Митрополит Иларион: Для верующего нет ничего невозможного
18 апреля 2021 года, в Неделю 5-ю Великого поста, день памяти преподобной Марии Египетской, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион совершил Божественную литургию святителя Василия Великого в московском храме в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» на Большой Ордынке.
Архипастырю сослужили клирики храма.
На сугубой ектении были возглашены молитвенные прошения об избавлении от коронавирусной инфекции.
После сугубой ектении митрополит Иларион вознес молитву, во время распространения вредоносного поветрия чтомую.
По окончании Литургии архипастырь обратился к присутствующим cо словом проповеди:
“ Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
В пятое воскресенье Великого поста Церковь вспоминает преподобную Марию Египетскую – подвижницу, которая просияла в глубокой древности, но память о ней сохраняется в Церкви вплоть до настоящего времени.
О Марии Египетской мы слышали уже в первые дни Великого поста, когда читали Великий покаянный канон преподобного Андрея Критского, к которому добавлялись тропари в честь преподобной Марии Египетской. Мы вновь читали этот канон целиком на пятой седмице Великого поста и слушали житие преподобной Марии Египетской, а сегодня вспоминаем ее за Божественной литургией.
С чем связано такое особое почитание этой святой? Почему в Великом посту Церковь многократно напоминает нам о ее подвиге? И в чем заключается этот подвиг?
Житие преподобной Марии Египетской, написанное в VI веке святителем Софронием Иерусалимским, долгое время, как он сам повествует, существовало только в устной традиции. Эту историю передавали монашествующие в Палестине из уст в уста.
История эта в кратком изложении заключается в следующем. В египетском городе Александрия была женщина, которая с 12 лет занималась развратом, совращая мужчин. Это стало ее профессией, но она, как сама рассказывала старцу Зосиме, предавалась блуду не только ради денег, но и ради удовольствия. Она получала удовольствие от того, что все новые и новые мужчины приходили к ней и ей удавалось их совратить.
Так продолжалось в течение долгого времени, пока, наконец, Мария не решила последовать в Иерусалим за паломниками, отправляющимися в этот город накануне праздника Воздвижения Честнаго и Животворящего Креста Господня. Но в Иерусалим Мария отправилась не для того, чтобы участвовать в этом праздновании, а потому, что ей хотелось приключений, новых удовольствий, новых мужчин, и даже на пути в Святую Землю на корабле она продолжала свои развратные действия.
По прибытии в Иерусалим Марии захотелось вместе с верующими пойти в храм Воскресения Христова. Но когда она с большой толпой людей приблизилась к храму Господню и попыталась войти вместе со всеми, ей это не удалось – какая-то неведомая сила отталкивала ее. Она пыталась раз, второй, третий, четвертый, но вновь неведомая сила препятствовала ей. Тогда она поняла, что с ней происходит что-то особое, необыкновенное.
Увидев перед входом в храм образ Пресвятой Богородицы, Мария взмолилась Пресвятой Деве и пообещала, что если Богоматерь допустит ее до участия в богослужении, она изменит свой образ жизни.
Мария была допущена в храм. И тогда с ней произошло духовное преображение. Мария принесла покаяние за свои грехи, причастилась Святых Христовых Таин и сразу же после этого отправилась в пустыню, чтобы оставшуюся жизнь провести в подвиге покаяния.
Долгие годы она жила в пустыне без еды и воды. Одежда ее давно истлела. Летом она изнемогала от зноя, зимой – от холода. Питалась подвижница только тем, что могла найти в пустыне. Долгие годы ее преследовали воспоминания о прошлой жизни. То ей снились, то грезились наяву мужчины, которых она совращала. Ее воображение рисовало картины прежней распутной жизни, напоминало греховные песни и вкус яств, которых она лишилась. На нее нападали бесы, терзал голод. Но, решившись следовать по пути покаяния, Мария не отклонилась от него.
Спустя много лет истощенную пустыннической жизнью Марию узрел старец Зосима – монах одного из палестинский монастырей. Он нашел подвижницу в пустыне, узнал от нее о ее жизни и удивился тому, какой святости, какого духовного совершенства она достигла. Никогда не изучая в прошлом Священное Писание, Мария могла цитировать его наизусть, не слышав прежде псалмов, она их все знала. А когда она молилась, то возносилась над землей так, что этот подвижник, все свою жизнь проведший в монастырях, был приведен в трепет от того, что увидел и услышал от нее.
Далее в житии рассказывается о том, как старец Зосима пришел к Марии через год, чтобы причастить ее, а еще год спустя он придал земле ее честные останки.
Церковь напоминает нам об этой подвижнице, чтобы показать, что нет такого греха, который невозможно искупить покаянными слезами. Нет такого состояния падения, из которого невозможно выйти. И нет такой глубины духовного падения, из которой невозможно выбраться не только на поверхность обычной земной жизни, но и подняться к вершинам святости. Все зависит, прежде всего, от решимости человека, от того, к чему он склоняет свое сердце и что ставит в своей жизни на первое место.
У многих людей есть те же греховные привычки и склонности, что были у Марии Египетской в юности. Может быть, не в такой степени, не в таком масштабе, но многие люди согрешают тем же, чем согрешала она. Многие в юности приобретают дурные привычки, склонности, от которых потом трудно освободиться. Они борются, но пороки продолжают удерживать их в плену.
Тем не менее, многое зависит от решимости человека. А еще больше зависит от благодари Божией, потому что своими силами человек не может спастись и преодолеть в себе ту или иную зависимость, порочные наклонности. Даже если он силой воли может заставить себя отказаться от грехов видимых, от греховных действий, он будет продолжать совершать грехи мысленные, ведь очень трудно очистить ум и сердце от греховной скверны.
Но для верующего нет ничего невозможного. А то, что невозможно человеку – возможно Богу. И жизнь преподобной Марии Египетской показывает, что с Божьей помощью человек может достичь такой святости и такого духовного совершенства, которое возносит его над землей в буквальном и в переносном смысле.
Святая Церковь напоминает об этом именно для того, чтобы вдохновить нас на собственный духовный подвиг. Каждый из нас знает свои слабости и порочные наклонности. Своими силами мы не можем спастись и достичь святости, но Церковь напоминает нам, что с помощью Божией мы можем преодолеть в себе греховные страсти и наклонности. Мы можем приобщиться к Божественной благодати и достичь того духовного состояния, к которому призывает Сам Господь.
Путь покаяния, которым мы проходим в Великом посту, ведет нас к празднику Пасхи Христовой. На этом пути Церковь напоминает нам о подвиге тех, кто уже прошел путем покаяния, чтобы и мы вдохновились их подвигом и спроецировали то, что происходило в их жизни, на собственную жизнь.
Будем вдохновляться подвигами святых: святителя Григория Паламы, который созерцал Божественный свет и описал его в своих книгах, преподобного Иоанна Лествичника, который составил руководство для монахов – путеводитель по лествице добродетелей, и преподобной Марии Египетской, которая не была монахиней, не писала книг, не читала даже Священного Писания, но подвигом своей жизни достигла равноангельного состояния и святости.
Всех вас поздравляю с праздником! Берегите себя, берегите своих близких и да хранит вас всех Господь!”
Служба коммуникации ОВЦС