которого Господь пощадил. Эту историю мы находим в книге Бытия, где повествуется о том, как Бог наказал людей Всемирным потопом. А благочестивому Ною приказал построить большой корабль — ковчег и взять в него свою семью, а также по паре всех животных, и птиц, и гадов, — дабы продлилась жизнь на земле.
Повествование о потопе мы находим не только в Библии. Шумерские и вавилонские предания также донесли до нас свидетельства об этом катаклизме. Следы потопа находят и ученые, утверждающие, что некогда воды морские действительно поглотили земную твердь. Не наше дело рассматривать этот вопрос с научной точки зрения: как стало возможным, что земля покрылась водой, и был ли потоп в полном смысле слова всемирным или же он покрыл только обитаемую в те времена часть суши? Дело ведь не в этих деталях, а в том, что потоп имел место и совершился по слову Божию в наказание людям.
В связи с библейским повествованием о потопе возникает вот какой вопрос. Почему Бог наказал людей? Ведь они были созданы свободными, а значит, и способными совершать как добро, так и зло. И это — правда, как правда и то, что Бог тоже свободен, и свобода человека не может ограничивать свободы Божией. Бог вмешивается в человеческую историю, в человеческие судьбы, когда необходимо пресечь зло, ибо Его свободная воля свята и совершенна. Наказание Божие в виде потопа, смывшего грешников с лица земли, есть не что иное, как яркий религиозный символ, свидетельствующий о возможности Бога вмешаться в ход человеческой истории, дабы положить предел прегрешениям.
Потоп является также символом очищения и обновления. По словам святителя Иоанна Златоуста, Господь при помощи потопа очистил вселенную, освободил ее от скверны нечестия и “уничтожил всю закваску прежнего развращения”. Тех людей, которые не раскаялись, Бог лишил жизни, дабы они не нагрешили еще больше, дабы не впали в еще худшие беззакония. А тем, кто остался в живых, дал шанс начать новую жизнь. Не случайно библейский потоп в церковной традиции воспринимается как прообраз Таинства крещения. Как в крещении, погружаясь в воду, человек преображается и обновляется, освобождаясь от прежней греховной закваски, так и в водах потопа вселенная обновилась и преобразилась.
Впрочем, люди вскоре забыли о страшном катаклизме. Потоп не научил их тому, как опасен для жизни путь греха, и они снова бросают вызов Богу. В этот раз люди решили построить башню, достающую до неба, с тем чтобы сравняться с Самим Богом. Они решили делать это, опираясь лишь на свои собственные силы, игнорируя Бога, не прибегая к Его помощи. Это событие произошло в древнем Вавилоне, и завершилось оно трагически для людей. Бог, как свидетельствует Библия, смешал языки дерзких строителей и тем самым разрушил их способность работать совместно, продолжая строительство башни.
История строительства Вавилонской башни и смешения языков имеет глубокий религиозный смысл, являясь символом предприятия, совершаемого людьми без согласия и благословения Божия. Такое предприятие обречено на неудачу, а участники его лишаются взаимопонимания и становятся неспособными к сохранению общности и к сотрудничеству. История, включая отечественную, знает множество примеров того, как попытки людей построить очередную Вавилонскую башню завершались истощением ресурсов и распадом общности тех, кто дерзновенно и богохульно участвовал в таком строительстве.
Разрушение людьми их сыновней связи с Богом, попытка жить без Бога и тем более противопоставляя себя Богу обрекают человека на неудачу. Эта жизненная неудача предопределяется самой природой человека, предназначенной к творчеству в свободном соработничестве с Богом. Из сказанного не следует, что любое человеческое деяние обречено на провал, если осуществляется вне рамок и границ религиозного опыта. Но совершенно очевидно и другое: деяния, совершаемые людьми вопреки Божией воле, в противодействии Богу, нежизнеспособны. Более того, таковые деяния навлекают наказание Господне на тех, кто их совершает. Нет такого греха, который не был бы взыскан Божиим правосудием. Бог пресекает зло и тем самым удерживает мир и человека от саморазрушения.
События, запечатленные на страницах Библии, не только имеют значение важного исторического свидетельства, но и несут в себе огромный религиозный смысл, постигая который мы обретаем способность правильно строить свои отношения с Богом и ближними.