Архив

О грехопадении
До начала человеческой истории грехопадение произошло в мире духовном. Часть разумных и свободных духовных существ, созданных Богом, дурно использовала свою свободу: отдалилась от своего Творца и стала носительницей зла, соделавшись его источником для всей дальнейшей истории Вселенной. Эти духи получили название “темной силы”. Сатана, диавол, демоны — вот их имена.

Какова природа зла? По учению отцов Церкви зло не является сущностью само по себе. “Зло не имеет ни особой сущности, ни царства. Оно — не безначально, не самобытно, не сотворено Богом”, — подчеркивает святитель Григорий Нисский. Все, сотворенное Богом, и все, существующее в природе, является благим и прекрасным. Зло же есть некое искажение первоначального замысла Творца — искажение, причиной которого была свободная воля диавола и демонов, добровольно отдалившихся от Бога. Как тьма возникает по мере удаления от источника света, так и зло возникает по мере удаления от Бога. Бесконечное удаление от Бога и есть царство зла, диавольский мир, ибо в этой бесконечной отдаленности, богооставленности по собственной свободной воле стали пребывать ангелы, возжелавшие противопоставить себя Богу и через то обратившиеся в демонов.

Библия содержит повествование о том, как эта сила тьмы повлияла на сознание первых людей. Под образом змия, искушающего Адама и Еву, скрывается диавол, научающий их совершить нечто противное воле Божией и замыслу Творца о людях. Змий внушает Еве вкусить плод от запретного древа, а Ева склоняет к этому своего мужа.

Каковы мотивы этого поступка? Для того чтобы принудить людей ослушаться Бога, диавол должен был предложить им достаточно убедительную мотивацию, выдвинуть некую очень серьезную причину. И такая причина была найдена. Змий внушает жене: Бог потому запрещает вам вкушать от этого древа, что, вкусив, вы познаете добро и зло и “будете, как боги”. То есть стоит лишь вкусить от древа сего — и сделаешься как Бог.

Но вот что удивительно: а не к тому же, собственно, призвал и Господь человека, создавая его по образу и подобию Своему? Ведь мы уже говорили о том, что уподобление творения Творцу есть цель, которую Бог поставил перед человеком. Человек призван развить все свои внутренние силы для того, чтобы уподобиться Богу, стать как Он. На первый взгляд цель одна и та же — и диавол говорит: “Будете, как боги” (Быт. 3. 5), и Бог говорит: “Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный” (Мф. 5. 48). А между тем разница есть, и принципиальная. Бог призывает человека достичь этой цели через развитие и самосовершенствование. Такое совершенствование требует огромного напряжения сил, жизненного подвига. И Бог помогает человеку на этом пути: подает ему Свою благодать, Свою энергию, делится с ним даром Своей Божественной жизни. Тогда как диавол предлагает путь, не требующий каких-либо усилий со стороны человека  и не зависящий от воли Божией. Ибо вкусить от плода означает прибегнуть к неким силам и средствам, действующим магически, помимо Бога, и не исходящим от Него. При этом подразумевается, что человек уже не будет нуждаться в Боге, ибо сам займет Его место.

Первородный грех — это отречение человека от Бога, непослушание Богу, то есть сознательный отказ от исполнения того плана, который Господь имеет о мире и человеке, отказ от Богом определенного порядка жизни, преступление Божия закона.

К чему привело человека это преступление? Библия повествует о том, что произошло с первыми людьми после того, как они вкусили запретного плода:
“И открылись глаза у них обоих, и узнали они, что наги, и сшили смоковные листья, и сделали себе опоясания” (Быт. 3. 7).

Адаму же Бог сказал :

“За то, что ты послушал голоса жены твоей и ел от дерева, о котором Я заповедал тебе, сказав: не ешь от него, проклята земля за тебя; со скорбью будешь питаться от нее во все дни жизни твоей; терния и волчцы произрастит она тебе; и будешь питаться полевою травою; в поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят, ибо прах ты и в прах возвратишься...

И выслал его Господь Бог из сада Едемского, чтобы возделывать землю, из которой он взят. И изгнал Адама, и поставил на востоке у сада Едемского Херувима и пламенный меч обращающийся, чтобы охранять путь к дереву жизни” (Быт. 3. 17–19, 23–24).

Что заключает в себе образ изгнания человека из рая? Человек захотел стать как Бог и достичь этого самостоятельно — без Бога. И Бог, сотворивший человека свободным, принимает его свободный выбор и предоставляет человека самому себе. Отныне человек автономен, он живет, опираясь исключительно на собственные силы, лишенный дара Божественной жизни, Божественной энергии, Божественной благодати, питаясь которой только и способен гармонично усовершенствовать себя в стремлении уподобиться Богу. Отныне человек предоставляется самому себе — происходит трагический разрыв между Богом и человеком, лишенным благодати и Божественного дара вечной жизни. Но этот разрыв совершается не только во взаимоотношениях между Богом и человеком, но и в отношениях между человеком и окружающей его природой.

