В Храме Христа Спасителя состоялась панельная дискуссия «Новый мир и христианская цивилизация»

Служба коммуникации ОВЦС, 20.10.2025. 16 октября 2025 года в рамках XI Международного фестиваля православных СМИ «Вера и слово», который проходит по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, в Зале церковных соборов Храма Христа Спасителя в Москве состоялось первое тематическое мероприятие фестиваля – панельная дискуссия «Новый мир и христианская цивилизация».
Участниками дискуссии стали: митрополит Волоколамский Антоний, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата; В.Р. Легойда, председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ; Эмир Кустурица, югославский и сербский кинорежиссер, композитор, прозаик, актер, продюсер; А.И. Денисов, сенатор Российской Федерации, заместитель председателя Комитета Совета Федерации по международным делам; В.А. Фадеев, общественный деятель, журналист, советник Президента Российской Федерации, председатель Совета при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека; А.В. Журавский, историк, религиовед, заместитель начальника Управления Президента Российской Федерации по общественным проектам; Ф.А. Лукьянов, журналист-международник, политолог, главный редактор журнала «Россия в глобальной политике».
В качестве модератора дискуссии выступил заместитель председателя Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ, главный редактор радиостанции «Вера» И.А. Кузьменков, сообщает «Патриархия.ru» со ссылкой на Синодальный отдел по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ.
В качестве тезиса для начала дискуссии И.А. Кузьменков предложил идею о ценностях как границе между цивилизациями: «сегодня мировые разломы проходят не столько через социальные и территориальные концепции, сколько через нравственные вызовы – через мораль, отношение общества к тому, что принято обобщенно называть традиционными ценностями, а в нашем понимании – христианскими ценностями». По его мнению, «религиозная повестка вернулась на вершину мировой политики и, может быть, в центр мировых конфликтов».
Митрополит Волоколамский Антоний, отвечая на вопрос о трансформациях политико-культурного дискурса, обратил внимание на изменения в дискуссии на уровне экуменических институтов, в которой ранее активно участвовала Русская Православная Церковь. По его словам, сегодня значительная часть вопросов, которые поднимаются на площадке Всемирного совета церквей, вне зависимости от тематики и логики дискуссий включают идею поддержки половых девиаций как нормы и ценности современного мира.
Митрополит Антоний также отметил, что священнослужители и прихожане Русской Православной Церкви за рубежом часто сталкиваются с массированным идеологическим давлением, осуществляемом, в том числе, в образовательном пространстве, где нетрадиционные и аморальные явления преподносятся детям в учебных пособиях как легитимные практики. В этой связи он сделал неутешительный вывод о том, что, по его мнению, этот процесс будет только развиваться, а поле битвы за души людей – расширяться.
Продолжая дискуссию и размышляя о перспективах современной культуры, Эмир Кустурица высказал мнение об утрате исторического шанса европейской цивилизации из-за отказа от религиозного фундамента культуры. Напротив, в России, по его мнению, культура переживает подъем и открывает новые перспективы благодаря признанию христианских ценностей. Он отметил, что кинематограф и, более широко, современная культура могут иметь шанс на существование благодаря универсальному языку любви, надежды, а также, например, иконографии — все это понятно аудитории в любой части мира: и в Сербии, и в России, и в Аргентине, где разная по составу аудитория принимала фильмы Э. Кустурицы одинаково положительно.
Сенатор А.И. Денисов, в свою очередь, отметил, что ценностный дискурс неизменно присутствует в международных отношениях. По его мнению, важно, чтобы ценности народов мира были непротиворечивыми и посредством дипломатии дополняли друг друга, подводя общества к пониманию их общечеловеческой значимости и сути.
Дискуссию поддержал Ф.А. Лукьянов, который отметил: «современный мир чрезвычайно многолик, он не поддается простым линейным выстраиваниям». По его мнению, мир не делится на тех, кто поддерживает традиционные ценности, и тех, кто, напротив, их не поддерживает – эта схема не укладывается в контекст международных отношений, где существуют совершенно разные культуры и ценности. Он предложил работать над образом страны, в которой внешний облик был бы второстепенным по отношению к реальному содержанию политической системы: «не надо подчинять себя желанию того, чтобы нас хорошо видели извне».
О ценностях современного мира высказался В.Р. Легойда, который отметил, что с точки зрения философии вопрос о существовании общечеловеческих ценностей не имеет единого решения или даже неразрешим, поскольку в каждой культуре есть свои уникальные ценностные ряды. «Один из парадоксов сосуществования представителей традиционных религий мира друг с другом в том, что аксиоматика мировых религий, или тех религий, которые еще недавно называли мировыми, в сущности, несовместима. Но парадоксальным образом, как только мы переходим к нравственным вопросам и поведенческим моделям, традиционные религии мира демонстрируют удивительное сходство. Но подчеркиваю: не в вероучении, не в догматике, а в вопросах отношения друг к другу. Золотое правило нравственности – это парадокс, который продолжает питать живую ткань человеческих отношений», – сказал председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ.
Прозвучавший в дискуссии тезис о противостоянии ценностных картин мира поддержал А.В. Журавский, который отметил, что любые международные конфликты связаны с понятием образа будущего, формируемого в национальной культуре.
Ф.А. Лукьянов, со своей стороны, отметил, что морализм в политике нередко приводил к эксплуатации ценностей как средства — внешней упаковки политических интересов либо для грубого продвижения таковых в других странах.
В.А. Фадеев поделился мнением о понимании нового мира: «Когда говорят "новый мир", упоминают невиданный технический прогресс, новый информационный мир, мир социальных сетей, гаджетов, теперь искусственный интеллект. Это не начало нового мира, это конец старого. Это, как я называю, всхлипы старого мира». На основе теоретических разработок П. Сорокина выступающий указал на исчерпание западной цивилизацией своего потенциала, индикаторами чего служит потеря ориентиров, невозможность отличить добро от зла, распад семьи как союза мужчины и женщины, атомизация общества и т.д.
Митрополит Волоколамский Антоний поделился мнением о важности православной журналистики как способа евангельского благовестия о любви: «Преображение одного человека, двух людей, трех людей – это приводит к постепенному преображению общества, и чем больше будет в обществе людей верующих, для которых христианство будет не столько данью принадлежности традиции, к нашему национальному культурному коду, а когда для них это будет образом их жизни, то тогда, безусловно, и все общество станет качественно иным».
В завершение дискуссии Эмир Кустурица поделился мнением о традиции в современном культурном сообществе и, в частности, кинематографе. По его мнению, возникшая на Западе в 70-х годах популярная культура и восприятие ее как рынка привело к уничтожению культуры Запада, утрате какой-либо идеи. Напротив, сербская и русская культура больше концентрируются на ценностях и глубоких духовных запросах человека, о которых, например, писал Ф.М. Достоевский.