Митрополит Иларион: Святой Дух – главное сокровище христианской души
1 августа 2021 года, в Неделю 6-ю по Пятидесятнице, день памяти святых отцов шести Вселенских Соборов, обре́тения мощей преподобного Серафима Саровского, чудотворца, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион совершил Божественную литургию в московском храме в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» на Большой Ордынке.
Архипастырю сослужили клирики храма.
На сугубой ектении были возглашены молитвенные прошения об избавлении от коронавирусной инфекции.
После сугубой ектении митрополит Иларион вознес молитву, во время распространения вредоносного поветрия чтомую.
По окончании Божественной литургии архипастырь обратился к присутствующим со словом проповеди:
«Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Всех вас, дорогие отцы, братья и сестры, поздравляю с воскресным днем, а также с днем памяти преподобного и богоносного отца нашего Серафима, Саровского чудотворца.
Этот великий русский святой просиял в начале XIX века, во времена, когда на нашей Святой Руси уже действовали и разного рода революционеры, и те, которые хотели просветить народ в либеральном духе, и те, кто говорили, что счастье не в церковной жизни, а в прогрессе, в движении вперед – к либеральным и европейским ценностям.
В ту эпоху, когда Россия должна была выбрать свой путь, явился преподобный Серафим – как пророк, который был послан от Бога возвестить людям путь ко спасению и вечной жизни, указать им, куда нужно идти, чтобы спастись.
Преподобный Серафим говорил, что цель христианской жизни заключается в стяжании Святого Духа Божия. Но не все понимали, о чем говорил святой.
Даже Николай Александрович Мотовилов, с которым преподобный беседовал на эту тему, не сразу понял, о чем идет речь. Тогда преподобный Серафим объяснил ему: вся жизнь людей заключается в том, что они непрестанно что-то приобретают, вся жизнь людей связана с процессом купли и продажи. Люди приобретают жилье, материальные блага, продукты питания... Это я, конечно, своими словами пересказываю то, что объяснял преподобный Серафим Мотовилову. Но самое главное приобретение, которое может совершить человек – это Святой Дух Божий.
В христианской жизни, говорил преподобный Серафим, необходимо многое: и молитва, и пост, и бдение, и исполнение заповедей Божиих. Преподобный сам провел в молитве на камне, стоя коленопреклоненно, тысячу дней и ночей. Он отличался таким воздержанием, что современники удивлялись, как его душа еще держится в теле. Но все это, говорил Серафим Саровский, не цель христианской жизни, а лишь вспомогательные средства. Цель же заключается в стяжании (приобретении) Духа Божия.
Каким же образом человек может стяжать Духа Святого? Если он всю свою жизнь предаст Богу, если все свои дела будет посвящать Господу, даже обычные земные попечения, превращая в предстояние Богу. Это может показаться очень простым, но это и очень трудно одновременно, ибо наша голова и наше сердце зачастую заполнены мирскими попечениями. Мы приобрели одно, и сразу же начинаем думать о приобретении другого. Как люди, которые коллекционируют картины или иконы, или антиквариат: они приобретают один предмет и тут же начинают гнаться за другим. То же самое и в нашей жизни: только мы приобретем что-то одно и сразу же нам начинает хотеться чего-то другого.
А преподобный Серафим говорит, что приобрести человеку нужно только одно: присутствие Святого Духа в его жизни. Если человек совершит это приобретение, тогда все остальное к этому приложится. Может быть именно об этом говорил Господь Иисус Христос в притче о жемчужине, когда напомнил о том, что самое главное в жизни человека – это Царствие Божие. А чему подобно Царствие Небесное? Оно подобно жемчужине, которую человек нашел на поле, и чтобы приобрести ее, купил все поле, продав ради этого собственное имение. Так и Святой Дух является той жемчужиной, приобретя которую вместе с полем, где она находится, мы получим и все необходимое для нашей жизни.
Поле является образом Церкви Христовой. Именно здесь человек приобретает Святого Духа Божия: через участие в церковной жизни, в богослужении, через причащение Святых Христовых Таин, через участие в других церковных Таинствах и через то, что многие называют Литургией после Литургии, когда по окончании богослужения мы выходим в мир, но сердце наше остается наполненным благодатью Божией. Мы возвращаемся к обычным мирским делам и попечениям, но в сердце продолжает жить молитва Иисусова, и присутствует Сам Господь наш Иисус Христос вместе со Святым Духом, Которого Он посылает от Отца Своим ученикам и последователям.
Именно это имели в виду и авторы священных книг Ветхого Завета, когда говорили, что тот или иной человек ходил перед Богом. Что это означает? Это говорит о том, что человек живет в постоянном ощущении присутствия Божия, и все, что бы он ни делал, даже обычные земные дела, он посвящает Богу. Он молится перед началом всякого дела, благодарит Господа по окончании его, воспринимая всю свою жизнь как приношение Богу.
Именно к этому нас призывает Господь, а вслед за Господом нам говорит об этом великий святой – преподобный Серафим Саровский. Живите в предстоянии Богу, помните о том, что Господь всегда рядом; все свои дела и труды посвящайте Ему. Молитесь в сердце молитвой Иисусовой. Участвуйте в церковной жизни и в церковных Таинствах. Причащайтесь Святых Христовых Таин. И Господь будет рядом с вами, и Святой Дух будет внутри вас.
Будем молиться великому угоднику земли Русской, преподобному нашему Серафиму, Саровскому чудотворцу, чтобы он научил нас идти путем добродетельной жизни и благословил на дальнейшие труды. Чтобы каждый из нас по его молитве приобрел главное сокровище христианской души, главную ее жемчужину – Святого Духа Божия. Аминь.
Всех вас поздравляю с праздником!»
Служба коммуникации ОВЦС