Выступление митрополита Илариона на презентации сборника «Воссоединение Киевской митрополии с Русской Православной Церковью. 1676-1686 г. Исследования и документы»
Презентация прошла 16 сентября 2021 года в Храме Христа Спасителя.
Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства!
Дорогие отцы, братья и сёстры!
Сегодня мы предлагаем вниманию собравшихся здесь архипастырей, пастырей, ученых, богословов из разных стран и разных Поместных Православных Церквей наиболее полное собрание документов по истории воссоединения Киевской митрополии с Русской Православной Церковью в 1686 году. Этот коллективный труд объединен высокой идеей: на примере одной важной, но частной проблемы церковных и дипломатических взаимоотношений продемонстрировать единство Русской Церкви, а также духовное, цивилизационное и историческое единство народов Святой Руси в объективном свете документов и исторических фактов.
Как Мцхета для Грузинской Церкви, а Печ для Сербской, для Русской Церкви её исторической колыбелью и первенствующей кафедрой был древний Киев. Его наши летописцы и духовные писатели с любовью называли «Матерью городов русских». Перемещение митрополичьей кафедры во Владимир, а потом в Москву в XIII-XIV веках было вызвано историческими потрясениями монгольского нашествия и разорением Киевской Руси. Но и во Владимире, и в Москве Предстоятели Русской Церкви помнили о своей исторической кафедре и сохраняли её именование в своём титуле.
Помнила об этом единстве и строго блюла его Святая Константинопольская Церковь, в юрисдикцию которой в те века ещё входила Церковь Русская. Истории известны факты, когда Патриархи Константинопольские выступали против попыток удельных князей разделить Киевскую митрополию, защищали и утверждали её границы как границы нераздельного целого, невзирая на перемены границ политических и образование новых государств. Ещё в 1354 г. святитель Филофей, Патриарх Константинопольский и знаменитый наставник исихастов, рукоположил в святителя Алексия Чудотворца и направил его в Москву как митрополита «Киева и всея Руси», о чём есть соответствующее соборное деяние. В конце XIV – начале XV века святители Киприан и Фотий также проживали в Москве, но по-прежнему объединяли под своим началом кафедры Киева и Москвы, несмотря на сложный, порой напряжённый характер политических взаимоотношений между Московским и Литовским княжествами.
Временное разделение Русской Церкви в XV-XVII веках стало одним из печальных событий, связанных со сближением Константинопольского Патриархата с католиками, бесславной Флорентийской унией 1439 года и последовавшим вскоре за нею падением Константинополя. Под влиянием Константинопольской Церкви и при активной поддержке Речи Посполитой православная иерархия на её территории также перешла в унию с Римом. С этих пор положение Православия на территории Польско-Литовского государства стало неуклонно ухудшаться, а после заключения Брестской унии 1596 г. против православных в западнорусских землях были развёрнуты настоящие гонения. Преследование иерархов и духовенства, захваты и закрытие храмов, массовые случаи насилия и пыток, ущемление и поражение в правах православного населения – всё это в драматичной, наглядной форме описывают исторические источники. Хотя ко времени установления османского владычества Константинопольские Патриархи и вернулись к Православию, но теснимые своими поработителями, ослабленные и лишённые государственной поддержки, они уже не имели возможности воспрепятствовать гонениям или оказать своей страждущей пастве в Малой и Белой Руси существенную поддержку.
Сейчас, на расстоянии четырёхсот лет, нам трудно представить всю тяжесть положения православных в землях Речи Посполитой в начале и середине XVI века. Немногие, наиболее легкомысленные умы решаются и вовсе отрицать его: дескать, сохранялась иерархия, храмы были открыты, совершались Таинства, контакт с Константинопольской Церковью не ослабевал. Но православные в Киевской митрополии в те годы считали иначе. В изданный нами сборник вошли свидетельства тех лет, которые невозможно не услышать – свидетельства иерархов, духовенства, монашествующих, мирян. Это живые голоса очевидцев, о которых можно сказать словами Евангелия: Если они умолкнут, то камни возопиют (Лк. 19. 40).
В те страшные годы стремительно, всего лишь за несколько десятков лет нетерпимости и открытого насилия, уния поглотила исторически православные земли Правобережья Днепра. Крайне тяжёлое положение Православия на Правобережье понудило Киевскую митрополию искать воссоединения с Московским Патриархатом, восстановления полноты Русской Церкви. Это воссоединение, свершившееся в 1686 году, не только спасло Православную Церковь в западнорусских землях от окончательного уничтожения, но и способствовало духовному, богословскому и образовательному расцвету единой Русской Церкви.
