
Московского Патриархата
На сайте используются cookie-файлы, которые помогают показывать Вам самую актуальную информацию. Продолжая пользоваться сайтом, Вы даете согласие на использование ваших Метаданных и cookie-файлов. Управление cookie
Митрополит Волоколамский Иларион: греховные помыслы мы должны нещадно бить мечом молитвы Иисусовой
18 февраля 2010 года, в четверг первой седмицы Великого поста, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион совершил в храме в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» Великое повечерие с чтением покаянного канона преподобного Андрея Критского .
По окончании чтения канона владыка Иларион обратился к молившимся в храме с архипастырским словом:
«Дорогие братья и сестры, сегодня мы закончили чтение Великого покаянного канона преподобного Андрея Критского.
В сегодняшнем чтении мы слышали такие слова: «Востани и побори, яко Иисус Амалика, плотския страсти, и гаваониты - лестныя помыслы». Речь в этом тропаре канона идет о том, что мы должны бороться не только со страстями, но и с источниками страстей, то есть помыслами. Что такое помыслы? Это мысли, которые возникают у человека в голове спонтанно и непроизвольно. Каждый из нас знает, что на протяжении дня мы получаем множество впечатлений, а часто и без всяких внешних впечатлений нас посещают различные мысли, и бывает, что голова наполнена ими, как кипящий котел. Они бывают разными по характеру и по содержанию - иногда нас посещают умные мысли, а иногда глупые; иногда добрые, а иногда злые. Иногда нас посещают мысли безгрешные, а иногда греховные. И часто нам кажется, что этот кипящий котел, подобным которому становится наша голова, вообще не подлежит никакому контролю, потому что мысли приходят, когда их не ждешь, и уходят, когда того не ожидаешь. Многим людям кажется, что контролировать мысли вообще невозможно, а между тем святые отцы Церкви учат нас, что человек может контролировать не только свои поступки, но и внутренне свое состояние. Он может бороться не только со своими грехами, но со страстями; более того, человек может иметь контроль над тем, что происходит у него в голове и в сердце, то есть над помыслами, пожеланиями, мыслями и чувствами.
Как распознать, откуда пришла мысль, - изнутри или со стороны или, может быть, эта мысль пришла от диавола? Как человеку понять, какую мысль допускать себе, а какую - нет? Для того, чтобы этому научиться, нужно потратить немало времени и приложить немало усилий, но этот труд совершенно необходим для того, чтобы приблизиться к Богу и к добродетельной жизни, потому что, как говорит преподобный Марк подвижник, всякая страсть начинается с помысла, и нет такой страсти, которая бы вошла в человека без того, чтобы он сначала не допустил в себя те или иные греховные помыслы.
Святые отцы также учат, что всякий помысел, приходящий со стороны, входит в человека постепенно и никогда сразу не овладевает его сознанием. Сначала этот помысел, греховный или безгрешный, появляется как бы на горизонте человеческого ума - приходит откуда-то издалека, как неясная тень, как дуновение ветра. И если человек следит за тем, что происходит у него в голове и в сердце, если он научился тому искусству, которое святые отцы называли трезвением, то есть духовной внутренней бдительностью, то уже при появлении помысла он сумеет определить, злой этот помысел или добрый, греховный или безгрешный, опасный или безопасный. И тогда уже в самом начале он сможет поставить преграду злому помыслу, то есть попросту не допустить его в свою голову и сердце.
Если же человек при появлении в его уме греховного помысла начинает рассматривать его, как бы вступает в диалог с ним, - это уже более опасное состояние. Еще более опасно, если человек внутренне соглашается с греховным помыслом, принимает его. От этого до страсти - один шаг. И всего шаг от страсти до греха.Нет такого греха, который человек совершил бы, не задумав его сначала, не осмыслив его и не согласившись внутренне на то, что он совершит этот грех.
Гораздо труднее бороться с грехами, чем со страстями; со страстями же бороться труднее, чем с помыслами. Так и укоренившуюся в человеке болезнь лечить сложнее, чем при появлении первых симптомов. И гораздо труднее болезнь лечить, чем, занимаясь профилактикой, не допускать ее к себе. Контроль над своими помыслами – ни что иное, как профилактика духовных болезней, каковыми являются страсти и грехи, не что иное как профилактика духовной смерти, каковой является греховный образ жизни.
