Выступление митрополита Бачского Иринея на Учредительном заседании представительства Российского исторического общества в Республике Сербия
26 октября 2025 года в Белграде состоялось учредительное заседание представительства Российского исторического общества в Республике Сербия. В числе выступавших был митрополит Бачский Ириней. Выступление приводится ниже без сокращений.
С глубокой радостью в душе благодарю Бога за выпавшую мне незаслуженную честь участвовать и, более того, выступить с парой слов перед этим почтенным собранием в этом отмеченном славными традициями месте по случаю учреждения, а фактически и начала публичной деятельности Российского исторического общества в Сербии. Задачи этого русско-сербского общества – систематизация, дальнейшее изучение и популяризация совместной истории наших двух братских народов и сестринских Православных Церквей.
Такая деятельность нашего Общества, как её понимает докладчик, не ограничивается ни «новым прочтением» исторических источников, то есть новым толкованием более или менее уже известных деяний и фактов, ни возможным открытием доселе ещё неизвестных. Она подразумевает, прежде всего, попытку погружения в недоступные для феноменологического взгляда, однако имеющие в онтологическом отношении решающее значение глубинные, сущностные, метафизические (читай: религиозные, духовно-культурологические и цивилизационные – словом, завязанные именно на темы идентичности) истоки и динамику исторических процессов как в многовековой жизни и совместном опыте наших Церквей и народов, так и в жизни и опыте целокупного рода человеческого, то есть нашей семьи в её широчайшем, всеохватывающем измерении.
По мере правильного понимания мною подлинного смысла предстоящей деятельности этого нашего соборного русско-сербского благотворительного предприятия осмелюсь перед вами, духовными чадами Православной Церкви (Русской или Сербской – неважно) и дорогими друзьями (сербы или русские – всё равно) выразить скромное убеждение: грядущие наши поколения – навеки, до конца времён – не будут иметь морального права это наше предприятие, начатое во имя Господне и в непоколебимом уповании на Его помощь, упразднить, объявив ненужным или, ещё хуже, – лишённым смысла.
Ваше Святейшество, благословите меня, а все остальные – братья и сестры – позвольте мне кратко напомнить ещё несколько моих личных мыслей на данную тему, не претендующих на новизну, – с полным сознанием того, что некоторые из них представляют собой общие места (loci communes), всем вам известные, но обладающие непреходящей значимостью и ценностью для напоминания, в духе бессмертной классической сентенции Repetitio est mater studiorum («Повторение – мать учения»), которую, по её смыслу, следует понимать и толковать в рамках сентенции намного более широкой и объемлющей: Historia est magistra vitae («История – учительница жизни»). Следует заметить, что нам – как русским, так и сербам – причём сербам чаще, чем русским, доводилось оказываться в роли второгодников на экзамене по истории как «учительнице жизни».
Русские по итогам этого экзамена по истории сказали бы summa summarum: «Экзамен провалили, но на пересдаче – сдали». Мы, сербы, могли бы, кажется, сказать следующим образом: «Экзамен сдать не сумели, однако не теряем надежду всё же каким-то образом получить на предстоящей пересдаче проходной балл по церковному, народному и собственному сознанию и истории, а также прежде и превыше всего – по правде Божией.
Органические связи и, более того, единение и взаимопроникновение сербов с русскими восходят к стародавним временам – к эпохе, отмеченной глубокой общностью славянских племён, рассеянных по просторам Восточной и Северной Европы, а также Передней Азии.
Эти связи и единение не прекращаются и после великого переселения народов, когда из первобытных племён сформировались народы, а из наречий – языки, а затем и позднее, когда сербы стали крупнейшим славянским сообществом на юге Европы. При этом всё же не следовало бы забывать также проживающих на севере Европы лужицких сербов, которые хоть и подверглись в своё время децимации, но выжили – прежде всего благодаря русской, то есть советской, поддержке.
Древний торговый путь «из варяг в греки», о котором свидетельствует история, пролегал в том числе и через новообразованные сербские области, а потом и сербские государства на Юго-Востоке Европы. После Крещения Руси во времена святого и великого киевского князя Владимира духовные, церковные, культурные и другие связи русских с ромейским миром или «византийским содружеством» – не столько непосредственные сколько опосредованные, осуществлявшиеся через уже интегрированных в восточно-римскую «вселенную» (οἰκουμένη) южных славян, в первую очередь сербов, – становятся всё более интенсивными. Потому и не удивительно, что юный принц Растко Неманич – будущий святой Савва, первый Архиепископ и просветитель Сербский – отправляется на Святую гору Афон при помощи русского святогорского монаха, чьё имя нам неизвестно, и становится монахом в Ватопеде и Русике, русском монастыре на Святой горе.
Не следует пренебрегать, а тем более предавать забвению также позднейшие духовные, культурные и государствообразующие течения, восходившие к русскому северу от сербского юга. Особо выделил бы, в частности, «Законоправило» (Номоканон, «Кормчую») святого Саввы.
Позднее же бесценным русским даром нам, «бедным сербам», служила многократная и разнообразная поддержка в века османского ига, в эпоху сербских освободительных восстаний от времени Карагеоргия и далее; в годы балканских войн за свободу, Первой мировой войны (в которую царская Россия, тогда слабая и не готовая к войне, вступила ради спасения братской Сербии), как и Второй мировой войны (в завершение которой свободу от нацистской немецкой оккупации нам принесла огромная Советская Армия – триста тысяч солдат Толбухина, а не какой-то Иосип Броз по прозвищу Тито, у которого, по словам покойного дечанского игумена Макария, «неизвестны ни отец его, ни мать, а то, что объявили, можно сказкой называть» и который вступил в Белград спустя примерно десять дней после русских (или советских – всё равно) войск. И вплоть до сего дня мы существуем как более или менее независимое государство – прежде всего, по милости Божией, а затем, опять и опять, благодаря русскому народу и российскому государству, не забывая притом и огромный дружественный Китай и почтительным молчанием обходя так называемую ельцинскую Россию, которая была не в состоянии помочь самой себе и уже тем более нам. К счастью, Россию вновь воздвиг и возродил её нынешний Президент со своими соратниками.
Позвольте мне в завершение кратко и ясно повторить слова нашего блаженнопочившего Патриарха Иринея о том, что по штормовому морю современности нам надо плыть, «привязав малую сербскую лодку к большому русскому кораблю». Не злоумышляя при этом против кого бы то ни было и уж, тем более, никому не являясь врагами, мы всё же проводим различие между теми, кто нас с регулярностью оккупируют (или, по крайней мере, подвергают бомбардировкам) и теми, кто всегда, в любых исторических обстоятельствах, братски нам помогают и, объективно говоря, нас спасают. Из глубины души молимся, да будет милостив Господь Иисус Христос, Единый Человеколюбец, и тем и другим, а заодно с ними и нам, сербам.
Спасибо всем вам за внимание.