Гармония, царившая в райском саду, теперь нарушена: человек не просто возделывает и украшает этот мир, являясь соработником Бога в деле творения и усовершенствования, но противостоит враждебной природе, проклятой земле, оборотившей к нему свои “терния и волчцы”. Отныне гармония, соединявшая человека с природой, утрачена, и для того, чтобы обеспечить свое физическое существование, он вынужден в поте лица своего добывать пропитание, возделывая землю, противостоя окружающему миру и тем опасностям, которые таятся в нем.

Произошло разъединение и иного порядка: не только между человеком и Богом, не только между человеком и природой, но и внутри самой человеческой личности. Вкусив от запретного плода, первые люди познали стыд: увидели, что наги, и, сшив смоковные одежды, стали прикрывать свою наготу.

Что такое стыд? Это реакция нравственного чувства на внутренний разлад, на некое нарушение жизненного порядка. До грехопадения подобного люди не знали. Ибо природа их была исполнена внутренней гармонии, предполагающей власть духовного начала над началом инстинктивным. Распалась эта гармония, — и люди, ощутив внутренний разлад в душе, почувствовали стыд.

Таковы были следствия грехопадения. Видимых изменений в человеческой природе не произошло — те же руки и ноги, та же голова, те же душевные способности; окружающий мир также не изменился — те же деревья, звери и камни, то же небо и те же звезды, луна и солнце. Но ощущение стройности мироздания ушло: грех нарушил гармонию бытия, и человек оказался вынужденным вести борьбу за выживание в окружающем его мире. Все силы он стал отдавать удовлетворению своих физических потребностей, ибо пропитание и одежду теперь надо было добывать. Свои способности отныне он посвятил покорению опасной и противостоящей ему природы.

На этом пути человек достиг многого. Посредством развития техники и науки, накопления навыков и знаний в самых различных областях своей деятельности он действительно превратился в могущественного хозяина природы. Так что в какой-то момент истории людям показалось, будто они достигли вершины развития, будто их могущество уже таково, что позволяет им в дальнейшем обходиться без Бога. На пике этого наивно самонадеянного триумфализма расцвела атеистическая идея: человек — это звучит гордо! Человек может все! Человек способен управлять собой и миром без Бога! Однако весьма вероятно, что именно людям, живущим в ХХI веке, дано понять то, чего не могли постичь их отцы и деды, восторгавшиеся успехами научного развития, поклонявшиеся идее технического прогресса и верившие в беспредельность и неограниченность человеческих возможностей.

Сегодня в большей степени, чем вчера, видны многие опасные последствия развития человеческой цивилизации. Образ современного города с грохочущими автомобилями, с загрязненным воздухом, с мечущимися людьми, с массой социальных проблем: преступностью и наркоманией, социальным неравенством, болезнями телесными и духовными и еще с неисчислимым множеством того, что надрывает человеческую душу, — предстает как зримый символ греховности человеческой цивилизации.

Является ли этот образ выражением цельности человеческой личности и гармоничных отношений человека с внешним миром? К счастью, на земле пока еще существует достаточно мест, не столь цивилизационно продвинутых, как огромные современные мегаполисы. И в общении с природой, в созерцании ее вечной красоты людям нынешнего века, может быть, не так уж трудно понять, что без Бога, без Его энергии и благодати человек не способен ни отыскать единственно верный жизненный путь, ни следовать этим путем.

Святейший Патриарх Кирилл совершил в Троице-Сергиевой лавре малую вечерню с чтением акафиста преподобному Сергию

17 июля в 21:05

Патриаршее соболезнование в связи с кончиной Б.А. Нелюбова

14 июля в 19:40

Святейший Патриарх Кирилл возглавил в Тихвине торжества по случаю 20-летия возвращения Тихвинской иконы в Россию

09 июля в 17:10

Поздравление Святейшего Патриарха Кирилла М. Пезешкиану с избранием на пост Президента Исламской Республики Иран

06 июля в 19:28

Поздравление Святейшего Патриарха Кирилла Святейшему Патриарху Болгарскому Даниилу с избранием и возведением на Патриарший престол

30 июня в 17:18

Святейший Патриарх Кирилл возглавил работу очередного заседания Высшего Церковного Совета

26 июня в 12:00

Святейший Патриарх Кирилл встретился с освобожденным митрополитом Тульчинским и Брацлавским Ионафаном

25 июня в 18:10

Патриарх Кирилл возглавил принесение иконы Святой Троицы, написанной преподобным Андреем Рублевым, в Троице-Сергиеву лавру

22 июня в 23:50

Митрополит Тульчинский и Брацлавский Ионафан получил свободу

22 июня в 21:45

Святейший Патриарх Кирилл вручил митрополиту Сингапурскому и Юго-Восточно-Азиатскому Сергию орден святителя Иннокентия Московского

