Митрополит Иларион: Смерть – это переход к жизни вечной, где нас ожидает Господь Иисус Христос
24 апреля 2021 года, в Лазареву субботу, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, ректор Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых Кирилла и Мефодия митрополит Волоколамский Иларион совершил Божественную литургию святителя Иоанна Златоуста в академическом храме ОЦАД – церкви Усекновения главы Иоанна Предтечи под Бором на Черниговском Патриаршем подворье.
Архипастырю сослужили проректор по учебной работе ОЦАД иеромонах Павел (Черкасов), клирики подворья.
На сугубой ектении были возглашены молитвенные прошения об избавлении от коронавирусной инфекции.
После сугубой ектении митрополит Иларион вознес молитву, во время распространения вредоносного поветрия чтомую.
По окончании богослужения владыка Иларион обратился к верующим с архипастырским словом:
«Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Вчера завершился Великий пост, и сегодня мы вступаем в пост Страстной седмицы, который предваряется Лазаревой субботой и праздником Входа Господня в Иерусалим.
В Лазареву субботу мы вспоминаем чудо, которое Господь Иисус Христос совершил незадолго до Своего крестного страдания. Об этом чуде рассказал только святой евангелист Иоанн, а прочие евангелисты о нем умолчали.
Между тем, чудо это уверяет нас во всеобщем воскресении, и оно было совершено Господом в том числе и для того, чтобы ученики Христовы впоследствии вспомнили о Нем и уверовали в Его собственное воскресение.
В Евангелии от Иоанна мы читаем о том, как друг Иисуса Лазарь, брат Марии и Марфы, был болен. Об этом сообщили Иисусу, Который находился далеко в Галилее.Он помедлил два дня, после чего сказал Своим ученикам, что Ему надлежит идти в Иудею. Ученики спрашивали, зачем Ему нужно туда идти, ибо знали, что иудеи хотят побить Его камнями. Тогда Господь Иисус Христос иносказательно сказал им о смерти Лазаря: «Лазарь, друг наш, уснул» (Ин. 11.11). Но ученики подумали, что Он говорит об обычном сне больного человека, не догадываясь, что Христос сказал им о его смерти.
Потом Спаситель шел из Галилеи в Иудею. Он приблизился к Вифании, селению на подступах к Иерусалиму, где жили Мария и Марфа. Мы читаем о том, как Марфа встретила Его на пути, как потом подоспела Мария и услышала от Него слова: «Я есть воскресение и жизнь» (Ин. 11.25).
Далее мы читаем о том, как Господь Иисус Христос приходит ко гробу Лазаря, и здесь вновь мы одновременно видим в Иисусе Христе и Бога, и человека. Святой апостол Иоанн Богослов с особым реализмом описывает человеческие качества и чувства, которые присущи Иисусу. Он пришел к гробнице Своего друга, который уже четыре дня как умер и, как предполагалось, уже начинал смердеть, то есть тело его начинало издавать трупный запах. По обычаю того времени и той страны людей погребали в специальных погребальных пещерах. К этим пещерам приваливали тяжелый камень, и требовалось больших усилий, чтобы отвалить его от пещеры.
Господь Иисус Христос, как повествует евангелист Иоанн, возмутился духом, когда подошел к гробнице Лазаря. Когда Ему сказали о том, что Лазарь уже четыре дня во гробе, Спаситель прослезился.
За всей этой сценой наблюдали разные люди. И те, кто почитали и любили Лазаря и его сестер, Марфу и Марию, и те, которые наблюдали за Иисусом, не совершит ли Он еще чего-нибудь необычного или экстравагантного, или чего-либо такого, что можно будет потом поставить Ему в вину. Некоторые из них, когда увидели слезы на глазах Иисуса, сказали: «Не мог ли Сей отверзший очи слепому сделать, чтобы и этот не умер?» (Ин.11.37)
Скорбя по-человечески и оплакивая смерть Своего друга, Иисус Христос, в то же время будучи совершенным и всецелым Богом, знал, зачем Он пришел на это место. Не для того, чтобы плакать вместе с другими, а чтобы воскресить Своего умершего друга, вернуть его к жизни. Помолившись Своему Отцу, Он воззвал громким голосом: «Лазарь! иди вон» (Ин.11.43) И Лазарь, обвязанный по рукам и ногам погребальными пеленами, встал и вышел из погребальной пещеры.
Господь совершил это чудо, чтобы уверить Своих учеников в том, что Он есть воскресение и жизнь. И чтобы все последующие поколения христиан, в том числе и мы с вами, уверовали, что Он есть Владыка жизни и смерти.
Смерть ждет каждого из нас. Но смерть – это переход к жизни вечной, где нас ожидает Сам Господь Иисус Христос. И воскрешение Лазаря уверяет нас во всеобщем воскресении, которое ожидает всех людей, ибо мы созданы не только для земной жизни, но и для жизни вечной. А самое главное, это чудо уверяет нас в чуде Воскресения Христова, потому что именно благодаря тому, что Христос воскрес, что Воплотившийся Бог, пройдя через человеческую жизнь и через человеческую смерть, восстал из мертвых и открыл путь к воскресению для всякой плоти, Церковь и сегодня проповедует всеобщее воскресение. Благодаря этому Церковь и состоялась как Церковь, ибо как говорил апостол Павел, «если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша» (1 Кор. 15.14).
Христос воистину воскрес. И для того, чтобы в этом уверить Своих учеников, чтобы они не сомневались и не колебались в Его воскресении, Он и совершил это великое чудо – воскрешение Лазаря.
Мы вспоминаем сегодня это чудо, во-первых, потому, что оно произошло за несколько дней до крестных страданий Спасителя, которые мы будем совершать и вспоминать на следующей неделе. Во-вторых, Лазарева суббота вместе с праздником Входа Господня в Иерусалим вводят нас в дни Страстной седмицы.
Завтра мы будем встречать с пальмовыми ветвями Господа Иисуса Христа, Который пришел, чтобы нас спасти и даровать нам жизнь вечную. Вместе с Ним мы пройдем поприще Страстной седмицы, будем переживать последние дни Его земной жизни, вспоминать Его страдания на кресте, Его смерть за грехи всего человеческого рода. А когда услышим весть о Христовом Воскресении, восславим Господа вместе со всей Церковью и со всем миром. Аминь.
Всех вас поздравляю с праздником!»
Служба коммуникации ОВЦС