Митрополит Иларион: Церковь призывает нас рассматривать всю свою жизнь как восхождение к Богу
11 апреля 2021 года, в Неделю 4-ю Великого поста, день памяти преподобного Иоанна Лествичника, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион совершил Божественную литургию святителя Василия Великого в московском храме в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» на Большой Ордынке.
Архипастырю сослужили клирики храма.
На сугубой ектении были возглашены молитвенные прошения об избавлении от коронавирусной инфекции.
После сугубой ектении митрополит Иларион вознес молитву, во время распространения вредоносного поветрия чтомую.
За богослужением пел Московский синодальный хор под управлением заслуженного артиста России А.А. Пузакова, а также Академический Большой хор «Мастера хорового пения» (художественный руководитель и главный дирижер – заслуженный деятель искусств Российской Федерации Лев Конторович).
Были исполнены песнопения «Литургии святого Иоанна Златоуста» С.В. Рахманинова.
По окончании Литургии митрополит Иларион обратился к присутствующим cо словом проповеди:
«Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Сегодня святая Церковь приглашает нас взойти на святую гору Синай, где Господь беседовал со Своим избранником Моисеем и куда на протяжении многих веков, вплоть до настоящего времени, восходят православные христиане, дабы в молитвенном благоговении встретить восход солнца и поклониться Богу, беседовавшему с человеками через Моисея на святой Синайской горе.
Уже в византийскую эпоху возле Синайской горы был устроен монастырь святой великомученицы Екатерины. Одним из игуменов этого монастыря был святой Иоанн Лествичник, чью память мы сегодня совершаем.
В своей книге «Лествица духовного восхождения» святой Иоанн Синайский представил всю духовную жизнь христианина как восхождение к Божественной любви, состоящее из постепенного отречения от мирских страстей и похотей, и приобретения тех добродетелей, которые необходимы для того, чтобы человек уже на этой земле удостоился Царствия Небесного. Подобного боговидцу Моисею, преподобный Иоанн Лествичник приглашает нас взойти на эту гору и лествицу добродетелей, и через это восхождение приобщиться к Богу Живому.
Когда человек восходит на гору, для него важен не только момент окончания пути, когда он оказывается на вершине, но и само восхождение. Паломники, которые поднимаются на Синайскую гору, как правило, начинают свой путь глубокой ночью: в два часа ночи, когда темно, прохладно и когда долгий путь не кажется столь утомительным. Они идут, преодолевая телесную немощь, восходят все выше и выше, и в предрассветном сумраке оказываются на вершине горы. А потом они созерцают, как из-за горизонта восходит солнце. И в этот момент они воспевают Богу победную песнь, воссылают Ему славословие. Очень часто на вершине горы совершается Божественная литургия – в память о том, как Господь общался с Моисеем, в память о многих подвижниках, которые взошли по лествице добродетелей, дошли до этой вершины и до тех вершин, которые открывают человеку путь в Царствие Небесное.
Святая Церковь не случайно напоминает нам об этом в дни Великого поста - чтобы мы ощутили себя паломниками, восходящими на гору, и на собственной лестнице духовного восхождения сделали еще один шаг на пути к Царствию Небесному.
Святая Церковь напоминает нам сегодня и через евангельское чтение о том, как важно веровать, как важно молиться и поститься. В сегодняшнем евангельском отрывке рассказывается о бесноватом отроке, которого не смогли исцелить ученики Спасителя. И тогда отец привел мальчика к Господу Иисусу Христу. Рассказав Ему о симптомах болезни сына, он попросил Спасителя: «Если что можешь, сжалься над нами и помоги нам» (Мк. 9.21). На что Господь ответил: «Если сколько-нибудь можешь веровать, всё возможно верующему» (Мк. 9.23). И тогда этот человек воскликнул: «Верую, Господи! помоги моему неверию» (Мк. 9.24).
Слова эти говорят о том, что очень многие люди находятся на пути от неверия к вере. И этот путь – тоже восхождение на гору или на лествицу, ибо редко случается с человеком, что он сразу преодолевает огромное расстояние между неверием и верой.
Чтобы пройти путь к вере, от человека зачастую требуются долгие годы духовного труда и укоренения в жизни христианской. Когда ученики спросили Иисуса, почему они не смогли исцелить бесноватого отрока, Христос ответил им: «Сей род (то есть род бесов) не может выйти иначе, как от молитвы и поста» (Мк. 9. 29).
Церковь напоминает нам об этом в дни Великого поста для того, чтобы на нашем духовном восхождении мы укрепляли себя постом и молитвой. Время Великого поста для того и установлено Церковью, чтобы, ограничивая себя в чем-то телесно, мы укрепляли себя духовно и восходили от силы в силу по лествице добродетелей. И нашим путеводителем на этом пути является молитва.
Если кто из нас не прочитал «Лествицу» святого Иоанна Синайского, еще имеют возможность прочитать эту книгу в оставшееся время Великого поста. «Лествица» была написана для монахов, поэтому чтение это не очень простое, и многие из ныне живущих мирян могут спросить: какое же отношение все это имеет к нам? Ведь «Лествица» начинается с первой ступени, которая есть не что иное, как отречение от мира.
Но на протяжении веков книгу эту читали не только монахи, но и миряне. И очень многие извлекали из нее духовную пользу, ибо советы, которые дает преподобный Иоанн Лествичник, полезны для очень многих людей и необходимы каждому человеку.
Церковь, напоминая нам сегодня об этом подвижнике, призывает нас рассматривать всю свою жизнь как восхождение к Богу. Чтобы на этом пути мы боролись с нашими страстями, недостатками, слабостями, дурными привычками и грехами, и приобретали те добродетели, без которых невозможен вход в Царствие Небесное. И чтобы на этом пути мы укрепляли себя молитвой и постом».
Митрополит Иларион поблагодарил Академический Большой хор «Мастера хорового пения» и его художественного руководителя – народного артиста России Льва Зиновьевича Конторовича, а также Московский синодальный хор под управлением А.А. Пузакова за исполнение за богослужением «Литургии святого Иоанна Златоуста» С.В. Рахманинова. Как отметил владыка, «Литургия» С.В. Рахманинова изначально была написана не для богослужения, а для концертного исполнения. Поэтому за богослужением это произведение звучит очень редко.
«Всех вас поздравляю с праздником. Желаю вам здоровья, помощи Божией. Берегите себя, берегите своих близких и да хранит вас всех Господь», – сказал в завершение архипастырь.
Служба коммуникации ОВЦС