Московского Патриархата
На сайте используются cookie-файлы, которые помогают показывать Вам самую актуальную информацию. Продолжая пользоваться сайтом, Вы даете согласие на использование ваших Метаданных и cookie-файлов. Управление cookie
Архиепископ Волоколамский Иларион: «Суеверие также отличается от веры, как дьявол – от Бога, как тьма от света».
16 января 2010 года в эфире передачи «Церковь и мир» председатель Отдела внешних церковных связей архиепископ Волоколамский Иларион рассказал, чем суеверия отличаются от веры.
Архипастырь назвал суеверия подменой веры. Эта подмена происходит тогда, когда истинная суть христианских праздников и христианского образа жизни вытесняется обычаями, не имеющими ничего общего с церковными. По его мнению, «за многими суевериями стоит диавол, который просто пытается насмеяться над религией».
«Церковь всегда пытается научить человека разумному отношению к жизни, сказал далее Владыка Иларион. - Сам Бог стал человеком для того, чтобы научить людей разуму, показать, где истина, а где ложь, где добро, а где зло, где свет, а где тьма. Суеверия, гадания – это абсолютная тьма, а подлинное религиозное чувство, обряд, Таинство – это всегда свет. Поэтому суеверие также отличается от веры, как диавол – от Бога, как тьма от света. Это полностью противоположные вещи».
Затем Владыка Иларион ответил на вопрос о том, где проходит граница между суеверием и верой: «Вера, как говорит апостол Павел, это уверенность в невидимом, внутреннее чувство, которое воспитывается в человеке благодаря его религиозному опыту, его религиозной жизни. Неправильно отождествлять веру с обычаями и обрядами».
«У нас очень распространено такое явление, как обрядоверие - продолжил Владыка. - Оно заключается в том, что люди воспринимают веру как совокупность некоторых обрядов, в которые якобы укладывается вся вера. Допустим, на Пасху надо яйца красить, в Родительскую субботу – пойти на кладбище. В этом случае люди пытаются узнать Церковь исключительно с точки зрения того, какие обычаи в ней существуют, что можно, что нельзя, что надо носить. Все вопросы такого человека, обращенные к священнику, сводятся к несущественным внешним моментам».
Архипастырь также отметил, что даже молитва «может быть суеверной, если она не подкреплена опытом духовной жизни». Неверующий человек может обращаться к святым со своими просьбами, и это лучше, чем если бы он вообще не молился, «но еще лучше, чтобы человек ходил в храм и всю свою жизнь воспринимал комплексно, во всех своих проблемах, в том числе и телесных болезнях, видел бы ту духовную составляющую, которая не может быть исцелена никакими суевериями, обрядами и гаданиями».
Говоря о допустимости рождественских колядок, Владыка поделился воспоминаниями о богослужениях в Свято-Духовом монастыре Вильнюса, в котором он начинал свое монашескую жизнь, и где колядки даже исполнялись за праздничным богослужением.
«Думаю правильнее отделять богослужение от внебогослужебного народного творчества. Мне, кажется, колядкам место не в храме, а в приходском доме, на детских елках, и других мероприятиях, связанных с празднованием Рождества Христова», – добавил архипастырь.
В заключение архиепископ Иларион ответил на вопрос об отношении Православия к таким терминам и явлениям как "порча" и "сглаз": «Таких терминов в православном лексиконе не существует вообще, потому что Православная Церковь не признает таких явлений, как порча и наговор. Невозможно взять и испортить человека из-за того, что кто-то не так на него взглянул. Но мы знаем, что существует мир отрицательных темных сил, который мы называем бесовским. Этот мир существует параллельно нашему человеческому миру, и мы находимся в полной безопасности от него, если мы участвуем в церковных Таинствах, носим нательный крест, и, самое главное, не верим в силу диавола и тех духов, которыми он повелевает. Человек становится подвержен действию этих духов тогда, когда сам открывает им вход через участие в каких-то суевериях, гаданиях. Сначала человеку внушают, что его испортили, потом, что ему надо пойти к бабке, которая снимет порчу. Если он начнет во все это верить, то может стать психически больным, не говоря уже о том, что он будет духовно больным. Церковь предостерегает от этих суеверий. Надо ходить в храм, носить на себе крест, причащаться, исповедыватся, не совершать смертных грехов, и тогда никакое зло не сможет повредить человеку».
Служба коммуникации ОВЦС
Патриарх
Председатель Отдела
30 ноября в 08:15
25 ноября в 09:40
23 ноября в 10:00
19 ноября в 13:40
19 ноября в 11:00
Проповеди
17 октября 2021 в 22:00
11 сентября 2021 в 20:00
29 августа 2021 в 23:00
01 августа 2021 в 22:00
27 июня 2021 в 23:00
19 марта 2021 в 15:56
07 марта 2021 в 22:34
15 февраля 2021 в 20:00
07 февраля 2021 в 21:20
31 января 2021 в 20:26
24 января 2021 в 21:20
27 ноября в 16:00
24 ноября в 11:00
22 ноября в 10:00
20 ноября в 09:45
19 ноября в 10:30
17 ноября в 19:01
09 ноября в 23:30
09 ноября в 22:30
05 ноября в 14:10
05 ноября в 13:00
04 ноября в 19:40
04 ноября в 11:00
30 ноября в 08:15
28 ноября в 10:45
27 ноября в 17:50
27 ноября в 07:00
25 ноября в 09:40
23 ноября в 10:00
23 ноября в 08:00
22 ноября в 21:00
22 ноября в 09:59
19 ноября в 13:40
19 ноября в 11:00
17 октября 2021 в 22:00
14 октября 2021 в 22:00
03 октября 2021 в 20:00
11 сентября 2021 в 20:00
29 августа 2021 в 23:00
01 августа 2021 в 22:00
27 июня 2021 в 23:00
19 марта 2021 в 15:56
07 марта 2021 в 22:34
15 февраля 2021 в 20:00
14 февраля 2021 в 19:34
09 февраля 2021 в 19:02
07 февраля 2021 в 21:20
31 января 2021 в 20:26
24 января 2021 в 21:20