22 июня в 20:40

В День памяти и скорби Предстоятель Русской Церкви возложил венок к могиле Неизвестного солдата у Кремлевской стены

22 июня в 20:00

Святейший Патриарх Кирилл встретился с главами российских протестантов

18 июня в 21:00

Поздравление Патриарха Кирилла Н. Моди с переизбранием на должность главы Правительства Индии

12 июня в 20:00

Патриаршее поздравление по случаю 100-летия освящения храма равноапостольных Константина и Елены в Кламаре (Франция)

10 июня в 10:00

Святейший Патриарх Кирилл встретился со слушателями Высших дипломатических курсов

04 июня в 13:40

Святейший Патриарх Кирилл совершил в Троице-Сергиевой лавре малую вечерню с чтением акафиста преподобному Сергию

17 июля в 21:05

Председатель ОВЦС встретился с послом Аргентины в Российской Федерации

16 июля в 12:30

Митрополит Волоколамский Антоний выразил соболезнования в связи с кончиной многолетнего труженика ОВЦС Б.А. Нелюбова

13 июля в 20:10

Председатель Отдела внешних церковных связей посетил Рим и Ватикан

12 июля в 15:10

Состоялось четвертое заседание Рабочей группы по взаимодействию Русской Православной Церкви и Управления по делам религий Турции

06 июля в 11:00

Председатель ОВЦС встретился с директором Департамента МИД России по работе с соотечественниками за рубежом

02 июля в 17:55

Председатель Отдела внешних церковных связей посетил Подворье Антиохийского Патриархата в Москве

27 июня в 15:00

Председатель ОВЦС встретился с епископом Бакинским и Азербайджанским Алексием

27 июня в 14:20

Митрополит Антоний встретился с исполнительным директором Отдела внешних церковных связей Маланкарской Церкви

27 июня в 13:50

Святейший Патриарх Кирилл возглавил работу очередного заседания Высшего Церковного Совета

26 июня в 12:00

Патриарх Кирилл возглавил принесение иконы Святой Троицы, написанной преподобным Андреем Рублевым, в Троице-Сергиеву лавру

22 июня в 23:50

В День памяти и скорби Предстоятель Русской Церкви возложил венок к могиле Неизвестного солдата у Кремлевской стены

22 июня в 20:00

Председатель ОВЦС встретился с новоназначенным представителем Патриарха Сербского при Московском Патриаршем престоле

20 июня в 18:00

Председатель ОВЦС встретился с заместителем председателя Комитета Совета Федерации по международным делам

20 июня в 13:00

Святейший Патриарх Кирилл встретился с главами российских протестантов

18 июня в 21:00

Председатель ОВЦС совершил Литургию в храме Покрова Пресвятой Богородицы в Рубцове

17 октября 2021 в 22:00

Митрополит Иларион: в день Покрова Пресвятой Богородицы мы прославляем небесное заступничество Матери Божией

14 октября 2021 в 22:00

Председатель ОВЦС совершил Литургию в престольный праздник московского храма свв. мучеников Михаила и Феодора на Черниговском подворье

03 октября 2021 в 20:00

Митрополит Иларион возглавил престольный праздник академического храма Общецерковной аспирантуры

11 сентября 2021 в 20:00

Митрополит Иларион: Очень многое в жизни человека зависит от веры

29 августа 2021 в 23:00

Митрополит Иларион: Святой Дух – главное сокровище христианской души

01 августа 2021 в 22:00

Митрополит Иларион: Святость – это постоянное стремление подражать Господу Иисусу Христу

27 июня 2021 в 23:00

Митрополит Иларион: Будем в любых обстоятельствах жизни сохранять верность Господу Иисусу Христу

19 марта 2021 в 15:56

Митрополит Иларион: Бог желает не осудить, а спасти нас

07 марта 2021 в 22:34

Митрополит Иларион: Встреча с Богом – главная цель в жизни человека

15 февраля 2021 в 20:00

Митрополит Иларион: Евангельская история о Закхее учит нас, как реагировать на присутствие Бога в нашей жизни

14 февраля 2021 в 19:34

Митрополит Иларион: Достоевский через все свое творчество проповедовал евангельский идеал – Христа

09 февраля 2021 в 19:02

Церковь прославляет всех мучеников и исповедников за имя Христово

07 февраля 2021 в 21:20

Митрополит Иларион: Без наших собственных усилий Бог не сможет нас спасти

31 января 2021 в 20:26

Митрополит Иларион: Господь всегда нам дает возможность проявить свои способности

24 января 2021 в 21:20

Обратная связь

Поля отмеченные * обязательны для заполнения

Отправить обращение
Рус Укр Eng Deu Ελλ Fra Ita Бълг ქარ Срп Rom عرب