Акт передачи Киевской митрополии в юрисдикцию Московского Патриарха в 1686 году был закреплён Синодальным решением Константинопольской Церкви и получил немедленное признание всех Поместных Православных Церквей. Разумеется, и в самой Константинопольской Церкви факт передачи Киевской митрополии в юрисдикцию Русской Церкви не подвергался сомнениям. Об этом свидетельствуют многочисленные подтверждения официальных документов и изданий XVIII-XIX веков: издания «Синтагматариев» епископата, в которых Киевская митрополия упоминаются в числе кафедр Московского Патриархата; различные канонические сборники и другие официальные издания Константинопольского Патриархата; наконец, официальная переписка Константинопольской Церкви с Русской Церковью. Даже в учебных изданиях нынешних ведущих историков Константинопольского Патриархата Киевская митрополия числилась частью канонической территории Русской Церкви.
Корпус изданных нами документов лишний раз доказывает, что ни в переговорах русских дипломатов с Константинопольским Патриархатом по вопросу о передаче Киевской митрополии, ни в переписке со священноначалием и политическим руководством Левобережья, ни в самих документах Константинополя, подтверждающих эту передачу, не было и речи о её якобы временном или ограниченном характере.
Лишь в 2018 году, накануне своего незаконного вторжения на Украину, Константинополь предпринял попытку пересмотреть акт 1686 года и объявить его якобы временно, ввиду крайней необходимости, предоставленным разрешением Московскому Патриарху на рукоположение митрополитов Киевских. При этом современные исторические аргументы Фанара вызывают, по меньшей мере, недоумение. Анонимные авторы краткого очерка «Вселенский престол и Церковь Украины. Говорят документы», опубликованного на сайте Константинопольской Патриархии, повествуя об истории Киевской митрополии, допускают целый ряд грубых хронологических и фактических ошибок, красноречивых умолчаний и ошибочных интерпретаций, в целом демонстрируя, на какой слабой научно-исторической базе было принято решение священноначалия Константинопольской Церкви о вторжении на территорию Украины.
Слабое и поверхностное знание истории Украины и Украинской Церкви демонстрирует и публиковавшийся под именем константинопольского иерарха текст доклада по истории украинского церковного вопроса и иные публичные выступления представителей Фанара.
Но особенно сомнительно выглядит попытка истолковать текст и жанр трёх правоустанавливающих документов Константинопольского Патриархата о передаче Киевской митрополии: Синодальных деяний, направленных Патриарху Иоакиму и гетману, а также пояснительной грамоты Патриарха Дионисия IV московским царям. Я хорошо знаком с греческим текстом этих документов. Попытки выискивать в нескольких вырванных из контекста формулировках и терминах некие якобы имеющиеся там намёки на временный характер этого акта смотрятся искусственно с точки зрения любого не ангажированного и компетентного филолога или историка церковного права.
Напротив, данные тексты ясно оговаривают право Московского Патриарха Иоакима и его преемников рукополагать Киевских митрополитов – не в случае каких-либо трудностей, а всякий раз, «когда эта митрополия останется лишённой подлинного архиерея». И в них прямо сказано: «Митрополия Киевская да будет подчинена святейшему Патриаршему престолу Московскому, и архиереи в ней да признают старейшиной и Предстоятелем Патриарха Московского, какой будет в данное время, как рукополагаемые им» – без указаний сроков или условий пересмотра этого деяния.
Представляемое нами издание документов сильно своей исследовательской частью. Публикуемые в нём глубокие самостоятельные исследования вносят весомый вклад в понимание контекста исторических событий и документов воссоединения Русской Церкви в 1686 году. Ведь недостаточно одной лишь публикации архивов, какой бы широкой она ни была. В бережном, внимательном и правдивом восстановлении их исторического контекста заключается работа настоящего учёного. В издании этой книги я вижу успех наших отечественных учёных, и рад их с этим успехом поздравить.
Сегодня всё ещё сохраняется возможность проведения свободной и объективной научно-исторической дискуссии, от которой в 2018 году Константинопольский Патриархат прямо и недвусмысленно отказался. Мы с удовлетворением следим за откликами на наше издание в научной среде и за его критикой – пока, к сожалению, имеющей отрывочный, фрагментарный характер.
Нам известно, что подобного рода издание – пусть даже менее фундаментальное и представительное – готовится при поддержке Константинопольской Патриархии. Я рад, что наше издание дало толчок дискуссии – какой бы пристрастной ни была реакция наших оппонентов – на важнейшую не только для истории Русской Церкви, но и для единства всего мирового Православия тему. Я твердо уверен, что у нашей отечественной науки – лучшие позиции и наибольший потенциал участия в этой дискуссии.