Митрополит Иларион: Встреча с Богом – главная цель в жизни человека
15 февраля 2021 года, в праздник Сретения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион совершил Божественную литургию в московском храме в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» на Большой Ордынке. Архипастырю сослужили клирики храма.
Накануне праздника митрополит Иларион совершил в храме всенощное бдение.
На Литургии на сугубой ектении были возглашены молитвенные прошения об избавлении от коронавирусной инфекции.
После сугубой ектении митрополит Иларион вознес молитву, во время распространения вредоносного поветрия чтомую.
По окончании богослужения владыка обратился к присутствующим c архипастырским словом:
«Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Всех вас, дорогие отцы, братья и сестры, поздравляю с праздником Сретения Господня!
Мы вспоминаем сегодня событие, которое произошло на сороковой день после Рождества Христова, когда Младенец Иисус был принесен Своими родителями в храм Господень, чтобы по закону Моисееву быть посвященным Богу.
При храме жил долгие годы старец Симеон – человек праведной жизни, которому Духом Святым было предсказано, что он «не увидит смерти, доколе не увидит Христа Господня» (Лк. 2.26). Дух Святой привел его в этот день в храм, и когда Иосиф и Мария принесли в храм Младенца Иисуса, старец духовным взором прозрел, а, точнее, Дух Святой ему подсказал, что этот Младенец, Который лежит на руках Своей Матери – Тот, Кого ожидали и проповедовали пророки на протяжении веков. И Он пришел спасти не только народ израильский – Он станет светом во откровение язычников, то есть спасет весь мир.
Старцу Симеону было открыто Духом Святым, что судьба этого Младенца будет необычной. И Матери Его он сказал пророческие слова: «Се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий…» (Лк. 2.34). Симеон провидел ситуацию, описанную в Евангелиях, которая сложится вокруг Господа Иисуса Христа: когда Он вырастет, выйдет на проповедь и будет возвещать людям Царство Божие, не все последуют за Ним и не все Его услышат. Многие воспротивятся Его проповеди, будут спорить о Нем, и Он станет поистине предметом пререканий.
Проповедь Христа будет многими отвергнута и вызовет отнюдь не восторг и желание следовать за Ним. У людей, которые составляли на тот момент интеллектуальную, духовную и политическую элиту израильского народа, Сын Божий вызовет ненависть, и они добьются того, что Он будет осужден на смерть и распят на кресте. Все это своим духовным взором провидит старец Симеон и иносказательно говорит об этом Матери Младенца: «И Тебе Самой оружие пройдет душу» (Лк.2.35). Страдания, которые Ты не испытала при рождении этого Божественного Младенца, Ты испытаешь, когда будешь свидетельницей Его смерти, когда будешь стоять при Его кресте, – вот, что означают слова праведного Симеона.
Для самого старца Симеона его встреча со Христом означала исполнение обетования и надежд. Настал день, который он ожидал очень долго, и теперь он мог спокойно перейти в мир иной, ибо самое главное событие в его жизни совершилось. Он жил для того, чтобы увидеть Спасителя мира, рожденного Приснодевой Марией. Возможно, он не предполагал, что увидит Его беспомощным младенцем, но, когда Младенец Иисус был принесен в храм, Симеон распознал в Нем Того, ожиданием Которого жил не только он, но и предшествовавшие ему пророки прежних веков. Он восславил Бога и сказал: «Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему, с миром; яко видеста очи мои спасение Твое, еже еси уготовал пред лицем всех людей» (Лк. 2. 29-32). Слова эти мы часто слышим на вечернем богослужении и читаем в вечерних молитвах.
Праведный Симеон дождался своего часа, когда мог сказать: «Ныне отпускаешь меня, Владыка, по слову Твоему, с миром…» Свершилось обетование, встреча состоялась, и старец собственными глазами увидел родившегося Спасителя мира.
Мы с вами, дорогие братья и сестры, каждый раз встречаем Господа Иисуса Христа, когда, подобно Симеону и Анне-пророчице, приходим в храм Господень. И мы видим не беспомощного младенца, лежащего на руках Матери, а Того, Кто пришел во славе, чтобы спасти нас и даровать нам всего Себя. Если старец Симеон держал Младенца Иисуса на своих руках, то мы с вами принимаем Господа Иисуса Христа внутрь себя, и не только держим Его на руках, но имеем Его внутри нашего тела и нашего сердца. Его Плоть становится нашей плотью, Его Кровь – нашей кровью. Это самая главная встреча, ради которой живет человек, и если она состоялась, то можно сказать, подобно пророку Симеону: «Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко».
Каждый вечер мы произносим эти слова во время вечерних молитв. Мы знаем, что каждый новый день нашей жизни для нас может стать последним. И перед тем, как лечь в кровать, мы спрашиваем: «Неужели мне одр сей гроб будет?», ибо знаем, что может случиться так, что человек ложится в постель, чтобы проснуться на следующее утро, но не просыпается, ибо Господь забирает его к Себе.
Причастившись Святых Христовых Таин, встретившись со Христом, мы исполняем то, ради чего живем на этой земле - встречаем Господа Иисуса Христа. Он входит в нашу душу, в наше сердце, в наше тело, Он живет внутри нас, и мы с готовностью ожидаем смертного часа, ибо верим, что за порогом смерти Господь Иисус Христос ожидает нас так, как Он ожидал праведного Симеона.
В день Сретения Господня будем молиться Богу о том, чтобы наша кончина была христианской, непостыдной, мирной. Чтобы мы всегда пребывали со Христом, и Сам Господь соделал нас достойными этой встречи – и в настоящей, и в будущей жизни. Аминь.
Всех вас поздравляю с праздником! Храни вас всех Господь!»
Служба коммуникации ОВЦС