Мы должны учиться контролировать свои мысли, следить за тем, что происходит в нашей голове. Мы должны ставить преграды греховным помыслам. Каждый из нас, думаю, хорошо знает свои слабые места, знает, где подстерегает его страсть. Лучшее средство для борьбы с помыслами, по слову святых отцов, - молитва Иисусова. Как только появляется на горизонте нашего ума греховный помысел, как только забрезжит где-то в нашем уме какая-либо скверная или гадкая мысль, мы должны прогонять ее призыванием имени Господа Иисуса Христа. Святой Иоанн Лествичник призывал именем Иисуса бить супостатов. Кто такие эти супостаты, кто такие гаваониты, о которых мы читали сегодня в Великом каноне? Это греховные помыслы - именно этих супостатов мы должны нещадно бить мечом молитвы Иисусовой.
Для чего это нужно? Для того, чтобы наш ум не подвергался болезни, чтобы он всегда был здоровым, крепким и способным противостоять греху, ибо грех начинается в уме и сердце. Как говорит Сам Господь, из сердца исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства (Мк. 7. 19), ведь никакое прелюбодеяние не совершится, если сначала в человеке не поселится страсть. А страсть блудная не поселится в человеке, если он не возьмет себе в привычку допускать блудные помыслы Потому и надо подобные помыслы отсекать. Такое искусство необходимо не только для монахов, но в не меньшей степени и для семейных людей: для того, чтобы супруги хранили верность друг другу, чтобы никогда не поколебалась их семья, чтобы всегда сохранялась между ними любовь, они должны отсекать всякие соблазны. А для того, чтобы отсекать соблазны, нужно отсекать блудные помыслы.
Время Великого поста – это хорошее время для того, чтобы мы учились трезвению, чтобы мы учились работе над собой, учились контролировать не только свои дела и слова, но и мысли. Собственными силами мы этого сделать не сможем, но, призывая имя Иисусово, призывая на помощь Бога, мы сможем преодолеть в себе – пусть и не сразу, а постепенно, – те греховные помыслы, которые одолевают нас ночью и днем.
Будем же просить у Господа, чтобы Он помог нам достичь той самой перемены ума, каковой является истинное покаяние, а перемена ума есть ни что иное, как отказ от греховных помыслов. Будем просить у Господа, чтобы Он дал нам твердость, дал нам силы крепко держать в руках духовный меч, каковым является молитва Иисусова. Будем просить у Господа, чтобы Он помог нам использовать время Великого поста для того, чтобы научиться великому искусству трезвения, которое поможет нам достичь спасения и вечной жизни».
Служба коммуникации ОВЦС
Патриарх
02 сентября в 21:00
01 сентября в 19:00
Председатель Отдела
26 июля в 16:00
Проповеди
17 октября 2021 в 22:00
11 сентября 2021 в 20:00
29 августа 2021 в 23:00
01 августа 2021 в 22:00
27 июня 2021 в 23:00
19 марта 2021 в 15:56
07 марта 2021 в 22:34
15 февраля 2021 в 20:00
07 февраля 2021 в 21:20
31 января 2021 в 20:26
24 января 2021 в 21:20
02 сентября в 21:00
01 сентября в 19:00
28 августа в 18:00
27 августа в 22:00
26 августа в 12:00
15 августа в 16:00
02 августа в 12:00
30 июля в 19:45
21 июля в 22:00
04 сентября в 17:40
28 августа в 18:00
27 августа в 22:00
26 августа в 11:59
12 августа в 23:40
08 августа в 16:00
02 августа в 11:59
26 июля в 16:00
17 октября 2021 в 22:00
14 октября 2021 в 22:00
03 октября 2021 в 20:00
11 сентября 2021 в 20:00
29 августа 2021 в 23:00
01 августа 2021 в 22:00
27 июня 2021 в 23:00
19 марта 2021 в 15:56
07 марта 2021 в 22:34
15 февраля 2021 в 20:00
14 февраля 2021 в 19:34
09 февраля 2021 в 19:02
07 февраля 2021 в 21:20
31 января 2021 в 20:26
24 января 2021 в 21:20